17.02.2010
15 февраля состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Вела заседание Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Д.Ташмухамедова.
Главным вопросом повестки дня заседания стало обсуждение задач нижней палаты Олий Мажлиса, вытекающих из доклада Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, состоявшемся 27 января 2010 года.
В ходе обсуждения выступили представители всех фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана. Ими подчеркивалось, что отмеченные главой нашего государства недостатки в деятельности Законодательной палаты Олий Мажлиса прежнего созыва требуют глубокого переосмысления и анализа всех направлений парламентской работы, четкого определения приоритетов законотворческой и контрольно-аналитической деятельности на предстоящий пятилетний период, принятия глубоко и всесторонне проработанной, рассчитанной на долгосрочную перспективу программы действий, тесно увязанной с потребностями, ходом социально-экономических, общественно-политических реформ в Узбекистане. При этом особое внимание предлагалось уделить скорейшему устранению пробелов в законодательной и нормативной базе проводимых в стране реформ, а также усилению парламентского контроля за исполнением принятых законодательных актов.
Выступавшие подчеркнули важность постоянного участия в парламентской работе депутатов от Экологического движения Узбекистана, объединяющего сегодня более 100 профильных ННО. Представители данного движения призваны способствовать дальнейшему развитию законодательства в сфере охраны окружающей среды, организации системной работы по повышению ответственности органов государственной власти в центре и на местах, а также различных общественных и других структур по безусловному выполнению уже принятых документов в этой сфере. Отныне Экологическое движение Узбекистана вышло на качественно новый уровень и имеет огромные возможности для того, чтобы с высокой депутатской трибуны ставить и контролировать вопросы охраны окружающей среды, оградить население страны от опасных и агрессивных изменений экологии.
Депутаты отметили, что для решения сложных и ответственных задач, стоящих перед профессиональным двухпалатным Олий Мажлисом на нынешнем этапе развития независимого Узбекистана, необходимо вести непрерывный поиск путей повышения эффективности парламентской работы, проявлять высокую активность и ответственность при инициировании законов и депутатских запросов, смелость и последовательность в отстаивании интересов своих избирателей. В этой связи важно усилить роль фракций политических партий в парламенте, укрепить сотрудничество с институтами гражданского общества и средствами массовой информации в целях обеспечения более действенного общественного контроля за деятельностью властных структур, широкого освещения проводимой внешней и внутренней политики страны.
Представители фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана рассказали о планах своей работы на перспективу с учетом недостатков и приоритетных задач, отмеченных главой государства на совместном заседании обеих палат Олий Мажлиса, внесли ряд конкретных предложений по совершенствованию законотворческой и контрольно-аналитической деятельности. В частности, было предложено чаще и более эффективно использовать право законодательной инициативы, предоставленное депутатам, шире представлять программные цели партий и интересы избирателей в принимаемых нормативно-правовых документах.
Депутаты подчеркнули важность совершенствования работы с избирателями в округах, доведения до всех граждан страны сути и содержания доклада Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, принятых законодательных актов, постоянного учета мнений людей в ходе законотворческой деятельности. Подчеркивалось, что представители фракций политических партий в парламенте должны быть посредниками между народом и властью, доводить до соответствующих властных структур актуальные проблемы населения. Отмечалась также необходимость более эффективного использования таких форм парламентского контроля, как депутатский запрос, заслушивание руководителей исполнительных органов власти о положении дел в социально-экономической и других сферах жизни нашего общества.
По итогам обсуждения депутаты приняли постановление, в соответствии с которым создается специальная комиссия для подготовки проекта Программы деятельности Законодательной палаты Олий Мажлиса. Фракциям политических партий, депутатской группе от Экологического движения Узбекистана и комитетам Законодательной палаты рекомендовано принять меры, направленные на коренное улучшение качества принимаемых законов, исключение расхождений, дублирование с ранее принятыми правовыми нормами, уменьшение отсылочных норм. При планировании и осуществлении контрольных функций им предложено обратить особое внимание на реализацию Антикризисной программы мер на 2009-2012 годы и предусмотренных в ней мероприятий по обеспечению устойчивого развития социально-экономической сферы, безусловное исполнение Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2010 год, утвержденной Олий Мажлисом.
При определении стратегии и задач в области законотворчества планируется расширение полномочий институтов гражданского общества, в том числе органов самоуправления граждан, в системе общественного и государственного строительства, превращения махалли в центр адресной социальной поддержки населения, развития частного предпринимательства и семейного бизнеса.
Депутатами также предусматривается заслушивание и обсуждение информации членов Правительства, руководителей министерств и ведомств об исполнении законов, важнейших государственных программ в соответствующих отраслях с целью разработки всесторонне проработанных рекомендаций по совершенствованию их дальнейшей деятельности, усиления парламентского контроля за исполнением принятых законов органами государственной власти и управления на местах.
Законодательная палата намерена также направить свои усилия на обеспечение четкой и глубокой взаимосвязи процессов реформирования экономики и социальной сферы с дальнейшим совершенствованием общественно-политической и судебно-правовой системы, укрепление места и роли средств массовой информации в системе институтов гражданского общества, дальнейшую либерализацию, активизацию деятельности негосударственных СМИ, разработку и принятие законодательных актов, предусмотренных в Государственной программе «Год гармонично развитого поколения», постоянную работу с избирателями по безусловному претворению в жизнь положений и задач, вытекающих из доклада Президента Республики Узбекистан, разъяснению сути принимаемых законов.
На заседании также был рассмотрен отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека в 2009 году, с которым выступила С.Рашидова. В ходе обсуждения данного вопроса депутаты отметили, что деятельность Омбудсмана в минувшем году была направлена на углубление взаимодействия с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, государственными органами всех уровней, институтами гражданского общества, международными организациями в области защиты прав и свобод человека. Проведена большая работа по мониторингу правоприменительной практики действующего законодательства в области защиты прав человека, экспертизе законопроектов, принятых комитетами парламента, правительством, министерствами и ведомствами, приведению национального законодательства в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права, повышению правовой культуры населения.
Сотрудничество Омбудсмана с нижней палатой Олий Мажлиса было направлено не только на проведение правовой экспертизы законопроектов, но и на участие в контрольно-аналитической деятельности, обмен информацией по итогам мониторинга соблюдения законодательства, организацию и проведение конференций, семинаров, «круглых столов», посвященных вопросам защиты прав человека.
Ключевым направлением деятельности Омбудсмана стало рассмотрение жалоб и обращений граждан о нарушениях прав и свобод человека и принятие мер по их восстановлению. Всего в отчетный период к Уполномоченному по правам человека поступило 10409 обращений граждан, что в 1,3 раза больше, чем в 2008 году. Это свидетельство возрастающего общественного доверия населения к органу внесудебной защиты прав граждан, каким является институт Омбудсмана в нашей стране.
При обсуждении депутаты отметили эффективность сотрудничества Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека в отчетный период с обеими палатами парламента, необходимость дальнейшей консолидации усилий всех национальных институтов в деле обеспечения прав и свобод граждан, значимость взаимодействия со структурами гражданского общества в правовом информировании и контроле за исполнением принятых законодательных актов в данной сфере.
С учетом мнений, высказанных депутатами, Законодательная палата утвердила отчет Омбудсмана и приняла соответствующее постановление
Вела заседание Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Д.Ташмухамедова.
Главным вопросом повестки дня заседания стало обсуждение задач нижней палаты Олий Мажлиса, вытекающих из доклада Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, состоявшемся 27 января 2010 года.
В ходе обсуждения выступили представители всех фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана. Ими подчеркивалось, что отмеченные главой нашего государства недостатки в деятельности Законодательной палаты Олий Мажлиса прежнего созыва требуют глубокого переосмысления и анализа всех направлений парламентской работы, четкого определения приоритетов законотворческой и контрольно-аналитической деятельности на предстоящий пятилетний период, принятия глубоко и всесторонне проработанной, рассчитанной на долгосрочную перспективу программы действий, тесно увязанной с потребностями, ходом социально-экономических, общественно-политических реформ в Узбекистане. При этом особое внимание предлагалось уделить скорейшему устранению пробелов в законодательной и нормативной базе проводимых в стране реформ, а также усилению парламентского контроля за исполнением принятых законодательных актов.
Выступавшие подчеркнули важность постоянного участия в парламентской работе депутатов от Экологического движения Узбекистана, объединяющего сегодня более 100 профильных ННО. Представители данного движения призваны способствовать дальнейшему развитию законодательства в сфере охраны окружающей среды, организации системной работы по повышению ответственности органов государственной власти в центре и на местах, а также различных общественных и других структур по безусловному выполнению уже принятых документов в этой сфере. Отныне Экологическое движение Узбекистана вышло на качественно новый уровень и имеет огромные возможности для того, чтобы с высокой депутатской трибуны ставить и контролировать вопросы охраны окружающей среды, оградить население страны от опасных и агрессивных изменений экологии.
Депутаты отметили, что для решения сложных и ответственных задач, стоящих перед профессиональным двухпалатным Олий Мажлисом на нынешнем этапе развития независимого Узбекистана, необходимо вести непрерывный поиск путей повышения эффективности парламентской работы, проявлять высокую активность и ответственность при инициировании законов и депутатских запросов, смелость и последовательность в отстаивании интересов своих избирателей. В этой связи важно усилить роль фракций политических партий в парламенте, укрепить сотрудничество с институтами гражданского общества и средствами массовой информации в целях обеспечения более действенного общественного контроля за деятельностью властных структур, широкого освещения проводимой внешней и внутренней политики страны.
Представители фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана рассказали о планах своей работы на перспективу с учетом недостатков и приоритетных задач, отмеченных главой государства на совместном заседании обеих палат Олий Мажлиса, внесли ряд конкретных предложений по совершенствованию законотворческой и контрольно-аналитической деятельности. В частности, было предложено чаще и более эффективно использовать право законодательной инициативы, предоставленное депутатам, шире представлять программные цели партий и интересы избирателей в принимаемых нормативно-правовых документах.
Депутаты подчеркнули важность совершенствования работы с избирателями в округах, доведения до всех граждан страны сути и содержания доклада Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, принятых законодательных актов, постоянного учета мнений людей в ходе законотворческой деятельности. Подчеркивалось, что представители фракций политических партий в парламенте должны быть посредниками между народом и властью, доводить до соответствующих властных структур актуальные проблемы населения. Отмечалась также необходимость более эффективного использования таких форм парламентского контроля, как депутатский запрос, заслушивание руководителей исполнительных органов власти о положении дел в социально-экономической и других сферах жизни нашего общества.
По итогам обсуждения депутаты приняли постановление, в соответствии с которым создается специальная комиссия для подготовки проекта Программы деятельности Законодательной палаты Олий Мажлиса. Фракциям политических партий, депутатской группе от Экологического движения Узбекистана и комитетам Законодательной палаты рекомендовано принять меры, направленные на коренное улучшение качества принимаемых законов, исключение расхождений, дублирование с ранее принятыми правовыми нормами, уменьшение отсылочных норм. При планировании и осуществлении контрольных функций им предложено обратить особое внимание на реализацию Антикризисной программы мер на 2009-2012 годы и предусмотренных в ней мероприятий по обеспечению устойчивого развития социально-экономической сферы, безусловное исполнение Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2010 год, утвержденной Олий Мажлисом.
При определении стратегии и задач в области законотворчества планируется расширение полномочий институтов гражданского общества, в том числе органов самоуправления граждан, в системе общественного и государственного строительства, превращения махалли в центр адресной социальной поддержки населения, развития частного предпринимательства и семейного бизнеса.
Депутатами также предусматривается заслушивание и обсуждение информации членов Правительства, руководителей министерств и ведомств об исполнении законов, важнейших государственных программ в соответствующих отраслях с целью разработки всесторонне проработанных рекомендаций по совершенствованию их дальнейшей деятельности, усиления парламентского контроля за исполнением принятых законов органами государственной власти и управления на местах.
Законодательная палата намерена также направить свои усилия на обеспечение четкой и глубокой взаимосвязи процессов реформирования экономики и социальной сферы с дальнейшим совершенствованием общественно-политической и судебно-правовой системы, укрепление места и роли средств массовой информации в системе институтов гражданского общества, дальнейшую либерализацию, активизацию деятельности негосударственных СМИ, разработку и принятие законодательных актов, предусмотренных в Государственной программе «Год гармонично развитого поколения», постоянную работу с избирателями по безусловному претворению в жизнь положений и задач, вытекающих из доклада Президента Республики Узбекистан, разъяснению сути принимаемых законов.
На заседании также был рассмотрен отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека в 2009 году, с которым выступила С.Рашидова. В ходе обсуждения данного вопроса депутаты отметили, что деятельность Омбудсмана в минувшем году была направлена на углубление взаимодействия с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, государственными органами всех уровней, институтами гражданского общества, международными организациями в области защиты прав и свобод человека. Проведена большая работа по мониторингу правоприменительной практики действующего законодательства в области защиты прав человека, экспертизе законопроектов, принятых комитетами парламента, правительством, министерствами и ведомствами, приведению национального законодательства в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права, повышению правовой культуры населения.
Сотрудничество Омбудсмана с нижней палатой Олий Мажлиса было направлено не только на проведение правовой экспертизы законопроектов, но и на участие в контрольно-аналитической деятельности, обмен информацией по итогам мониторинга соблюдения законодательства, организацию и проведение конференций, семинаров, «круглых столов», посвященных вопросам защиты прав человека.
Ключевым направлением деятельности Омбудсмана стало рассмотрение жалоб и обращений граждан о нарушениях прав и свобод человека и принятие мер по их восстановлению. Всего в отчетный период к Уполномоченному по правам человека поступило 10409 обращений граждан, что в 1,3 раза больше, чем в 2008 году. Это свидетельство возрастающего общественного доверия населения к органу внесудебной защиты прав граждан, каким является институт Омбудсмана в нашей стране.
При обсуждении депутаты отметили эффективность сотрудничества Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека в отчетный период с обеими палатами парламента, необходимость дальнейшей консолидации усилий всех национальных институтов в деле обеспечения прав и свобод граждан, значимость взаимодействия со структурами гражданского общества в правовом информировании и контроле за исполнением принятых законодательных актов в данной сфере.
С учетом мнений, высказанных депутатами, Законодательная палата утвердила отчет Омбудсмана и приняла соответствующее постановление