28.03.2009
27 марта в городе Ташкенте открылось восемнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители средств массовой информации. Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса И. Собиров.
Свою работу сенаторы начали с рассмотрения вопроса «О роли и ответственности местных органов власти за безусловное выполнение Антикризисной программы на 2009–2012 гг.». Выступившие сенаторы отметили, что мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году и затронувший практически все страны мира, оказывал и оказывает влияние на экономику нашей страны. Несмотря на это, благодаря продуманной экономической стратегии, осуществляемой в Узбекистане под руководством Президента Республики Узбекистан, последовательной реализации принятой в Узбекистане собственной модели реформирования и модернизации, мерам по кардинальному изменению структуры, диверсификации экономики, обеспечению устойчивой и бесперебойной работы финансово-экономической, банковско-кредитной систем в стране удалось избежать жестких последствий кризиса и добиться стабильного функционирования экономики, обеспечить устойчивые темпы ее роста, безопасность и благополучие людей.
Вместе с тем мировой финансово-экономический кризис углубляется и во многом носит непредсказуемый характер. В этих условиях приоритетными задачами становится реализация комплексных мер, направленных на нейтрализацию его негативного воздействия на экономику и социальную сферу страны.
Президент Ислам Каримов в докладе «Дальнейшая модернизация и обновление страны – требование времени» на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2009 год, определил важнейшим приоритетом в социально-экономическом развитии Узбекистана на 2009 год реализацию принятой в стране Антикризисной программы на 2009–2012 гг. Программа предусматривает меры, направленные на обеспечение макроэкономической сбалансированности, стабильной работы отраслей экономики, занятости населения, его эффективной социальной защиты, меры по поддержке малого бизнеса, фермерских хозяйств и др. Как отмечали сенаторы, реализация Антикризисной программы уже сегодня дает зримые результаты.
В то же время успешная реализация Антикризисной программы на 2009–2012 гг. зависит прежде всего от ответственности и четкой работы местных органов государственной власти, всех управленческих, финансовых, хозяйствующих структур страны как в центре, так и на местах. Изучение деятельности местных органов власти Андижанской, Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей по реализации Антикризисной программы на 2009–2012 гг., проведенное специально созданной комиссией Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, показывает, что местными органами власти принят и реализуется комплекс организационных мер по обеспечению выполнения Антикризисной программы. Разработаны и осуществляются соответствующие программы по решению отраслевых и территориальных проблем. При хокимиятах ряда областей созданы специальные рабочие группы по мониторингу за развитием социально-экономической ситуации в регионах.
Вместе с тем в работе местных органов власти по реализации Антикризисной программы имеются определенные резервы и упущения. В ряде областных органов представительной власти программы антикризисных мероприятий с учетом местных социально-экономических условий своевременно не были обсуждены. В работе отдельных местных органов власти имеет место формализм, низкий уровень исполнительской дисциплины по выполнению соответствующих решений. В ходе обсуждения вопроса сенаторы подчеркнули, что важнейшим приоритетом в деятельности Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, г.Ташкента, районов и городов является повышение роли и ответственности депутатского корпуса, местных органов власти за безусловное выполнение принятой в стране Антикризисной программы на 2009–2012 гг.
Выступившие сенаторы отмечали, что выполнение Антикризисной программы на 2009–2012 гг., направленной на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение базовых отраслей национальной экономики, внедрение современных инновационных технологий, даст мощный толчок выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность страны на мировом рынке, подъем приоритетных отраслей экономики, качественный рост благосостояния жизни населения.
Выполнение Программы должно стать делом как каждого субъекта экономики, так и каждого гражданина страны.
По итогам обсуждения вопроса Сенат Олий Мажлиса принял соответствующее решение.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Было отмечено, что закон разработан в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан от 10 ноября 2008 г. «О мерах по дальнейшему расширению деятельности акционерного коммерческого банка «Микрокредитбанк» по поддержке субъектов предпринимательства» и от 18 ноября 2008 г. «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики», а также с Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 19 ноября 2008 г. «Об утверждении Порядка реализации коммерческим банкам экономически несостоятельных предприятий». Законом внесены изменения и дополнения в ряд статей законов Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «О банкротстве», «Об акционерных обществах и защите прав акционеров».
Основной целью данного закона является расширение деятельности акционерного коммерческого банка «Микрокредитбанк» по поддержке субъектов предпринимательства и дальнейшее повышение финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики за счет дополнительного привлечения потенциального инвестора. Закон одобрен сенаторами.
Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя», основной направленностью которого является содействие в реализации права работника на возмещение вреда, причиненного его жизни и здоровью в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья работника, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, защита имущественных интересов работодателя, связанных с его расходами по возмещению указанного вреда, а также повышение экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Закон сенаторами одобрен.
Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в статью 10 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках», разработанный на основе Указа Президента Республики Узбекистан от 28 ноября 2008 года «О дополнительных мерах по обеспечению гарантий защиты вкладов граждан в коммерческих банках Республики Узбекистан». Отмечалось, что закон обеспечивает надежные гарантии защиты вкладов граждан Республики Узбекистан от возможных негативных последствий мирового финансового кризиса, дальнейшее укрепление доверия населения к банковской системе страны, создание дополнительных условий для привлечения вкладов населения в коммерческие банки. Так, в соответствии с вносимыми изменениями выплата возмещения по вкладам граждан банками производится в полном объеме и одновременно исключается норма, устанавливающая некоторые ограничения при выплате возмещения по вкладам в случае несостоятельности банков. Закон сенаторами одобрен.
Сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана)», разработанный во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2008 года «О Программе мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека». Данный закон направлен на дальнейшее совершенствование национальной законодательной базы и правоприменительной практики по исполнению норм закона об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека, а также на усиление координации и сотрудничества между Омбудсманом и органами исполнительной власти, судами, правоохранительными органами в сфере соблюдения прав человека.
Далее сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнения в статью 7 Закона Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета», целью которого является совершенствование координации деятельности по привлечению в Республику Узбекистан гуманитарной помощи и средств технического содействия, обеспечение единой системы учета и строгого контроля за их целевым и эффективным использованием и соответственно возложение этих функций на Казначейство Министерства финансов Республики Узбекистан.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О техническом регулировании». Данный закон направлен на дальнейшее совершенствование действующей государственной системы стандартизации в области технического регулирования с учетом международной практики, гармонизацию законодательства Республики Узбекистан с международными стандартами в области технического регулирования. В частности, предусматривается создание экспертных комиссий и экспертных советов в области технического регулирования при органах государственного и хозяйственного управления, а также информационного центра как элемента структуры государственной системы технического регулирования. По мнению сенаторов, принятие закона будет содействовать последовательной интеграции Узбекистана в мировое экономическое сообщество. Закон сенаторы одобрили.
Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности», разработанный и принятый на основе постановления Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 года «О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг». Закон предусматривает дальнейшее развитие системы независимой оценки, повышение профессионального уровня и качества оценочных услуг, внедрение эффективных методов регулирования деятельности оценочных организаций, усиление их ответственности за результаты и объективность производимых оценочных работ, а также обеспечение эффективной защиты прав потребителей оценочных услуг. Закон сенаторами одобрен.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменения в статью 66-1 Уголовного кодекса Республики Узбекистан». Закон нацелен на совершенствование института примирения для оперативности и эффективности разрешения уголовных дел, а также на дальнейшую либерализацию уголовного судопроизводства как продолжение осуществляемой в стране судебно-правовой реформы.
Действующая статья 66-1 Уголовного кодекса Республики Узбекистан «Освобождение от ответственности в связи с примирением» предусматривает освобождение от наказания по тридцати одной статье Уголовного кодекса Республики Узбекистан, содержащей 42 состава преступления, не представляющих большой общественной опасности. Настоящий закон предусматривает возможность освобождения от ответственности в связи с примирением еще по одиннадцати составам преступлений, схожих по характеру совершения и степени общественной опасности с преступлениями, уже включенными в статью 66-1 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Закон одобрен сенаторами.
На заседании Сената были также рассмотрены и одобрены законы Республики Узбекистан «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О стандартизации», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О почтовой связи» и Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в Положение о классных чинах работников судов», принятый во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года «Об образовании Исследовательского центра по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы».
На этом первый день работы восемнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был завершен.
Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Свою работу сенаторы начали с рассмотрения вопроса «О роли и ответственности местных органов власти за безусловное выполнение Антикризисной программы на 2009–2012 гг.». Выступившие сенаторы отметили, что мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году и затронувший практически все страны мира, оказывал и оказывает влияние на экономику нашей страны. Несмотря на это, благодаря продуманной экономической стратегии, осуществляемой в Узбекистане под руководством Президента Республики Узбекистан, последовательной реализации принятой в Узбекистане собственной модели реформирования и модернизации, мерам по кардинальному изменению структуры, диверсификации экономики, обеспечению устойчивой и бесперебойной работы финансово-экономической, банковско-кредитной систем в стране удалось избежать жестких последствий кризиса и добиться стабильного функционирования экономики, обеспечить устойчивые темпы ее роста, безопасность и благополучие людей.
Вместе с тем мировой финансово-экономический кризис углубляется и во многом носит непредсказуемый характер. В этих условиях приоритетными задачами становится реализация комплексных мер, направленных на нейтрализацию его негативного воздействия на экономику и социальную сферу страны.
Президент Ислам Каримов в докладе «Дальнейшая модернизация и обновление страны – требование времени» на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2009 год, определил важнейшим приоритетом в социально-экономическом развитии Узбекистана на 2009 год реализацию принятой в стране Антикризисной программы на 2009–2012 гг. Программа предусматривает меры, направленные на обеспечение макроэкономической сбалансированности, стабильной работы отраслей экономики, занятости населения, его эффективной социальной защиты, меры по поддержке малого бизнеса, фермерских хозяйств и др. Как отмечали сенаторы, реализация Антикризисной программы уже сегодня дает зримые результаты.
В то же время успешная реализация Антикризисной программы на 2009–2012 гг. зависит прежде всего от ответственности и четкой работы местных органов государственной власти, всех управленческих, финансовых, хозяйствующих структур страны как в центре, так и на местах. Изучение деятельности местных органов власти Андижанской, Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей по реализации Антикризисной программы на 2009–2012 гг., проведенное специально созданной комиссией Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, показывает, что местными органами власти принят и реализуется комплекс организационных мер по обеспечению выполнения Антикризисной программы. Разработаны и осуществляются соответствующие программы по решению отраслевых и территориальных проблем. При хокимиятах ряда областей созданы специальные рабочие группы по мониторингу за развитием социально-экономической ситуации в регионах.
Вместе с тем в работе местных органов власти по реализации Антикризисной программы имеются определенные резервы и упущения. В ряде областных органов представительной власти программы антикризисных мероприятий с учетом местных социально-экономических условий своевременно не были обсуждены. В работе отдельных местных органов власти имеет место формализм, низкий уровень исполнительской дисциплины по выполнению соответствующих решений. В ходе обсуждения вопроса сенаторы подчеркнули, что важнейшим приоритетом в деятельности Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, г.Ташкента, районов и городов является повышение роли и ответственности депутатского корпуса, местных органов власти за безусловное выполнение принятой в стране Антикризисной программы на 2009–2012 гг.
Выступившие сенаторы отмечали, что выполнение Антикризисной программы на 2009–2012 гг., направленной на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение базовых отраслей национальной экономики, внедрение современных инновационных технологий, даст мощный толчок выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность страны на мировом рынке, подъем приоритетных отраслей экономики, качественный рост благосостояния жизни населения.
Выполнение Программы должно стать делом как каждого субъекта экономики, так и каждого гражданина страны.
По итогам обсуждения вопроса Сенат Олий Мажлиса принял соответствующее решение.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Было отмечено, что закон разработан в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан от 10 ноября 2008 г. «О мерах по дальнейшему расширению деятельности акционерного коммерческого банка «Микрокредитбанк» по поддержке субъектов предпринимательства» и от 18 ноября 2008 г. «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики», а также с Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 19 ноября 2008 г. «Об утверждении Порядка реализации коммерческим банкам экономически несостоятельных предприятий». Законом внесены изменения и дополнения в ряд статей законов Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «О банкротстве», «Об акционерных обществах и защите прав акционеров».
Основной целью данного закона является расширение деятельности акционерного коммерческого банка «Микрокредитбанк» по поддержке субъектов предпринимательства и дальнейшее повышение финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики за счет дополнительного привлечения потенциального инвестора. Закон одобрен сенаторами.
Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя», основной направленностью которого является содействие в реализации права работника на возмещение вреда, причиненного его жизни и здоровью в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья работника, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, защита имущественных интересов работодателя, связанных с его расходами по возмещению указанного вреда, а также повышение экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Закон сенаторами одобрен.
Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в статью 10 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках», разработанный на основе Указа Президента Республики Узбекистан от 28 ноября 2008 года «О дополнительных мерах по обеспечению гарантий защиты вкладов граждан в коммерческих банках Республики Узбекистан». Отмечалось, что закон обеспечивает надежные гарантии защиты вкладов граждан Республики Узбекистан от возможных негативных последствий мирового финансового кризиса, дальнейшее укрепление доверия населения к банковской системе страны, создание дополнительных условий для привлечения вкладов населения в коммерческие банки. Так, в соответствии с вносимыми изменениями выплата возмещения по вкладам граждан банками производится в полном объеме и одновременно исключается норма, устанавливающая некоторые ограничения при выплате возмещения по вкладам в случае несостоятельности банков. Закон сенаторами одобрен.
Сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана)», разработанный во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2008 года «О Программе мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека». Данный закон направлен на дальнейшее совершенствование национальной законодательной базы и правоприменительной практики по исполнению норм закона об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека, а также на усиление координации и сотрудничества между Омбудсманом и органами исполнительной власти, судами, правоохранительными органами в сфере соблюдения прав человека.
Далее сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнения в статью 7 Закона Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета», целью которого является совершенствование координации деятельности по привлечению в Республику Узбекистан гуманитарной помощи и средств технического содействия, обеспечение единой системы учета и строгого контроля за их целевым и эффективным использованием и соответственно возложение этих функций на Казначейство Министерства финансов Республики Узбекистан.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О техническом регулировании». Данный закон направлен на дальнейшее совершенствование действующей государственной системы стандартизации в области технического регулирования с учетом международной практики, гармонизацию законодательства Республики Узбекистан с международными стандартами в области технического регулирования. В частности, предусматривается создание экспертных комиссий и экспертных советов в области технического регулирования при органах государственного и хозяйственного управления, а также информационного центра как элемента структуры государственной системы технического регулирования. По мнению сенаторов, принятие закона будет содействовать последовательной интеграции Узбекистана в мировое экономическое сообщество. Закон сенаторы одобрили.
Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности», разработанный и принятый на основе постановления Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 года «О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг». Закон предусматривает дальнейшее развитие системы независимой оценки, повышение профессионального уровня и качества оценочных услуг, внедрение эффективных методов регулирования деятельности оценочных организаций, усиление их ответственности за результаты и объективность производимых оценочных работ, а также обеспечение эффективной защиты прав потребителей оценочных услуг. Закон сенаторами одобрен.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменения в статью 66-1 Уголовного кодекса Республики Узбекистан». Закон нацелен на совершенствование института примирения для оперативности и эффективности разрешения уголовных дел, а также на дальнейшую либерализацию уголовного судопроизводства как продолжение осуществляемой в стране судебно-правовой реформы.
Действующая статья 66-1 Уголовного кодекса Республики Узбекистан «Освобождение от ответственности в связи с примирением» предусматривает освобождение от наказания по тридцати одной статье Уголовного кодекса Республики Узбекистан, содержащей 42 состава преступления, не представляющих большой общественной опасности. Настоящий закон предусматривает возможность освобождения от ответственности в связи с примирением еще по одиннадцати составам преступлений, схожих по характеру совершения и степени общественной опасности с преступлениями, уже включенными в статью 66-1 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Закон одобрен сенаторами.
На заседании Сената были также рассмотрены и одобрены законы Республики Узбекистан «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О стандартизации», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О почтовой связи» и Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в Положение о классных чинах работников судов», принятый во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2008 года «Об образовании Исследовательского центра по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы».
На этом первый день работы восемнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был завершен.
Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан