Наверное, афоризм писателя Л.М. Леонова «Все дети мира плачут на одном языке»1 можно воспринимать по-разному. Но вот для людей, собравшихся в конференц-зале московского отеля «Салют», плач младенца – это, однозначно, язык боли, причем в 90% случаев, вызванной функциональными кишечными нарушениями.2 И они не только понимают этот громкий призыв о помощи, но и, как правило, устраняют его причину. Потому что они – специализированные педиатры, гастроэнтерологи.
То, что специализация в клинической педиатрии – процесс закономерный, целесообразный и неизбежный, давно стало аксиомой. Слишком уж велики и разноплановы современные знания о различных заболеваниях. Слишком уж быстро (не без участия новейших технологий) нарастает их объем. Очевидно, что специализация совершенствует и диагностику, и лечение. Главное только при всем этом – не забывать, что практически нет локальных заболеваний, что при любой болезни в той или иной степени нарушаются функции целого ряда органов и систем. Особенно это актуально для детских гастроэнтерологов – мало того, что «их» заболевания влияют на состояние организма «здесь и сейчас», они еще становятся истоками формирования многих хронических форм болезней взрослых, причем не только органов пищеварения. Вот такая серьезная ответственность перед будущим.
Впрочем, эти врачи не склонны к пафосу. Без патетических речей обошлось даже открытие этого юбилейного конгресса. Лишь искренняя признательность учителям – корифеям отечественной педиатрии, тем, кто стоял в самом начале непростого становления этого научно-практического направления в начале 1970-х, и Общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов. Андрею Владимировичу Мазурину (1923–2001), члену-корреспонденту РАМН, профессору, лауреату Государственной премии СССР, заслуженному деятелю науки, чье имя сегодня носит ежемесячная Школа детских гастроэнтерологов. И Вячеславу Александровичу Тоболину (1926–2007), академику РАМН, профессору, много лет заведовавшему кафедрой госпитальной педиатрии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, без активнейшей поддержки которого нынешнее мероприятие могло бы и не состояться. Именно он в 1993 г., в эпоху еще тотального информационного голода врачей, выступил с инициативой провести первую научно-практическую конференцию «Абдоминальная патология у детей», из которой и вырос нынешний конгресс.
Можно заметить, что оба этих замечательных педиатра имели непосредственное отношение к Российскому национальному исследовательскому медицинскому университету им. Н.И. Пирогова. Их традиции, заложенные в основу детской гастроэнтерологии, продолжают сегодняшние сотрудники педиатрического факультета этого вуза. Взять, к примеру, «междисциплинарный подход». Без теснейшего сотрудничества со смежными специальностями, и прежде всего с микробиологией, считают организаторы конгресса, развитие современной детской гастроэнтерологии невозможно.
И подтверждением стал первый же доклад пленарного заседания – «Микробиота при воспалительных и метаболических болезнях». Представила его Л.И. Кафарская, профессор, заведующая кафедрой микробиологии и вирусологии ПФ (той самой кафедры, которую после создания в 1908 г. возглавляла П.В. Циклинская, первая российская женщина-бактериолог, получившая звание профессора, а в 1938 г. – один из основоположников микробиологической науки профессор Н.Ф. Гамалея).
«Доклад у меня не простой. Будет звучать много новых названий», – пошутила в начале своего выступления Людмила Ивановна. И слово свое сдержала. Потому как появление молекулярно-генетических методов открыло огромные возможности для ученых в плане идентификации того или иного микроорганизма. За последние годы было открыто и описано большое число совершенно новых родов и видов, а ряд видов (к примеру, ранее относившихся к роду Bacteroides) были реклассифицированы в новые роды и семейства.
Сегодня микробиоту (нормальную микрофлору) кишечника принято рассматривать как дополнительный (виртуальный) многоклеточный метаболически активный «орган», самовосстанавливающийся при изменениях, вызванных внешними факторами. И этот «орган» более чем внушителен – набор генов, входящих в его состав, в 100 раз превышает набор генов человеческого организма (в нашей ДНК идентифицировано 23 тыс. генов, а в микробиоте — более 10 млн генов). Концентрация микроорганизмов в 1 г фекалий – от 107 (в тонкой кишке) до 1012-14 (в толстой). Около 60% фекальных масс – это бактериальная популяция.
Ученые выявили и основные ее функции – защитную, метаболическую, трофическую. И сегодня они, вслед за И.И. Мечниковым, проверяют возможности микробиоты активно влиять не только на физическое здоровье человека, но и на «реализацию его духовных состояний». В последние 5–7 лет внимание и микробиологов, и детских гастроэнтерологов привлечено к так называемой оси «головной мозг–кишечник». И в этом сегменте оказываются проблемы аутизма.
Темы, связанные с количественным и качественным составом микробиоты (и с факторами, влияющими на него), ее функциями, ролью в поддержании здоровья человека и в развитии различных патологий, с возможностями коррекции ее нарушений, на конгрессе были представлены и во многих других докладах, выступлениях («Кишечная микрофлора: акцент на бифидобактериях», С.В. Бельмер, Москва; «Пути коррекции микробиоты у детей с пищевой аллергией», В.А. Мухортых, Москва; «Ожирение и кишечная микробиота», А.И. Хавкин, В.П. Новикова, М.М. Гурова, Москва; «Особенности состояния здоровья, уровня физического развития и полостной микробиоты у детей первого полугодия жизни, рожденных от матерей с аллергопатологией», Н.М. Богданова, Н.Э. Прокофьева, Санкт-Петербург; «Метаболическое действие микробиоты. Роль кишечных метаболитов и газов в развитии колик», Е.А. Корниенко, Санкт-Петербург; «Пребиотики: их роль в обеспечении здоровья», Р.А. Файзуллина, Казань, и др.).
Три дня работы конгресса и объем его научной программы даже не имеющим прямого отношения к детской гастроэнтерологии специалистам показал актуальность этого сравнительно нового для нас медицинского направления. Эндокринологи давно заметили, что у более половины детей, страдающих сахарным диабетом (СД), присутствуют симптомы поражения ЖКТ. Как и у детей с синдромом Дауна. Сотрудники Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко (И.А. Бавыкина, А.А. Звягин, Д.В. Бавыкин) представили результаты интересного исследования («Симптомы патологии ЖКТ у детей с синдромом Дауна»). По их данным, у всех детей с СД (100%, n = 24) есть хотя бы 1 жалоба на расстройства со стороны ЖКТ. Наиболее часто детей беспокоит вздутие живота (83,8%); у половины из них (50%) – повышение антител класса G к глиадину, 37,5% имеют генетическую предрасположенность к целиакии.
А сотрудников Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского («ГЭРБ и бронхиальная астма. Что первично?», А.С. Эйберман, Н.А. Воротникова, В.Д. Трифонов) заинтересовало сочетание гастроэзофагеальной рефлюксной болезни и бронхиальной астмы. Их исследование показало, что совместное течение этих заболеваний наиболее характерно для мальчиков. А определяющим часто становится период полового созревания. Утяжеление течения ГЭРБ при тяжелых формах БА натолкнуло исследователей на предположение о наличии механизма т.н. взаимоотягощения.
Еще одно болезненное сочетание было рассмотрено Д.С. Валеевой (Уфа) – «Головные и абдоминальные боли у детей с диспепсией: звенья одной цепи».
Большое внимание участники конгресса уделили, естественно, актуальным вопросам питания, диетологии, пищевой непереносимости. Ну разве можно представить гармоничное развитие человека без создания оптимальных условий его существования, в том числе функционального питания? На раннем этапе жизни – это было и остается грудное вскармливание. Специалисты подчеркивают несколько важнейших аспектов его роли для роста и развития ребенка. Прежде всего, пищевая ценность материнского молока (хорошо изучена и отчасти искусно имитируемая в адаптированных смесях для детского питания). Любой педиатр обращает внимание, дети на естественном вскармливании реже болеют различными инфекционными заболеваниями. Это иммунологическая защита. Есть еще одна важная функция – регуляторная. Все эти функции непосредственно связаны с действием биологических компонентов материнского молока. А вот четвертая – лишь отчасти, но при этом она не менее важна – «эмоциональный поведенческий фактор». Ритм кормления, скорость поступления молока, его индивидуальный вкус в данный момент, еда по аппетиту, улыбка и голос мамы – все это помогает формированию рационального пищевого поведения и метаболического стереотипа.
Надо сказать, в последнее время нарушения пищевого поведения («блендерные дети», ожирение, особенности пищевого поведения девочек-подростков и пр.) встречаются все чаще, ставя перед врачами очень непростые задачи.
Увы, формат обзора не позволяет рассказать обо всех вопросах, представляющих интерес и поднятых спикерами на этом форуме. Они обсуждали научные и практические вопросы этиологии и патогенеза широчайшего круга заболеваний пищевода, желудка, кишечника, поджелудочной железы и печени у детей, методы их диагностики и терапевтические алгоритмы.
В рамках междисциплинарного подхода представляли клинические случаи, требующие хирургического вмешательства, и новые технологии в этой области («Возможности хирургической коррекции аномалий поджелудочной железы и желчевыводящих путей», А.Ю. Разумовский, главный детский хирург Департамента здравоохранения г. Москвы, профессор кафедры детской хирургии РНИМУ, заведующий отделением торакальной хирургии и хирургической гастроэнтерологии ДКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова).
Не забыли и о столь популярном сегодня в гастроэнтерологии Helicobacter pylori («Актуальные аспекты инфекции H.pylori у детей» Е.А. Корниенко, Санкт-Петербург; «Характер воспалительного процесса в слизистой оболочке желудка при ко-инфицировании высокопатогенными штаммами Helicobacter pylori и вирусом Эпштейна-Барр у детей Е.М. Спивак, И.С. Аккуратова и соавт., Ярославль; Эрадикация Н.pylori: можно ли достичь высокой эффективности? Р.А. Файзуллина, А.Р. Ахтереева, С.Р. Абдулхаков, Казань). И о набирающих силу ОРИ с кишечным синдромом («ОРИ с кишечным синдромом. Два заболевания или одно?» А.В. Горелов, член-корреспондент РАН, профессор кафедры детских болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, руководитель детского клинического отделения ЦНИИ эпидемиологии).
Помимо широкого круга обсуждаемых вопросов трудно не заметить и еще одну особенность этого конгресса – обширнейшая география его участников. Среди выступавших с его трибун, наряду с представителями московской школы Мазурина, были полпреды уже отлично зарекомендовавших себя школ детской гастроэнтерологии из ряда российских регионов – Санкт-Петербурга, Казани, Челябинска, Саратова и др.
В заключение заметок о юбилейном, XXV, конгрессе «Актуальные вопросы абдоминальной патологии у детей», пожалуй, будет уместно предоставить слово одному из организаторов этого (и многих других) мероприятия Общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов, одной из первых аспиранток Мазурина, профессору кафедры пропедевтики детских болезней педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Л.Н. Цветковой: «Мне часто задают вопрос: «Существует ли на самом деле детская гастроэнтерология?». Я могу сказать без тени сомнения. Абсолютно точно она есть. Она уже доказала свое право на существование, свою весомость в многочисленных заболеваниях у детей, свою необходимость в изучении тех особенностей, которые в дальнейшем будут влиять на одну из самых частых патологий взрослого населения».
1Леонов Л.М. Русский лес. Собр. соч.: в 10-ти т. Т. 9. М., 1972.
2Щербаков П.Л. Кишечные колики у младенцев. Дифференциальная диагностика и подходы к терапии. Медицинский совет, № 14, 2014. С. 67–71.
Источник: medvestnik.ru