Новости Центра

06.04.2009

Объявлены результаты Научно-исследовательской работы на тему: «Исследование эффективности внедрения ИКТ в государственное управление».

Коллектив научно-исследовательского отдела экономики и методологии Центра научно-технических и маркетинговых исследований Узбекского агентства связи и информатизации завершил научно-исследовательскую работу на тему: «Исследование эффективности внедрения ИКТ в государственное управление».
Основанием для выполнения НИР служит Программа приоритетных научно-технических и маркетинговых исследований в сфере связи и информатизации на 2007 год, утвержденная приказом УзАСИ от 26 февраля 2007 года № 65.
Цель данной НИР - определение эффективности внедрения ИКТ в государственное управление и разработка рекомендуемой модели создания единой информационно-коммуникационной системы.

В мировой практике существует множество систем оценки готовности к информационному обществу, характеризующие состояние и эффективность внедрения ИКТ. Однако для нас представляет наибольший интерес следующие методики:
1. Гарвардская методика (готовность к информационному миру);
2 . Система показателей ИРИО (готовность регионов к информационному обществу);
3. Система показателей, разработанная по линии РСС московским научно-исследовательским центром.
Система показателей МНИЦ основана на Гарвардской методики и разработана специально для стран СНГ.
Показатели делятся на следующие группы: Доступ к ИКТ; Бизнес-климат; Человеческий капитал; Государственное регулирование; ИКТ в образовании; Электронный бизнес; Электронное правительство.
Критерии оценки эффективности внедрения ИКТ:
1. Технологические (обеспечение современными ИКТ - компьютерами, программными средствами, услугами, на основе которых осуществляются автоматизация информационных процессов сбора, накопления, обработки, хранения, распространения и отображения информации) – Официальные статистические данные.
2. Экономические (эффективность использования ИКТ государством для взаимодействия с обществом и друг с другом) – Экономия времени работников за счет использования ЭДО, ИС, ГИР, и другие.
3. Социальные (возможность доступа к информации и информационным ресурсам любого уровня) - сокращение времени ожидания получения ответов на запросы и услуги.
4. Политические (оперативность, открытость, подотчетность государства)
5. Правовые (законодательные и подзаконные акты, регулирующие отношения между субъектами и объектами информатизации, и их с государством и ответственность за нарушение этих отношений)
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2005 года № ПП-117 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий» определены целевые ориентиры внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственного управления и государственной власти на местах.
В ходе проведенного анализа выявлено, что все целевые ориентиры по внедрению ИКТ в государственное управление достигнуты к концу 2007 года, за исключением организации локальных вычислительных сетей в центральных аппаратах госуправления.
Однако суть электронного правительства заключается не в информационных технологиях, как таковых, а в удовлетворении потребностей граждан с учетом того, что сегодняшний мир очень широко использует эти технологии.
Формирование и использование информационных ресурсов - одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства страны.
В связи с этим создан реестр государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов. Реестр содержит 151 ГИР и 54 ИС. Формирование ГИР осуществляют 53 организации.
Особое место в системе электронного правительства занимает проблема сотрудничества правительства с гражданами, поскольку быстрое снижение стоимости коммуникаций и вычислений создает хорошие предпосылки для трансформирования условий жизни большинства населения.
В связи с этим Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.08.2007 г. N 181 утвержден реестр базовых интерактивных государственных услуг, где определены услуги, оказываемые через сети телекоммуникаций, а также государственные органы, ответственные за их реализацию. Базовые государственные интерактивные услуги предоставляются 23 министерствами и ведомствами. Реестр состоит из 49 услуг.
С целью выявления эффективности внедрения и использования ИКТ в государственном управлении был проведен аналитический обзор информационных ресурсов органов государственного управления.
Обзор показывает, что все органы госуправления, за исключением Министерства обороны и Агентства по драгоценным металлам имеют официальные веб-сайты в сети Интернет, и включены в Портал государственной власти страны.
30 % сайтов органов государственного управления соответствуют требованиям.
43 % госорганов разместили сведения о мероприятиях, аналитические доклады и отчеты в отдельной рубрике, у остальных данная информация наблюдается в рубрике новостей; В части языкового интерфейса все сайты отвечают заданным критериям;
Более 60 % госорганов осуществляют двусторонний информационный обмен в виде приема, рассмотрения и направления ответа по запросу по электронной почте, в режиме on-line, или путем размещения ответов на наиболее часто задаваемые вопросы. Также некоторые госорганы осуществляют порядок приема заявлений, жалоб и других обращений в электронной форме.
23 % веб-сайтов представляют электронные формы документов, принимаемых госорганом.
Кроме того, в технологической части и ИТ инфраструктуре имеется ряд проблем:
32,1 % устаревшей компьютерной техники и неэффективное использование имеющихся средств информатизации;
Основная часть ИКТ приходится на г. Ташкент;
Недостаточное целевое финансирование из государственного бюджета;
Недостаточно развита инфраструктура доступа к сети Интернет в регионах республики;
Не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме;
Несовместимость информационных систем в среде межведомственного взаимодействия;
В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти между собой, а также с организациями и гражданами в рамках предоставления государственных услуг;
Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти;
Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан.
Отсутствует система учета и отчетности показателей, характеризующих эффективность внедрения ИКТ.
Для определения эффективности внедрения ИКТ в деятельность органов государственного управления в данной НИР определен перечень показателей, с помощью которых можно оценить эффективность внедрения ИКТ в государственное управление.
В сфере законодательства и нормативно-правовой базы разработано и принято следующее:
«Программа применения ИКТ в деятельности госуправления и гос. власти на местах до 2010 г»
«Программа на 2007-2010 годы по ускорению развития сферы услуг и сервиса в сфере связи и информатизации».
Концепция создания и развития систем электронного документооборота в государственном управлении;
Концепция создания межведомственной системы электронного документооборота Республики Узбекистан;
Правила электронного документооборота государственных органов управления и власти Республики Узбекистан.
На основании проведенных исследований и анализа проблем даны следующие рекомендации:
1. Создать и внедрить систему учета показателей, характеризующих эффективность внедрения ИКТ в госуправление.
2. Разработать:
«Концепцию создания архитектуры электронного правительства»
«Программу реализации архитектуры электронного правительства»
«Концепцию информационной безопасности инфраструктуры электронного правительства»
3. Создать архитектуру межведомственного взаимодействия основанную на интеграции информационных систем и инфраструктур отдельных органов госуправления в единую инфраструктуру электронного правительства.
Создание и реализация данной архитектуры позволит обеспечить эффективное использование существующей телекоммуникационной инфраструктуры, минимизировать значительную долю капитальных вложений и направить основные средства в развитие сетей телекоммуникаций для создания интегрированной государственной сети.
Результаты НИР рассмотрены на Ученом Совете ЦНТМИ и Научно-техническом совете Узбекского агентства связи и информатизации и рекомендованы для применения органами государственного управления и хозяйствующими субъектами.

Возврат к списку