О мерах по дальнейшему углублению реформирования системы здравоохранения
29.11.2011 20:05
Постановление Президента Республики Узбекистан
Отметить, что в результате последовательной реализации мероприятий по реформированию системы здравоохранения в республике создана целостная организационная структура оказания медицинской помощи населению, охватывающая все уровни – от сельских врачебных пунктов по оказанию первичной медико-санитарной помощи, районных (городских) медицинских объединений, областных многопрофильных медицинских центров до республиканских специализированных медицинских центров, предоставляющих сложные высокотехнологичные медицинские услуги.
На модернизацию и оснащение лечебно-профилактических учреждений самым современным лабораторным, диагностическим и лечебным оборудованием за последние десять лет направлено бюджетных средств и привлечено льготных кредитов и грантов на сумму свыше 750 млн. долларов США. Расходы на здравоохранение за годы независимости возросли в 3,6 раза и составляют около 4 процентов к валовому внутреннему продукту, а в Государственном бюджете страны – свыше 15,7 процента.
В результате осуществляемых мер средняя продолжительность жизни по сравнению с 1990 годом увеличилась с 67 до 73 лет, материнская и младенческая смертность сократилась в 3,1 и 3,2 раза соответственно. Значительно снизился общий уровень заболеваемости населения, особенно туберкулезом, гепатитом, различными инфекционными заболеваниями.
Вместе с тем все еще не отвечают возросшим современным требованиям качество предоставляемых населению медицинских услуг, особенно на местном уровне, состояние материально-технической базы районных и областных медицинских объединений. Кардинального совершенствования требует система управления республиканскими специализированными медицинскими центрами, реализации в них опыта ведущих зарубежных медицинских центров, а также передовых форм организации и стимулирования труда, развития и укрепления их материально-технической базы.
В целях дальнейшего углубления реформирования системы здравоохранения, повышения эффективности деятельности медицинских учреждений, обеспечения оказания высококачественной медицинской помощи населению в соответствии с современными требованиями и стандартами, внедрения передовых форм и методов управления и организации труда в системе здравоохранения республики:
1. Определить основными направлениями дальнейшего углубления реформирования системы здравоохранения республики в 2012-2015 годах:
обеспечение широкой доступности и высокого качества первичной медико-санитарной помощи населению, особенно в сельской местности, коренное повышение эффективности работы диагностических и амбулаторно-профилактических учреждений по профилактике заболеваний и охране здоровья граждан;
оптимизацию и реструктуризацию сети медицинских учреждений и коечного фонда на районном (городском) уровне с повышением эффективности использования имеющихся мощностей районных (городских) медицинских объединений, оснащением их современным оборудованием, в том числе за счет льготных кредитов международных финансовых институтов и грантовых средств;
коренное совершенствование системы управления республиканскими специализированными медицинскими центрами с внедрением современных, апробированных в международной практике методов организационного и финансового менеджмента, дальнейшее укрепление их материально-технической базы, оснащение и постоянное переоснащение самым современным медицинским оборудованием;
повышение эффективности службы скорой медицинской помощи, оперативности и качества оказываемых ею услуг, переоснащение ее на системной основе новейшим диагностическим и лечебным оборудованием, дооснащение специализированным автотранспортом, укомплектованным современным мобильным медицинским оборудованием и средствами связи;
совершенствование системы охраны здоровья матерей и детей в соответствии с Национальной моделью охраны здоровья матери и ребенка, дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы перинатальных, скрининг-центров, родовспомогательных и педиатрических учреждений;
усиление профилактических мер и повышение надежности защиты населения от вирусных и инфекционных заболеваний, укрепление материально-технической базы учреждений онкологической и противотуберкулезной службы, формирование эффективной системы профилактической работы, раннего выявления и лечения социально значимых заболеваний;
упорядочение деятельности и дальнейшее совершенствование лицензирования частных медицинских учреждений, обладающих современным диагностическим и лечебным оборудованием, высококвалифицированными медицинскими кадрами, повышение требований к ним по предоставлению населению качественных специализированных медицинских услуг в строгом соответствии с утвержденными стандартами лечебного процесса.
2. Принять предложения Комиссии, образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2011 года №Р-3676:
об оптимизации в 2012-2015 годах сети и коечного фонда стационарных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет бюджетных средств, согласно приложениям №1 и 2;
о возведении в течение 2012-2014 годов в отдаленных сельских населенных пунктах дополнительно 102 сельских врачебных пунктов, обеспечивающих удобный и быстрый доступ к первичной медицинской помощи для сельских жителей, согласно приложению №3;
о модернизации 100 районных медицинских объединений на основе компактного размещения диагностических, стационарных и вспомогательных подразделений районных медицинских объединений на одной территории, оснащаемых современным лабораторным, диагностическим и лечебным оборудованием в рамках реализации совместно со Всемирным банком проекта «Здоровье-3» на сумму 93 млн. долларов США;
о реконструкции зданий областных многопрофильных медицинских центров для детей во всех областях и г.Нукусе, оснащаемых за счет льготных кредитов и грантовых средств банка КфВ на сумму 27 млн. евро, а также 5 медицинских центров для взрослых, оснащаемых за счет привлекаемых льготных кредитов и грантовых средств Правительства Германии на общую сумму 13 млн. евро;
о поэтапном акционировании в 2012-2013 годах республиканских специализированных медицинских центров согласно приложению №4.
3. Установить порядок, в соответствии с которым акционирование республиканских специализированных медицинских центров осуществляется с соблюдением следующих условий:
сохранение у государства 51 процента акций республиканских специализированных медицинских центров с направлением в период до 2020 года включительно дивидендов, причитающихся по доле государства, в первую очередь на закупку современного медицинского оборудования для дооснащения и переоснащения специализированных центров;
передача 49% акций в пользование (без права распоряжения и разделения доли) трудовым коллективам специализированных центров, с направлением причитающихся дивидендов по ним на материальное стимулирование работников (в том числе до 10 процентов для руководящего состава центров) в зависимости от их коэффициента трудового участия в конечных финансовых результатах деятельности специализированного центра;
введение в составы Советов республиканских специализированных медицинских центров представителей Министерства здравоохранения и других заинтересованных структур с возложением на них задач по активному участию в формировании стратегии деятельности центров, контролю за исполнением утверждаемых Советом бизнес-планов, осуществлению мониторинга за использованием бюджетных и внебюджетных средств.
4. Одобрить предложения Министерства здравоохранения, согласованные с Министерством финансов Республики Узбекистан, о поэтапном переводе на полное самофинансирование 46 учреждений здравоохранения, а также увеличении удельного веса внебюджетных средств в финансировании общих расходов 57 медицинских учреждений областного и районного звена согласно приложениям №5 и 6.
5. Министерству финансов и Министерству экономики совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан при формировании Программ строительства, реконструкции и капитального ремонта медицинских учреждений за счет средств Фонда реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений на 2012-2015 годы предусматривать необходимые лимиты капитальных вложений на реконструкцию и строительство сельских врачебных пунктов, зданий районных медицинских объединений и областных многопрофильных медицинских центров, включая детские.
6. Кабинету Министров в месячный срок утвердить:
комплекс программных мер на 2012-2015 годы, с указанием конкретных источников финансирования и сроков реализации, по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы республиканских специализированных медицинских центров, служб скорой неотложной и экстренной медицинской помощи, службы онкологии, а также кардинальному переоснащению противотуберкулезных учреждений, прежде всего, за счет грантов и льготных кредитов международных финансовых институтов и доноров;
обновленный перечень видов специализации медицинской деятельности, по которым выдаются лицензии частным медицинским учреждениям, исключив из них виды, связанные с высокой степенью риска для жизни и здоровья людей, особенно детей, а также Положение о лицензировании медицинской деятельности в новой редакции с усилением лицензионных требований и условий для частных медицинских учреждений и ответственности за их соблюдение.
Включить с 1 января 2012 года проводимые Министерством здравоохранения Республики Узбекистан проверки соблюдения частными медицинскими учреждениями лицензионных требований и условий в Перечень контрольных функций контролирующих органов, осуществляемых без дополнительного согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов и его территориальными комиссиями.
7. Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли совместно с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистан до 1 марта 2012 года внести в Кабинет Министров конкретные предложения по привлечению льготных кредитов и грантов международных финансовых организаций и стран-доноров на оснащение необходимым оборудованием и инвентарем областных центров медицинской диагностики, республиканских специализированных медицинских центров, служб скорой неотложной и экстренной медицинской помощи, онкологических и противотуберкулезных учреждений.
8. Министерству финансов Республики Узбекистан установить жесткий контроль за соблюдением утвержденных настоящим постановлением графиков оптимизации в 2012-2015 годах сети и коечного фонда районных медицинских объединений, а также поэтапного увеличения удельного веса внебюджетных средств в финансировании общих расходов областных учреждений здравоохранения, предусмотрев целевое направление высвобождаемых средств на улучшение обеспеченности учреждений здравоохранения инвентарем, расходными материалами, реактивами и лекарственными препаратами.
9. Продлить до 1 января 2018 года налоговые и таможенные льготы, предоставленные Указом Президента Республики Узбекистан от 19 сентября 2007 года №УП-3923 «Об основных направлениях дальнейшего углубления реформ и реализации государственной программы развития здравоохранения», распространив таможенные льготы также на медицинское оборудование, завозимое хозяйствующими субъектами, комплектующие изделия, запасные части и расходные материалы к медицинскому оборудованию.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер–министра Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М.
Президент Республики Узбекистан И. Каримов
Город Ташкент, 28 ноября 2011 года.
Номер документа: ПП-1652
Дата принятия: 28.11.2011
Дополнительно: Приложения к постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 ноября 2011 года №ПП-1652