Вода из-под крана, соль, сода, йод и немного углекислого газа – вуаля, минералка из "целебных источников" готова. Именно по такому рецепту нелегально производят фальсифицированную лечебную минеральную воду. Ташкентцы старшего поколения определенно помнят, как подделывали их любимую "Ташкентскую". Корреспондент Podrobno.uz изучил ситуацию с фальсификатом и контрафактом в сегменте воды и напитков, чтобы понять, действительно ли сфере нужна цифровая маркировка, которая стартовала в Узбекистане в тестовом режиме.
Как оказалось, рынок бутилированной воды и прохладительных напитков – весьма прибыльное поле для нелегалов во всем мире. Например, можно продавать воду из-под крана под видом лечебной, а поменяв в традиционном рецепте пару ингредиентов на ароматизатор и краситель, – получить "колу", за которую заплатят больше. Еще проще подделать бутилированную питьевую воду: мошенникам достаточно просто открыть кран с проточной водой. Тем более, сейчас пик сезона для такой продукции: цены взлетели, но люди готовы платить ее за бутылку спасающего питья.
Удар по здоровью человека, доходам государства и бизнеса
В лучшем случае, купив такую водицу, вы просто потеряете деньги, а обман останется единственным разочарованием. Но если розлив жидкости проходит в неподобающих санитарных условиях, то она может принести вред не только кошельку, но и здоровью.
"Согласно закону запрещается реализовать просроченные и некачественные продукты. Также каждый продукт должен иметь сертификат о качестве и безопасности. Фальсификация и реализация небезопасных продуктов питания – преступление против здоровья человека", – утверждает главный специалист Санитарно-эпидемиологической службы и общественного здоровья Абдурахмон Исмаилов.
Основой любого напитка является вода. Поэтому, в первую очередь, используемая для розлива и производства сахаросодержащих напитков питьевая вода должна быть качественной и соответствовать установленному ГОСТу, отмечает специалист. Ведь через воду распространяются все патогенные бактерии и вирусы. Поэтому принципиально важно знать, из какого источника эта вода берется.
Несоблюдение санитарно-гигиенических норм, что абсолютная норма на подпольном производстве, также может привести к различным заболеваниям. Кто знает наверняка, что тара для розлива не соприкасалась с некачественной водой? Или люди, которые занимались "производством", не являются переносчиками каких-либо инфекционных заболеваний?
"Кроме того, использование при производстве некачественных пищевых концентратов или добавок (ароматизаторы, красители и прочие – прим. редакции), а также превышение их количества ввиду несоблюдения положенной рецептуры может привести к аллергии. В основном пострадать от этого могут дети и пожилые люди, подверженные аллергическим заболеваниям", – рассказал Исмаилов.
Один из фактов производства популярных напитков в подпольных условиях был обнаружен в июле этого года в Ферганской области. В подсобном помещении одного из жителей Учкуприкского района обнаружили нелегальный цех, где производились газированные напитки Coca-Cola, Fanta и Pepsi. Судя по предоставленным прокуратурой фото, поддельная продукция разливалась в использованные бутылки от напитков в антисанитарных условиях. Что представлял из себя по качеству этот "компот", вероятно, лучше и не думать.
Похожие случаи фиксировались и раньше. В 2016 году популярную газировку тех же брендов производил у себя дома житель Джизакской области. Тогда сотрудники правоохранительных органов обнаружили у него уже готовую к продаже продукцию, а также пластиковую тару, этикетки, химическое сырье и кислородный баллон. Готовая продукция в бутылках должна была поступить к празднику в торговые точки области. Мошенник добавлял в воду неизвестные химические вещества для придания соответствующего цвета и вкуса.
Другой мошенник из этой же области пошел по более легкому пути: он просто собирал бутылки из-под настоящей Coca-Cola и наполнял их более дешевым напитком схожего вкусового качества – Aqua-Cola. И это только то, что попало в поле зрения правоохранительных органов.
При этом от поддельной контрафактной продукции страдают не только потребители. Ее оборот на рынке отражается на доходах государства. Также в результате этого свою долю прибыли и репутацию теряют легальные производители, которые исправно платят налоги, вкладывают средства в разработки и технологии, создание имиджа, рекламу и продвижение. Им приходится тратить огромные деньги на суды в попытке обелить свое имя, однако это мало влияет на новых мошенников и "предприимчивых" бизнесменов, которые при минимальных вложениях получают большой барыш.
В Агентстве по интеллектуальной собственности отметили, что только за "Месяц без контрафакта", который проводился с 15 февраля по 15 марта этого года, рабочая группа выявила более 2 тысяч контрафактных товаров, которые занесли в специальный каталог. В частности, в нем можно найти такие напитки, как Funti, Sprint, Cola Fructis, Cola Fresco, Frutto cola, которые очень похожи по дизайну упаковки на Coca-Cola, Pepsi, Fanta, Sprite.
Несанкционированное использование и незаконное присвоение товарных знаков, ассоциация с оригинальным товаром – это признак недобросовестной конкуренции в рыночной экономике, отмечают в ведомстве. Ведь недобросовестный производитель получает доход, вводя в заблуждение покупателей и привлекая его более низкой ценой своей продукции.
Решение есть?
Разные страны по-разному борются с фальсифицированной и контрафактной продукцией. В России, например, развернули серьезную кампанию по введению цифровой маркировки продукции этой отрасли, после того, как мониторинг показал огромную долю контрафакта на рынке.
Согласно данным из отрытых источников, в 2019 году на полках российских магазинов было обнаружено много минеральной воды непонятного происхождения. По оценкам экспертов, от 30 до 80% (преимущественно в регионах) всей продукции не соответствовало названию на этикетке.
Примечательно, что годом ранее с просьбой о маркировке выступила "Холдинг Аква", производящая минеральную воду под брендом "Ессентуки". Свою инициативу компания аргументировала "катастрофически возросшей" долей контрафакта на рынке лечебно-столовой и минеральной воды. В частности, в магазины поступало почти на 50 миллионов литров воды этой торговой марки больше того объема, в котором она добывалась из скважин. Роспатент наказал 30 компаний, выпускающих воду под этим брендом, но при этом не добывающих ее в источниках Ессентуков. Глава холдинга Святослав Вильк оценил тогда потери компании на уровне более 2 миллиардов рублей в год.
Эксперимент по цифровой маркировке воды в России стартовал в апреле 2020 года и завершился в июне этого года. В нем приняли участие около 320 производителей. Как отмечает российский оператор системы маркировки, среди них были не только крупные игроки на рынке, но и представители сегмента малого и среднего предпринимательства.
В ходе пилотного проекта коды наносились на тару разной формы – стаканчики для разового употребления объемом 100 миллилитров, стеклянные и пластиковые бутылки различного объема (0,3 – 2,5 литра), а также оборотные 19-литровые емкости. В результате были протестированы автоматические, полуавтоматические и не автоматизированные линии, производства мощностью от 300 до 25 000 единиц продукции в час. Кроме того, изучались процессы движения товаров в логистике и реализация маркированной воды в рознице.
Вот что говорят о маркировке сами участники пилотного этапа.
"Мы столкнулись с тем, что карельскую воду очень сильно подделывают и продают в Москве. Мы даже хотели ввести свою маркировку, но потом узнали, что для защиты продукции под эгидой и контролем государства есть система "Честный знак". Мы специализируемся на выпуске воды в 19-литровых бутылках, скорость линии – до 150 штук в час. Маркировку проводим этикетированием: на бутылке крышка диаметром 48-50 мм. Мы заказали готовые этикетки [с кодами DataMatrix], которые наклеиваются на крышку. Сейчас оборудование для маркировки мы уже выкупили. Затраты при этом будут разнесены, а цены не поднимутся", – отметил руководитель предприятия "Карельский завод напитков" Владимир Большев.
"Мы сами приобрели оборудование, заказываем коды маркировки, распечатываем этикетки на термотрансферном принтере, наклеиваем их аппликатором, отгружаем воду потребителям. Мало того, выводим маркированную воду из оборота через кассовые аппараты, то есть тестируем процесс реализации. Специализация компании – продажа воды в 19-литровых бутылках. Причем, это оборотная тара, так что маркировка наносится при каждом использовании", – рассказал Игорь Черников, гендиректор компании "Горный ключ", выпускающей очищенную артезианскую воду.
В Центре развития перспективных технологий отмечают, что в целом апробация процесса в этой отрасли, как и опыт маркировки других товарных групп, показала свою эффективность, не оказав при этом негативного влияния ни на объемы выпуска продукции, ни на скорость реализации товара на кассах. Уже в декабре маркировка в России станет обязательной для упакованной минеральной воды, а 1 марта 2022 года – для прочей воды. Кроме того, Россия уже выступает с инициативой внедрить обязательную маркировку воды в странах ЕАЭС к 1 марта 2022 года.
В Исследовании Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ отмечается, что в результате маркировки питьевой воды и ухода с рынка нелегальной продукции, бизнес и государство получат выгоду на уровне дополнительных 12,7 миллиарда рублей, а расширение рынка для легальных компаний составит порядка 1,69 миллиарда.
Отметим, что похожая система для контроля и отслеживания безалкогольных напитков и минеральной воды еще в 2009 году была введена в Бразилии. В результате количество налогов, поступивших в бюджет в период с 2009 года по 2010 год, увеличилось на 860 миллионов долларов (на 20%). После введения маркировки в Беларуси объемы легальной реализации овощных и фруктовых соков увеличились в 3,2 раза.
С 2011 года интегрированная система для идентификации продуктов работает в Аргентине. Система осуществляет мониторинг и контроль объемов производства и импорта/экспорта ряда продукции, в том числе и минеральной воды. Маркируются товары этого сегмента и в Армении.
С июня этого года в режиме пилота стартовал проект по маркировке воды и напитков и в Узбекистане. Некоторые производители отрасли восприняли это без энтузиазма и выступили с открытым письмом об отсрочке процесса, аргументировав неготовностью сферы к нему, а также удорожанием продукции вследствие переоснащения производств. Публикации российских СМИ показывают, что российские производители тоже были против нововведения, однако после проведения пилота страсти по этому вопросу поутихли.
Очевидно, заключение об эффективности реализации проекта можно будет сформировать только после завершения пилотного проекта. Тем более, что оснащение маркировочным оборудованием и обучение персонала для добровольных участников эксперимента производится бесплатно со стороны ООО "CRPT Turon", реализующего проекты по маркировке в Узбекистане. После открытого диалога представители оператора системы маркировки и бизнеса пришли к консенсусу – тестовая маркировка начнется осенью. Под проект подписались 6 производителей и импортеров.
Вывести на чистую воду
Конечно, само по себе наличие отметки из черно-белых клеточек на продукте не может гарантировать его безопасность и исчезновение подделок с рынка. Для этого должны быть задействованы все заинтересованные стороны – потребитель в том числе. Система цифровой маркировки призвана связать потребителя с контрольно-надзорными органами посредством специальных программ. Для этого "CRPT Turon" представил приложение для Узбекистана – Asl belgisi.
Просканировав с помощью программы код на таре, можно будет узнать всю подноготную взятой с магазинной полки бутылки – данные о производителе или импортере, сертификат качества, дату и место производства, срок годности, состав, движение от производителя до прилавка магазина.
Кроме того, предполагается, что данный инструмент позволит вывести на чистую воду производителя или импортера нелегальной продукции: все эмитируемые цифровые коды уникальны, поэтому фальсификаторы могут только скопировать код с какого-либо товара и нанести его на другой. В таком случае проверка выдаст сообщение о нарушении, и программа передаст информацию контрольно-надзорным органам, если вы того пожелаете.
К примеру, в России уже работает такое приложение – "Честный знак". Как отмечают СМИ, его скачали более 3,7 миллиона российских потребителей, которые вовсю сканируют с его помощью товары на полках магазинов. В общей сложности они "пробили" уже более 50 миллионов товаров и подали свыше 50 тысяч жалоб.
Как система будет работать у нас – покажет время. Сейчас пользоваться приложением могут потребители табачной и алкогольной продукции. Однако до запуска процесса маркировки других товарных категорий осталось немного: как сообщает оператор, уже осенью в рамках пилотного проекта покупатели будут иметь возможность проверить на подлинность лекарственные препараты, бытовую технику, а также воду и прохладительные напитки.
Как отметил нашему изданию генеральный директор оператора системы маркировки Анатолий Бачикалов, со временем в узбекском приложении появятся различные фишки – будут ли это денежные вознаграждения, кэшбеки или что-то другое, пока неизвестно, но очевидно в учреждении найдут способ стимулировать активность потребителей в борьбе с некачественной продукцией.