САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Санитарные правила
устройства и содержания домов "Мехрибонлик", школ- интернатов

СанПиН РУз № 0311-14

Издание официальное

Ташкент- 2014

 
«УТВЕРЖДАЮ»
Главный Государственный
санитарный врач
Республики Узбекистан
_______ С.С. САИДАЛИЕВ
« 19 » мая 2011 г.

Салихова Н.С. - заведующий отделением Республиканского ЦГСЭН МЗ РУз.,

Косимов Р.А. - санитарный врач РесЦГСЭН МЗ РУз, к.м.н.,

Садывакасов А.У. - санитарный врач РесЦГСЭН МЗ РУз, к.м.н.,

Юлдашева З.Р . - санитарный врач РесЦГСЭН МЗ РУз,

Хасанова Ф.И . - заведующий отделением ЦГСЭН г.Ташкента,

Лундина Л.В . - заведующий отделением ЦГСЭН Мирзо-Улугбекского р-на г.Ташкента,

Ашурова М.Д. - ассистент кафедры гигиены и организации здраво-охранения Ферганского филиала Ташкентской Медицинской Академии.

Рецезенты:

Камилова Р.Т. - заместитель директора по научной работе, заведующий лабораторией гигиены детей и подростков НИИСГПЗ МЗ РУз, д.м.н., профессор,

Калбаева Х.Д. - руководитель сектора социальной поддержки и реабилитации детей МНО РУз, к.п.н.

Настоящие санитарные правила и нормы рассмотрены и одобрены на заседании Комитета по гигиенической регламентации потенциально неблагоприятных факторов окружающей человека среды при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан

(протокол № 24 от 6.12.2013 г.).

Проведена правовая экспертиза Министерством юстиции Республики Узбекистан (письмо №6-24/23-5725/6 от 12.05.2014 г.).

Несоблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов влечет за собой дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Введены взамен СанПиН №0036-95 «Санитарные правила устройства и содержания домов ребёнка, детских домов и школ-интернатов»

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

«О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНОМ НАДЗОРЕ».

Основные принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 2).

Основными принципами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются возмещение предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями независимо от их форм собственности, отдельными лицами ущерба, причиняемого здоровью населения и окружающей среде в результате несоблюдения санитарных норм, гигиенических нормативов и не проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Обязательность соблюдения санитарных требований при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов (статья 9).

Руководители предприятий, учреждений, организаций, объединений, независимо от их форм собственности, и отдельные лица при проектировании, строительстве, реконструкции объектов, техническом перевооружении предприятий и вводе их в эксплуатацию обязаны соблюдать санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы.

Требования к соблюдению санитарных норм и правил, регламентирующих условия образования (статья 17).

Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности обязаны обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в общеобразовательных учреждениях и на предприятиях.

Ответственность за нарушение санитарного законодательства (статья 29).

Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности, должностные и другие лица несут дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

  1. Общие положения.

1.1. Настоящие санитарные нормы и правила предназначены для врачей Центров Государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РУз, архитекторов профильных проектных учреждений Государственного Комитета по архитектуре и строительству, технических работников, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией жилых образований домов интернатов и общественных зданий, посещаемых инвалидами, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на жилые комплексы действующих домов Мехрибонлик и школ-интернатов (далее - интернатные учреждения) общего типа, в т.ч. для детей из малообеспеченных семей и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

1.3. Дома Мехрибонлик подразделяются на следующие типы:

а) дошкольный дом Мехрибонлик для детей от 3 до 7 лет;

б) дом Мехрибонлик для детей дошкольного и школьного возраста или только школьного возраста;

в) специальный коррекционный дом Мехрибонлик (для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии);

г) школы-интернаты для детей из малообеспеченных семей и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

1.4. В дом Мехрибонлик принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 16 лет (в некоторых случаях до 18 лет)*

В специальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, направляются дети от 11 до 14 лет.

1.5. Основными задачами домов Мехрибонлик и интернатов общего типа являются:

-воспитание, развитие и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее-воспитанники);

-создание условий, максимально приближенных к домашним, способствующих полноценной психологической реабилитации, социальной адаптации и интеграции воспитанников в общество, получению ими качественного образования и воспитания, а также развитию их творческих и интеллектуальных способностей;

-обеспечение социально-правовой защиты законных прав и интересов воспитанников;

-обеспечение охраны жизни и здоровья, психологического развития воспитанников.

1.6. Интернатные учреждения организуются для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и детей, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, в т.ч. и трудновоспитуемых.

1.7. Проектирование интернатных учреждений и домов Мехрибонлик ведётся согласно заданиям на проектирование.

1.8. В интернатных учреждениях установлена следующая наполняемость воспитательных групп:

в дошкольных группах до 7лет:

1. в разновозрастных группах

-

10 человек;

2. в одновозрастных группах:

-

для детей до 4 лет – 8 человек

для детей от 4 до7 лет - 12 человек

3. в школах

-

учащихся 1-9 классов - 17 человек

1.9. В домах Мехрибонлик могут создаваться коррекционные группы, требования к которым должны соответствовать санитарным нормам к школам-интернатам для детей с физическими и умственными недостатками.

*Согласно «Конвенции о правах ребенка»

2. Гигиенические требования к участку.

2.1. Интернатные учреждения следует располагать в зелёной зоне, пригороде, сельской местности, в районах, отдалённых от промышленных, коммунальных предприятий и сельскохозяйственных объектов, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением транспорта, ЛЭП, трансформаторных подстанций и других источников электромагнитных излучений.

2.2. Каждое интернатное учреждение должно иметь самостоятельный участок, удалённый от магистральных линий не менее чем на 30 м.

Размеры каждого участка должны соответствовать правильному расположению необходимых зданий и сооружений, а также создавать максимально благоприятные санитарно-гигиенические условия для нормального развития и жизнедеятельности детей.

Земельный участок ограждается изгородью высотой не менее 1,6 м. По периметру земельного участка должна располагаться полоса деревьев и кустарников шириной 5 м.

Земельный участок должен быть:

- сухим,

- хорошо проветриваемым,

- инсолируемым,

- иметь не менее двух выездов – основной и хозяйственный, удобные подъездные пути;

2.3. На земельном участке должны быть чётко выделены основные зоны:

- отдыха,

- спортивная,

- учебно - опытная (подсобное хозяйство),

- хозяйственная.

2.4. Зона отдыха предназначается для организации подвижных и спокойных игр, индивидуальных занятий воспитанников на открытом воздухе.

а) Групповые площадки для детей дошкольного возраста по периметру участка соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м (для езды на велосипеде, изучения правил дорожного движения и т.п.).

Все площадки следует изолировать друг от друга зелёными насаждениями (кустарниками).

б) Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%. Зелёные насаждения не должны препятствовать доступу солнечных лучей в здания интернатных сооружений и должны защищать здания и групповые площадки от перегрева; кустарник следует высаживать не ближе 5 м, а деревья – 10 м от здания,

Подбор видов зелёных насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.

в) Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений соответствующих ячеек.

г) Групповые площадки для детей дошкольного возраста, кроме травяного покрытия, должны иметь площадку с утрамбованным грунтом.

д) Каждая группа дошкольного возраста должна иметь на площадке теневой навес, площадью 40 кв. м, для защиты от солнца и осадков. Полы теневых навесов должны быть деревянными. Теневые навесы ограждаются с трех сторон. При теневых навесах, как правило, оборудуются кладовые (встроенные шкафы, стеллажи, полки, скамьи с ящиками под сиденьями) для хранения игрушек и инвентаря.

Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек.

2.5. Спортивная зона на участке предназначается для проведения занятий физкультурой и спортом, а также для проведения торжественных сборов и линеек.

На земельных участках детских домов следует размещать площадку для занятий физкультурой площадью 150 кв.м. с травяным покрытием, возможен утрамбованный грунт. Запрещается асфальтовое покрытие. На физкультурной площадке следует выделить следующие зоны:

- для стационарного физкультурного оборудования,

- для выносного физкультурного оборудования,

- зону для профилактики плоскостопия,

- зону для проведения закаливающих процедур (воздушные и солнечные ванны), хорошо инсолируемую в утренние часы.

В этой зоне можно организовать плескательный бассейн глубиной 0,25 м с проточной водой.

В домах Мехрибонлик, где есть дошкольные группы, в спортивной зоне для них следует оборудовать отдельные площадки из расчёта 100 кв.м. при наличии до 40 детей и 250 кв.м. - на 100 и более дошкольников. На спортивной площадке для дошкольников необходимо предусматривать:

- беговую дорожку,

- яму для прыжков,

- площадку для гимнастического оборудования,

- площадку для спортивных игр,

- зону для профилактики плоскостопия,

- зону для проведения закаливающих мероприятий (воздушные и солнечные ванны), хорошо инсолируемую в утренние часы.

При наличии 100 и более детей дошкольного возраста следует устраивать открытые бассейны с проточной водой для обучения детей плаванию; при меньшей вместимости – плескательные бассейны для приучения детей к воде, играм в воде.

Открытые бассейны следует проектировать размерами 4-6 х 8(10-12,5)м и переменной глубиной 0,6-0,8 м.; плескательные бассейны должны иметь свободную форму площадью 21 кв.м., переменную глубину 0,25-0,5 м. Доступ к бассейнам следует предусматривать через ножные ванны и проходной душ.

Спортивная зона должна состоять из:

- легкоатлетической площадки,

- площадки для ручного мяча, баскетбола, легкоатлетического метания (малые),

- площадки для гимнастики,

- площадки комбинированной для волейбола и др.

2.6. Учебно-опытная зона предназначена для трудового воспитания детей, практических занятий по биологии может выполнять функции подсобного хозяйства. Площадь учебно-опытной зоны (подсобного хозяйства) в интернатах вместимостью до 140 человек должна составлять 500-600 кв.м. Учебно-опытная зона отгораживается от остальной территории зелёной изгородью.

2.7. Площадь хозяйственной зоны зависит от вместимости интернатного учреждения. В интернатных учреждениях вместимостью до 140 мест площадь хозяйственной зоны должна составлять 500 кв.м.

Хозяйственная зона располагается на границе участка, изолируется от остальной территории зелёными насаждениями и штакетником, имеет самостоятельный выезд и удобную связь с пищеблоком и прачечной. Площадь хозяйственного двора, а также подъездные пути должны иметь твёрдое покрытие (асфальт, бетон). В этой зоне размещаются склады для хозяйственного инвентаря, мастерские, гараж для автомобиля и мусоросборники, овощехранилище. Все постройки, за исключением мусоросборников, располагаются по периметру.

Мусоросборники – металлические баки с крышками ставят не ближе 25 м от здания на огороженной площадке, с цементным, асфальтовым или кирпичным покрытием и высотой ограждения – 1,5 м, при этом размер площадки должен превышать площадь мусоросборников на 1,5 м со всех сторон. Необходимо установить водопроводный кран с трапом для отвода вод в канализационную сеть.

На свободной территории размещаются приспособления для сушки белья и постельных принадлежностей, чистки ковров.

Участок интернатных учреждений должен хорошо освещаться в вечернее время. Столбы с осветительной арматурой ставятся вблизи площадок и входных дорожек. Для освещения входов в здание применяется специальная осветительная арматура, закрепляемая к стене здания. Освещённость на уровне земли должна составлять 40-50 люкс.

3. Гигиенические требования к зданию.

3.1. Здания интернатных учреждений должны размещаться в отдельно стоящих строениях не более трёх этажей. При строительстве зданий большей этажности запрещается использование этажей выше третьего для пребывания детей.

В зависимости от вместимости и климатических условий здания могут иметь компактную, блочную или павильонную структуру.

3.2. Здания должны оборудоваться системами хозяйственно – питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и центральным отоплением.

3.3. В здании должен соблюдаться принцип изоляции жилых помещений от административно-хозяйственных, а также групповой изоляции, особенно при наличии дошкольных групп.

3.4. Наружные входы в здание должны быть с одним тамбуром. Глубина тамбуров не менее 1,6 м., наружная дверь одного из входов должна открываться вовнутрь.

В домах Мехрибонлик с дошкольными группами одним входом могут пользоваться не более 4-х групп, включая детей 6-летнего возраста. В интернатных учреждениях малой вместимости одним входом могут пользоваться дети дошкольного и младшего школьного возраста.

3.5. Состав и площади помещений интернатных учреждений определяются в зависимости от их вместимости.

В составе этих зданий следует предусматривать жилые помещения (групповые ячейки), общевоспитательные, медицинские, служебно-бытовые, пищеблок и постирочную (прачечную) (приложение 1-6).

3.6. В домах Мехрибонлик, должно предусматриваться карантинное отделение.

3.7. Групповые ячейки для дошкольников располагаются преимущественно на 1 этаже.

3.8. Туалетные помещения, включающие умывальную и уборную, проектируются из расчёта 0,7 кв. м на одного ребёнка. В туалетных устанавливается 1 унитаз на 10 девочек, 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков; 1 умывальник на 8 девочек и 1 умывальник на 8 мальчиков.

Устанавливается по 1 ножной ванне на 10 девочек и мальчиков.

Кабина личной гигиены проектируется на каждые 15-20 девочек школьного возраста, площадью не менее 3 кв.м., в ней устанавливается 1 биде, 1 унитаз и 1 умывальник.

В туалетной комнате необходимо предусматривать обособленное место для стирки и сушки мелких личных вещей детей.

Входы в туалетные комнаты не допускается предусматривать с лестничных площадок и размещать непосредственно против входов в спальные помещения.

3.9. В составе жилой ячейки должна размещаться комната воспитателя площадью 8 кв.м.

3.10. Медицинские помещения в интернатных учреждениях должны размещаться на первом этаже спального корпуса и иметь самостоятельный выход.

3.11. Карантинное отделение, из расчёта 10% вместимости учреждения, должно состоять из приёмной-раздевальни, игровой, спальни, веранды, туалетной с душевой. Площадь приёмной-раздевальни должна быть не менее 5 кв.м., туалетной с душевой – 9 кв.м., площадь остальных помещений – 3 кв.м. на одного ребёнка. При вместимости 140 детей под карантинное отделение отводится I групповая ячейка. Карантинное отделение располагается на I этаже и имеет самостоятельный вход.

3.12. Карантинное отделение, изолятор и медицинские помещения необходимо располагать рядом друг с другом. Состав и площади медицинских помещений интернатных учреждений следует принимать согласно приложения 3. Каждая палата изолятора должна иметь отдельный вход.

3.13. Медицинская комната должна иметь самостоятельный вход из коридора, размещаться смежно с палатами изолятора.

3.14. Состав и площадь служебно-бытовых помещений интернатных учреждений следует принимать согласно приложения 4.

3.15. Состав и площадь помещений пищеблока следует принимать согласно приложения 5.

Столовые и производственные помещения должны размещаться на первом этаже с отдельными входами.

Складские помещения столовых и бытовые помещения для персонала допускается при обеспечении вентиляцией размещать в подвальных этажах с отметкой пола не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня грунтовых вод. Из подвала должен быть предусмотрен отдельный выход наружу.

Проходные кладовые или проход в кладовые через кухню не допускается. Машинные отделения холодильных установок пищеблоков следует размещать у наружных стен здания. Производственные помещения столовых проектируются с учётом размещения в них комплекта торгово-технологического оборудования на электрообогреве.

В кухнях следует предусматривать установку оборудования, работающего на электричестве.

4. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению.

4.1. Все основные помещения интернатных учреждений должны иметь непосредственное прямое естественное освещение.

Наилучшей системой естественного освещения является боковое левостороннее с обязательным применением солнцезащитных устройств.

При глубине помещения более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета. Высота правостороннего подсвета при наличии глухой перегородки должна быть не менее 2,2м от потолка и 0,8 м от пола (при высоте 3 м).

4.2. Допускается освещение вторым светом проходных коридоров и умывальных.

Освещение только искусственным светом допускается в складских и бытовых помещениях, коридорах, столовых, хозяйственных и инвентарных кладовых, уборных для персонала.

4.3. Коэффициент естественного освещения (КЕО) в основных помещениях интернатных учреждений должен соответствовать действующему КМК «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».

При одностороннем естественном освещении нормируются минимальные значения КЕО в точке, расположенной на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проёмов, на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности или пола.

При двустороннем боковом освещении минимальное значение КЕО нормируется в точке посередине помещения на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности (или пола).

Освещённость должна быть равномерной. Равномерность освещения определяется отношением минимальной освещённости в люксах (лк) к максимальной и должна соответствовать не менее 0,3.

4.4. Очистку оконных стёкол необходимо проводить не реже 3-4 раз в год снаружи и не менее 1-2 раза в месяц изнутри, без привлечения воспитанников.

Побелка потолка, верхних частей стен и оконных откосов проводится по мере необходимости. Двери, оконные рамы и переплёты окрашиваются белой масляной краской.

Во избежание уменьшения уровней естественной освещённости внутри основных помещений на подоконниках не должно быть высоких широколистных цветов, снижающих уровень естественного освещения. При размещении цветов на подоконниках высота их не должна превышать 15 см (от подоконника). На каждом окне не должно быть более 2-3 цветов. Цветы рекомендуется размещать также в подвесных (на стене) или переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола и в уголках природы.

Деревья следует сажать на расстоянии не ближе 10 м от здания, а ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну.

4.5. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Нормируемые уровни искусственной освещённости в основных помещениях интернатных учреждений предоставлены в таблице 1.

Таблица 1.

Нормативные величины уровня освещённости в основных помещениях интернатных учреждений

п/п

Наименование помещения, рабочей поверхности

Освещённость, в лк х

(не менее)

Горизонтальные поверхности на уровне

1.

Помещения для дошкольников:

-раздевальная

-групповая

-спальная, веранда

-туалетная

-буфетная

200

300

75

75

200

пола

0,5 м от пола

0,5 м от пола

0,8 м от пола

2.

3.

Помещения для школьников:

-комната для отдыха и приготовления уроков

-спальные комнаты

-комната чистки одежды, обуви, глажения

-комната дежурных воспитателей

-уборные, умывальные

-комната личной гигиены девочек, душевые

Обеденный зал

Вестибюли и гардеробные Главные лестницы

Остальные лестничные клетки

Библиотека

Общие помещения для всех видов учреждений:

кабинет врача

комната заболевшего ребёнка

изолятор

300

75

200

150

75

75

200

150

100

50

300

300

150

150

0,8 м от пола

0,8 м от пола

0,8 м от пола

0,8 м от пола

пола

пола

0,8 м от пола

Пола

На ступеньках

На ступеньках

0,8 м от пола

0,8 м от пола

0,5 м от пола

0,5 м от пола

Х - согласно действующих СНиП «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».

Преимущественно должно применяться люминесцентное освещение.

Для общего освещения помещений следует применять потолочные или подвесные светильники, относящиеся к классу рассеянного или преимущественно прямого света, т.е. падающего в верхнюю полусферу 60-80% светового потока. Запрещается устанавливать лампы накаливания и люминисцентные в одном помещении.

В помещениях с постоянным пребыванием детей, штепсельные розетки и выключатели должны устанавливаться на высоте 1,5 м от пола.

При использовании ламп накаливания уровень освещённости должен быть в два раза выше нормируемого люминесцентного освещения.

5. Санитарно-техническое оборудование.

5.1. Здания интернатных учреждений, домов Мехрибонлик должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с нормами ШНК по проектированию внутреннего водопровода и канализации зданий, а также проектирования горячего водоснабжения.

5.2. Все интернатные учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой.

5.3. Во всех интернатных учреждениях горячим водоснабжением должны быть обеспечены столовые, производственные помещения пищеблока, включая кухню, прачечная, умывальные при санитарных узлах, душевые, медицинский кабинет и изолятор.

Горячее водоснабжение должно быть подведено также к ногомойкам и комнатам личной гигиены девочек.

5.4. Устройство канализации следует предусматривать в спальных корпусах, оборудованных санитарными узлами, в столовой, пищеблоке, в помещениях медицинского назначения, прачечной, душевой, а также в отдельно стоящих уборных и умывальных.

5.5. В не канализованных районах интернатные учреждения должны оборудоваться внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.

5.6. В туалетных для детей дошкольного возраста должно быть четыре умывальника. За перегородкой располагаются унитазы (не меньше трёх).

В интернатных учреждениях высота установки санитарных приборов, считая от пола помещений до борта прибора, должна быть:

- умывальников для детей дошкольного возраста 0,4-0,45м.;

- умывальников для детей школьного возраста 0,6-0,7 м;

- мелкого душевого поддона для детей дошкольного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона – 1,6 м) –0,2м.

5.7. Унитазы в уборных устанавливаются в открытых кабинах. В уборных для старших девочек 1-2 кабины должны иметь двери. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста должны устанавливаться детские унитазы. Комнаты личной гигиены девочек оборудуются биде, умывальником, тумбочкой и педальными бачками.

6. Гигиенические требования к оборудованию помещений.

6.1. Оборудование детских интернатных учреждений должно соответствовать плановому количеству детей на объекте, росту и возрастным особенностям детей, учитывая гигиенические и педагогические требования.

6.2. Оборудование помещений для воспитанников школьного возраста.

а) Комнаты для самостоятельных (домашних) занятий оборудуются столами и стульями ученическими по ГОСТ. В этих комнатах целесообразно предусматривать встроенные шкафы для хранения учебников, тетрадей и других учебных пособий.

б) Спальни оборудуются кроватями для взрослых, шкафами для белья и прикроватными тумбочками. Для детей до 10 лет, возможно использовать подростковые кровати (в дошкольных – детские).

в) Рекреации - игровые оборудуются столами для настольных игр, шкафами для игрушек; целесообразно предусмотреть спортивное оборудование (домашний стадион или его элементы).

г) Столовые оборудуются столами обеденными по ГОСТ.

д) Оборудование физкультурного зала должно соответствовать, возрастным особенностям учащихся и представлено несколькими типоразмерами. В таблице 2 приведён перечень основного спортивного оборудования и количество типоразмеров.

Таблица 2.

Наименование

Количество (шт.)

Типо – размеры

Всего

Брусья параллельные

Козёл гимнастический

Кольца гимнастические

Конь гимнастический

Лестница гимнастическая

Маты гимнастические

Перекладины гимнастические

Скамейки гимнастические

Стенка гимнастическая

Гранаты для метания

Диски для метания

Канаты для лазания

Баскетбольные мячи

Футбольные мячи

Волейбольные мячи

Набивные мячи

Мостики для прыжков

Стойки для прыжков

Шесты для лазания

Ядра для толкания

2

1

1

1

1

1

1

3

3

-

2

4

2

1

2 пары

1

1

6

2

4 –6

12 –15 пролётов

20

8

2

4

4

2

20

2

2

2

8

е) Оборудование мастерских должно обеспечивать условия для соблюдения правильной рабочей позы во время трудовых операций. Верстаки должны регулироваться по высоте или с помощью подставок под ноги.

В столярной мастерской верстаки ставят перпендикулярно к окну или под углом 450. расстояние между верстаками должно составлять не менее 80 см, а между рядами – 120 см.

В слесарной мастерской верстаки ставят так, чтобы свет на обрабатываемую деталь падал спереди или справа. Расстояние между рядами верстаков должно быть не менее 1 м.

Размеры и масса инструментария для работ в мастерских и на участке должны соответствовать возрастным возможностям детей.

6.3. Детские интернатные учреждения должны иметь на участке следующий необходимый набор спортивного и садового инвентаря:

а) спортивный:

велосипед 2-колёсный;

велосипед 3-колёсный;

самокат.

б) садово-огородный:

грабли железные;

лопаты деревянные для снега;

лопаты железные;

мешок хозяйственный;

мотыги с деревянными черенками;

разрыхлитель 3-рожковый;

лейки, вёдра;

скребки;

шланг;

тачка;

секатор;

пила-ножовка;

ящик для мусора;

совок для мусора;

метла;

газонокосилки.

7. Санитарное содержание участка и помещений.

7.1. Во всех интернатных учреждениях участок необходимо убирать ежедневно. Траву, цветы, кустарники, дорожки весной и летом поливают водой, в зимнее время – площадки и дорожки расчищают от снега. Ранней весной и поздней осенью необходимо проводить очистку территории от листвы и веток.

Уборка должна проводиться ежедневно и по мере загрязнения. В тёплое время года уборка участка должна осуществляться после предварительной поливки и обязательно при закрытых окнах помещений. В жаркую сухую погоду поливка проводится 2 раза в день.

Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурное оборудование и др.) должно быть в исправном состоянии и ежедневно протираться.

7.2. В интернатных учреждениях для сбора бытовых отходов на дворовой территории устанавливаются мусоросборники закрытого типа. Мусоросборники регулярно, а в тёплое время ежедневно, очищают от содержимого, промывают и дезинфицируют 10% раствором хлорной извести.

7.3. Содержание бассейнов, оборудованных на участке, должно соответствовать требованиям действующих санитарных правил.

7.4. У входа здания следует иметь скребки, решётки. В помещении у входной двери должен лежать влажный коврик. Коврик и решётки каждый раз после утреннего прихода детей или прихода их с прогулки очищают и моют. На территории спортивной зоны установка поливного крана обязательна.

7.5. Во всех интернатных учреждениях уборку помещений следует проводить ежедневно влажным способом при открытых окнах, фрамугах с применением моющих средств (мыло, моющие порошки). Полы следует мыть не менее 2-х раз в день, мебель, радиаторы, подоконники протирать влажной тряпкой; детские шкафчики для одежды ежедневно протирать и один раз в неделю мыть. Жалюзийные решётки вентиляционных систем должны быть открыты и систематически очищаться от пыли, прикрывать их следует только при резком перепаде температуры воздуха помещений и наружного воздуха. Очистка шахт вытяжной вентиляции должна проводиться 2 раза в год. Мытье оконных проёмов с очисткой стёкол с наружной и внутренней сторон должно осуществляться 2 раза в год (весной и осенью).

7.6. Генеральная уборка помещений проводится 1 раз в месяц.

Генеральная уборка включает: мытьё полов, осветительной арматуры, окон, дверей, стен, отопительных приборов, обметание паутины, протирку мебели и проводиться с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) периодически должны выноситься на воздух для проветривания и подсушки. Один раз в год постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке. Ковры должны ежедневно очищаться пылесосом, периодически выколачиваться и протираться влажной щеткой, один раз в год подвергаться сухой химической чистке.

7.7. Обеспечение мягким инвентарём (простыни, пододеяльники, наволочки, полотенца) проводится в соответствии с утверждённым нормативом.

7.8. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в 10 дней. Чистое бельё доставляется в мешках и хранится в шкафах.

7.9. Вновь приобретённые игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые должны мыться в течение 15 мин. проточной водой с мылом и затем высушиваться на воздухе (резиновые, пенополиуретановые, пенолатексные, пластизольные и др. аналогичные игрушки) должны при этом тщательно отжиматься. Пенолатексные ворсованные игрушки должны обрабатываться согласно инструкции завода-изготовителя.

Столы должны мыться горячей водой с мылом после каждого приёма пищи специальной ветошью, которая простирывается, просушивается и хранится в специальной посуде с крышкой.

7.10. При осложнении эпидемиологической ситуации ежедневную влажную уборку всех помещений проводят с применением дезинфицирующих средств

7.11. В умывальных и уборных полы, стены, дверные ручки следует ежедневно мыть горячей водой с применением моющих средств, а полы по мере загрязнения протирать несколько раз в день. Унитазы моют 2 раза в день горячей водой с применением моющих средств; для удаления мочекислых солей необходимо использовать препараты, предназначенные для сантехнического оборудования. После обработки унитазы обильно промывают водой.

7.12. Уборочный инвентарь (тазы, вёдра, щётки, тряпки и др.) должен быть маркирован, закреплён за отдельными помещениями (особенно в столовой) и храниться отдельно в специально выделенных для этого шкафах или стенных нишах.

Уборочный инвентарь для мытья полов и уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную окраску (красную, оранжевую) и храниться отдельно. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами.

Дезинфицирующие растворы должны храниться в тёмной посуде, в местах, недоступных детям.

7.13. Для предотвращения появления насекомых в помещении, окна в пищеблоке, постирочной, туалетных и др. в тёплое время года должны быть засетчаны металлической сеткой.

8. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму.

8.1. Здания интернатных учреждений должны быть оборудованы системами центрального отопления и вентиляции.

Теплоснабжение зданий следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных.

При отсутствии централизованного источника теплоснабжения допускается устройство местной котельной согласно СНиП «Котельные. Нормы проектирования».

В качестве нагревательных приборов могут применяться нагревательные элементы в соответствии с требованиями СНиП. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены съёмными деревянными решётками. Не допускается устройство ограждений из ДСП.

8.2. В сельских населенных пунктах в одноэтажных зданиях допускается устройство печного отопления на газе.

8.3. Отопление и вентиляция в зданиях интернатных учреждений должны учитывать требования главы СНиП «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Нормы проектирования».

8.4. Помещения с постоянным пребыванием детей и подростков должны быть обеспечены чистым свежим воздухом при кратности воздухообмена 1,5.

8.5. Температура воздуха в основных помещениях детских домов должна быть: в спальнях – +18-200С, в умывальных +20-230С, в душевых – не ниже +26 0 С, в уборной +17-210 С, в вестибюле и гардеробе – +16-190С.

8.6.Оптимальная относительная влажность воздуха в помещениях интернатных учреждений должна составлять 40-55%, в кухне и постирочной допускается60-70%.

9. Гигиенические требования корганизации питания.

9.1. Организация питания детей в детских домах от 3 до 13 лет проводится в соответствии с таблицей 3 СанПиН 0219-07 «Среднесуточные рациональные нормы потребления пищевых продуктов и гигиенические требования к организации питания в детских домах и во вспомогательных школах-интернатах», в случае пребывания детей от 14 до 18 лет питание детей организуется согласно таблицы 4.

Кухня и подсобные помещения должны размещаться в светлых, легко проветриваемых помещениях. Полы в пищеблоке должны быть из гладкого, нескользкого, прочного, удобного для уборки материала (керамические плитки).

В моечном и заготовочных цехах, должны иметься трапы с уклоном для стока воды в канализацию.

Стены на высоте 1,8-2м следует покрывать легко моющимися материалами – светлыми глазированными плитками или светлой масляной краской.

9.2. Для обработки и приготовления пищи, как правило, следует устанавливать электрическое оборудование.

В газифицированных районах допускается установка газовых плит и другого оборудования закрытого типа с отводом продуктов сгорания в вытяжные вентиляционные каналы. Помещение кухни должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией.

9.3. Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать санитарным правилам и нормам к организации общественного питания, изготовлению и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.

9.4. Инструкция по применению моющих и дезинфицирующих средств обязательно доводится до сведения всех сотрудников, использующих данное средство (с учетом конкретного режима проводимой обработки).

9.5. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Растворы хранят в ёмкостях из темного стекла с хорошо пригнанной пробкой, избегая воздействия на них света и влаги, не более 5 дней.

9.6. Для мытья кухонной посуды используют металлические ванны не менее 2-х из нержавеющей стали, алюминия, дюралюминия и др. с подводкой к ним горячей и холодной воды с установкой смесителей. Температура горячей воды в точке разбора – не менее 65°С.

9.7. В местах присоединения ванны к канализации должен быть воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки.

9.8. Варочные котлы, кастрюли после освобождения от остатков пищи, моют горячей водой не ниже 40°С с добавлением моющих средств, ополаскивают горячей водой с помощью шланга с душевой насадкой и просушивают в перевернутом виде на решётчатых полках, стеллажах. Чистую кухонную посуду хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола.

9.9. Разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь: лопатки, мешалки и др. после мытья в первой ванне с горячей водой (50°С) с добавлением моющих средств ополаскивают горячей водой с температурой не ниже 65°С во второй ванне, обдают кипятком и тщательно просушивают.

9.10. Металлический инвентарь после мытья прокаливают в духовом шкафу; мясорубки после использования разбирают, промывают, обдают кипятком и тщательно просушивают

9.11. Столовая и чайная посуда может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) – из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия.

9.12. Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с применением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 45°С, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65°С (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решётках.

9.13. Чайную посуду промывают горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивание горячей проточной водой производят во второй ванне и просушивают.

9.14. Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.

9.15. Пищевые отходы на пищеблоке и в столовой собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают с помощью шлангов над канализационными трапами, промывают 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивают горячей водой и просушивают.

9.16. В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти т.п. Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

9.17. В помещениях пищеблока проводят санитарно-профилактические мероприятия по борьбе с мухами, тараканами и грызунами.

9.18. Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллическими из нержавеющей стали или дюралюминия. Столы для обработки сырого мяса и рыбы покрываются оцинкованным железом (с закруглёнными углами и краями).

9.19. Для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи, доски из дерева твердых пород без щелей и зазоров, гладко выструганные. Разделочные доски из пластмассы, ДСП, ДВП, прессованной фанеры к использованию не допускаются.

9.20. Доски, ножи должны быть промаркированы: «СМ» - сырое мясо, «СК» – сырые куры, «СР» - сырая рыба, «СО» – сырые овощи, «ВМ» – вареное мясо, «ВР» - вареная рыба, «ВО» - вареные овощи, «Гастрономия», «Сельдь», «Х» – хлеб, «Зелень», «М.СЛ.» – масло сливочное.

9.21. Для приготовления и хранения готовой пищи следует использовать посуду, изготовленную из нержавеющей стали. Алюминиевую и дюралюминиевую посуду используют только для приготовления и кратковременного хранения пищи. Компоты готовят в посуде из нержавеющей стали. Для кипячения молока выделяют отдельную посуду.

9.22. Количество комплектов столовой и чайной посуды должно полностью обеспечивать одномоментную посадку детей без дополнительной обработки посуды и приборов в течение приёма пищи.

9.23. Транспортировку пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения.

9.24. Транспортирование скоропортящихся продуктов производят в закрытой маркированной таре. В теплое время года скоропортящиеся и особо скоропортящиеся продукты перевозят охлаждаемым транспортом или в холодильном рефрижераторе, обеспечивающим сохранение температурных режимов транспортировки. Кузов автотранспорта изнутри обивают материалом, легко поддающимся санитарной обработке и оборудуют стеллажами.

9.25. К работе по закупке пищевых продуктов, доставке их по месту требования допускаются лица, прошедшие предварительный при поступлении на работу и периодический медицинские осмотры в установленном законом порядке.

9.26. Транспортные средства для перевозки продуктов содержат в чистоте. Их нельзя использовать для перевозки людей и других товаров.

9.27. Санитарная обработка транспорта для перевозки продуктов проводится 1 раз в день, дезинфекцию – 1 раз в 10 дней.

9.28. Тара, в которой привозят продукты, должна быть промаркирована и использоваться строго по назначению. Клеёнчатые и другие мешки, металлические и деревянные ящики, бидоны, фляги после употребления необходимо очищать, промывать жирорастворимыми средствами, ошпаривать кипятком, высушивать и хранить в местах, недоступных загрязнению. Их обработку проводят в специально выделенном помещении. Не допускается использовать для перевозки продуктов кухонное оборудование.

9.29. Приём пищевых продуктов и продовольственного сырья должен осуществляться при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность.

9.30. Качество продуктов проверяет кладовщик и медицинский работник (бракераж сырых продуктов), последний делает запись в специальном журнале. Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истёкшим сроком годности и признаками порчи.

9.31. Скоропортящиеся пищевые продукты хранят в холодильных камерах или холодильниках при температуре +2, +6°С в соответствии с требованиями действующих санитарных правил. Для контроля за температурой в холодильниках и холодильных камерах устанавливают термометры. При наличии одной холодильной камеры места хранения мяса, рыбы и молочных продуктов должны быть строго разграничены, с обязательным устройством специальных полок, легко поддающихся мойке и обработке.

9.32. Птицу мороженую, рыбу мороженую хранят в таре поставщика на стеллажах или подтоварниках.

9.33. Молоко фляжное или бутылочное следует хранить в той же таре, в которой оно поступило.

9.34. Масло сливочное хранят на полках в заводской таре или брусками, завернутыми в пергамент, в лотках. Крупные сыры – на чистых стеллажах (при укладывании сыров один на другой между ними должны быть прокладки из картона или фанеры), мелкие сыры хранят на полках в потребительской таре.

9.35. Сметану, творог хранят в таре с крышкой. Не допускается оставлять ложки, лопатки в таре со сметаной, творогом. Яйцо в коробах хранят в подтоварниках в сухих прохладных помещениях.

9.36. Крупу, муку, макаронные изделия хранят в сухом помещении в мешках, картонных коробках на подтоварниках, либо стеллажах на расстоянии от пола не менее 15 см, расстояние между стеной и продуктами должно быть не менее 20 см.

9.37. Хлеб хранят на стеллажах и в шкафах; при расстоянии нижней полки от пола не менее 35 см. Дверки и задняя стенка в шкафах должны иметь отверстия для вентиляции размером не менее 2см в диаметре. При уборке мест хранения хлеба крошки сметают специальными щетками, полки протирают тканью, смоченной 1% раствором столового уксуса.

9.38. Картофель и корнеплоды хранят в сухом, темном помещении, капусту – на отдельных стеллажах, в ларях. Зелень и плоды хранят в ящиках в прохладном месте при температуре не выше +12°С.

9.39. Продукты, имеющие специфический запах, следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих запахи (масло сливочное, сахар, соль, яйцо, чай, сыр).

9.40. Молоко фляжное непастеризованное перед употреблением подлежит обязательному кипячению не более 2-3 минут с момента закипания. После кипячения его охлаждают и хранят в таре с закрытой крышкой. В случае невозможности использовать молоко тот час же после получения, его хранят в холодильнике при температуре +4 - +6°С.

9.41. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать гигиенические требования в технологических процессах приготовления блюд:

- котлеты, биточки из мясного или рыбного фарша, рыбу кусками обжаривают не менее 5 минут с обеих сторон в нагретом до кипения масле, после чего их доводят до готовности в духовом или жарочном шкафу при температуре +150- +180°С в течение 20-25 минут;

- вторые блюда из вареного мяса (кур), а также измельченное мясо, добавляемое в первое блюдо, подвергают вторичной термической обработке – кипячению в бульоне в течение 5-7 минут и хранят в нем при температуре +75°С до раздачи не более 1 часа;

- омлеты готовят слоем 2,5-3 см в течение 8-10 минут при температуре жарочного шкафа 180-200°С; яйца варят 10 минут после закипания воды; яйца перед использованием в любые блюда тщательно моются; не допускается хранить яйца в кассетницах поставщика в производственных цехах пищеблока;

- сосиски, вареные колбасы обязательно отваривают (термическую обработку заканчивают после 5-минутной варки с момента начала кипения);

- макаронные изделия, рис для приготовления гарниров варят в большом объеме воды (в отношении не менее 1:6), без последующей промывки;

- творожные запеканки изготавливают в жарочном шкафу при температуре 220-280°С в течение 20-30 минут, слой готового блюда должен иметь высоту не более 3-4 см.

9.42. При кулинарной обработке овощей для сохранения витаминов следует соблюдать следующие правила: кожуру овощей чистят тонким слоем, очищают их непосредственно перед приготовлением; в целях профилактики иерсинеоза и псевдотуберкулёза не допускается предварительное замачивание овощей. При приготовлении первых блюд закладывать овощи следует только в кипящую воду, нарезав их перед варкой, свежую зелень добавляют в готовые блюда во время раздачи.

Фрукты перед употреблением обязательно моются.

Для приготовления салатов из сырых овощей допускается использовать овощи урожая предыдущего года только до марта.

Овощи, предназначенные для приготовления винегретов и салатов, варят в кожуре, охлаждают, очищают и нарезают вареные овощи в холодном цехе или в варочном цехе на столе для вареной продукции. Варка овощей накануне для приготовления блюд не допускается.

9.43. При приготовлении блюд используется только йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов.

9.44. В целях предупреждения возникновения и распространения пищевых токсикоинфекций:

- не использовать остатки пищи от предыдущего приема в пищу, приготовленную накануне;

- не допускается изготовление простокваши – самокваса, а также блинчиков с мясом или творогом из непастеризованного молока, макарон с рубленным яйцом, макарон по-флотски, яичницы-глазуньи, кондитерских изделий с кремом, кремов, морсов, паштетов.

В питании детей категорически запрещается использование: творожных сырков, грибов, фляжного молока без кипячения, фляжного творога и сметаны, консервированного зелёного горошка без термической обработки, загрязненных яиц и яица-бой, яиц и мяса водоплавающих птиц; рыбы и мяса, не прошедших ветеринарный контроль, прием непотрошенной и полупотрошенной птицы; консервированных продуктов домашнего приготовления в герметичной упаковке; консервов в банке с нарушением герметичности, бомбажных, с ржавчиной; крупу, муку, сухофрукты, загрязненных различными примесями и зараженных амбарными вредителями; овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили.

Не следует использовать в питании детей специи, острые блюда, пищевые добавки искусственного происхождения:

- продукты, содержащие в своем составе пищевые добавки (синтетические ароматизаторы, красители) искусственного происхождения, в том числе безалкогольные газированные напитки, жевательную резинку, чипсы и др;

- маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливу, яблоки);

- кулинарные жиры, маргарин, спреды;

- сливочное масло жирностью ниже 72%;

- копчености;

- майонез, перец, горчицу, хрен, уксус, натуральный кофе.

9.45. Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребёнка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывая калорийность, количество белков, жиров и углеводов). Продуктовый набор должен представляться в полном ассортименте раздельно по наименованиям продуктов. Данные накопительной ведомости по каждому продукту за месяц делятся на число детодней по возрастам, в результате чего определяется средневзвешенное количество каждого продукта, которое получал ребёнок в прошедшем месяце в среднем за день.

9.46. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо допускают к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков.

9.47. Ежедневно следует оставлять суточную пробу готовой продукции. Суточная проба отбирается в полном объеме в соответствии с меню. Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в течение 24 часов в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для хранения кисломолочных продуктов при температуре +2, +6°С. Отбор суточных проб и проведение бракеража осуществляет медицинский работник.

Таблица 3

Рекомендуемые суточные нормы продуктов для воспитанников домов "Мехрибонлик", школ-интернатов.

Наименование продуктов

Возрастные группы

От 3 до 7 лет.

От 7 до 13 лет

Грамм

Белки

жиры

углеводы

Ккал.

Грамм

Белки

Жиры

Углев.

Ккал

1

Хлеб пшеничный 1 сорт

240

18,24

2,16

119,4

542,4

600

38

4,5

248,75

1130

2

Мука пшеничная 1 сорт

35

3,71

0,45

25,55

114,63

40

4,24

0,52

29,28

131,6

3

Мука картофельная

3

0,03

сл.

2,38

8,97

3

0,03

сл.

2,38

8,97

4

Крупы, макаронные изделия

70

7,49

0,91

1,442

233,1

90

9,63

1,17

66,78

239,7

5

Сахар

60

-

-

59,88

224,4

90

-

-

89,82

336,6

6

Кондитерские изделия

15

1,11

1,5

11,43

60,9

25

1,85

2,5

19,05

101,5

7

Сливочное масло

30

0,18

24,75

0,27

224,4

35

0,21

28,8

0,31

261,8

8

Растительное масло

15

-

14,98

-

134,8

20

-

19,98

-

179,8

9

Молоко, кисломол. Продукты

500

14,0

16,0

23,5

290

500

14,0

16,0

23,5

290

10

Сметана

20

0,56

4,0

0,64

41,2

20

0,56

4

0,64

41,2

11

Творог

40

6,68

3,6

0,52

62,4

50

8,35

4,5

0,52

78,0

12

Сыр

10

2,34

3,0

-

37,1

15

3,51

4,5

-

55,65

13

Мясо, птица

125

16,6

10,75

-

165

150

19,92

12,9

-

198

14

Колбасные изделия

15

1,84

3,79

-

41,55

25

3,07

6,32

-

69,25

15

Рыба

40

2,27

0,24

-

12,0

90

6,12

0,54

-

27,0

16

Яйца (шт)

1

5,0

5,52

0,32

62,8

1

5,0

5,52

0,32

62,8

17

Картофель

250

5,0

0,25

49,25

207,5

400

8

0,4

78,8

332,0

18

Овощи в т.ч. томатная паста

350

5,4

-

16,2

84,0

455

8,1

-

24,3

126,0

19

Фрукты, ягоды, соки, витаминизированные напитки

200

0,8

-

22,6

92,0

250

1,0

-

28,25

115,0

20

Фрукты сухие, в т. ч шиповник 5гр.

15

0,48

-

10,2

40,95

15

0,48

-

10,2

40,95

21

Чай

0,5

0,1

-

0,03

0,54

0,5

0,1

-

0,03

0,54

22

Какао

1

0,24

0,17

0,27

3,73

1

0,24

0,17

0,27

3,73

23

Соль йодированная

10

12

24

Дрожжи

1

0,125

0,004

0,08

0,85

1

0,125

0,004

0,08

0,85

ИТОГО

92,64

92,03

343,96

2685

132,35

112,32

623,28

3830

Таблица 4

Рекомендуемые суточный нормы продуктов для воспитанников домов «Мехрибонлик», школ-интернатов. от 14 до 18 лет.

Наименование продуктов

грамм

белки

жиры

углеводы

ккал

1

Хлеб пшеничный 1с.

600

38

4,5

248,75

1130

2

Мука пшеничная 1с.

40

4,24

0,52

29,28

131,6

3

Мука картофельная

3

0,03

Сл.

2,38

8,97

4

Крупы, макаронные изделия

100

10.7

1,3

74,2

266,3

5

Сахар

100

0

0

99,8

374

6

Кондитерские изделия

25

1,85

2,5

19,05

101,5

7

Сливочное масло

40

0,21

28,8

0,31

261,8

8

Растительное масло

20

0

19,98

0

179,8

9

Молоко, кисломолочные продукты

500

14,0

16,0

23,5

290

10

Сметана

20

0,56

4

0,64

41,2

11

Творог

50

8,35

4,5

0,52

78,0

12

Сыр

15

3,51

4,5

0

55,65

13

Мясо, птица

175

23,24

12,9

0

231

14

Колбасные изделия

30

3,7

7,6

0

83,1

15

Рыба

90

6,12

0,54

0

27,0

16

Яйца (шт.)

1,5

7,5

8,28

0,48

94,2

17

Картофель

400

8

0,4

78,8

332,0

18

Овощи в т.ч.томатная паста

455

8,1

0

24,3

126,0

19

Фрукты, ягоды, соки, витаминизированные напитки

250

1,0

0

28,25

115,0

20

Фрукты сухие, в т.ч.шиповник

15

0,48

0

10,2

40,95

21

Чай

0,5

0,1

0

0,03

0,54

22

Какао

1

0,24

0,17

0,27

3,73

23

Соль йодированная

12

24

Дрожжи

1

0,125

0,004

0,08

0,85

Итого

140,1

120,7

640,9

4010,5

10. Гигиенические требования к организации режима дня.

Организация режима дня учащихся интернатных учреждений строится с учётом особенностей учебно-воспитательной и оздоровительной работы данного учреждения, причём дифференцировано для школы различных возрастных групп. В школах-интернатах и домах Мехрибонлик, с их непрерывным в течение суток учебно-воспитательным процессом, гигиенические требования к организации режима дня должны учитывать и биоритмологические принципы его построения: совмещение учебной деятельности с часами биоримологического оптимума функций; сбалансированность статического и динамического компонентов в режиме школьных занятий; соблюдение возрастных норм двигательной активности в течение дня.

А. Режим дня детей от 3-х до 6-ти лет

Режим дня детей 3-х до 6-ти лет должен соответствовать гигиеническим нормам длительности сна, бодрствования детей различных возрастных групп, предусматривать достаточное пребывание на свежем воздухе; осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий; проведение организованных занятий, включающих рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.

10.1. Длительность дневной прогулки не должна быть меньше 1,5-2 часов в первой и второй младших группах; 2 часов – в средней, старшей и подготовительной.

10.2. Длительность вечерней прогулки не менее 2-х часов в младших и средней группах и 2-х часов 20 мин. – в старшей и подготовительной.

10.3. Длительность дневного сна не менее 2-х часов 30 мин. в младших группах; 2-х часов 10 мин. - в средней; 2-х часов - в старшей; 1 часа 50 мин. -в подготовительной.

10.4. Длительность ночного сна не менее 12 часов в младших группах; 10 часов в средней, старшей и подготовительной.

Отход ко сну в младших группах не позже 20 часов 20 мин.; в средней, старшей и подготовительной не позже 20 часов 40 мин.

10.5. Должно быть организовано 4-х и 5-ти разовое питание с перерывами между приёмами пищи не более 4-х часов.

10.6. При организации учебных занятий их количество в течение недели для средней группы не должно превышать 10; старшей – 14; подготовительной к школе – 20.

10.7. Продолжительность одного занятия в младших группах не более 10-15 мин; в средней 15-20 мин; в старшей 20-25 мин; в подготовительной 30-35 мин.

В подготовительной группе допускается проведение в первой половине дня 4-х занятий длительностью по 25 мин. или 3-х наиболее трудных занятий (письмо, математика и чтение) длительностью 35 мин. и 4-го занятия длительностью 35 мин. во второй половине дня (рисование, лепка и т.п.).

Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10-15 мин. их следует проводить в подвижных играх умеренной интенсивности.

В середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5-2 мин.

Для детей функционально неготовых к обучению и имеющих дефекты в звукопроизношении следует предусмотреть в режиме специальные занятия с логопедом;

- для детей со слабым развитием двигательного навыка – специальные графические упражнения для развития мелких мышц кисти рук;

- для детей с отклонениями в состоянии здоровья - необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.

10.8. Ежедневно в течение одного часа дети должны иметь возможность выбрать для себя занятия в соответствии с интересами и желаниями.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как рисование, лепка, музыкальные занятия, рукоделие, чтение, тихие игры должны составлять не более 20-30 мин. для детей младших и средних групп и 40 мин для детей старшей и подготовительной групп.

10.9. Длительность просмотра телепередач и диафильмов должна быть не более 20 мин. для детей младших и средней групп и 30 мин. - для старшей и подготовительной.

10.10. Общественно-полезный труд проводится в форме самообслуживания. Длительность работ не должна превышать 30 минут.

Б. Режим дня детей и подростков от 7 до 16 лет.

10.11. Подъём детей в учреждениях интернатного типа должен производиться с учётом возможности осуществить воспитанниками утренний туалет, уборку постелей, и спален (дежурным), сделать гимнастику, позавтракать. На указанные виды деятельности отводится не менее 1 часа.

До начала школьных занятий должна быть организована прогулка детей, продолжительностью до 30 мин. для учащихся домов Мехрибонлик, посещающих близлежащую школу, такой прогулкой служит дорога в школу.

10.12. Учебная нагрузка учащихся осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами и учебными программами.

10.13. В учебно-воспитательном процессе двигательная активность учащихся должна составлять до 40% дневного бюджета времени.

Это достигается за счёт:

- ежедневной гимнастики до начала занятий;

- физкультурных минут на каждом уроке и во время самоподготовки;

- проведения подвижных перемен;

- спортивного часа, организованного после школьных занятий на открытом воздухе;

- уроков физической культурой;

- общественно – полезного труда на пришкольном участке;

- занятий в спортивных секциях;

- регулярной организации спортивных соревнований с целью активного вовлечения учащихся в спортивно-массовые мероприятия.

10.14. Ежедневная утренняя гимнастика должна составлять от 5 мин. (в младших классах) до 10 мин. (для старших классов).

10.15. «Физкультурные минутки» длительностью 1-2 мин. проводятся на уроках и в период приготовления домашних заданий при появлении признаков утомления (снижение активности, нарушение внимания, появление беспокойства): начальных классах их целесообразно проводить 2 раза – на 15-ой и 30-ой минутах урока, в средних классах по показаниям.

10.16. На переменах между уроками должны проводиться игры малой и средней подвижности. Эффективно проведение во все периоды учебного года перемен на свежем воздухе, что помимо быстрого восстановительного эффекта работоспособности оказывает оздоровительное воздействие на организм.

10.17. После окончания занятий в школе (за исключением дней с шестью уроками) должен проводиться спортивной час. Спортивной час проводится на открытом воздухе под руководством учителя физкультуры, тренера, специально подготовленного инструктора из педагогов или старшеклассников. Это время заполняется различными спортивными и подвижными играми, простейшими соревнованиями.

Для школьников средних и старших классов в спортивный час целесообразно включать такие спортивные игры как волейбол, бадминтон (до 1,5 ч), футбол (до 1 ч).

В этом случае допустимо увеличение продолжительности спортивного часа до указанных пределов.

Спортивные нагрузки и задания при проведении спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности учащихся, а также конкретным метеоусловиям окружающей среды.

Местом для проведения спортивного часа может быть пришкольный участок или прилежащие скверы, парки, стадионы и др.

10.18. В определённые дни учебной недели в послеобеденное время должен быть организован и производительный труд учащихся. Его суммарная продолжительность должна составлять за неделю для учащихся П-IV классов – I ч., V-VII классов – 2 ч., VIII-IХ классов – 3 ч.

10.19. При подготовке домашних заданий следует каждому классному коллективу выделять и закреплять за ним учебное помещение (класс, кабинет, библиотека), оборудованное, согласно общепринятым гигиеническим требованиям к классному помещению;

-начинать самоподготовку следует не позднее 16ч. после проведения мероприятий по восстановлению (спортивный час) и закреплению (прогулка и др.) необходимого уровня работоспособности учащихся;

- соблюдать следующую длительность выполнения домашних заданий: для учащихся 1-х классов – 1ч; 2-х –1,5ч; 3-4-х – 2 ч; 5-6-х – 2,5 ч; 7-х – 3 ч; 8-9 классов – 4 ч;

- разрешать учащимся выбирать порядок выполнения домашних заданий по собственному усмотрению, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного ученика;

- предоставлять учащимся возможность индивидуальных перерывов по завершению отдельных этапов работы, поскольку общий для всех регламентированный перерыв может нарушить рабочую установку отдельных школьников;

- проводить «физкультурные минутки» по мере появления признаков утомления;

- разрешать учащимся, заканчивающим подготовку уроков раньше остальных, приступать к занятиям по интересам;

- учитывать индивидуальные привычки учащихся при подготовке устных заданий (только «вслух» или только сосредоточенно «про себя»). Для этих целей разрешать учащимся (особенно старших классов) использовать читальный зал или другие свободные помещения.

Период вне учебного времени после окончания самоподготовки при достаточном пребывании детей на воздухе в предшествующую часть дня должно заполняться видами деятельности эмоционального характера: зрелище, мероприятия, занятия в кружках, чтение, репетиции, тихие игры и т.д.

Продолжительность этих видов деятельности должна составлять не более 1,5 ч с 10-минутными перерывами через 45 минут от её начала. Гигиенические требования к указанным видам деятельности сводятся к следующему:

- виды деятельности эмоционального характера должны быть рационально распределены на протяжении учебной недели и сбалансированы с двигательными насыщенными видами деятельности в течение учебного дня.

- просмотр телевизионных передач, сопряженных со значительной зрительной нагрузкой, не должен превышать в день для младших школьников 1 час, для старших - 1,5 часов и не допустим чаще 3-х раз в неделю.

10.20. Запрещается привлекать младших школьников к видам работ, допустимых для учащихся более старшего возраста (мытьё полов в начальной школе, стирка крупных вещей вручную и т.д.)

10.21. Организации сна учащихся домов Мехрибонлик должно уделяться особое внимание.

Возрастные нормы суточной потребности во сне составляют у учащихся 6-7 лет – 12 ч, 8-9 лет – 10-10.30 ч., 10 лет – 10.30-9 ч; 11-12 лет – 10-9 ч; 13-14 лет – 9.30-9 ч; 15 лет – 9-8.30 ч; 16 лет – 8.30-8ч.

Необходима организация послеобеденного сна ученикам 1 классов.

10.22. Организация сна в интернатных учреждениях должна учитывать, по возможности, индивидуальные различия суточной потребности во сне у отдельных учащихся.

С целью охраны психического здоровья учащихся мало и много спящих детей целесообразно группировать в различные спальни. При организации ночного сна необходимо создание благоприятствующих засыпанию внешних условий, которые складываются в соответствующий стереотип (тихие игры, прогулка перед сном, вечерний туалет).

В домах Мехрибонлик, с целью обеспечения нормативной потребности учащихся во сне, может быть рекомендован более поздний подъём детей

(в 8ч) в выходные дни.

10.23. Дневной сон необходим учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья, выздоравливающим после острых инфекционных заболеваний, первоклассникам в начале учебного года, быстро утомляющимся в процессе адаптации к систематической учебной нагрузке.

Во время сна детей необходимо присутствие воспитателя или дежурного преподавателя.

11. Ответственность за выполнение санитарных правил.

11.1. Ответственность за выполнение настоящих санитарных правил возлагается на директора и врача интернатных учреждений.

11.2. Медицинский персонал осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического и учебно-воспитательного режимов, питания и физического воспитания в интернатных учреждениях.

11.3. Периодический контроль за выполнением настоящих санитарных правил возлагается на органы государственного санитарного надзора.

Приложение 1

Состав и площади помещений групповой ячейки для детей дошкольного возраста

Наименования помещений

Площадь в м² на одну группу

Раздевальная

18

Сушильная комната

4

Групповая

50

Столовая

36

Спальная

25х2

Логопедический кабинет,

9

Туалетная с кабиной персонала

21

Буфетная

5

Приложение 2

Состав и площади помещений групповой ячейки для детей школьного возраста

Наименований помещений

Площадь, м2

1

Раздевальные

18

2

Комната для сушки одежды

4

3

Комната отдыха

36

4

Комната индивидуальных занятий

9

5

Комната приготовления уроков

36

6

Спальные:

- для детей 7-10 лет 6-ти местные

- для детей 11-17 лет 4-местные

30х4

20х4

7

Туалетные со шкафом уборочного инвентаря

17

Приложение 3

Состав и площади помещений медицинского блока в интернатных учреждениях (м2)

Тип детского дома

100 мест для

дошкольников

105 мест для школьников

Смешанный

на 140 мест

Изолятор:

Палата на 3 койки

Палата на 2 койки

Палата на 1 койки

Буфет - раздаточная

Туалет

Ванная

Кабинет врача

Кабинет медсестры

Процедурная

Физиотерапевтический кабинет

Кабинет логопеда

Кабинет старшей медсестры

Туалетная для персонала

9х1

6х3

4х1

«3»

4

3

9

9

12

24

9

9

2

9х1

6х1

4х2

«3»

4

3

9

9

12

12

-

-

2

9х1

6х2

4х1

«3»

4

3

9

9

12

12

-

-

-

Приложение 4

Состав и площади служебно-бытовых помещений интернатных учреждений

Наименование

помещений

Детский дом

100 мест для дошкольников

105 мест для школьников

Смешанный

на 140 мест

1.

Вестибюль с гардеробом

20

20

20

2.

Кабинет директора (главврача)

15

15

15

3.

Кабинет зам. директора по АХЧ и бухгалтера

12

12

12

4.

Кабинет зам. директора по учебно-воспитательной работе

-

8

8

5.

Канцелярия

6

6

6

6.

Душевые и туалет для персонала

9

9

9

7.

Комната личной гигиены женщин

3

3

3

8.

Комната починки белья

8

8

8

9.

Комната починки обуви

8

8

8

10

Кладовая новых вещей

20

20

24

11

Кладовая старых вещей

20

20

24

12

Столярная мастерская

30

30

30

13

Комната техперсонала

10

10

10

14

Помещения кастеляной:

-кастеляная

-комната временного хранения вещей

-подлежащих чистке и стирке

-комната хранения нательного белья

-кладовая постельных принадлежностей

-кладовая хранения постельного белья

16

6

8

6

8

6

16

6

8

6

8

6

16

6

8

6

8

6

15

Постирочная

16

16

16

16

Гладильная

8

8

8

17

Сушильная

10

10

10

Приложение 5

Состав и площади помещений пищеблока в зависимости от количества воспитанников, (м2)

Наименование

помещений

Площадь

100 мест для дошкольников

102 места для школьников

140 мест

смешанные

Обеденный зал

-

75

75

Кухня (на сырье)

25

25

35

Раздаточная х

3

-

3

Заготовочный цех

6

6

8

Овощной цех

9

9

9

Мясорыбный цех

6

6

8

Моечная столовой, кухонной посуды и тары

8

8

12

Охлаждаемая камера

10

10

10

Кладовая овощей

12

12

14

Кладовая сухих продуктов

18

18

18

Загрузочная – тарная

8

8

10

Обеденный зал - для персонала

12

-

-

Гардеробная, бельевая, санузел и душевая для персонала

8

8

12

Комната хранения посуды

-

6

8

Топочная (для плит на твёрдом и жидком топливе)

5

5

6

Приложение 6

Состав и площади общевоспитательных помещений домов «Мехрибонлик»

Наименований помещений

Площадь, м2

1

Зал музыкальных и гимнастических занятий

75

2

Кладовая при зале

6

3

Спортивный зал

162

4

Раздевальные

16х2

5

Снарядная

16

6

Актовый зал - киноаудитория

84

7

Эстрада

27

8

Кинопроекционная с радиоузлом

24

9

Инвентарная

6

10

Гостиная для встреч детей с родителями

12

11

Методкабинет-комната старшего воспитателя

12

12

Библиотека

20

13

Комната общественных организаций

12

14

Фотолаборатория

12

15

Мастерская производительного общественно-полезного труда

60

16

Мастерская для швейного дела и кулинарии.

40

17

Комната дежурного воспитателя

6х2

Приложение 7

Рекомендуемые нормы обеспечения предметами личной гигиены детей домов “Мехрибонлик”.

п/п

Наименование предметов личной гигиены

Ед.

изм.

На одного воспитанника

Дошкольного возраста

Школьного возраста

Для мальчиков

Для девушок

Кол-во

Срок использо-вания (год)

Кол-во

Срок использо-вания (год)

Кол-во

Срок использо-вания(год)

1.

Зубная паста

штук (50 мл.)

12

1

24

1

24

1

2.

Зубная щетка

штук

4

1

4

1

4

1

3.

Хозяйственное мыло

штук (200г.)

12

1

12

1

12

1

4.

Туалетное мыло

штук (150 г)

16

1

24

1

24

1

5.

Стиральное порошок

пакеты (800г.)

12

1

12

1

12

1

6.

Расческа

штук

1

1

2

1

2

1

7.

Туалетная бумага

рулон

24

1

24

1

24

1

8.

Шампунь

штук (200г.)

12

1

12

1

12

1

9.

Дезодорант (аэрозоль)

штук

4

1

4

1

10.

Гигиенические подкладки *

упаковка (по 10 штук)

12

1

11.

Крем для обуви

тюбик

4

4

1

12.

Губка для мытья тела

штук

4

1

4

1

4

1

*Для девушек достигших половой зрелости. Достижение половой зрелости девушек определяется непосредственно воспитателем или медицинским персоналом.

Приложение 8

Рекомендуемые нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем воспитанников домов «Мехрибонлик»

Наименование одежды, обуви и мягкого инвентаря

Единица измерения

На одного воспитанника школьного возраста

На одного воспитанника дошкольного возраста




кол-во

срок

носки

(годы)

кол-во

срок

носки

(годы)




мальч.

дев.

ОБМУНДИРОВАНИЕ

1.

Пальто зимнее / куртка

штук.

1

1

2

1

2

2.

Пальто демисезонное, куртка

штук.

1

1

2

1

2

3.

Школьная форма

компл.

1

1

1

-

-

4.

Костюмы (с галстуком) для мальчиков

компл.

2

-

2

2

2

5.

Костюм шерстяной (праздничный)

компл.

1

-

2

1

2

6.

Рубашки школьные хлопчатобумажные для мальчиков

штук.

3

-

1

-

-

7.

Рубашки верхние хлопчатобумажные для мальчиков

штук.

3

-

1

3

1

8.

Пальто (юбки, блузки) для девочек

штук.

-

3

1

3

1

9.

Халаты/платья домашние для девочек

штук.

-

2

1

2

1

10.

Зимние платья (праздничные)

штук.

-

1

1

1

1

11.

Свитеры (джемперы) шерстяные

штук.

2

2

2

2

2

12.

Платья летние (праздничные)

штук.

-

3

1

3

1

13.

Летний головной убор

штук.

1

1

1

1

1

14.

Зимние головные уборы

штук.

2

2

1

2

1

15.

Трико и брюки для девочек

штук.

-

4

1

4

1

16.

Носовые платки

штук.

6

6

1

6

1

17.

Ремень брючный для мальчиков

штук.

1

-

1

-

-

18.

Шарф

штук.

1

1

2

1

2

19.

Перчатки (варежки)

пар.

2

2

1

2

1

20.

Нательное белье

компл.

4

4

2

5

2

21.

Форма спортивная, кроссовки

компл.

1

1

1

1

1

22.

Бюстгальтер

штук.

-

3

1

-

-

23.

Трусы спортивные

штук.

2

2

1

1

1

24.

Майки

штук.

4

4

1

4

1

25.

Носки, гольфы хлопчатобумажные

пар.

5

5

1

6

1

26.

Носки, гольфы шерстяные

пар.

5

5

1

6

1

27.

Ботинки, туфли (сандалии)

пар.

3

3

1

3

1

28.

Тапочки

пар.

2

2

1

2

1

29.

Сапоги, ботинки зимние

пар.

1

1

1

1

1

30.

Галоши

пар.

1

1

1

1

1

31.

Костюм спортивный (полушерстяной)

штук.

1

1

1

1

1

32.

Ночные пижамы

штук.

2

1

1

2

1

33.

Колготки

штук.

-

5

1

6

1

34.

Песочник, купальник, плавки

штук.

1

1

1

1

1

35.

Шапка резиновая

штук.

1

1

2

1

1

36.

Рабочая одежда

компл.

1

1

2

1

1

37.

Портфели, сумки

штук.

1

1

1

-

-

38.

Рюкзак / сумка для хранения личных вещей

штук.

1

1

3

1

5

МЯГКИЙ ИНВЕНТАРЬ

39.

Простыни

штук.

3

1

5

1

40.

Пододеяльники

штук.

2

1

2

1

41.

Наволочки для подушки

штук.

3

1

4

1

42.

Полотенца

штук.

2

1

2

1

43.

Полотенца махровые

штук.

2

1

2

1

44.

Одеяло шерстяное или ватное

штук.

1

6

1

6

45.

Одеяло байковое

штук.

1

3

2

3

46.

Матрац

штук.

1

4

2

3

47.

Подушки пухо-перовые

штук.

1

6

2

4

48.

Покрывало

штук.

1

3

1

3

49.

Коврик прикроватный

штук.

1

4

1

4

При составлении настоящего СанПиН использованы:

КМК 2.07.01-94 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

КМК 2.08.02-96 «Общественные здания и сооружения».

КМК 2.01.05-98 «Естественное и искусственное освещение»

КМК 2.04.01-97 «Внутренний водопровод и канализация зданий»

ГОСТ 950-2000 «Вода питьевая. Гигиенические требования контроля за качеством».

ГОСТ 11016 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры».

ГОСТ 11015 «Столы ученические. Типы и функциональные размеры»

ГОСТ 19550 «Столы ученические для кабинетов иностранного языка»

ГОСТ 18314 «Столы ученические лабораторные»

ГОСТ 18607 «Столы демонстрационные»

ГОСТ 22046 «Мебель для учебных заведений»

ГОСТ 26682 «Мебель для дошкольных учреждений. Функциональные размеры».

СанПиН 0159-04 «Гигиенические нормативы ученической мебели»

Методические рекомендации об использовании мебели в детских дошкольных учреждениях.

«Стандарты физического развития детей от 7 до 17 лет в городах и селах Республики Узбекистан» (Камилова Р.Т. 1998г.)

Положение о доме «Мехрибонлик», 2008г.

Закон Республики Узбекистан «Об образовании»


Номер документа:  № 0311-14
Дата принятия:  19.05.2011