Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан
Научно-исследовательский институт эпидемиологии
микробиологии и инфекционных заболеваний
Назад
uz ru en

1. Знаете ли Вы, что избавиться от глистов навсегда просто невозможно! Есть...

2. Знаете ли Вы, что при глистной инвазии происходит дефицит макро и микро...

3. Знаете ли Вы, что упущенное в детстве лечение некоторых глистных инвазий,...

Пред. год 2024
     
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Календарь событий



01.06.2023

Всемирный банк подготовил для Узбекистана аналитический отчёт с рекомендациями по мерам государственной политики, которые необходимо принять для социально-экономической интеграции (инклюзии) лиц с инвалидностью.

Согласно исследованию ВБ, в Узбекистане 13,5% всего населения в возрасте от 3 лет и старше имеют ту или иную форму инвалидности, а 3,5% имеют серьёзную форму инвалидности.

«Распространённость инвалидности в стране тесно связана с возрастом: 54% людей в возрасте 60 лет и старше имеют ту или иную форму инвалидности», — говорится в публикации.

Официально по состоянию на 2022 год людьми с инвалидностью были признаны 845,3 тысячи человек, или 2,3% от общей численности населения.

Из общего числа людей с инвалидностью значительно большее количество проживает в сельской местности: в сёлах — 532 тысячи, а в городах — 313,3 тысячи. Самый высокий процент наблюдается в Навоийской области (3,6%), Сырдарьинской области (3,1%) и в Каракалпакстане (2,9%).

В Узбекистане 142,3 тысячи детей-инвалидов до 18 лет и 396,7 тысячи лиц с инвалидностью до пенсионного возраста. Мужчин с установленной инвалидностью больше (475,8 тысячи), чем женщин (369,5 тысячи).

Исследование подробно анализирует проблемы, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью в Узбекистане во всех сферах жизни, и даёт рекомендации для следующего пятилетнего Национального плана действий по имплементации Конвенции ООН о правах инвалидов в стране.

Ниже приводятся оценки Всемирного банка, основанные на новых и ранних исследованиях, со ссылками на другие упоминаемые в исследовании документы можно ознакомиться в полной версии отчёта.

Доступность и мобильность

Ограниченный доступ к физической среде

Инвалиды в Узбекистане сообщают о недостаточном уровне доступности общественных мест, а также собственного жилья. В исследовании 2019 года от трети до половины лиц с инвалидностью оценили доступ к общественной инфраструктуре (например, школам, больницам, рабочим местам, магазинам и т. д.) и ее использование как затруднённый или относительно сложный в зависимости от типа инфраструктуры.

Самые низкие уровни доступности отмечены для учреждений здравоохранения (52%), учреждений социального обеспечения (55%) и школ (55%). Законы и правила, определяющие доступность общественных зданий и сооружений, не являются всеобъемлющими.

Маршруты доступа между пунктами назначения в публичном пространстве прерваны. Нынешний процесс городского планирования не учитывает голоса лиц с инвалидностью или организаций лиц с инвалидностью. Не существует последовательного наложения и взыскания штрафов, несмотря на то что национальное законодательство предусматривает санкции за несоблюдение требований доступности.

Ограниченный доступ к транспорту

Для большинства людей с инвалидностью в Узбекистане общественный транспорт недоступен. Опрос, проведённый ПРООН в 2015 году, показывает, что 77% людей с инвалидностью оценивают доступность общественного транспорта как неудовлетворительную или крайне неудовлетворительную. Показатели являются самыми высокими
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (93%) и лиц с нарушениями зрения (100%).

Недостаточно общественного транспорта и соответствующей инфраструктуры для удовлетворения потребностей людей с инвалидностью. Отсутствуют или очень плохие средства управления движением пешеходов для лиц с инвалидностью.

В настоящее время только 27% людей с инвалидностью, нуждающихся в инвалидном кресле (одно из самых дорогих вспомогательных средств), имеют его.

Ограниченный доступ к информации и коммуникациям

Лица с инвалидностью, как правило, имеют меньший доступ к информации, чем лица без инвалидности. Данные исследования 2019 года показывают, что доля людей с инвалидностью, считающих, что они имеют полный доступ к необходимой им информации, составляет 54% по сравнению с 70% для людей без инвалидности.

В настоящее время отсутствует стратегия, определяющая долгосрочное видение политики по обеспечению полной доступности информации и коммуникаций, а также по подготовке и реализации мер в этом направлении.

Язык жестов имеет ограниченный правовой статус как «средство межличностного общения» и не признан официальным языком.

Эффективная защита прав лиц с инвалидностью

Ограниченная возможность лиц с инвалидностью осуществлять свою дееспособность

В Узбекистане некоторые лица с психическими расстройствами лишаются дееспособности, что нарушает их основные права. Кроме того, некоторые группы, как правило, в большей степени страдают от ограничения их дееспособности, например лица с инвалидностью, проживающие в учреждениях, или лица, помещённые против их воли в психиатрические учреждения.

Действующее законодательство допускает ограничение дееспособности лиц с инвалидностью на основании их умственных способностей. Представители системы правосудия Узбекистана (такие как судьи, адвокаты, прокуроры или правоохранительные органы) не знакомы с равными правами с точки зрения дееспособности лиц с инвалидности.

В настоящее время в Узбекистане отсутствуют службы поддержки принятия решений для лиц с инвалидностью, в которых могут нуждаться для реализации своей дееспособности.

Ограниченный доступ к правосудию

Инвалиды сталкиваются с барьерами в системе правосудия, что ограничивает их доступ к правосудию. Основные барьеры включают в себя:

  • ограниченную физическую, информационную и коммуникационную доступность зданий системы правосудия;
  • недоступная плата за специальное размещение или другие судебные расходы для большинства инвалидов;
  • отсутствие благоприятных условий для того, чтобы лица с инвалидностью могли работать в судебной системе;
  • недостаточная подготовка сотрудников системы правосудия по обеспечению доступа к правосудию для лиц с инвалидностью.

Хотя физическая доступность требуется для всех общественных зданий, почти ни один из судов страны не работает в полностью доступных помещениях.

Лица с инвалидностью, которым могут потребоваться такие приспособления, как сурдоперевод или аудиовидеозаписи (для которых требуется специальное записывающее оборудование), должны запросить их в суде до начала судебного разбирательства и должны сами покрывать расходы.

Инвалиды в Узбекистане редко занимают должности в судебной системе.

Трудоустройство

Ограниченный доступ к открытому рынку труда

Согласно административным данным, в Узбекистане у лиц с инвалидностью примерно в четыре раза меньше шансов найти работу, чем у людей без инвалидности. Исследование 2019 года показало, что по сравнению с 30% населения трудоспособного возраста (мужчины 16−59 лет; женщины 16−54 лет), которые были трудоустроены, только 7,1% зарегистрированных лиц с инвалидностью трудоспособного возраста были трудоустроены в 2019 году.

В Узбекистане комиссии по инвалидности оценивают не только степень инвалидности, но и их трудоспособность. В зависимости от степени инвалидности комиссии ВТЭК оценивают трудоспособность от крайних вердиктов «непригоден к работе», «может работать в специально созданных условиях» до «может выполнять отдельные виды работ» или «пригоден к работе». Эта оценка работает против прав инвалидов на труд.

По данным Министерство занятости и сокращения бедности Узбекистана (МЗСБ), в 2019 году из более чем 630 тысяч зарегистрированных инвалидов старше 18 лет только
162 200 человек (26%) были отнесены к категории «способных выполнять определённые виды работ».

Даже если в справке указано, что человек «нетрудоспособен», он может обратиться в соответствующий ВТЭК для получения сведений о способности работать и заниматься той или иной профессиональной деятельностью. Эта система столь же обременительна, как и то, что лица с инвалидностью должны получить ещё один документ в дополнение к существующему свидетельству об инвалидности.

Кроме того, лица, получающие пособия по инвалидности, исключаются из пособия по безработице. Квоты на трудоустройство инвалидов не применяются и не контролируются, что затрудняет оценку эффективности этой политики МЗСБ. Небольшое количество работодателей (менее 10% всех опрошенных работодателей в Узбекистане в 2019 году) осведомлены о льготах и преференциях для трудоустройства инвалидов.

Ограниченный доступ к программам профессионального обучения

Профессиональное низкокачественное образование преподаётся в сегрегированных специализированных школах-интернатах, что резко снижает шансы взрослых лиц с инвалидностью на последующее образование из-за их ограниченных профессиональных и социальных навыков.

В 2021 году в профессионально-технических училищах обучалось 768 учащихся со всей страны. Современные программы профессионального обучения только недавно начали апробироваться, поэтому такие возможности всё
ещё ограничены.

Ограниченная социальная и экономическая защищённость на работе

Существующие барьеры для входа в формальный сектор вынуждают инвалидов несоразмерно уходить в неформальную занятость. Лица с инвалидностью, работающие неофициально, не имеют доступа к системам страхования и в большей степени подвержены несправедливому обращению и тяжёлым условиям труда.

Специализированные предприятия обеспечивают ограниченное количество низкоквалифицированных рабочих мест; эта устаревшая система способствует сегрегации, а не
занятости с учётом инвалидности.

Социальная защита

Неадекватность существующих схем социальной защиты для лиц с инвалидностью по покрытию дополнительных расходов, связанных с инвалидностью

Пособия по инвалидности в настоящее время предоставляются без учёта различных типов и уровней инвалидности, в результате чего конкретные потребности не учитываются. По сравнению с текущей среднемесячной заработной платой в Узбекистане, пособия по инвалидности в Узбекистане явно недостаточны для обеспечения надлежащей поддержки.

Пособия по инвалидности предоставляются всем зарегистрированным бенефициарам независимо от типа и тяжести инвалидности или уровня потребности в покрытии основных и дополнительных расходов, связанных с инвалидностью.

Только 46% детей и взрослых трудоспособного возраста с тяжёлыми формами инвалидности могут получить пособие по инвалидности, при этом существенного гендерного разрыва нет. Лица с III группой инвалидности не получают пособия по инвалидности независимо от индивидуальных расходов на инвалидность.

Оценка инвалидности как вход в систему социальной защиты по-прежнему носит медицинский характер, даже после вступления в силу нового закона о правах инвалидов 16 января 2021 года. Оцениваются нарушения и их медицинские причины (например, заболевания крови, эндокринная система, нервная система, респираторные и онкологические заболевания) и указываются как «причины нетрудоспособности», при этом не рассматривается взаимодействие различных нарушений с факторами внешней среды.

Ограниченный доступ к основным схемам сокращения бедности

Уровень бедности среди инвалидов составляет 26% по сравнению с 21% среди населения в целом. Средний доход на душу населения в семье с инвалидом на 18% меньше, чем в среднем домохозяйстве Узбекистана. Некоторые критерии приемлемости существующих пособий по инвалидности нуждаются в пересмотре после недавних
улучшений, поскольку они могут быть затруднительными для заявителей, в том числе для лиц с инвалидностью.

Социальные услуги и независимая жизнь

Деинституционализация лиц с инвалидностью

Интернатные учреждения являются основной социальной службой, предоставляемой инвалидам в Узбекистане.

Всего на конец 2021 года в 35 пансионатах Агентства по развитию социально-медицинских услуг (АРМСУ) проживали 9361 инвалида. В декабре 2021 года в 7 учреждениях «Мурувват» находились 2160 детей с инвалидностью.

Подход, применяемый во всех этих учреждениях, носит чисто медицинский характер и порождает множественные формы крайней социальной изоляции. Деинституционализация детей или взрослых с инвалидностью не является национальным приоритетом, признанным в действующих законах, стратегиях или других политических документах.

Кроме того, значительные инвестиции по-прежнему направляются на расширение или улучшение инфраструктуры интернатных учреждений и заработной платы персонала.

Улучшить доступ к общественно-социальным услугам для самостоятельной жизни

Большинство видов услуг по месту жительства для лиц с инвалидностью недоступны в Узбекистане. В рамках АРМСУ функционируют 12 реабилитационных и протезных центров для лиц с инвалидностью, но другие виды коммунальных услуг отсутствуют. Инвалиды вынуждены полагаться исключительно на членов своих семьи и других неформальных опекунов в плане поддержки.

Должен быть обеспечен широкий спектр общественных социальных услуг, например: консультационные и информационные услуги, ранняя диагностика и вмешательство, а также услуги по реабилитации на протяжении всей жизни, консультирование по самостоятельному образу жизни, поддержка в трудоустройстве, специализированная поддержка основных опекунов, обеспечивающих уход, консультирование друг друга/группы поддержки для лица с инвалидностью или членов семьи, временный уход и услуги краткосрочного перерыва, уход на дому (или уход и поддержка на дому), вспомогательные технологии и оборудование, услуги по адаптации дома, личная помощь, адаптированный транспорт, помощь в принятии решений, услуги устного перевода.

Образование

Ограниченный доступ к общему образованию

Отмечено, что треть детей с инвалидностью зачисленные как посещающие школу, зарегистрированы как обучающиеся на дому, две трети обучаются в специальных учебных заведениях (большинство в школах-интернатах), и очень немногие интегрируются в общеобразовательные учреждения (83 ученика на 2021−2022 школьный год).

Согласно исследованию 2019 года, более двух третей населения считают специальные школы лучшим выбором для детей с инвалидностью. В настоящее время в Узбекистане действует сеть специализированных образовательных учреждений для различных видов инвалидности и заболеваний. Географическое распределение специальных школ делает их недоступными для многих детей, если они не соглашаются на интернат.

Недавняя волна образовательных реформ в Узбекистане открыла путь для изменений, которые могут привести к инклюзивному образованию, хотя некоторые меры по-прежнему способствуют раздельному обучению, применяют медицинский подход к инвалидности и не придерживают адаптированных методов обучения или учебных программ.

Подавляющее большинство узбекских учителей не имеют подготовки в области инклюзивного и специального образования, а также не имеют практического опыта обучения детей с инвалидностью.

Школы систематически были не доступны для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Ограниченный доступ к дошкольному образованию

Данные Минздрава за 2019 год показывают, что 26 154 ребёнка в возрасте от двух до пяти лет получили листок нетрудоспособности. Из них только 5729 зарегистрированы как зачисленные в систему специального дошкольного образования, в результате чего оценочный уровень зачисления детей дошкольного возраста с свидетельствами об инвалидности в специальное формальное образование составляет 22%.

Для сравнения, в 2019 году охват дошкольным образованием среди населения в целом составлял около 40%.

Серьёзную озабоченность вызывает нехватка программ раннего выявления и вмешательства для детей. Недавняя реформа привела к расширению национальной системы дошкольного образования, и число посещающих дошкольное образование удвоилось за последнее десятилетие. Тем не менее, детям с инвалидностью в основном предлагаются отдельные варианты дошкольного образования в специализированных учреждениях или в обычных учреждениях, но в рамках отдельных классов.

В результате недавних реформ резко сократилось как количество специальных многопрофильных детских садов, так и детей, посещающих их, но нет сведений о том, что стало с детьми, покинувшими данную систему.

Ограниченный доступ к высшему образованию

В узбекских вузах обучаются очень мало студентов с инвалидностью, и многие дети и подростки с инвалидностью не считают реалистичной идею поступления в высшее учебное заведение. Молодёжь с инвалидностью имеет мало шансов получить доступ к высшему образованию из-за того, что они ранее были исключены из среднего образования или плохого качества образования.

Меры позитивных действий направлены на поддержку зачисления молодых людей с инвалидностью в высшие учебные заведения, но места по квоте остаются частично незаполненными. Большинство зданий узбекских университетов недоступны для студентов с инвалидностью.

Здоровье

Ограниченный доступ к медицинским услугам, включая абилитацию и реабилитацию

Существует высокая распространённость сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), что приводит к инвалидности среди взрослого населения Узбекистана. За последние десятилетия (в период с 1990 по 2019 год) общее бремя болезней в Узбекистане больше приходилось на неинфекционные заболевания, ведущие к инвалидности, чем на
инфекционные и другие заболевания или травмы.

Основными факторами риска, вызывающими в настоящее время постоянную инвалидность среди взрослых, являются высокое кровяное давление, нездоровое питание,
курение, употребление алкоголя и высокий индекс массы тела. Врождённые заболевания являются основной причиной детской инвалидности.

В 2019 году более четверти лиц с инвалидностью сообщили о неудовлетворённых медицинских потребностях, что почти в 2,5 раза больше, чем у лиц без
инвалидности (27% лиц с инвалидностью против 11% лиц без инвалидности).

Процент инвалидов, которые не могут позволить себе лекарства, выписанные врачом (41,7%), в три раза превышает процент таковых лиц без инвалидности (14,2%). В 2019 году 44% инвалидов нуждались во вспомогательных устройствах, но половина из них не могла их получить. Государственный перечень льготных протезно-ортопедических изделий и других вспомогательных средств ограничен и не соответствует потребностям инвалидов.

Узбекистан сталкивается со значительными пробелами в координации между учреждениями, которые управляют услугами здравоохранения для людей с инвалидностью. Система первичной медико-санитарной помощи недоукомплектована кадрами и недостаточно эффективна.

Предоставление услуг психиатрической поддержки в Узбекистане имеет недостатки, особенно в отношении раннего выявления психических расстройств и качества услуг в области психического здоровья.

Существующие скрининги, проводимые при рождении для выявления состояний, ведущих к инвалидности, ограничены. Лица с инвалидностью имеют ограниченный
доступ к реабилитации, которая в основном доступна в столице и крупных городах, а также на недостаточном уровне в этих районах.

Ограниченное осуществление права на сексуальное и репродуктивное здоровье

В Узбекистане сексуальное и репродуктивное здоровье (СРЗ) лиц с инвалидностью, особенно женщин и девочек, не является приоритетом для системы здравоохранения, и охват услугами и программами этой группы неизвестен. Персонал медицинских, социальных служб и учебных заведений не проходит надлежащей подготовки для предоставления образования и услуг в области СРЗ лицам с инвалидностью.

Согласно качественным исследованиям, женщины с инвалидностью чаще подвергаются гендерному насилию, сексуальному насилию, пренебрежению, жестокому обращению и эксплуатации, чем женщины без инвалидности.

Ограниченный доступ к медицинской помощи, предоставляемой с достоинством и уважением

Качественные исследования свидетельствуют о том, что при оказании медицинских услуг инвалидам, часто ущемляется их достоинство. Это свидетельствует о преобладающем восприятии инвалидов как бенефициаров благотворительной деятельности, а не как правообладателей, которые могут принимать и участвовать в принятии решений в отношении своего здоровья.

Наконец, инвалиды или члены их семей часто не знают о своих правах или стыдятся отстаивать их. Медицинский персонал не обучен правам и потребностям людей с инвалидностью, и способам оказания им помощи. Соблюдение поставщиками медицинских услуг прав инвалидов не контролируется.

Социальное участие

Ограниченное участие в культурной жизни

Лица с инвалидностью не участвуют в общественной жизни, включая культурную деятельность, на том же уровне, что и другие. Качественное исследование для этого отчёта показывает, что причины этого включают в себя низкий уровень дохода и ненадёжность источников дохода, проблемы с мобильностью, отсутствие доступа к культурной инфраструктуре и недостаточную осведомлённость о нескольких доступных местах.

Возможности доступа лиц с инвалидностью к культурным объектам в других регионах Узбекистана ещё меньше, чем в столице. Законодательство не устанавливает стандартов, касающихся доступа к культурным мероприятиям (таких как предоставление субтитров для слабослышащих и книг в альтернативных форматах для слабовидящих). Официальных данных об объёме доступной информации в настоящее время нет, хотя постановление Кабинета министров от 2018 года сделало сбор таких данных обязательным.

Согласно отчёту Ассоциации инвалидов Узбекистана, средства массовой информации и телевидение недостаточно отражают жизненный опыт и проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью. Некоторые широкомасштабные информационные кампании по повышению осведомлённости общественности о людях с инвалидностью проводились в прошлом, но их необходимо проводить на регулярной основе.

Ограниченное участие в спорте и туризме

Люди с инвалидностью реже участвуют в спортивных и физических мероприятиях, чем люди без инвалидности. Согласно исследованию 2019 года, только 5,7% людей с инвалидностью занимаются спортом и физическими упражнениями по сравнению с 11% людей без инвалидности.

В недавнем указе о расширении участия в занятиях спортом упоминается создание возможностей для людей с инвалидностью. Однако, в нем не устанавливаются целевые показатели, касающиеся лиц с инвалидностью. Правительство подчёркивает важность развития паралимпийского движения, которое в свою очередь должно строиться на более широком вовлечении в спорт людей с инвалидностью.

В образовательных учреждениях и спортивно-тренировочных клубах отсутствует доступная инфраструктура и квалифицированные кадры, специализирующиеся на работе с людьми с инвалидностью.

Ограниченное участие в избирательном процессе и общественной жизни

Кандидаты с инвалидностью были избраны на местных выборах, но на всеобщих выборах было представлено очень мало кандидатов с инвалидностью. Исследование 2019 года показывает, что 90% людей с инвалидностью и только 81% людей с инвалидностью I группы участвовали в голосовании на последних президентских выборах
по сравнению с 95% людей без инвалидности.

Имплементация и мониторинг Конвенции ООН о правах инвалидов

Отсутствие механизма координации имплементации конвенции (КПИ)

Узбекистан ещё не назначил координаторов в правительстве для обеспечения имплементации КПИ и соблюдения прав лиц с инвалидностью. Для надлежащего выполнения своей роли в соответствии с положениями КПИ, назначенные координаторы должны располагать достаточными ресурсами, в том числе выделенным персоналом, обучением правам инвалидов, а в случае ведущего координатора — властью и полномочиями по созыву.

В дополнение к назначению координаторов, следует рассмотреть вопрос о создании национального координационного механизма или пересмотре существующего координационного механизма для продвижения, защиты и мониторинга КПИ.

Межведомственный совет по делам инвалидов (МСДИ) может быть назначен национальным координационным механизмом в Узбекистане, но ему необходимо будет
наращивать свой потенциал и усиливать взаимодействие с организациями лиц с инвалидностью (ОЛИ). Последние должны должны систематически привлекаться к разработке, реализации и мониторингу политик, которые их затрагивает.

Ограниченное участие независимых механизмов для мониторинга исплементации КПИ

В качестве независимых механизмов контроля за выполнением КПИ могут выступать следующие типы организаций: национальные правозащитные учреждения, офисы омбудсменов, ОЛИ, специальные органы в рамках договоров ООН, правозащитные организации, профсоюзы, исследовательские центры и университеты. Являясь важным участником мониторинга реализации КПИ, Офис омбудсмена в Узбекистане ограничивается соблюдением Парижских принципов, чтобы выступать в качестве назначенного независимого механизма.

Ограниченное участие лиц с инвалидностью и их представителей

Гражданское общество в Узбекистане все ещё находится в процессе развития его потенциала, после недавних социальных и политических изменений. Несмотря на то, что правительство внедрило несколько механизмов поддержки развития гражданского общества, включая принятие концепции развития гражданского общества в Узбекистане к 2021−2025 годам, ННО в Узбекистане по-прежнему сталкиваются с проблемами из-за недавнего ограничения гражданского пространства, введённого во время пандемии COVID-19 и всё ещё не снятого, сложности с регистрацией самоинициативных ННО и ограниченных финансовых ресурсов ННО, которые в основном полагаются на иностранные гранты.

Узбекистан должен увеличить свои инвестиции в наращивание потенциала организаций лиц с инвалидностью, чтобы в полной мере быть вовлечёнными и участвовать в мониторинге имплементации конвенции о правах инвалидов.


По каждой из обозначенных проблем исследование Всемирного банка приводит рекомендации для Узбекистана о дальнейших действиях. С полной версией документа можно ознакомиться по ссылке.


Назад
 

20.03.2024 ResMed выпускает новый BiPAP-аппарат для лечения апноэ сна
В то время как Philips заключает соглашение с американским регулятором отрасли здравоохранения о временной...

15.03.2024 Оценить состояние кожи за несколько секунд
Компания Enspectra Health получила разрешение американского регулятора отрасли здравоохранения (Управление...

11.03.2024 Как искусственный интеллект может изменить медицину
Быстрый технический прогресс подчёркивает, насколько неотложным является введение регулирования ИИ