Квалификационная характеристика на врачебную специальность – ортодонтия.

 

В соответствии с требованиями специальности ортодонтия, врач должен знать и уметь:

I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:

 

1.Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.

2.Общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению.

3. Прававые вопросы в стоматологии.

4. Организацию работы стоматологических кабинетов, оборудование и оснащение.

5. Основные требования к стерилизации стоматологического оборудования.

6. Правовые  вопросы в стоматологии.

7. Топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, инервация и лимфотока, строение зубов, эмбриологию челюстно-лицевой области, основные нарушения эмбриогенеза.

8. Основные вопросы нормальной и патологической физиологии челюстно-лицевой области, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.

9.Биологическую роль и основные функции зубочелюстной системы, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды.

10.Роль гигиены полости рта о предупреждении развития заболеваний зубов и пародонта.

11. Принципы, приемы и методы обезболивания  в детской стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации.

12.Этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний, их влияние на органы и системы организма человека, клинические проявления патологии в полости рта и показания к применению различных методов лечения в стоматологии.

13.Основы иммунобиологии, роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний.

14. Клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у детей, их профилактику и лечение.

15.Принципы обследования больных врачом стоматологом, значение специальных и дополнательных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний.

16. Показания  и противопоказания к применению рентгенологического и других методов обследования.

17. Принципы, приемы и методы обезболивания в стоматологии.

18.Этиологию и патогенез основых стоматологических заболеваний к проков развития, их влияние на органы и системы организма человека.

19. Применение факторов физиотерапии в детской стоматологии.

20. Организацию димпансеризации взрослого и детского населения.

21. Пределы консарвативной терапии зубов в различных возрастных группах.

22.Показания к удалению зубов с целью профлактики и лечения зубочелюстных аномалий, методы ортопедического и ортодонтического лечения и показания к протезированию.

23. Эмбриологию и основные нарушения эмбриогенеза челюстно-лицевой области.

24.Взаимосвязь формирования и прорезывания зубов развитием и ростом челюстей, основное направление роста челюстей.

25.Нормальное строение зубов и челюстей и нарушение этого строения при зубочелюстно-лицевых аномалиях.

26.Нормальное функционнирование зубо-челюстной системы и нарушение ее функций при аномалиях прикуса.

27.Взаимосвязь строения и функционирования зубочелюстной системы с нарушениями со стороны носоглотки, дыхательной и пищеварительной системы, опорно-двигательного аппарата.

28. Классификацию зубо-челюстных аномалий.

29.Морфологические изменения в зубо-челюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом лечении.

30. Показания и противопоказания к ортодонтическому лечению.

31.Механизм действия, принципы конструирования и особенности технологии изготовления ортодонтисеких аппаратов, основные технологические процессы при изготовлении ортодонтических конструкций.

32.Применения методов измерения диагностических моделей челюстей, рентгенологического и других методов функционального и специального обследования.

33.Основные методы вспомогательного хирургического лечения больных с различными зубочелюстными аномалиями.

34. Формы и методы пропогонда здорового оброза жизни.

35.Вопросы организации деятельности медицинской службы гражданской обороны.

В области педиатрической ортодонтии должен знать:

36. Анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности  здорового ребенка и его зубочелюстной системы, ее взаимосвязь с другими функциональными системами организма.

37.Причины возникновения патологических процессов в организме и зубочелюстной области, механизм их развития и клинические проявления.

38.Роль гигиенического состояния полости рта и предупреждение развития заболевания зубов и пародонта, методы и средства гигиены полости рта.

39. Биомеханику жевания, возрастные изменения в челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды.

40.Показания к зубному пртезированию, принципы подготовки полости рта к ортопедическим вмешательствам.

41. Клинику и методы ортопедического лечения патологии твердых тканей,  заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава.

42. Адаптацию пациентов к зубным протезам и протезам-аппаратам и принципы осуществления эстетической и фонетической коррекции.

 



II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:

 

1.Выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии, принять необходимые меры.

2. Провести обследование челюстно-лицевой области, включая: обследование  мягких тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы. зондирование зубов, патологических зубодесневых карманов, свищей и протоков слюнных желез. электродонтодиагностику.

3. Применить  лабораторные и рентгенологические методы обследования, интерпретировать их результаты.

4. Выбрать применить метод лечения: аппаратно-хирургический, аппаратно-протетический, аппаратно-миотерапевтический.

5.Обосновать схему, план и тактику ведения больных, провести подготовку к зубному протезированию и суметь осуществить его при дефектах и аномалиях зубов и челюстей, выбрая методы лечения и конструкции протезов, планировать объем и сроки ортодонтического лечения.

6.Провести ортодонтическое лечение до и после реконструктивных операций в челюстно-лицевой области.

7.Моделировать из воска и изготовлять индивидуальные ложки, производить снятие слепков, определять центральную окклюзию, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных зубных протезов.

8.Решать задачи гигиенического обучения и воспитания ортодонтических больных, пользующихся съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами.

9. Осуществлять преемственность в лечении больных с врачами-стоматологами других специальностей.

10.Консультировать больных по направлению врачей других специальностей и организовать консультации больных с неясными формами заболеваний.

11.Проводить профилактику кариеса и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей и заболеваний пародонта, удалять зубные отложения, осуществлять кюретаж, орошение и аппликацию медикаментов, покрытие зубов фторлаком и сошлифовывание тканей зубов.

12. Пропагандировать санитарно-гигиенические знания по профилактике зубочелюстных
аномалий и заболеваний зубов среди населения.

13. Вести медицинскую документацию по установленным МЗ РУ формам.

14. Осуществлять руководство и контроль  за работой зубных техников-ортодонтов и медицинского персонала кабинета.

15. Систематически проводить анализ результатов своей работы.

 

III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

 

Должен знать: 

- клинику, профилактику, диагностику и лечение зубочелюстно-лицевых аномалий и пороков развития и деформаций;

-аномалий положения отдельных зубов их групп, деформаций зубных дуг, аномалий прикуса;

-специфику лечения больных с врожденными и приобретенными пороками развития в челюстно-лицевой области;

-ортодонтическое и ортопедическое лечение деформаций челюстей воспалительного, травматического и неопластического характера;

- прогноз развития челюстей после перенесенных травм и заболеваний;

- миотерапия и логопедия в челюстно-лицевой ортопедии;

-клинические этапы изготовления и сдачи несъемных конструкций зубных протезов (коронки штампованные из металла, пластмассовые коронки, облицованные коронки, мостовидные протезы, штифтовые зубы, простые конструкции вкладок);

-клинические этапы изготовления и сдачи металлических пластмассовых шин и защитных пластинок больных с переломами челюстей или после пластики неба;

-клинические этапы изготовления и сдачи съемных конструкций зубных протезов (частичных, простых конструкций, бюгельных протезов);

-клинические этапы изготовления и сдачи внеротовых ортодонтических аппаратов: подчелюстных и подбородочных пращей, головных шапочек, шейных повязок, лицевых дуг;

-клинические этапы изготовления и сдачи для лечения больных с врожденными пороками развития лица и челюстно-лицевой области;

-клинические этапы изготовления и сдачи внутриротовых несъемных ортодонтических аппаратов (дуга Энгля, коронка Катца, активная и опорная лингвальные дуги, кольца и коронки с крючками, штангами, рычагами, балочками, спаянные конструкции для активного лечения или закрепления (и сдача внутриротовых) его результатов;

-клинические этапы изготовления и сдача внутриротовых съемных ортодонтических аппаратов;

-одночелюстные механически действующие пластинки с пружинами, винтами, рычагами, резиновой тягой;

- одночелюстные функционально-направляющего межчелюстного действия;

- двухчелюстные функционально-действующие аппараты;функционально-действующие аппараты-вестибулярные пластинки;

- несъемный сложный ортодонтический аппарати.

Должен уметь:

-Моделировать из воска и изготовлять индивидуальные ложки, производить снятие слепков, определять центральную окклюзию, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных зубных протезов (коронок, вкладок, штифтовых зубов, частичных и полных объемных пластинчатых аппаратов, временных, имитирующих конструкций, бюгельных протезов и протезов-аппаратов.

- оказать неотложную врачебную помощь при обмороках, коллапсе, кроме шока, острой сердечной и дыхательной недостаточности, аллергических реакциях, травмах, отравлениях, переломах, отморожениях, ожогах, кровотечениях.

 


IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):

 

-Клинические функциональные пробы дыхания, глотания, речи, жевания, движеня нижней челюсти и языка;

- перкуссия зубов, пальпация мягких тканей в челюстно-лицевой области, аускультация височно-челюстных суставов;

-определение степени подвижности зубов и слизистой оболочки полости рта;

-зодирование зубо-десневых карманов, удаление зубных отложений, кюретаж, орошение, аппликация медикаментов;

- удаление временных и постоянных зубов, корней зубов;

-снятие оттисков с челюстей гипсом и эластичными массами для изготовления рабочих и диагностических моделей челюстей;

-снятие оттисков с челюстей, преддверия полости рта, полости носа при врожденных наращениях твердого неба;

- отливка рабочих и диагностических моделей челюстей;

-определение центральной, привычной окклюзии и конструктивного прикуса;

-припасовка и коррекция внутриротовых несъемных ортодонтических аппаратов;

- припасовка и коррекция внеротовых ортодонтических аппаратов;

-припасовка и коррекция металлических пластмассовых шин и защитных пластинок;

- подготовка корней зубов и коронок к протезированию;

- внутривенное вливание;

- искусственное дыхание;

- закрытый массаж сердца;

- остановка внутреннего и наружного кровотечения;

- иммобилизация конечностей при транспортировке;

- промывание желудка;

- трахеотомия.

 

Составили:

С.С. Агзамходжаев (Главный стоматолог МЗ РУз.).

Х.П. Камилов (Профессор кафедры терапевтической стоматологии ТМА).

 

Комиссия использовала:

1. Квалифицированные характеристики прошлых лет.

2. Данные 10-й МКБ.

3. Опыт кафедр стоматологии ТМА и ТашИУВ.

4. Консультации работников ВОЗ.

5. материалы ряда сайтов Интернета.

6. Статистические формы отчетности.

7. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.

8. Гос. Образовательный стандарт высшего медицинского образования.

9. Квалификационные характеристики магистров медицины.


Страницы: 1 По стр.