06.04.2009 В ближайшие несколько лет мировой рынок технологических решений для дистанционного образования будет демонстрировать стабильный рост и уже к 2013 г. его объем достигнет $2,4 млрд. – к такому выводу пришли аналитики Wainhouse Research по итогам глобального исследования рынка решений для видеоконференций (ВКС), стриминга и передачи контента в сфере дистанционного обучения.

«Использование технологий удаленной работы для организации образовательного процесса особенно актуально в современных условиях, поскольку позволяет учащимся из удаленных регионов получать качественное образование и, с другой стороны, открывает новые возможности для школ и университетов, - сказал Фредрик Халворшен (Fredrik Halvorsen), президент компании Tandberg. - Благодаря развитию технологий профессор может читать лекции одновременно для нескольких сотен студентов, находящихся в разных уголках мира, что упрощает решение проблемы кадрового дефицита в преподавательских кругах».

Эксперты Wainhouse Research пришли к выводу, что развитие мирового рынка видеотехнологий в сфере образования вызвано не только традиционным интересом к дистанционному обучению со стороны учащихся, проживающих в удаленных районах. Новая волна интереса наблюдается также со стороны неожиданной аудитории: студентов, проживающих в студенческих городках и желающих посещать занятия в любое время независимо от местонахождения, а также взрослой аудитории, которая все больше ценит возможность пройти тренинг в индивидуальном режиме.

«Если специалисты по дистанционным образовательным программам уже оценили преимущества современных технологий, то ведущие педагоги и корпоративные тренеры только сейчас открывают для себя уникальные возможности видеокоммуникаций, включающие разнообразные приложения для локальной работы по запросу и в режиме реального времени», - отметил автор исследования Алан Гринберг (Alan Greenberg), старший аналитик и партнер Wainhouse Research. В портфолио решений, применяемых в дистанционном образовании, входят программы для обмена презентациями, графическими данными и другими файлами, позволяющие преподавателю обсуждать со студентами тему и одновременно выводить учебные материалы на экран.

По информации Tandberg, в России технологии дистанционного обучения начали активно применяться в вузах и в корпоративном секторе с 2000-х гг. Однако, несмотря на продолжающееся оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой и развитие коммуникационных ресурсов, при реализации проектов дистанционного образования возникают различные сложности. Прежде всего, это недостаточная вовлеченность преподавателя в процесс обучения, когда он не может быстро реагировать на запросы обучаемого, контролировать и корректировать его работу, что в свою очередь, сдерживает стремительное развитие сектора дистанционных образовательных услуг в России. Однако специалисты Tandberg видят решение этой проблемы в использовании современных видеотехнологий.

«Современные средства визуальных коммуникаций обеспечивают интерактивный режим общения с помощью видеосвязи между учеником и преподавателем и выводят систему обучения на качественно новый уровень, - считает Стейн Рамсли (Stein Ramsli), глава представительства Tandberg в России и СНГ. – По сути технологии нового поколения позволяют существенно повысить эффективность образовательного процесса в масштабах всей страны и открывают новые возможности населению».

Так, например, преподаватели Московского авиационного института (МАИ) с помощью видеосвязи Tandberg консультируют старшеклассников нескольких московских школ по вопросам подготовки к ЕГЭ по математическим дисциплинам и программированию, а также готовят учащихся к вступительным экзаменам. Такая форма организации работы со школьниками способствует повышению уровня знаний будущих студентов и способствует привлечению в МАИ талантливых абитуриентов, отметили в Tandberg. Кроме этого, профессора МАИ проводят видеолекции 1100 студентам филиала вуза в городе Ленинск с целью подготовки высококвалифицированных кадров для эксплуатации ракетных и стартовых комплексов на космодроме Байконур.

Единая сеть дистанционного образования функционирует в Литве. Она охватывает 16 университетов, колледжей и школ. Ключевым звеном этой образовательной сети является Каунасский технологический университет. Благодаря использованию видеотехнологий десятки тысяч студентов из удаленных районов Литвы стали участниками видеолекций.

Таким образом, уверены в Tandberg, опыт Запада подтверждает необходимость освоения огромного потенциала российского рынка дистанционного обучения, который, по оценкам специалистов Tandberg, является одним из наиболее перспективных в регионе ЕМЕА.