Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
1. После того как я начал принимать, выписанные мне антибиотики, у меня начался понос. Почему это происходит? Появление поноса на фоне приема...
2. Можно ли при дисбактериозе кишечнике употреблять молоко? ребенку 2 года, иногда даю пить кипяченое молоко ему, и каши на молоке едим каждый день. Ребенка рвет во время еды. Кроме рвоты ничего не беспокоит: ни болей в животе, ни поноса, ни температуры нет Строгого противопоказания...
3. Может ли дисбактериоз вызвать запор у взрослого? Да, хотя при дисбактериозе...
1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...
2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...
3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...
ПРОЕКТ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ЗДОРОВЬЕ-3)"
ПРОЕКТ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ЗДОРОВЬЕ-3)"
при финансовом сотрудничестве с Международной ассоциацией развития Всемирного банка
В настоящее время в Узбекистане создана эффективно действующая система высококвалифицированной медицинской помощи. Она включает, в числе других, Республиканские специализированные центры хирургии, урологии, кардиологии и микрохирургии глаза, специализированные научно-практические медицинские центры терапии и медицинской реабилитации, дерматологии и венерологии, акушерства и гинекологии, педиатрии, фтизиатрии и пульмонологии, эндокринологии и областные многопрофильные медицинские центры. Оснащение же лечебных учреждений районного уровня пока отстает от требуемого по стандартам оснащения, в связи с чем данный проект посвящен вопросам улучшения качества медицинских услуг в отобранных районных медицинских объединениях, совершенствованию системы финансирования и управления медицинскими учреждениями, развития системы общественного здравоохранения и продолжения дальнейшего развития первичного звена здравоохранения.
Правительство Республики Узбекистан совместно с Всемирным банком на протяжении ряда лет оказывают значительные финансовые вливания и техническую поддержку, направленную на решение задач реформирования в первичном звене здравоохранения.
Все это позволило существенно улучшить инфраструктуру сельского здравоохранения и оснастить современным медицинским оборудованием большую часть (свыше 3000) сельских учреждений первичной медико-санитарной помощи. Была проведена реформа методики финансирования первичного звена здравоохранения, основанная на подушевом финансировании сельских учреждений первичной медико-санитарной помощи. Начата реформа городского звена первичной медико-санитарной помощи на уровне пилотных поликлиник в четырех городах – Ташкент, Самарканд, Гулистан и Маргилан. Медицинский персонал реформированных учреждений первичной медико-санитарной помощи прошел обширную переподготовку по общей врачебной практике с уклоном семейной медицины.
Дальнейшее сотрудничество Правительства Республики Узбекистан и Всемирного банка планируется направить на улучшение качества услуг амбулаторного и стационарного звена на районном и городском уровнях.
Определены следующие ключевые стратегические направления и сферы для дальнейшей модернизации первичного звена здравоохранения:
– совершенствование стационарных медицинских услуг посредством оснащения районных медицинских объединений современным медицинским оборудованием; образование/обучение; разработка клинических руководств, разработка и внедрение новых технологий по функциональному управлению больниц и улучшению системы технического обслуживания медицинского оборудования районных медицинских объединений и учреждений первичного звена здравоохранения;
– дальнейшая поддержка реформ первичного звена здравоохранения в городских семейных поликлиниках посредством оснащения 50 семейных поликлиник г.Ташкента, 19 семейных поликлиник в Ферганской области и 7 семейных поликлиник в Самаркандской области современным медицинским оборудованием и подготовки врачей общей практики;
– содействие осуществлению общих принципов общественного здравоохранения посредством внедрения программ по пропаганде здорового образа жизни и скрининг программ по профилактике сахарного диабета и гипертонической болезни, совершенствования эпидемиологического надзора за факторами риска неинфекционных заболеваний;
– поддержка естественного развития реформ финансирования и управления здравоохранения с возможным упором на укрепление реформ финансирования и управления первичного звена здравоохранения, распространение реформ городской модели первичной медико-санитарной помощи и реформ управления, а также начало реформирования системы финансирования и управления стационарными учреждениями в пилотных регионах.
Основными целями и задачами проекта "Здоровье-3" являются:
* повышение качества медицинских услуг, оказываемых районными ¬меди¬цин¬скими объединениями;
* разработка программ по совершенствованию медицинских услуг в отобранных сферах (кардиология, пульмонология, общая педиатрия, инфекция);
* обеспечение финансовой устойчивости модернизированных районных медицинских объединений;
* доступ к недорогой специализированной стационарной и консультативно-амбулаторной помощи для пациентов районных больниц;
* укрепление системы медицинского образования и совершенствование устойчивого долгосрочного профессионального развития медицинских работников;
* укрепление потенциала системы здравоохранения в плане управления больницами (стратегическое планирование и управление на основе индикаторов эффективности, качества и доступности).
Структура проекта "Совершенствование системы здравоохранения (Здоровье-3)" предполагает следующие четыре компонента:
Компонент 1: повышение качества услуг здравоохранения
Данный компонент будет направлен на улучшение планирования услуг в РМО, их оснащение современным оборудованием и улучшение навыков и компетенций клинического персонала в вопросах ведения и лечения пациентов, с упором на наиболее распространенные педиатрические и неинфекционные заболевания. Этот компонент будет опираться на результаты проектов "Здоровье-1" и "Здоровье-2" в том, что касается реструктуризации первичного звена здравоохранения. Далее, он будет поддерживать углубление реформ ПМСП путем распространения модели общей практики в ПМСП на городскую местность, укрепляя систему направления пациентов и улучшая навыки и компетенцию медицинского персонала в вопросах ранней диагностики, скрининга и лечения наиболее значимых неинфекционных заболеваний.
Компонент состоит из трех подкомпонентов.
Подкомпонент совершенствование больничного обслуживания
В рамках данного подкомпонента будут финансироваться следующие мероприятия: (а) оснащение не менее ста отдельных центральных районных больниц современным диагностическим оборудованием, оборудованием для утилизации и медицинской мебелью; (б) улучшение планирования больничных услуг в РМО, включая пересмотр больничных строительных спецификаций и стандартов, и разработку правил направления и систем технического обслуживания оборудования; и (в) организация учебных поездок для сотрудников администрации органов здравоохранения для наращивания уровня знаний и компетенции в больницах.
Проект будет уделять особое внимание созданию возможностей для обзора и реструктуризации функциональных связей и организационной структуры предоставления клинических услуг на уровне РМО. Реконструкция многих РМО сохранит некоторые из ограничений, связанных с их первоначальным проектом, но расположение и структура дополнительных зданий, а также переназначение зданий будут планироваться таким образом, чтобы максимально повысить эффективность функциональных взаимосвязей и помочь снизить операционные расходы в дальнейшем. Насколько возможно, услуги будут консолидироваться (приемное отделение, диагностическое, отделение экстренной помощи, общей терапии и педиатрии и т.д.) и располагаться в меньшем количестве зданий.
Первоначально проект будет поддерживать все больницы в шести областях (Андижанская, Ферганская, Кашкадарьинская, Наманганская, Самаркандская области и Республика Каракалпакстан) и две-три больницы в других областях. В ходе реализации количество больниц, охваченных проектом, может возрасти.
Подкомпонент развитие первичного звена здравоохранения
Данный подкомпонент направлен на развитие системы ПМСП посредством: (а) расширения охвата модели ПМСП на все городские поликлиники в пилотных Ферганской, Сырдарьинской, Самаркандской областях и в г. Ташкенте; (б) продолжение десятимесячных программ подготовки ВОП; (в) повышение квалификации врачей и медсестер ПМСП в вопросах ранней диагностики, скрининга и лечения, приоритетных неинфекционных заболеваний (НИЗ) и разработка оптимальной стратегии внедрения городской модели общей врачебной практики, посредством предоставления товаров, услуг консультантов и обучения.
10-месячная программа по обучению ВОП останется основным методом подготовки врачей городских поликлиник. Однако программа будет подвергнута внешнему обзору для обеспечения соответствия аспектов обучения практическим навыкам – стандартам высокого качества.
В рамках данного подкомпонента будут финансироваться следующие мероприятия: (а) техническое содействие по обзору 10-месячной программы по обучению ВОП; (б) предоставление медицинского оборудования городским учреждениям ПМСП (всем поликлиникам) в трех областях: Ферганской, Сырдарьинской, Самаркандской и в г.Ташкенте; (в) международное и местное техническое содействие для разработки оптимальной стратегии внедрения городской модели общей врачебной практики/семейной медицины с четко установленными сроками; (г) разработка нормативно-правовых и регуляторных документов для дальнейшего развертывания городской модели ПМСП; (д) международное и местное техническое содействие для дальнейшего развития системы подготовки медсестер и улучшения навыков тренеров медсестер.
Подкомпонент повышение качества клинических услуг
Ключевой целью этого подкомпонента является повышение качества услуг здравоохранения. Повышение качества клинических услуг посредством следующего: (a) предоставление повышения квалификации без отрыва от производства для педиатров, терапевтов и медсестер РМО на тему применения новых клинических стандартов лечения; (б) обучение ведению клинических случаев и администрированию больниц; (в) разработка и внедрение современных, актуальных и эффективных практических стандартов лечения для педиатров и терапевтов РМО; и (г) создание механизмов повышения качества для мониторинга применения новых клинических стандартов лечения, посредством предоставления товаров, услуг консультантов и обучения.
Компонент 2: укрепление реформ финансирования и управления сектором здравоохранения
Настоящий компонент направлен на следующее: (а) консолидация и институционализация реформ подушевого финансирования и управления первичным звеном здравоохранения путем разработки стратегии финансирования сектора здравоохранения и соответствующих мер регулирования для реализации этой стратегии путем предоставления услуг консультантов, и (б) укрепление роли Министерства здравоохранения в области разработки и мониторинга формирования и реализации политики финансирования здравоохранения и наращивания потенциала на местах путем следующего: (а) проведения анализа расходов в секторе здравоохранения и составления среднесрочных прогнозов; (б) разработки национальных счетов здравоохранения (НСЗ) и исследование схем использования больниц; (в) обучения соответствующих работников Минздрава, сельских учреждений ПМСП и РМО управлению финансами; и (г) разработки Информационной системы финансирования здравоохранения для поддержки апробации системы финансирования больниц посредством предоставления товаров, услуг консультантов и обучения.
В рамках данного компонента будут финансироваться следующие мероприятия: (а) техническое содействие по созданию общего видения и стратегии финансирования сектора здравоохранения и разработке соответствующих мер регулирования для обеспечения ведущей роли областных и районных органов здравоохранения в планировании бюджета здравоохранения; (б) техническое содействие и обучение для наращивания потенциала Минздрава и разработки национальных счетов здравоохранения, анализа расходов в секторе здравоохранения и разработки среднесрочных прогнозов; (в) техническое содействие в разработке контрактов на основе стоимости и объема услуг и блочных контрактов для возмещения затрат на предоставление больничных услуг и их пилотировании; (г) обучение персонала в сельских клиниках ПМСП и РМО управлению финансами и медицинскими учреждениями; (д) предоставление компьютеров, ИКТ-оборудования и разработка информационно-технического обеспечения для отдельных районных больниц и Мин¬здрава; (е) исследование причин недоиспользования больничных услуг людьми среднего и старшего возраста; (ж) учебные поездки в страны с устоявшимися системами финансирования больниц на основе пролеченного случая.
Компонент 3: укрепление системы профилактики и контроля неинфекционных заболеваний
Целью данного компонента является наращивание потенциала учреждений общественного здравоохранения для эффективной профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями. Данный компонент состоит из двух подкомпонентов:
Подкомпонент формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний
Данный подкомпонент будет основан на осуществляемых мероприятиях по формированию здорового образа жизни. В частности, он направлен на укрепление потенциала учреждений общественного здравоохранения в вопросах эффективной профилактики и контроля неинфекционных заболеваний путем повышения осведомленности о факторах риска и изменения привычек, ведущих к повышенному риску гипертонии, диабета и прочих хронических заболеваний среди населения в двух пилотных областях – Кашкадарьинской и Ферганской.
Запланированные мероприятия помогут внедрить Национальный план по формированию здорового образа жизни (2011-2014 гг.) и будут основаны на усилиях, предпринятых в рамках проекта "Здоровье-2", которые были нацелены на улучшение знаний и навыков специалистов по формированию здорового образа жизни, необходимых для эффективной деятельности по формированию здорового образа жизни и изменению поведения. Конкретные направления деятельности включают: (а) определение ключевых проблем, связанных со здоровьем населения; (б) реализацию ряда целевых программ, основанных на доказательных принципах, для решения выявленных проблем (например, проведение "Дней здоровья" для информирования общественности, информационную работу в школах, разработку информационных брошюр для различных групп населения, эффективное использование СМИ для распространения информации, скрининг и т.п.); (в) оценку воздействия реализованных программ.
Для укрепления потенциала в вышеупомянутых сферах, данный компонент будет осуществлять финансирование следующих мероприятий: (а) обучение более 150 специалистов по общественному здравоохранению принципам формирования здорового образа жизни, эпидемиологии НИЗ и эффективным стратегиям коммуникации, (б) обучение поставщиков услуг ПМСП скринингу и предотвращению гипертонии и диабета; (в) базовый пакет компьютерного/мультимедийного оборудования для отделений Института здоровья в двух экспериментальных областях и их районных/городских филиалов для использования при разработке коммуникационных материалов, мониторинга деятельности и подготовки отчетности.
Глобальный передовой опыт указывает на многоотраслевые меры как на наиболее эффективный способ решения проблемы НИЗ. Однако учитывая, что эти мероприятия представляют собой первоначальные шаги по улучшению реагирования системы общественного здравоохранения на НИЗ и что они формируют основу для изменения существующей системы общественного здравоохранения, было принято решение сконцентрироваться только на нескольких конкретных мероприятиях, связанных с общественным здравоохранением и при содействии ВОЗ строить активный диалог по НИЗ с лицами, принимающими решения, как в секторе здравоохранения, так и в других областях, что в дальнейшем позволит перейти к внедрению межсекторальных мероприятий, когда будет повышена осведомленность о детерминантах НИЗ. Здесь также осознаются существующие нехватка производственных мощностей и ограниченная успешная практика настоящего проекта в сфере общественного здравоохранения, наблюдаемые в результате слишком большого количества сложных мероприятий.
Подкомпонент укрепление системы эпидемиологического надзора
Данный подкомпонент будет направлен на укрепление систем эпидемиологического надзора посредством: (а) развития системы эпиднадзора за НИЗ; (б) развитие возможностей системы общественного здравоохранения использовать собранные данные для эффективного формирования политики и планирования программ; и (с) разработка эффективных программ формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний, посредством предоставления товаров, услуг консультантов, обучения и семинаров.
В рамках данного подкомпонента будет оказываться содействие в разработке системы эпидемиологического надзора (включая поведенческие факторы риска) за НИЗ, которая изначально будет внедрена в двух экспериментальных областях с дальнейшим распространением в системе регулярного государственного мониторинга. Система будет основана на методологии ВОЗ "STEPS – Stepwise Approach to Surveillance" ("Поэтапный подход к эпидемиологическому надзору"), специально разработанной для надзора за НИЗ в странах с низким и средним уровнем доходов.
Деятельность будет включать в себя следующее: (а) определение индикаторов для регулярного эпидемиологического надзора и разработка национальной системы мониторинга и отчетности о НИЗ; (б) обучение медицинских специалистов по статистике (Институт здоровья и медицинской статистики) тщательному и точному сбору и анализу данных; и (в) предоставление необходимого оборудования и программного обеспечения. Также в период реализации проекта планируется провести базовое и последующее обследование (в трех областях) для сбора данных по отобранным индикаторам НИЗ. Усилия будут также направлены на повышение возможности системы общественного здравоохранения использовать собранные данные при принятии действенных политических решений и планирования программ, а также при последовательной разработке эффективных программ формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний с целью решения определенных проблем. За¬планированы регулярные обсуждения за "круглым столом" руководящих работников Мин¬здрава и других основных партнеров для содействия этой деятельности и повышения руководящей роли сектора здравоохранения в данной конкретной сфере, а также повышения осведомленности о НИЗ, как о многоотраслевом аспекте. Это также важно для дальнейшей доработки документов по борьбе с табакокурением и потреблением алкоголя и национальной стратегии по НИЗ.
Компонент 4:
управление проектом
Компонент направлен на укрепление потенциала Министерства здравоохранения, Центрального бюро реализации проекта и областных бюро реализации проекта в целях управления, реализации, мониторинга и оценки проекта, а также закупок и финансового управления посредством предоставления товаров, услуг консультантов, обучения и операционных расходов.
Реализация проекта будет осуществляться в течение пяти лет, и из его бюджета будут финансироваться мероприятия по закупке товаров, консалтинговых услуг, обучению, а также дополнительные издержки производства. Правительство будет покрывать расходы, связанные с модернизацией физического состояния больниц, периодические эксплуатационные расходы, обучение ВОП и налоги.
Центральное бюро реализации проекта "Здоровье-3".
19.10.2024
Южнокорейская HAEAHN разработала мастер-план медкластера в Новом Ташкенте стоимостью $500 млн
Компания из Южной Кореи HAEAHN Architecture разработала мастер-план медицинского кластера на 420 га в...
18.10.2024
Видеоинтервью: Медицина как бизнес, самодиагностика и самолечение
Мы всегда знаем, какой врач нам нужен, хотя к узким специалистам пациентов направляет терапевт. Но мало...
18.10.2024
Дети с инвалидностью будут учиться в юридических техникумах бесплатно
Принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые...