Законодательная палата Олий Мажлиса на заседании 7 января приняла в первом чтении законопроект о запрете оборота электронных сигарет в Узбекистане.
Министр здравоохранения Асилбек Худаяров выступил с докладом, в котором представил информацию о вреде электронных сигарет. По его словам, кроме никотина, в электронных сигаретах содержится около 80 канцерогенных, токсичных химических соединений и тяжёлых металлов, которые оказывают серьёзное негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В частности, отметил он, повышается никотиновая зависимость, а у детей и подростков это может привести к нарушению формирования мозга, снижению интеллекта, ухудшению способностей и навыков, развитию агрессивности, астмы, бронхита, пневмонии, нарушению центральной нервной системы, функции почек и печени, развитию инсульта, инфаркта и других заболеваний.
Глава Минздрава указал на мутагенное воздействие с повреждением структуры ДНК, снижением репродуктивной способности у женщин, а также возможные врождённые заболевания и смерть ребёнка при беременности.
«Возникает главный вопрос: люди ведь курят и обычные сигареты, это широко распространено. Я поделюсь статистикой. Почему мы выступаем с инициативой запретить электронные сигареты, содержащие никотин и искусственные ароматизаторы? По наблюдениям обычные сигареты курят взрослые люди. После вхождения на рынок Узбекистана производителей ароматизированных сигарет с привлекающим эффектом возникла угроза и резко выросло их употребление среди молодёжи, особенно среди учеников и, к сожалению, среди девушек», — заявил Асилбек Худаяров.
В 2023 году Всемирная организация здравоохранения призвала страны принять «срочные меры» для контроля за распространением электронных сигарет, в том числе запретить ароматизированные вейпы.
По данным Минздрава, оборот электронных сигарет запрещён в 37 странах, в том числе в Аргентине, Бразилии, КНДР, Индии, Иране, Ираке, Норвегии, Сингапуре, Турции, Туркменистане. В Казахстане также рассматривается законопроект о запрете оборота электронных сигарет. Великобритания с 1 июня вводит запрет на продажу одноразовых вейпов.
Асилбек Худояров заявил, что если срочно не принять необходимые меры в этой сфере, то молодые люди, употребляющие эту продукцию, могут начать курить в три раза больше обычных сигарет после взросления.
Сейчас согласно статье 37 закона «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» запрещается ввоз в Узбекистан (в том числе посредством международных почтовых и курьерских отправлений) и реализация на территории страны некурительной табачной продукции, в том числе никотинсодержащих некурительных изделий, никотиновых и безникотиновых жидкостей, устройств для употребления табака и никотина с никотиновыми и безникотиновыми жидкостями, а также электронных сигарет, в которых содержатся вещества, направленные на повышение привлекательности такой продукции, или добавки, усиливающие никотиновую зависимость.
Законопроектом предлагается запретить оборот устройств доставки никотина (вейпы), включая электронные сигареты и жидкости для них, в том числе их производство, хранение, транспортировку, реализацию, а также ввоз и вывоз с территории Узбекистана.
Документом также устанавливается ответственность в этой сфере. В частности, статьи 186−1 Уголовного кодекса (незаконный оборот или производство этилового спирта, алкогольной и табачной продукции) и Кодекса об административной ответственности (незаконный оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции) планируется дополнить системой нагревания табака.
Кроме того, предлагается ввести уголовную и административную ответственность за незаконный оборот некурительной табачной продукции и электронных систем доставки никотина, включая электронные сигареты.
Вместе с тем, при добровольном признании вины и уведомлении правоохранительных органов нарушителя предлагают освобождать от ответственности.
Глава Минздрава отметил, что 6 января на встрече с фракциями партий проект был активно обсуждён, и были предложены различные поправки, которые станут основой для доработки закона ко второму чтению.
Он подчеркнул, что речь идёт о запрете двух видов электронных сигарет:
«Мы провели небольшое исследование. Наши сотрудники приобрели несколько образцов [электронных сигарет], мы сравнили их. Большинство потребителей электронных сигарет — „уважающие себя“ и имеющие возможность приобрести электронные системы для курения дорогих сигарет из натурального табака. На первом этапе мы не запрещаем, не ограничиваем их. Тут речь идёт об ароматизированных сигаретах, содержащие определённую долю никотина или сомнительные химические вещества, то есть об искусственных электронных сигаретах, распространённых среди молодёжи», — заявил он.
Депутат от партии УзЛиДеП Бобур Бекмуродов спросил, как обстоят дела с регулированием рынка обычной табачной продукции, а также долей теневого рынка. Он выразил обеспокоенность тем, что запрет может привести к росту теневой экономики, так как спрос на электронные сигареты продолжает расти, а многие продавцы официально регистрируются и платят налоги.
Министр здравоохранения отметил, что в Узбекистане борются не только с контрабандой табачных изделий, но и других товаров, в том числе лекарств и пищевых продуктов.
Он указал, что Всемирная организация здравоохранения даёт две рекомендации для борьбы с электронными сигаретами. Первое — это полный запрет, особенно для стран с низким уровнем потребления табачных изделий. Второе — регулирование сферы в странах с высоким уровнем потребления табачной продукции, в их число входит и Узбекистан, отметил министр.
Согласно официальной статистике, 6,6% населения Узбекистана потребляют табачные изделия, в том числе среди мужчин таких людей 13,2%, среди женщин — 0,4%.
«После введения запрета с точки зрения закона у нас будут свободны руки. Если будут внесены поправки, мы будем работать в первую очередь в учебных заведениях и общественных местах. Борьба с этим — это не только задача правоохранительных органов, но и гражданская позиция каждого», — ответил Худаяров.
Депутат от партии «Адолат» Бехзод Тухтамуродов указал, что электронные сигареты и некурительные табачные изделия (вейпы и снюсы) особенно популярны среди молодёжи. Он отметил, что систематически нарушается статья 40 закона «О рекламе», то есть наблюдается стимулирование продажи табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина путём безвозмездного распространения образцов и применения скидок на них, проведения стимулирующих акций.
Депутат задал вопрос, какие результаты ожидаются от запрета, а также призвал усилить разъяснительную работу среди населения.
Министр ответил, что зарубежные эксперты, привлечённые для трансформации медицины Узбекистана, рекомендовали проводить агитацию здорового образа жизни не только среди взрослых, но и детей.
По его словам, готовится проект документ о включении просветительской работы о здоровом образе жизни в школьную программу. «Дети в основном начинают курить электронные сигареты, подражая друг другу и стремясь выглядеть более современно», — объяснил министр.
Член Народно-демократической партии Зокиржон Захидов спросил, будет ли запрет распространяться на иностранных туристов, посещающих Узбекистан. Он выразил обеспокоенность тем, что строгие санкции могут негативно сказаться на туристической привлекательности страны.
«Очень актуальный вопрос. Когда мы приезжаем в другую страну, уже в аэропорту нам объясняют местные законы, и мы обязаны их соблюдать. Этот запрет касается и иностранных туристов. Им будет разъяснено на таможне, что ввоз электронных сигарет на территорию страны запрещён, то есть они будут изъяты», — ответил министр.
Асилбек Худаяров подтвердил, что штрафы за нарушения, связанные с табачными изделиями, достаточно высоки, и объяснил причину. По его словам, размер санкций увеличивается в зависимости от тяжести нарушения. Например, за продажу обычных сигарет без акцизной марки предусмотрен штраф от 50 до 100 базовых расчётных величин (от 18,75 млн до 37,5 млн сумов).
«Мы решили ввести более строгое наказание за электронные сигареты, штрафы мы предложили выше», — сказал он.
Министр заявил, что в Узбекистане пока не планируется запрещать оборот обычных сигарет.
Все партии концептуально поддержали законопроект, но подчеркнули, что перед вторым чтением необходимо устранить имеющиеся недостатки.
«Во-первых, алкоголь или натуральный табак наносят вред человеку, но этот вред до определённой стадии можно вылечить. Однако сложные химические элементы в искусственном табаке не выводятся из организма, нарушают ДНК, резко замедляют интеллектуальное развитие и оказывают серьёзное влияние на репродуктивное здоровье», — написал лидер партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадиров в своём Telegram-канале.
«Алкоголь и натуральный табак в основном употребляют взрослые люди, которые уже сделали свой выбор. Однако электронные сигареты широко распространяются среди школьников и молодёжи до 30 лет. Две трети потребителей — молодёжь, а половина из них — девушки. Молодёжь и наш народ не смогут избежать катастрофических последствий этого бедствия. Если мы не остановим это сейчас, через 20 лет никакие законы или государственные программы не смогут помочь большому интеллектуально ослабленному слою населения», — сказал он.
По его словам, речь идёт о вопросе «национального генофонда и здорового будущего». Партия пыталась провести этот законопроект в прошлом созыве, но этого не удалось сделать из-за «лоббистов».
«Ещё будут лоббисты этого закона, мы видели это в прошлом созыве. Ещё будет значительное давление», — заявил он, призвав депутатов поддержать документ.
За принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 133 депутата, 3 выступили против, 1 воздержался, 2 не голосовали.
Министерство здравоохранения в прошлом году публиковало для обсуждения законопроект о запрете оборота ряда табачных и никотиновых изделий, электронных сигарет и систем нагрева табака.В
Минздраве тогда отмечали, что за последние годы в страну «проникли „современные“ или „инновационные“ виды никотина и табачных изделий,. из-за чего выросло их употребление среди населения и молодёжи, особенно детей».
В 2021—2023 годах в Узбекистан было импортировано 5,4 миллиона штук электронных сигарет на 28,5 млн долларов, что в 80 раз больше по сравнению с предыдущими годами (в 2018 году — 182 тысячи электронных сигарет на 349 тысяч долларов). За этот период правоохранительные органы предотвратили контрабанду 105,3 тысячи штук такой продукции на 11,8 млрд сумов.
Согласно анализу Минздрава, подростки и молодые люди в 3 раза чаще употребляют электронные сигареты, чем взрослые. Среди населения в возрасте 18−29 лет уровень использования систем нагревания табака более чем в 2,5 раза выше, чем среди людей в возрасте 30−69 лет.
Источник: Gazeta.uz