Уважаемые участники конференции!
Позвольте сердечно приветствовать вас, уважаемых наших гостей, представителей авторитетных международных организаций, ученых, аналитиков и экспертов, и выразить чувство искренней признательности за ваше участие в настоящей международной конференции.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что тема научно-практической конференции «Эффективность антикризисных программ и приоритеты посткризисного развития» не может не вызывать большого интереса прежде всего своей актуальностью, если учесть, что оценки и предлагаемые подходы и пути разрешения этих проблем на национальном, региональном и глобальном уровнях являются сегодня самыми обсуждаемыми в мире.
И в этом плане проанализировать своевременность, адекватность, адресность и эффективность принятых антикризисных программ на национальном уровне, в данном случае на примере Узбекистана, обмен мнениями и критическая оценка нашего видения, наших планов и приоритетов посткризисного развития экономики страны, вне всякого сомнения, может оказаться весьма полезным для всех участников диалога.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что «узбекская модель» экономического развития, базирующаяся на выработанных нами пяти принципах реформирования и обновления экономики, реализуемая в нашей стране после обретения независимости, а также проводимая сдержанная и взвешенная экономическая политика создали надежный заслон и достаточный запас прочности для ограждения экономики Узбекистана от влияния спекулятивного капитала, неуправляемой стихии и бесконтрольности на мировых финансовых и фондовых рынках, обеспечив макроэкономическую стабильность, устойчивое функционирование финансово-банковской сферы и рост валютных накоплений.
Мы не стали «накачивать» нашу экономику, финансовую и банковскую систему излишней ликвидностью, а сосредоточились, в первую очередь, на поддержке финансовой устойчивости реальной экономики, малого бизнеса и сферы предпринимательства, мерах по модернизации, техническому и технологическому перевооружению и диверсификации производства, снижению затрат и обеспечению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Достижению поставленных в Антикризисной программе целей способствовали выполнение таких мер, как: реализация масштабной Инвестиционной программы, продолжение структурных преобразований в экономике, существенное расширение масштабов и объемов социальных и инфраструктурных проектов и обеспечение за счет этого занятости населения, последовательное снижение налогового бремени, создание необходимых преференций для базовых экспортоориентированных отраслей.
Принятая стратегия борьбы с кризисом и нейтрализации его последствий позволила нашей стране в числе немногих государств мира обеспечить за истекший период устойчивые темпы экономического развития, которые в 2009 году выросли на 8,1 процента, промышленное производство – на 9, сельское хозяйство – на 5,7 процента, объем инвестиций в экономику – на 25 процентов, прямые иностранные инвестиции возросли в 1,8 раза.
За истекший год экспорт вырос на 2,4 процента, обеспечив значительное положительное сальдо внешней торговли и устойчивый рост золотовалютных резервов. Несмотря на кризис и спад мировой экономики, в стране создано более 940 тысяч новых рабочих мест, из которых свыше половины – в сельской местности. Обеспечивается устойчивый профицит Государственного бюджета. Внешний долг по отношению к ВВП составил на 1 января 2010 года не более 10 процентов.
По прогнозам, подтвержденным авторитетными международными экспертами, рост объемов экспорта и проведение активной промышленной политики обеспечат экономический рост Республики Узбекистан в 2010 и 2011 годах на уровне 8,5 и 9 процентов соответственно.
Вместе с тем мы отчетливо осознаем, и об этом говорят оценки авторитетных международных аналитиков и экспертов, что, несмотря на то, что пройдена наиболее острая пиковая фаза разразившегося масштабного финансово-экономического кризиса, мировой экономике еще предстоит достаточно длительный и сложнейший процесс восстановления.
По-прежнему во многих странах сохраняется опасность повторения рецессии экономик, вызываемого резкими колебаниями, а в ряде случаев – падением спроса на мировом рынке, сохраняющимся ростом безработицы и снижением уровня жизни населения.
Сокращение объемов производства, растущая безработица и уменьшение реальных доходов населения приводят к дефициту государственного бюджета, который приобретает угрожающие размеры, создает угрозу устойчивости государственных финансов и рост социальной напряженности. Прямо связаны с этими проблемами растущие объемы государственного долга в некоторых странах.
При неудовлетворительных темпах экономического роста и падении производства обращает на себя внимание существенное увеличение и вздувание индексов на фондовых и сырьевых рынках, что свидетельствует о растущих «пузырях», которые со временем должны будут лопнуть и привести к новому обвалу на финансовых и валютных рынках.
Нельзя не сказать о возрастающей эмиссии денежных средств и «накачивание» ими финансово-банковского сектора, что создает потенциальную взрывную опасность инфляционных процессов и ведет к серьезным диспропорциям в экономике.
Многие аналитики отмечают, что при заметной избыточности ликвидности банковского сектора в ряде стран имеют место серьезные проблемы с финансированием реального сектора экономики, сферы среднего, малого бизнеса и предпринимательства.
Эту ситуацию объясняют резким ухудшением финансового положения реального сектора экономики и возникающими большими проблемами с возвратностью кредитов.
Серьезным тормозом для выхода из кризиса, особенно для развивающихся стран, продолжает оставаться политика протекционизма на мировом рынке. Несмотря на все декларативные заявления на заседаниях «группы 20», такая политика получает все большее применение.
Хотелось бы подчеркнуть, что все еще продолжаются споры и обсуждения по таким ключевым вопросам, как определение критериев риска банковской системы и механизмов управления этими рисками, степень и пределы государственного вмешательства в рыночные принципы управления экономикой.
Сохраняющиеся и не находящие своего разрешения подобные и другие проблемы подтверждают практически однозначное мнение многих экспертов о том, что процесс выхода мировой экономики из кризиса и посткризисное выздоровление может иметь длительный и достаточно сложный характер, не исключены возможности новых обвалов на финансовом рынке.
С учетом изложенного важнейшую задачу посткризисного экономического развития мы видим в реализации главного своего приоритета, непосредственно вытекающего из национальной модели реформирования страны, – это выполнение программ структурных преобразований и диверсификации производства, имея в виду полностью отказаться от сырьевой направленности экономики, обеспечить преимущественную долю в экспорте высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.
В центре нашего внимания продолжат оставаться задачи по осуществлению активной инвестиционной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление ведущих отраслей экономики, развитие мощной современной сети транспортных и инфраструктурных коммуникаций.
В подтверждение хотел бы привести некоторые примеры.
В 2010 году на продолжение и начало строительства новых стратегически важных проектов предусматривается привлечь иностранных инвестиций в объеме более 3 миллиардов долларов, или с ростом против прошлого года на 30 процентов, в том числе прямые инвестиции возрастут на 46 процентов.
Наряду с привлечением иностранных инвестиций и формированием для них в стране исключительно благоприятных условий важное внимание уделяется вовлечению внутренних ресурсов.
Общий объем кредитных ресурсов, направляемых в реальный сектор экономики в 2009 году, вырос по сравнению с 2000 годом в 14 раз, при этом доля кредитов на инвестиционные цели составила в общем кредитном портфеле около 70 процентов.
В 2007 году, в первую очередь для выполнения работ, связанных с формированием инфраструктуры, реконструкции и модернизации производства, был создан Фонд реконструкции и развития, в котором сегодня аккумулировано более 4,7 миллиарда долларов валютных средств.
В истекшем году правительством страны была утверждена Программа по реализации важнейших проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства на 2009-2014 годы, в которую включено свыше 300 проектов общей стоимостью более 42,5 миллиарда долларов.
По большинству из них определены конкретные источники средств, консорциумы инвесторов и сроки их реализации.
Особое внимание уделяется вопросам реализации мер по увеличению внутреннего спроса за счет мобилизации и дальнейшего стимулирования участия банковских структур, хозяйствующих субъектов и населения в инвестиционных процессах.
Примером реализации подобных проектов может стать Программа по ускоренному развитию и строительству жилья и социальной инфраструктуры на селе, призванной коренным образом переустроить и обновить облик села на современной архитектурной и индустриальной основе, повысить уровень жизни населения на селе и приблизить ее к городским условиям.
Для реализации этой крупнейшей программы, рассчитанной на длительную перспективу, создан мощный проектный, индустриально-строительный, инженерно-технический потенциал, созданы необходимые организационные структуры, стимулирующие меры и преференции.
Через специально созданный банк и его филиалы на местах в 2010 году предусматривается выделить на эти цели свыше 390 миллионов долларов в эквиваленте, что более чем в 4 раза превышает показатели 2009 года. При этом на 1 апреля текущего года собственные средства самих застройщиков уже составили более 60 миллионов долларов. Намечается строительство во всех сельских районах свыше 7600 жилых домов с расчетной стоимостью около 400 миллионов долларов.
Надо иметь в виду, что реализация этой программы формирует мощный спрос во всех смежных со строительством отраслях и производствах, создает десятки, сотни тысяч новых рабочих мест.
Уверен, что выводы и рекомендации, выработанные в ходе работы форума, безусловно, найдут свое практическое применение и будут способствовать повышению эффективности антикризисных программ, послужат укреплению доверия и развитию международного сотрудничества в процессе посткризисного восстановления мировой экономики.
Желаю всем участникам конференции плодотворной работы!
Ислам Каримов, Президент Республики Узбекистан