11.03.2024

Быстрый технический прогресс подчёркивает, насколько неотложным является введение регулирования ИИ

Иллюстрация: © Depositphotos/phonlamai

Во время недавней поездки за рубеж я неожиданно обнаружил, что опаздываю в аэропорт. На местном языке я говорил не очень хорошо, поэтому я воспользовался мобильным приложением-переводчиком, которое позволило мне объяснить таксисту срочность моей ситуации. А мобильное приложение, использующее фотокамеру, позволило мне понять надписи на дорожных знаках, помогая ориентироваться в реальном времени.

Это всего лишь один из примеров того, как цифровые инновации, и особенно искусственный интеллект (сокращенно ИИ), меняют наш мир. Как показывают новые исследования, ИИ-модели сегодня умеют обнаруживать первые признаки осложнений со здоровьем (например, сепсис), поэтому эти технологии неизбежно приведут к революции в сфере медицины.

Автор этой колонки Джунайд Наби
Автор этой колонки Джунайд Наби
Фото: личный архив

Столь быстрое развитие технического прогресса подчеркивает, насколько неотложным является введение регулирования ИИ. Главным примером здесь служит закон Евросоюза «Об искусственном интеллекте», который, как ожидается, будет одобрен во второй половине 2024 года. Этот первопроходческий закон классифицирует системы ИИ в соответствии с уровнями риска и напрямую запрещает способы применения ИИ с высоким риском, например, социальный скоринг и эмоциональное распознавание, поскольку они создают угрозу личной безопасности, гражданским свободам и демократическому правлению. В законе также подчеркивается важность прозрачности и объяснений для того, чтобы пользователи могли получать доступ к информации о решениях, принимаемых ИИ.

Амбициозный закон ЕС является хорошей точкой старта для глобальной дискуссии о том, как не надо использовать ИИ. Однако учитывая огромный потенциал этих технологий в преобразовании здравоохранения, не менее важно изучить вопрос, как эти технологии можно использовать для дополнения человекоцентричной медицины.



Начать с того, что ИИ потенциально может сделать медицину эмоционально более чуткой. В новом исследовании, опубликованном в журнале «JAMA Internal Medicine», сравниваются ответы ChatGPT на вопросы о здоровье и ответы врачей. Интересно, что группа лицензированных медицинских экспертов выбрала ответы ChatGPT в 79% случаев, посчитав, что в них содержится больше эмпатии к пациентам. А проводившиеся ранее исследования показывали, что эмпатия и сочувствие способны улучшить состояние пациентов и ускорить процесс выздоровления.

В последние годы медицинские службы оказались перегружены управленческими и административными обязанностями, которые ограничивают их возможности налаживать взаимопонимание с пациентами. Это «документационное бремя» часто приводит к выгоранию работников и снижает качество лечения. Выдавая автоматические ответы на рутинные вопросы, составляя графики приема и управляя бумажной работой, платформы на базе ИИ могли бы упростить административные процессы и освободить врачей для того, чтобы они могли проводить больше времени с пациентами.

Впрочем, сфера применения ИИ простирается намного дальше рационализации административных задач. Растет корпус клинических доказательств, свидетельствующих, что алгоритмы глубокого обучения (обученные на огромном количестве медицинских изображений и историй болезней) способны анализировать рентгеновские снимки, МРТ и другие результаты медицинского сканирования с поразительной точностью, зачастую превосходя диагностические способности врачей. Подобные инновации способны совершить революцию в точной диагностике, помогая раннему обнаружению таких болезней, как пневмония и рак, а также поддержать глобальные усилия в сфере здравоохранения, прежде всего, в отдаленных районах, где доступ к специализированным медицинским услугам ограничен.

Во всем мире правительства всё лучше начинают понимать важность превентивной медицины, в основном из-за ее экономических выгод. Искусственный интеллект абсолютно необходим для этого сдвига, поскольку он способен интерпретировать данные, получаемые от устройств и сенсоров, которые человек носит на себе. Эти данные позволяют идентифицировать первые признаки патологий, особенно сердечных болезней, а значит, предотвращать превращение небольших проблем со здоровьем в катастрофические кризисы. Кроме того, в умных часах и фитнес-браслетах используются системы слежения на основе ИИ, которые могут выявлять потенциальные нарушения дыхания во время сна, а также предлагают пользователям обратиться за медицинской помощью до того, как у них возникают серьезные проблемы со здоровьем.

Да, интеграция искусственного интеллекта в систему здравоохранения является сложной задачей и вызывает множество этических вопросов. Помимо обеспечения справедливости, борьбы с предвзятостью алгоритмов, а также сохранения конфиденциальности и безопасности данных, крайне важно понимать, что ИИ не способен заменить персональное внимание, необходимое в клинической практике. Профессионалы-медики должны руководить этим переходным процессом и использовать новые технологии для дополнения своих навыков. Хотя в обозримом будущем чатботы вряд ли заменят врачей и медсестер, ИИ-инструменты уже сейчас помогают оказывать медицинские услуги, повышая точность диагнозов и персонализируя предоставляемую помощь на основе анализа данных.

Вечные медицинские проблемы, прежде всего, хронические болезни (например, диабет или гипертония), часто объясняются неадекватностью инвестиций в государственное здравоохранение и отсутствием социальной сплоченности, поэтому для решения этих проблем будет недостаточно одних лишь технологий. В подобных случаях необходима всесторонняя реформа национальной политики здравоохранения.

Внедряя новые цифровые технологии ответственным и этичным образом, мы сумеем радикально преобразить наши методы диагностирования, лечения и профилактики болезней. Начнется новая эра в медицине, которая будет основана на данных и в которой профессионалы здравоохранения и системы ИИ будут работать вместе, обеспечивая наилучшую медицинскую помощь для всех. Хотя машины способны нам помочь, создать более здоровое будущее можем только мы сами.

© Project Syndicate 1995-2024 

Источник: Forbes Kazakhstan