Квалификационная характеристика на врачебную специальность – клиническая лабораторная диагностика.
В соответствии с требованиями специальности клиническая лабораторная диагностика, врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
1. Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.
2. Общие вопросы организации лабораторной службы в стране.
3. Структуру и функцию органов кроветворения, иммунокомпетентных, нервных тканей, пищеварительной системы, дыхания, мочевыделительной, половой и др. Систем. Строение и функции желез, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи.
4. Строение и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей.
5. Правила и способы получения биоматериала для морфологических, биохимических, генетических, и др. Исследований.
6. Приготовление, фиксация и окраска препаратов.
7. Консервирование и хранение биоматериала.
8. Влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, месячные циклы, сезонные вариации и др.) На результаты исследований.
9. Влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, лекарственных препаратов, медицинских процедур и др. На результаты исследований.
10. Общую клиническую симптоматику поражения различных систем организма.
11. Современные представления об этиологии и патогенезе различных заболеваний.
12. Основы обмена белков, липидов, желчных пигментов, углеводов, водно-минерального, кислотно-щелочного состояния, гормонов, ферментов, системы гомеостаза и другие.
13. Основные патофизиологические механизмы нарушений обмена веществ.
14. Определение тактики обследования больных.
П. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1. Организовать рабочее место для проведения морфологических, биохимических, иммунологических, генетических и др. Исследований.
2. Провести цитохимическую идентификацию клеточных элементов.
3. Дифференцировать клеточные элементы крови, костного мозга, лимфатического узла, пункционного материала, соскобов, экссудатов, транссудатов, секретов, экстрактов и другого биоматериала.
4. Отобрать материал для микроскопического исследования.
5. Приготовить, зафиксировать и окрасить препарат для исследования клеточных элементов.
6. Определить иммунный статус организма, групповую и резус-принадлежность, антигены и антитела и др..
7. Отобрать и обработать биоматериал для биохимического исследования.
8. Провести исследование волос, ногтей.
9. Провести паразитологическое исследование биоматериала.
10.Работать с контрольной сывороткой.
11.Определить последовательность биохимических исследований.
12.Определить необходимость выполнения специальных методов исследования.
13.Оценить и интерпретировать результаты исследования.
14.Сделать заключение.
15.Определить необходимость дополнительного обследования больного.
16.Предложить программу дополнительного обследования больного, принять участие в лечебно-диагностическом процессе.
17.Оформить документацию, предусмотренную директивными документами мз руз.
18.Применять унифицированные методы исследования по приказам МЗ РУз.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
По гематологическим исследованиям:
- идентифицировать клеточные элементы периферической крови костного мозга, лимфатического узла;
- интерпретировать изменения крови, костного мозга при различных патологических состояниях;
- провести морфологическую и цитохимическую дифференциальную диагностику острых лейкозов;
- провести дифференциальную диагностику хронических лейкозов;
- характеризовать стадии хронических лейкозов и динамику гематологических изменений;
- провести дифференциальную диагностику парапротеинемических гемобластозов и их иммунохимическую идентификацию;
- дифференцировать различные формы анемии;
- определить критерии эффективности их лечения;
- интерпретировать динамику лабораторных показателей в различные стадии болезни;
- диагностировать агранулоцитоз;
- интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе;
- провести дифференциальную лабораторную диагностику геморрагических диатезов;
- дифференцировать Е-клетки;
- идентифицировать лабораторные показатели при болезнях накопления.
По общеклиническим исследованиям:
- идентифицировать клеточные и другие элементы в мокроте, моче, желудочном и дуоденальном содержимом, ликворе, отделяемом половых органов и других биоматериалах;
- интерпретировать лабораторные показатели при заболеваниях легких, пищеварительной системы, органов мочевыделительной системы, поражениях серозных оболочек.
По цитологическим исследованиям:
Диагностировать по клеточным элементам:
- воспалительный процесс;
- гипертрофию (пролиферацию);
- метаплазию;
- дисплазию.
Диагностировать, определить форму и степень дифференциации опухоли: легких, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы, мочевого пузыря, яичника, шейки матки, щитовидной железы, молочной железы, мягких тканей, скелета, кожи, лимфатических узлов, серозных оболочек, костного мозга.
Для этого уметь:
- отобрать материал для цитологических (морфологических) исследований;
- приготовить препараты;
- зафиксировать и окрасить препараты;
- провести микроскопическое исследование;
- работать на аппаратах, которыми оснащена лаборатория.
По клинической биохимии:
Уметь:
- приготовить растворы;
- взвешивать;
- строить калибровочные кривые;
- обрабатывать химическую посуду;
- приготавливать биоматериалы для исследования;
- приготовить реактивы;
- проводить биохимические исследования;
- работать на аппаратах;
- производить необходимые расчеты;
- проводить контроль качества лабораторных исследований;
- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;
- составлять программу диагностики и дифференциации острых состояний - диабетической комы, острого панкреатита, инфаркта миокарда и др.
По паразитологическим исследованиям:
Идентифицировать:
- яйца гельминтов;
- простейшие.
Дифференцировать виды малярийных паразитов в толстой капле и
мазках периферической крови.
Диагностировать возбудителей кожно-венерических заболеваний.
Интерпретировать результаты исследования биоматериала, материала на:
- Гонококки;
- лейшмании;
- трихомонады;
- возбудителей грибковых заболеваний.
По иммунологическим исследованиям:
Оценка иммунологического статуса:
- Определение фагоцитарной и метаболической активности нейтрофилов;
- определение неспецифических гуморальных факторов (лизоцима, С-реактивного белка, комплемента);
- определение Т и В лимфоцитов;
определение иммуноглобулинов.
Антигены системы крови;
- Определение антигенов эритроцитов (антигены системы АВО и резус), лейкоцитов, тромбоцитов и плазменных белков;
- определение антител к эритроцитам, лейкоцитам, тромбоцитам (различными методами).
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
По общим вопросам диагностической работы:
1. Поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диагноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований.
2. Провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения.
3. Провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патолого-анатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы.
4. Организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований.
5. Организовать работу среднего медицинского персонала.
6. Провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях).
7. Оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз).
8. Определить необходимость дополнительного обследования больного.
9. Оформить документацию, предусмотренную нормативными документами мз руз.
10. Работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.
Составители:
Арипов А.Н. (Специалист по лабораторной службе МЗ РУз.)
Комиссия использовала:
1. Квалификационные характеристики прошлых лет.
2. Материалы сайтов Интернета.
3. Опыт кафедры клинической лабораторной диагностики ТашИУВ.
4. Учебные пособия кафедры клинической лабораторной диагностики РМА последипломного образования.
5. Статистические формы отчета.