Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
1. После того как я начал принимать, выписанные мне антибиотики, у меня начался понос. Почему это происходит? Появление поноса на фоне приема...
2. Можно ли при дисбактериозе кишечнике употреблять молоко? ребенку 2 года, иногда даю пить кипяченое молоко ему, и каши на молоке едим каждый день. Ребенка рвет во время еды. Кроме рвоты ничего не беспокоит: ни болей в животе, ни поноса, ни температуры нет Строгого противопоказания...
3. Может ли дисбактериоз вызвать запор у взрослого? Да, хотя при дисбактериозе...
1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...
2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...
3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...
Дистанционные технологии в последипломном образовании
Получение новых знаний и умений для специалиста, прошедшего первичную специализацию в сложившейся системе послевузовского образования, возможно лишь на кафедрах или факультетах последипломного образования. Образовательный процесс ведется в основном в виде 2 вариантов циклов: сертификационных и тематического усовершенствования. Первый вариант цикла обязателен для каждого специалиста 1 раз в 5 лет и выполняет, в том числе, и формальные функции. Второй, в идеальной ситуации, должен быть востребован исходя из запросов и потребностей руководства здравоохранения конкретного региона, а тематика определяться исходя из наличия проблемных участков в работе системы здравоохранения, а также необходимости повышения качества и модернизации системы здравоохранения конкретного региона в конкретный период времени. Таким образом, нам представляется возможным выделить несколько проблем эффективного развития последипломного образования в медицине на современном этапе.
1. Организационные проблемы:
- отсутствие физической возможности направления специалиста на очную форму образования (нехватка специалистов на местах, удаленность лечебнопрофилактических учреждений от учебных баз);
- объективные сложности для руководителя лечебно-профилактического учреждения направить врача на обучение (необходимость оплаты обучения (бюджет или ЛПУ), подмены специалиста, оплата проживания, сохранение заработной платы).
2. Педагогические:
- обучение по клиническим специальностям, а тем более хирургического профиля, не может проводиться заочно;
- объективные трудности в формировании однородных групп обучаемых (стаж, навыки, работа в стационаре или в поликлинике);
- в рамках сертификационного цикла невозможно глубоко осветить все достижения в изучаемой специальности за 5 лет.
Все это является в определенной степени барьером для развития и совершенствования специалиста, в особенности молодого, что не может не сказываться на качестве оказания медицинской помощи в целом. А без обучения и внедрения новых медицинских технологий модернизация системы здравоохранения невозможна.
Одним из способов решения существующих проблем, на наш взгляд, может стать внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс.
На кафедре хирургических болезней с курсом урологии последипломного образования ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития РФ» в рамках реализации программы «Электронный регион» были разработаны и внедрены ряд программ обучения с элементами дистанционного образования для специалистов региона. Отличительной особенностью, и одновременно основной сложностью их проведения явилось то, что целевой аудиторией стали врачи-хирурги и урологи это специальности, требующие развития в том числе и мануальных навыков.
Первым этапом нашей работы по внедрению обсуждаемого способа обучения явилось создание циклов тематического усовершенствования (ТУ). Таковыми явились цикл ТУ «Хирургия через малые доступы» (обучаемые врачихирурги) и ТУ «Теоретические основы малоинвазивной хирургии и урологии» (обучаемые врачи-хирурги, врачи-урологи, заведующие операционными блоками).
Принцип построения обучения был следующим.
Выделено 2 блока соответственно типам занятий: лекционная (теоретическая) и практическая части (семинары и практические занятия). Теоретическая часть была нами полностью переведена в дистанционную часть цикла. Обучаемый самостоятельно в удобное для него время изучает материал, который может быть представлен как в виде текстов с иллюстрациями, так и в формате видеоматериалов (иллюстративного характера, видеозаписи чтения лекций, при технической возможности чтение лекции в режиме телеконференции).
Принципиальным, с нашей точки зрения, является обязательное наличие не только финального контроля знаний (на семинарах и итоговом собеседовании), но и промежуточного контроля в дистанционной части. В нашем варианте мы использовали online тестовый контроль после каждой изученной темы, причем непрохождение теста не дает возможности двигаться по темам дальше. Еще одним организующим фактором служит доступность теста только в определенное время, устанавливаемое преподавателем. Все это позволяет сформировать ответственное отношение обучаемого к такой форме обучения. Невыполнение теоретической части цикла к определенному времени означает недопуск курсанта к практической части обучения.
В ходе обучения курсант имеет возможность связаться с преподавателем посредством электронной почты. При необходимости для данного обучаемого возможно выкладывание дополнительного учебного материала, видеопосланий с комментариями и планирование индивидуального плана для очной части занятий.
Преподаватель, в свою очередь, имеет возможность полностью контролировать статистику прохождения тем и тестов каждого обучаемого.
Практическая часть занятий, проводимая в очной форме, строилась по классическому типу: семинарские занятия, присутствие в операционной. Важной составляющей процесса обучения хирургическим специальностям является отработка мануальных навыков владения современным инструментарием и оборудованием операционной. Такая возможность была и у наших курсантов. Во время практической очной части цикла был оборудован учебный класс, оснащенный эндовидеоскопической стойкой, муляжом брюшной полости и эндоскопическим инструментарием.
Основываясь на полученном положительном опыте, на нашей кафедре разработаны и внедрены циклы ТУ «Ультразвуковая диагностика заболеваний простаты в практике уролога», «Избранные вопросы урологии и андрологии», сертификационный цикл по специальности «Урология».
На циклах с элементами дистанционного образования нами обучено более 100 человек. Таким образом, считаем возможным сказать следующее.
- Использование дистанционных технологий в последипломном образовании по клиническим специальностям хирургического профиля возможно.
- Дистанционные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения для конкретного слушателя, обучающегося в разнородной группе, обеспечивая модульный принцип построения учебного материала.
- Дистанционные технологии позволяют эффективно осуществлять контроль за процессом обучения и обратную связь с преподавателем.
- Позволяют сократить финансовую нагрузку на систему здравоохранения, связанную с обеспечением непрерывного образования специалистов.
- Создают предпосылки для дальнейшего развития последипломного образования на качественно ином уровне, обеспечивая модернизацию здравоохранения.
Антон Юрьевич Цуканов
Д.м.н., проф. кафедры, заведующий курсом урологии последипломного образования Омской государственной медицинской академии
19.10.2024
Южнокорейская HAEAHN разработала мастер-план медкластера в Новом Ташкенте стоимостью $500 млн
Компания из Южной Кореи HAEAHN Architecture разработала мастер-план медицинского кластера на 420 га в...
18.10.2024
Видеоинтервью: Медицина как бизнес, самодиагностика и самолечение
Мы всегда знаем, какой врач нам нужен, хотя к узким специалистам пациентов направляет терапевт. Но мало...
18.10.2024
Дети с инвалидностью будут учиться в юридических техникумах бесплатно
Принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые...