ru uz
Заикание у подростков

Заикание относится к одному из распространенных расстройств речи у подростков, которое характеризуется нарушением темпа, ритма и плавности речи вследствие судорог мышц речевого аппарата.

Заикание у мальчиков встречается примерно в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Возникает заикание чаще всего в детском возрасте, в период  от 2 до 5 лет, когда ребёнок овладевает связной речью.

В большинстве случаев заикание приобретает хроническое течение и усиливается в подростковом возрасте. Это связано с тем, что речевая деятельность обеспечивается участием дыхательной, нервной системами и (как это не покажется странным) гормональным фоном. Причем две последние составляющие взаимосвязаны теснейшим образом. В переходный возраст происходят изменения организма, что влечет за собой обострение проблемы. Чаще всего запинки проявляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, на экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и т.д.

Часто возникающие речевые затруднения и неудачи у подростков приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызывать чувства неполноценности, досады, беспомощности, раздражительности, отчаяния. У них возникает чувство волнения, смущения, страха, напряженного ожидания речи; во время речи появляется потоотделение, жар или озноб, сухость во рту или обильные слюноотделение; после речи – чувство усталости, неловкости, желание замкнуться и т.д., что способствует фиксированности на нарушении, которое усиливается с возрастом. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции (топтание на месте, руки что-то должны держать, теребить, потирать нос, щелкать пальцами, уловки в виде эмболофразии: и, вот, ну и др.).

Самым надежным выходом в данной ситуации является осознание всего происходящего, потому что только понимание причин и самой сути явлений снимает панический страх перед ними.

Устранение заикания – это сложный и трудоёмкий процесс, который предусматривает комплексный медико-педагогический и психологический подход к данной проблеме. Поэтому преодоление заикания у подростков должно проводиться только совместными усилиями самого заикающегося, его родителей, врача-невролога, психотерапевта и логопеда. Такая работа, как правило, состоит из нескольких последовательных этапов или проводиться в нескольких направлениях одновременно:

  • оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося;
  • психотерапия;
  • непосредственная работа над речью;
  • обеспечение благоприятного социального окружения и способствующих преодолению заикания бытовых условий.

Работа над речью – это основная и ведущая часть комплексного метода преодоления заикания, которая реализуется логопедом при активном участии самого заикающегося и его ближайшего окружения (родителей, педагогов).

Основная цель логопедического воздействия заключается в восстановлении согласованной, координированной и ненапряженной работы дыхательного, голосового и артикуляторного отделов речевого аппарата, что способствует преодолению речевых судорог. Для этого, прежде всего, уделяется большое внимание постановке диафрагмального дыхания, воспитанию правильного речевого дыхания и артикуляционной гимнастике. Комплекс занятий (набор упражнений, их последовательность, время и частоту повторению и др.) применительно к каждому конкретному случаю может квалифицированно подобрать только логопед. Очень важно точно и последовательно выполнять все упражнения и рекомендации. Это поможет достигнуть хороших результатов.

Устранение заикания потребует от подростков умения сделать над собой усилие. Приступая к этому процессу необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • проанализируйте причины ваших жизненных трудностей и связанных с этим волнений, обсудите сложные проблемы с профессионалом (психотерапевтом или психологом);
  • в ходе основного курса и дальнейшего поддерживающего лечения следует стремиться к тому, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уверенно и уравновешенно;
  • во время лечения необходимо быть активными, терпеливыми, собранными и целеустремленными, так как только упорная работа в соответствии с рекомендациями специалиста приводит к желаемому результату;
  • не стоит отчаиваться при неудачах, следует многократно повторять упражнения и помнить, что идет длительный, произвольный и сознательный метод регулирования речевой деятельности.

Когда ждать результата? Ждать его не нужно, он сам придёт. Всякий, кто одержит победу над собой, победит и своё заикание! Желаю успехов!

 

Источник:  3gdp.by

Назад Печать
Календарь событий
Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2