HL7 FHIR – один из самых современных и стремительно развивающихся стандартов в мире health-IT. В России к нему приковано внимание как профессионального медицинского сообщества, так и производителей отраслевых софтверных решений. О том, что из себя представляет HL7 FHIR, чем он полезен и какие у него перспективы – рассказывает Андрей Дюков, руководитель отдела продаж и развития компании «Нетрика Медицина» (входит в N3 group и ГК «Ташир МЕДИКА»).
Сегодня в мире существует множество медицинских стандартов, ведь фактически каждый производитель медицинских систем уровня медицинской организации или национального уровня начинал с собственного стандарта, который в итоге либо не прижился, либо преобразовался в некий общеупотребимый формат. До 2014 года общепринятыми были стандарты HL7 версии 2.Х и 3.Х (Health Level 7), HL7 CDA. Интересно посмотреть на их предысторию. По мере развития HL7 версий 2.Х и 3.Х стандарты все более усложнялись, и в определенный момент стали восприниматься скорее как наследие, нежели актуальное руководство к реализации. HL7 CDA изначально был ориентирован исключительно на документы. В 2009 году была выпущена его последняя, третья версия, после чего проект развития был перенесен в архив.
FHIR (Fast Healthcare Interoperability Resources) был создан международным сообществом экспертов-профессионалов, каждый из которых глубоко знает свою предметную область. Специалисты учли все допущенные ранее ошибки, применили лучшие практики, использовали актуальную терминологию, дополнили семантическое наполнение стандарта. Таким образом, группа архитекторов заложила новый подход к обмену данными между медицинскими информационными системами.
Одной из наиболее важных ценностей, заложенных в HL7 FHIR на уровне концепции, и, безусловно, определивших его будущее – является абсолютная открытость. Cтандарт изначально сформировался как открытый и лишь затем на неприкосновенных условиях открытости был включен в HL7.
Если смотреть с точки зрения прикладного уровня, HL7 FHIR — это в первую очередь информационная модель, описывающая большую предметную область «медицина». Она выражена в виде отдельных формализованных структур данных, так называемых «ресурсов», соответствующих ключевым сущностям в процессах здравоохранения. Для удобства навигации, в документации ресурсы сгруппированы по областям применения - доменам: клинический, административный, финансовый, и т.д. Также для каждого ресурса определены типовые операции, связи и даже целые сценарии использования, которые позволяют собрать как из кубиков конструктора живое описание процесса и провести в его рамках интеграцию информационных систем. То есть не бетонировать процесс документом, а дать процессу жизнь, сконцентрировавшись на медицинских записях.
Причем, практичность и прикладная ценность стандарта заключается в его высокой готовности «из коробки». То есть информационная модель оперирует готовыми сущностями, которые на 80%, соответствуют предметной области. Если вам кажется, что 80% мало, то вспомните принцип Парето, а также учтите расширения HL7 FHIR для описания национальных и прочих особенностей процессов. Именно легкая и быстрая подстройка под процесс - это то, чего так не хватало высококлассному, но слишком сложному (академически сложному) стандарту HL7 v3. А Универсальность HL7 FHIR заключается в уникальной адаптируемости при реализации за счет комбинирования ресурсов. При этом штатные механизмы профилирования позволяют на уровне имплементации определить, какие поля обязательные, какие из типовых или вновь разработанных операций для каких ресурсов допустимы, какие справочники или кодовые системы к каким полям подключены и т.д. Такой профиль называется ImplementationGuide, кстати, тоже ресурс HL7 FHIR.
Высокая востребованность HL7 FHIR легко объясняется тем, что он понятен и отлично документирован.
С точки зрения разработчика, HL7 FHIR – это просто спецификация, которая имплементируется в виде RESTful веб-сервисов. Точно так же, как построен практически весь современный Интернет. Благодаря этому, разработчикам, применяющим HL7 FHIR в своих проектах, практически для любого актуального языка программирования доступно бесчисленное множество готовых средств разработки, библиотек и шаблонов реализации, унаследованных от «большого вэба».
Важной особенностью работы со стандартом является то, что, если в портфеле разработчика уже есть одна интеграция по HL7 FHIR, последующие будет реализовать гораздо проще. Приведу примеры наших коллег, которые взаимодействовали с программными продуктами нашей компании. Так, первым решением, полностью разработанным в соответствии со стандартом HL7 FHIR, стал сервис обмена данными лабораторных исследований (N3.ОДЛИ). С ним интегрировались десятки разработчиков в России. После этого был выпущен новый продукт – сервис обмена данными инструментальных исследований (N3.ОДИИ). Несмотря на разницу в используемых версиях стандарта – HL7 FHIR DSTU2 для N3.ОДЛИ и HL7 FHIR R4 для N3.ОДИИ, – интеграции шли быстрее и легче, поскольку ключевые понятия, логика работы сервисов, используемые методы, были практически одинаковые, с поправкой на различия в предметной области.
Автор убежден, что российское сообщество HL7 FHIR, созданное в конце 2021 года – потенциально может стать самым сильным профессиональным объединением в области информатизации медицины в России. В него входят медицинские эксперты, практикующие врачи, организаторы здравоохранения и представители разработчиков. Одна из задач, которую они решают сейчас, – использование HL7 FHIR при обмене данными с федеральными сервисами, в частности, РЭМД ЕГИСЗ. Стандарт уже широко используется в информационных системах.
В его структуре сообщества сформировано несколько рабочих групп, параллельно ведущих различные направления, например, клиническое и лабораторное. Они используют, в том числе, наш опыт в области информатизации государственного здравоохранения.
Главная цель – создание российского профиля FHIR RU-Core, учитывающего потребности российской сферы здравоохранения. В нем будут указаны отечественные системы кодирования: например, ФИАС (Федеральная информационная адресная система) и ГАР (Государственный адресный регистр) для адресов, ФРМР (Федеральный регистр медицинских работников) для идентификации медицинских работников, и т.д.). Также будет специфицирована передача российской УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) и определены соответствия параметров электронных медицинских документов, закрепленных в нормативах Минздрава России.
Это большая работа, ценная в первую очередь для практического здравоохранения, врачей и пациентов. Ведь, избавившись от оков документов, мы получим живую и более качественную информатизацию процессов в регионах и ведомствах, а, значит, и более качественную медицинскую помощь.
До сих пор распространенно заблуждение, что врачи мыслят медицинскими документами. К счастью, это не так. Хороший врач руководствуется знаниями о пациенте, опираясь на медицинские записи. Работать с ними информационным системам позволяет стандарт HL7 FHIR, и такой подход полностью гармонизирован с клиническим мышлением.