Центрально-азиатский региональный проект «Единое здоровье»

Техническое задание

для проведения анализа ситуации по продовольственной безопасности и подготовка проекта плана действии и конкретных предложений по улучшению эффективности

A. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Проект по контролю СПИД в Центральной Азии, финансируемый Всемирным Банком и Департаментом международного развития Великобритании, реализуется в четырех Центрально-азиатских странах (Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан и Узбекистан). Проект по контролю СПИД в Центральной Азии реализуется с 2005 года Региональной группой управления Проектом (РГУП), которая располагается в г. Алматы. Осознавая ценность регионального сотрудничества и необходимость определения различных факторов в области системы здравоохранения, Региональный Руководящий Комитет Проекта по контролю СПИД в Центральной Азии создает Центральноазиатскую региональную платформу общественного здравоохранения.

Создание региональной платформы общественного здравоохранения при Проекте по контролю СПИД в Центральной Азии предпринималось в рамках региональной стратегии по профилактике эпидемии ВИЧ-инфекции, основываясь на тенденциях эпидемиологической ситуации в Центрально-азиатских странах, а также извлеченных уроках по координации и гармонизации усилий большого числа партнеров, как на национальном, так и на региональном уровне. Накопленный опыт в области профилактики инфекционных болезней и зоонозных инфекций по всему миру, а также в Центральной Азии показывает эффективность региональных инициатив, гармонизирующих национальные программы.

Проект будет нацелен на проведение мер по контролю зоонозных и инфекционных заболеваний, совместно со службами общественного здравоохранения и ветеринарии в странах-участницах Проекта, а также рисков, связанных с продовольственной безопасностью.

Деятельность Центральноазиатского регионального Проекта «Единое здоровье» будет направлена на осуществление основных задач и приоритетов региональной платформы общественного здравоохранения, связанных с контролем зоонозных заболеваний и продовольственной безопасностью.

Для определения приоритетов, разработки гармонизированного подхода, исследования региональных вопросов, связанных с продовольственной безопасностью, необходимо провести базовую оценку. Результаты исследования будут использованы для разработки дополнительных эффективных вмешательств по улучшению функционирования всех структур (сельского хозяйства, здравоохранения, торговли), связанных с продовольственной безопасностью в соответствующих Центрально-азиатских странах, следовательно, создания благоприятной среды для внутренней, региональной и международной торговли. Результаты исследования будут также использованы для разработки всесторонней стратегии по улучшению существующей продовольственной программы конкретной страны и для разработки региональной программы, которая будет поддерживать национальные стратегии.

B. ЗАДАЧИ ОКАЗАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ УСЛУГ

1. Обзор текущей ситуации по вопросам продовольственной безопасности с концентрацией на заболевания пищевого происхождения, трансграничные и международные аспекты торговли, выявление пробелов, имеющих место в вопросах усовершенствования продовольственной безопасности в регионе (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) включая обзор существующей региональной координации национальных структур и подходов в области продовольственной безопасности.

2. Подготовка проекта регионального рабочего плана по продовольственной безопасности и заболеваниям пищевого происхождения с концентрацией на внутренние, трансграничные и международные аспекты торговли, и риски, связанные с питанием, особенно среди женщин и детей.

C. ОБЪЕМ РАБОТ

Ожидается, что задача будет состоять из двух частей:

1. Ситуационный анализ систем контроля продовольственной безопасности должен включать в себя:

1. Разработка методологии, согласованной оценки и инструментов исследования, в которых используются сочетание общепризнанных индикаторов, соответствующих принятым международным стандартам (к примеру: ВТО/CODEX, ЕС, ВОЗ, ФАО и т.д.);

2. Обзор действующего национального законодательства, институциональных мер, обязанностей, инфраструктуры, основ регулирования и технических документов, а также организации контроля продовольственной безопасности и систем надзора, определение основных заинтересованных сторон в каждой из четырех стран-участниц. Сюда будут включены всесторонние рекомендации для совершенствования вопросов продовольственной безопасности, для определения роли государственных и частных агентств в области продовольственной безопасности во избежание дублирования и с целью восполнения существующих пробелов:

a. Пищевое законодательство и регулирование, а также процедуры по разработке норм питания, руководств и соответствующих документов, таких как процессуальные кодексы с целью защиты здоровья потребителей и обеспечения справедливой торговой практики при осуществлении торговли продуктами питания;

b. Организационная структура продовольственной безопасности и управление контроля;

c. Осуществление контроля с учетом распределения ролей и обязанностей;

d. Инфраструктура, лабораторные службы, исследовательские службы, службы развития и поддержки;

e. Анализ рисков и трудностей в цепи поставок по обеспечению продовольственной безопасности, нацеленный на ключевые среднестатистические товаропроводящие и технологические цепи, предоставляющие оптимальную возможность в пояснении подхода;

f. Информация, обучение, образование и коммуникация;

g. Ситуационный анализ и оценка системы контроля продовольственной безопасности и разработка новой Стратегии системы контроля продовольственной безопасности в Казахстане будут завершены к 30-ноябрю, 2010 года и к 15-январю 2011 года в рамках двойственных соглашений о продовольственной безопасности и вступлении в ВТО Проекта по переходу медицинской технологии и институциональной реформе. Соответственно, задачей для Казахстана в рамках настоящего технического задания также будет – пересмотр оценочного отчета и предложенной стратегии системы контроля продовольственной безопасности, а также результатов Национальной конференции по продовольственной безопасности, проведенной в ноябре 2010 года.

3. Обзор существующей структуры и организации сельскохозяйственного и продовольственного сектора с подробным рассмотрением характеристик и структуры основных этапов поставок, важных для каждой страны, с анализом сильных и слабых сторон и предоставлением краткого описания соответствующих решений последнему;

4. Особое внимание будет уделено некоторым текущим приоритетам продовольственной безопасности, включая изучение конкретных случаев, связанных с товарами в качестве примеров и освещения актуальных проблем, таких как, продуктов питания животного происхождения, примесей микотоксина/афлатоксина в зерновых продуктах и в пище и т.д.;

5. Анализ финансовых и коммерческих аспектов всей пищевой продукции и торговой цепи: внутрихозяйственные риски и заражение, процесс доставки продукции на рынок, сортировка и хранение, осведомленность общества о внутреннем и экспортном рынке, уровень нововведений в безопасных продуктах, характеристика обработки и упаковки, и сопоставимость/соответствие с нормами ЕС и региональными нормами;

6. Предоставление отчетности о результатах и воздействия мер в области общественного здравоохранения, связанных с рисками продовольственной безопасности и текущим уровнем осведомленности и понимания данных вопросов, используя принятые международные стандарты для измерения воздействия продовольственной безопасности на национальном уровне;

7. Анализ существующих региональных координационных мер в области продовольственной безопасности. На основе анализа будут разработаны рекомендации по созданию регионального механизма координации продовольственной безопасности для облегчения торговли и гармонизации регулятивных мер, для предоставления платформы по обмену информацией и согласованного усовершенствования региональных стандартов продовольственной безопасности. Здесь необходимо предусмотреть некоторые институциональные и технические области для концентрации усилий в начальной стадии разработки рабочего плана.

8. Выявление существующих недостатков и потребностей в обучении, исследованиях, технической и финансовой поддержке, а также вида и уровня текущего содействия со стороны государства соответствующим секторам.

9. Краткое изложение донорского участия в области продовольственной безопасности в каждой стране со сферой концентрации и уровнем вложений, а также с описанием донорской координации;

10. Составление отчетов, на основе 1-9:

А. Проект национальных отчетов с учетом полученных данных, извлеченных уроков и рекомендаций по улучшению и гармонизации продовольственной безопасности и заключений;

Б. Заключительные национальные отчеты с соответствующими рекомендациями и конкретными предложениями по улучшению эффективности функционирования и структур путем создания, а также реструктуризации (при необходимости) суб-секторов, включая положительные элементы в государственном секторе;

В. Организация и проведение национальных семинаров в каждой стране для представления и обсуждения полученных данных исследования и оценки продовольственной безопасности с участием национальных (государственных и неправительственных организаций) и международных партнеров с целью получения комментариев.

2. Разработка проекта регионального рабочего плана по продовольственной безопасности:

1) Проект плана должен концентрироваться на внутренних, трансграничных и международных аспектах торговли, и рисках продовольственной безопасности, связанных с питанием, особенно, среди женщин и детей.

2) Проект плана должен быть нацелен на:

a. улучшение координации на национальном уровне;

b. предоставление руководства для подхода к улучшению продовольственной безопасности на национальном и региональном уровнях с конкретными рекомендациями в отношении мер;

c. привнесение дополнительной ценности в процесс плавного перехода на использование международных стандартов, рекомендованных для интеграции и руководств в текущую нормативную структуру в области продовольственной безопасности;

d. формирование технического потенциала национальных заинтересованных сторон и ключевых игроков в данной области;

3) На основе полученных данных ситуационного анализа, сюда необходимо включить роли, обязанности государственных и частных учреждений, включая ассоциаций-производителей и отрасль промышленности в вопросах продовольственной безопасности, выпуске продукции, индикаторах, графика реализации, а также источниках финансирования;

4) На основе проекта регионального рабочего плана организовать и провести региональный семинар со всеми заинтересованными партнерами:

a. Распространение результатов исследования/оценок в четырех странах;

b. Осуществление сбора обратной связи от заинтересованных сторон и участников и включение полученных данных в заключительный отчет.

c. Согласование следующих шагов, связанных с доработкой, последующим одобрением и реализацией регионального рабочего плана по продовольственной безопасности, включая выпуск продукции, график, роли и обязанности и источники финансирования.

5) Для обеспечения прозрачности и совместного подхода по всей оценке, консалтинговая фирма должна создать много-секторальный орган, который будет состоять из представителей 4 стран-участниц, и будет вовлекать ветеринаров и специалистов по общественному здравоохранению (по требованию) в процесс принятия решений. Данный орган будет вовлечен в основные шаги оценки и разработки проекта национальных стратегий и регионального плана действий по продовольственной безопасности.

D. ОТЧЕТЫ И ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Ожидаемое время выполнения задания: март – июнь 2011 г. Все задания должны быть завершены к 30-июню, 2011 года, включая предоставление заключительных отчетов. Возможно продление проекта на один месяц после получения одобрения Всемирного Банка.

Предлагаемый график выполнения задания и объема работ:

1. Созданная и обученная группа национальных экспертов по сбору данных, выполнению исследования с использованием аналитических методов; определение пилотных регионов, согласованных с национальными партнерами для проведения исследования (март 2011 года);

2. Данные, полученные в результате обзора литературы и полевых исследований (март-апрель 2011 года);

3. Подготовка проекта отчета и проведение 4-х Круглых столов по обсуждению предварительных отчетов, составленных совместно с национальными и международными партнерами в каждой стране (май 2011 года);

4. Окончательные версии страновых отчетов с рекомендациями (на русском и английском языках), (май 2011 года);

5. Проект регионального плана действий по продовольственной безопасности (июнь 2011 года);

6. Региональный семинар по доработке регионального плана действий по продовольственной безопасности (июнь 2011 года).

7. Предоставление заключительного отчета Клиенту после выполнения задания;