У пациентов электронные новшества, особенно в первое время, вызывают шок. Чаще всего прошлые представления не вписываются в реальную электронную действительность, и иногда на ровном месте, из ничего возникают проблемы. Впрочем, они очень быстро исчезают, как только пациенты получают разъяснения персонала. А медикам сейчас отнюдь непросто – самим с системой разобраться, да еще и пациентов убедить и научить, как теперь по-новому надо вести себя в поликлинике.
Внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) позволит:
повысить качество обслуживания пациентов;
повысить квалификацию медицинского персонала;
снизить себестоимость обслуживания населения;
снизить затраты на хранение и ведение картотеки амбулаторных карт;
обеспечить учет оказанных медицинских услуг;
интегрироваться в общую систему управления здравоохранением;
для населения – доступность записи к врачу по любому из каналов связи (телефон, интернет).
Со времени создания Центра УЗМЕДИНФО была проведена большая работа по внедрению информационных технологий в сферу здравоохранения. Так, была развернута корпоративная сеть субъектов здравоохранения; развивается дистанционное профессиональное образование работников сферы здравоохранения.
Одним из основных новшеств в семейных поликлиниках страны является внедрение электронной системы регистрации пациентов в очередь к врачу. Теперь пациент до прихода в поликлинику на прием к врачу через интернет или по телефону может записаться в очередь с помощью установленной в регистратуре системы, которая предотвращает множество проблем и экономит время.
О том, как происходит совершенствование этого процесса и что уже сделано для максимально комфортного посещения поликлиники, корреспонденту ICTNEWS рассказывает Рано Насырова, главный врач семейной поликлиники №59.
– У всех врачей общей практики компьютеры уже есть. Они объединены локальной
сетью, интернет у нас оптоволоконный, поэтому наша система электронной очереди
работает практически бесперебойно.
– Все начинается с регистратуры. Для записи в очередь там установлен компьютер и работают три телефона. Пациенты могут записаться через интернет (reg. minzdrav.uz) или позвонив по одному из наших номеров.
– Для пациентов это удобно тем, что они могут позвонить и записаться к врачу в удобное для них время. Клиника работает с 8.00 до 20.00 и все приемы распределяются до вечера.
– В нашей поликлинике мы начали работать с системой с марта 2017 г. Конечно, за год уже многое изменилось, при этом программа совершенствовалась в рабочем порядке. «Электронная очередь» – это один из этапов «Электронной поликлиники». Эта система предполагает ведение амбулаторной карты пациентов в электронном виде. До сих пор не все еще пациенты знают о существовании электронной системы. Для этого мы разносим в каждый дом визитки с телефонами регистратуры, участкового врача и медсестры, а также с графиком работы специалистов. При этом на визитке обязательно написано, что в нашей поликлинике ведется электронная очередь.
– Они могут прийти в поликлинику и записаться в электронную очередь через регистратуру.
– Пациенты, которые приходят с температурой или высыпаниями на коже, не
ставятся в общую очередь, их принимают врачи в отдельном боксе.
– Программисты УЗМЕДИНФО приходили в нашу поликлинику и обучали персонал на рабочих местах. Сама программа очень удобная и легкая в использовании. В программе есть администратор (руководитель учреждения), и я как администратор
могу следить за своими врачами. Могу отслеживать, как врачи принимают пациентов, узнать заболеваемость по талонам, сколько пациентов посетили врача.
– Самая главная проблема – это оснащение компьютерами. Мы сейчас ожидаем поступление техники по проекту «Здоровье-3». Хокимият района также обещал помочь. Сейчас утверждается смета на будущий год. Хотелось бы еще, чтобы
скорость интернета была выше. Помимо этого, есть проблема обучения населения. Мы должны приучить население к тому, что поликлиника работает по электронной
очереди.
Сегодня можно наблюдать, что в поликлинике у кабинетов врачей не толпятся
пациенты, люди не занимают очереди и не устраивают скандалы. И это несмотря на то, что данная поликлиника является одной из крупнейших в нашем городе. Поликлиника работает в две смены и рассчитана на 450 посещений в день.
АИС «Электронная поликлиника» является отечественной разработкой Центра
развития электронного здравоохранения «УЗМЕДИНФО» Министерства здравоохранения. Данная система создана в рамках дальнейшего развития и совершенствования комплекса информационных систем «Согликни саклаш» («Здравоохранение») и развернута в Центре обработки данных Министерства здравоохранения. Эта система работает в рамках корпоративной сети структур здравоохранения и представляет собой клиент-серверное решение. Это дает возможность медицинским учреждениям при наличии доступа к корпоративной сети и TAS-IX работать в любой точке страны. АИС позволяет вести централизованный
учет всех пациентов страны и своевременно оказывать медицинскую помощь населению вне зависимости от места проживания гражданина во всех семейных поликлиниках республики.
На 14 февраля 2018 года по республике из 180 семейных городских поликлиник к АИС «Электронная поликлиника» подключены 121 семейная поликлиника. При этом в таких областях, как Бухарская, Самаркандская, Хорезмская, а также по Республике Каракалпакстан к системе подключены все семейные городские поликлиники.
Сотрудники УЗМЕДИНФО также подключили к АИС 32 центральные многопрофильные поликлиники из 163 существующих по республике.
На сегодняшний день медицинские учреждения не всегда готовы вовремя приобрести необходимое компьютерное и другое оборудование и предоставить соответствующую инфраструктуру для работы медицинских работников в АИС.
В результате имеются области, которые отстают от графика подключений.
При подключении учреждения к корпоративной сети здравоохранения на портале создается web-узел медицинского учреждения и прописываются учетные записи медицинских сотрудников с соответствующими занимаемыми должностями.
Система автоматизирует работу регистра-туры учреждений первичной медико-санитарной помощи (семейные поликлиники, сельские врачебные пункты и пр.) и предоставляет населению возможность в режиме онлайн, не выходя из дома, записаться на прием к врачу по месту проживания для получения бесплатных медицинских услуг в удобное для гражданина время. Данный процесс приведет к сокращению очередей в поликлиниках и улучшит доступность и качество медицинских услуг, оказываемых населению.
На 2018 год планируется постепенный переход на электронные медицинские карты: более 50% населения будет обеспечено персональными электронными медицинскими картами. Это сократит время заполнения медицинской карты врачом, обеспечит сохранность и доступность в любое время и в любом месте электронных медицинских записей пациентов для оперативного оказания медицинской помощи.
К 2020 году планируется создать систему «Электронное здравоохра-нение» Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, которая позволит улучшить качество обслуживания населения путем перехода более чем 70% оказываемых министерством услуг на интерактивные методы оказания государственных услуг посредством системы «Единое окно». Таким образом, данная новация обеспечит открытость и прозрачность всей системы здравоохранения республики.
Источник: ictnews.uz