06.05.2010

В нашей стране система безналичных расчетов посредством пластиковых карточек с каждым годом совершенствуется и развивается. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек» от 19 апреля 2010 года расширяется диапазон использования электронных бумажников.
– В 2010-2011 годах расширяется перечень объектов розничной торговли и сферы услуг, осуществляющих денежные расчеты с населением и подлежащих обязательному оснащению расчетными терминалами по приему платежей с банковских пластиковых карточек, – говорит начальник управления анализа и мониторинга пластиковых карт Центрального банка Республики Узбекистан Фахриддин Бабаев. – В частности, с помощью пластиковой карточки можно будет оплатить услуги временного хранения автотранспортных средств. В рамках постановления главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» от 26 апреля 2010 года предусмотрено наладить до 1 июня 2010 года на всех рынках, в торговых комплексах и их филиалах, имеющих 100 и более стационарных торговых точек и мест, автоматизированный учет взимания рыночного сбора и арендной платы только через банковскую систему. Эта мера предполагает также оснащение платежными терминалами всех прилегающих к рынкам автостоянок.
Список объектов, оказывающих услуги населению по пластиковым карточкам, пополнят кассы автовокзалов и автостанций. Благодаря этому жители нашей страны, уже получившие возможность приобретать по электронному кошельку авиа- и железнодорожные билеты, в 2010-2011 годах смогут оплачивать по безналичному расчету и проезд на автобусах. Число участников “пластикового» рынка за этот период увеличится также за счет кредитных союзов, микрокредитных организаций, ломбардов, страховых компаний и других субъектов финансового рынка.
Хорошим стимулом для развития безналичных расчетов и сокращения наличного внебанковского оборота служит созданный в стране действенный механизм защиты пластиковых карточек.
При Ассоциации банков Узбекистана создан Единый общереспубликанский процессинговый центр, в котором функционирует платежная система «Узкарт», исключающая подделку и несанкционированный доступ для посторонних лиц. Защиту клиентов и продавцов от недобросовестных операций и обмана гарантирует то обстоятельство, что снятие и зачисление по счетам клиентов при использовании пластиковых карточек проходит после обработки в этом центре.
Все коммерческие банки Узбекистана принимают активное участие в расширении перспективного рынка. Расчеты по пластиковым карточкам осуществляются по единым тарифам и обслуживаются по ценам, не превышающим цены обслуживания за наличный расчет. Например, при получении заработной платы из кассы обслуживающих банков с владельцев пластиковых карточек проценты не взимаются. Во всех банках и мини-банках (сберкассах, спецкассах) имеются платежные терминалы, с помощью которых можно оплатить все виды коммунальных услуг (за пользование электроэнергией, водой, газом, телефоном), а также другие электронные платежи.
По данным Центрального банка, на 1 мая 2010 года коммерческими банками выпущено в обращение более 6,4 миллиона штук карт. В настоящее время практически каждый шестой житель нашей страны имеет собственный электронный кошелек.
Для создания благоприятных условий владельцам пластиковых карточек на объектах торговли и сферы услуг уже работают более 60 тысяч платежных терминалов. Население обеспечивают наличными средствами 201 банкомат и 162 инфокиоска, установленные коммерческими банками. Банками принимаются необходимые меры для полного оснащения торговых точек терминальным оборудованием, исходя из их потребностей. По прогнозу, количество расчетных терминалов увеличится за 2010-2011 годы более чем на треть, банкоматов – на 80 процентов, информационных терминалов (инфокиосков) – почти в три раза.
Новые стимулы придадут мощный импульс дальнейшему развитию системы безналичных расчетов посредством пластиковых карт. Это создаст дополнительные удобства их владельцам, повысит качество обслуживания на основе внедрения прогрессивных банковских технологий.