Опубликован Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием мер по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности».
В Уголовный кодекс введены 2 отдельные статьи (230-1 и 230-2) за фальсификацию (подделку) доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности. С такой инициативой выступил Президент в указе от 30.11.2017 г. № УП–5268.
На кого распространяются новые статьи
Ответственность по новым составам преступлений предусматривается только для специальных субъектов. К ним относятся:
Важно! В законодательстве возникло противоречие. Ч. 1 ст. 86 УПК в перечне лиц, осуществляющих доказывание, не содержит сотрудников, проводящих доследственную проверку. Однако, ст. 39-2 УПК наделила их конкретными полномочиями в данной области.
Кроме того, расплывчатая формулировка «лица, осуществляющие доказывание», может быть спутана с термином, «лица, имеющие право участвовать в доказывании». К таким участникам уголовного процесса относятся защитник (адвокат), подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, общественный обвинитель, общественный защитник, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Внесение ясности особенно важно в связи с тем, что расширены возможности защитника по сбору доказательств. Поэтому данная норма нуждается в уточнении, хотя бы на уровне постановления Пленума Верховного суда.
Также эта статья не распространяется на экспертов (если они не выполняют функции специалиста) и переводчиков. За заведомо ложные экспертные заключения и перевод ответственность наступает по ст. 238 УК (лжесвидетельство).
Что собой представляет преступление, и как наказывается
Дано определение фальсификации доказательств – внесение из корыстных или иных низменных побуждений заведомо ложных сведений и других искажений в документы либо предметы, при собирании, проверке и оценке доказательств по материалам доследственных проверок и уголовных дел. Это наказывается штрафом от 300 до 400 МРЗП, ограничением свободы от 3-х до 5-ти лет либо лишением свободы от 3-х до 5-ти лет с лишением определенного права.
Напомним, согласно ч. 1 ст. 81 УПК доказательства – любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела.
Поскольку согласно части первой ст. 90 УПК сведения и предметы могут быть использованы в качестве доказательств только после того, как они зафиксированы в протоколах следственных действий или в протоколе судебного заседания, по мнению автора, моментом окончания преступления является отражение сфальсифицированного (поддельного) доказательства в протоколе. До этого момента, деяние должно считаться покушением. А значит, возможен и добровольный отказ от него.
Если описанное преступление совершено по предварительному сговору группой лиц, либо повлекло задержание, заключение под стражу, привлечение к уголовной ответственности или освобождение от уголовной ответственности, осуждение либо оправдание лица, наказание возрастет – лишение свободы от 5-ти до 7-ми лет с лишением определенного права.
Фальсификация (подделка) доказательств по уголовному делу о тяжком или особо тяжком преступлении, а равно фальсификация (подделка) доказательств, повлекшая тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы уже от 7-ми до 10-ти лет с лишением определенного права.
Важно! Речь идет только о фальсификации (подделке) доказательств в рамках уголовных дел. Такие же действия по гражданским, экономическим, административным делам, и делам об административных правонарушениях будут наказываться по другим статьям Уголовного кодекса. Например, по ст. 209 (должностной подлог) и ст. 228 (изготовление, подделка документов, штампов, печатей, бланков, их сбыт или использование).
Также эта статья не распространяется на заведомо ложные показания свидетелей и потерпевших, заключения экспертов и переводы. Такие действия признаются лжесвидетельством (ст. 238 УК), наказание за лжесвидетельство ниже.
С результатами ОРД – сложнее
В законодательстве нет четкого определения результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД). По мнению автора, под ней понимается информация и материалы, которые получены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и официально оформлены в соответствии с установленными правилами.
В случае с результатами ОРД введено дополнительное условие для наступления ответственности – должна быть доказана одна из следующих целей преступника (преступников):
Учитывая, что результаты ОРД являются государственным секретом, они представляются органам дознания, следствия, прокурору на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ст. 19 закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). По этой причине преступление, по нашему мнению, будет считаться оконченным с момента передачи результатов руководителю для рассмотрения вопроса об их представлении дальше. А для самого руководителя – с момента передачи сведений органам дознания, следствия, прокурору. По всей видимости, данное деяние охватывает ложный донос и дополнительной квалификации по ст. 237УК не требует.
Если причинение вреда чести, достоинству и деловой репутации лица произведено путем разглашения сфальсифицированных (подделанных) сведений и материалов ОРД, ответственность, по мнению автора, должна наступать не по новой статье 230-2, а по статье 40(клевета) КоАО или статье 139 (клевета) УК. Деяние квалифицируется по статье 230-2 УК только тогда, когда сфальсифицированные результаты оперативно-розыскной деятельности передаются лицам, имеющим допуск к таким государственным секретам, под видом достоверных («служебный компромат»).
Кто расследует
В статью 345 (подследственность) УПК изменения не внесены, поэтому трудно однозначно определить, какой следственный орган уполномочен проводить предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 230-1 и 230-2.
Здесь в силу вступает подследственность по субъекту. Например, уголовные дела в отношении прокурора и следователя являются исключительной компетенцией органов прокуратуры (ст. 49 закона «О прокуратуре»). А дела в отношении лиц, имеющих статус военнослужащего, – в полномочиях военной прокуратуры (ч. 3 ст. 345 УПК).
Но в отношении остальных участников доказывания однозначных указаний не имеется.
От редакции: Изложенная в настоящей статье трактовка норм законодательства может отличаться от официальной.
Источник: norma.uz