20.02.2009
Вступительная речь на Международной конференции "Аспен для Группы восьми"
Глобальный форум по вопросам здравоохранения
Рим, Италия
13 февраля 2009 г.

Д-р Маргарет Чен
Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения

Уважаемые министры, коллеги в области общественного здравоохранения, лидеры деловых кругов и гражданского общества, дамы и господа,

Меня попросили рассказать о проблемах здравоохранения: каковы наши позиции в этой области? Один ответ на этот вопрос можно сформулировать просто: мы твердо придерживаемся своих позиций.

Мы находимся в начале того процесса, который, по мнению экспертов, может стать самым тяжелым глобальным финансовым кризисом и экономическим спадом со времени Великой депрессии, начавшейся в 1929 году.

Мы также находимся в середине пути осуществления самой грандиозной инициативы в истории, направленной на уменьшение масштабов нищеты и сокращение огромных разрывов между результатами в отношении здоровья.

Здравоохранение является одним из главных пунктов повестки дня по развитию, что объясняется огромным количеством фактических данных, которые не становятся менее весомыми из-за финансового кризиса.

Цели тысячелетия в области развития основаны на принципах социальной справедливости и беспристрастности, в том числе и в обеспечении доступа к жизненно-необходимой и укрепляющей здоровье медицинской помощи. Нравственный компас мира не может указывать иного направления по причине финансового кризиса.

Необходимо, чтобы правительства, политические лидеры и международное сообщество несли ответственность не только за данные обещания и взятые обязательства, но и учитывали фактические данные. Как я сказала, мы твердо придерживаемся своих позиций.

Мы должны учиться на опыте бывших кризисов. Мы должны признать необходимость инвестиций в здоровье. В прошлом были совершены ошибки. Расходы на здравоохранение были сокращены.

Доставка услуг производилась неэффективно, что повысило стоимость и привело к излишним тратам. Доступ к медицинской помощи был перекошен - лучшая помощь доставалась богатым, а бедные должны были заботиться о себе сами.

Ценности и подходы первичной медико-санитарной помощи, такие как справедливость, профилактика, многосекторальные действия и самопомощь в качестве наилучшей помощи - не учитывались при принятии многих политических решений. Здравоохранение в Африке и на значительных территориях Латинской Америки и Азии до сих пор не оправилось от этих ошибок. Утратив справедливость, здравоохранение перестало быть эффективным.

Еще никогда за годы новейшей истории разрывы в результатах для здоровья людей как внутри стран, так и между странами не были так велики, как сегодня. Разница в ожидаемой продолжительности жизни между самыми богатыми и самыми бедными странами превышает 40 лет.

Ожидаемая продолжительность жизни ребенка в Лесото на 42 года меньше аналогичного показателя для ребенка в Японии. Ежегодные государственные расходы на здравоохранение варьируются от всего лишь 20 до более 6000 долларов США на человека.

По оценкам ВОЗ, из-за расходов на здравоохранение около 100 миллионов человек ежегодно оказываются за чертой бедности. Это звучит горькой иронией в то время, когда сообщество развития привержено сокращению масштабов нищеты. Это тем более горько во время тяжелого финансового кризиса.

Дамы и господа,

Разрешите мне дать краткий исторический обзор сегодняшних проблем здравоохранения.

В 1990-х гг. здравоохранение стремилось получить надлежащее место в повестке дня развития. Расширенная программа по иммунизации - наследие ликвидации оспы - была успешной, однако дальнейшего расширения охвата никак не удается добиться.

ВИЧ/СПИД перечеркнул завоевания в области здравоохранения, сократил ожидаемую продолжительность жизни и расколол сообщества, особенно в Африке к югу от Сахары. Активизация туберкулеза, включая его лекарственно-устойчивые формы, была объявлена ВОЗ чрезвычайной ситуацией в области глобального здравоохранения.

Ситуация в области малярии характеризовалась как стабильная, потому что она просто не может быть хуже.

Доноры выражали скептицизм в отношении эффективности помощи, упорно возлагая вину на страны-реципиенты: недостаточную приверженность, слабый потенциал для восприятия помощи, а также коррупцию, сводящую на нет результаты.

Ситуация изменилась в 2000 году, когда значимость здоровья для социально-экономического прогресса была отражена в Декларации тысячелетия и ее целях. Быстро последовали денежные средства. Сумма обязательств по оказанию официальной помощи на развитие в области здравоохранения возросла с 6,5 миллиарда долларов США в 2000 г. до более 14 миллиардов долларов США в 2006 году.

Мы наблюдали целый ряд инноваций: Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, Альянс ГАВИ, инициативы, созданные президентами и премьер-министрами, деньги от благотворителей, деньги от налогов на авиабилеты, продажу облигаций для финансирования иммунизации и срочные рыночные обязательства для стимулирования разработки новых вакцин.

Впервые показатель детской смертности от болезней, предотвратимых с помощью вакцин, опустился ниже 10-миллионной отметки и, по оценкам, составил 9,2 миллиона случаев смерти в прошлом году. Доступ к продлевающей жизнь антиретровирусной терапии при ВИЧ/СПИДе был расширен до более 3 миллионов человек в странах с низким и средним уровнем дохода.

Некоторые страны добились устойчивого и впечатляющего прогресса в борьбе с ТБ. Финансирование борьбы с малярией, на которую традиционно выделяется недостаточно денежных средств, достигло уровня в один миллиард долларов.

Но обязательств и денежных средств недостаточно. Прогресс застопорился. Как выяснилось, при отсутствии справедливых систем доставки эффективные вмешательства и деньги на их приобретение не приводят к лучшим результатам для здоровья.

Мы также столкнулись с другой проблемой. По мере роста числа инициатив в области здравоохранения страны-реципиенты были "переполнены" неэффективной помощью, что было вызвано дублированием, фрагментацией, требованиями многочисленной отчетности, высокими операционными издержками и жесткой конкуренцией для немногочисленного персонала здравоохранения.

Скептицизм в отношении эффективности помощи сменился на признание необходимости изменения донорской политики и практики.

К счастью, сейчас признается необходимость усиления систем здравоохранения. Этому вопросу уделяют столь запоздалое внимание многие стороны, включая доноров, международные организации, Глобальный фонд, Альянс ГАВИ, Международное партнерство в здравоохранении и Группу восьми.

В прошлом году под лидерством Японии Группа восьми придавала большое значение усилению систем здравоохранения и уточнению потребностей в персонале, денежных средствах и фактических данных. Нам необходимо поддерживать взятый темп.

Дамы и господа,

Позвольте мне поздравить организаторов этого форума за составление выдающейся повестки дня. Вы уловили сегодняшние главные проблемы здравоохранения, которые чрезвычайно сложны.

Из всех ЦТР с наименьшей вероятностью во всех регионах будет достигнута цель по снижению материнской смертности. И это не будет неожиданностью. Снижение показателей материнской смертности находится в абсолютной зависимости от хорошо функционирующих систем здравоохранения.

В вашей повестке дня правильно отмечено, что борьба с инфекционными болезнями остается незавершенным делом.

Быстрых способов восстановления ослабленных систем здравоохранения не существует, но быстрые победы возможны там, где лекарства предотвращают передачу ВИЧ от матери ребенку, ДОТС излечивает ТБ или прикроватные сетки защищают ребенка от малярии.

Мы должны действовать в двух направлениях - усиливать системы здравоохранения и в то же время вести борьбу против болезней с высокой смертностью. Оба эти подхода не противоречат друг другу, но их необходимо лучше сбалансировать и лучше интегрировать в инициативы, действительно проводимые самими странами и согласованные с национальными приоритетами и возможностями.

Помимо проблем, на решение которых направлены ЦТР, мы сталкиваемся и с другими проблемами.

Во всем мире здоровье формируется под влиянием одних и тех же могущественных сил. В настоящее время здоровью людей как в богатых, так и в бедных странах угрожают три всеобщие тенденции: старение населения, быстрая незапланированная урбанизация и глобализация нездоровых образов жизни.

В результате этого хронические болезни, которые в течение длительного времени считались спутниками состоятельных сообществ, переместились в другие места. В настоящее время 80% глобального бремени таких болезней, как сердечные заболевания, гипертония, рак и диабет, сосредоточено в странах с низким и средним уровнем дохода.

Рост бремени хронических болезней создает огромную нагрузку для систем здравоохранения и усугубляет две другие проблемы: дорогостоящее длительное лечение и катастрофическую глобальную нехватку работников здравоохранения. Вы рассмотрите обе эти проблемы.

К счастью, для хронических болезней характерен весьма ограниченный ряд факторов риска, поэтому они в значительной степени поддаются профилактике. Но, к сожалению, большинство факторов риска возникает в секторах, находящихся за пределами прямого контроля общественного здравоохранения.

Это наводит меня на мысль еще об одном источнике сложности.

Нам говорят, что такая степень тяжести и "инфекционности" нынешнего финансового кризиса вызвана тем, что он происходит во время беспрецедентной взаимосвязанности. Но взаимосвязаны не только страны, их экономика и рынки. Тесно взаимосвязаны также и различные другие сектора, такие как сельское хозяйство, энергетика, транспорт и окружающая среда.

Политические сферы не являются более обособленными. В настоящее время для преодоления многих проблем, связанных со здоровьем, необходимы совместные политические действия общественного здравоохранения и других секторов. Аналогичным образом политические действия в других секторах имеют значительные последствия для здоровья. Одним из ярких примеров этого является изменение климата с его многочисленными опасностями для здоровья.

Здоровье формируется системами, которые управляют торговлей, финансовыми операциями, коммерческой деятельностью, международными отношениями и другими областями. Суммарным результатом всей нашей международной политики должно быть улучшение качества жизни по возможности большего числа людей в мире.

Более высокий уровень справедливости в отношении здоровья населения внутри стран и среди стран необходимо рассматривать в качестве основного критерия нашего прогресса, то есть прогресса цивилизованного общества.

Как отражено в вашей повестке дня, нам необходимы улучшенные государственно-частные партнерства, правильные стимулы для научных исследований в области здравоохранения, более обильное и предсказуемое финансирование, в том числе и систем здравоохранения, и более эффективное использование помощи.

Но нам также необходима и более эффективная доставка услуг. Усиленные системы здравоохранения, в идеальном варианте основанные на первичной медико-санитарной помощи, являются надежным путем повышения эффективности и справедливости в области здравоохранения, а также укрепления безопасности в секторе здравоохранения и за его пределами.

Когда система здравоохранения стремится к всеобщему охвату, она формулирует систему ценностей, движимую принципами беспристрастности, социальной справедливости и уважения потребностей и желаний всех людей. Это основополагающие человеческие ценности, и при надлежащем управлении к ним относятся с должным уважением.

Дамы и господа,

Позвольте мне завершить свое выступление, поставив задачу перед Группой восьми, лидерство в которой переходит к Италии.

Как я уже сказала в начале, мы не должны менять направления. Но нам необходимо дальновидное, инновационное мышление и нравственное лидерство.

Этот мир сам по себе не станет местом, справедливым в отношении здоровья. Экономические решения, принимаемые в странах, автоматически не защитят бедных людей и не обеспечат всеобщий доступ к основным видам медико-санитарной помощи.

Процесс глобализации не будет саморегулироваться таким образом, чтобы обеспечивать справедливость в распределении преимуществ. Корпорации не будут автоматически заниматься социальными проблемами наряду с прибылями.

Международные торговые соглашения сами по себе не обеспечат продовольственную безопасность, занятость или доступ к недорогим лекарственным средствам.

Для достижения всех этих результатов необходимы обдуманные политические решения. Группа восьми имеет необходимые рычаги влияния для формирования этих решений.

Плата за бездействие, особенно во время кризиса, будет высокой. Мир, в котором существует значительный дисбаланс в вопросах здоровья, не может быть ни стабильным, ни безопасным.

Благодарю за внимание.