16.02.2010
Мигрень и депрессия могут иметь схожую генетическую природу. Таково заключение ученых, обследовавших свыше 2500 пациентов, чьи предки происходят из 22 семей.
Американские и нидерландские медики провели крупномасштабное исследование, посвященное поиску генетических причин мигрени и депрессии.
Ученые работали в рамках организованного Эразмским университетом в Нидерландах так называемого Рачпенского семейного исследования, которое основано на детальном обследовании жителей города Рачпена, родословную которых удалось отследить вплоть до XIX столетия. Именно знание того, кто чьим потомком является, дало генетикам шанс выяснить, какие болезни могут передаваться по наследству
Семейная генетика
Разобраться в связи генов и болезней далеко не так просто, особенно если речь идет о мигрени и депрессии. Оба этих заболевания могут быть разных типов, и на их развитие влияет множество разных факторов, включая условия труда.
Из 2652 человек у 360 врачи обнаружили мигрень в той или иной форме, в том числе 151 из них жаловался на так называемую ауру – специфические искажения изображения перед глазами непосредственно перед приступом. А депрессию в разных проявлениях ученые зафиксировали у 977 участников.
Но один интересный факт выявился уже после сопоставления списков больных мигренью и страдающих от депрессивных расстройств. Среди подверженных приступам мигрени депрессии наблюдались у 25%, тогда как у тех, кто никогда с мигренью не сталкивался, депрессивные расстройства встречались лишь в 13% случаев.
Сам по себе этот факт еще ничего не говорил о генетической природе этой взаимосвязи (нельзя было, к примеру, исключить, что в депрессию люди впадают из-за того, что мигрень мешает их планам), если бы не информация о родословных пациентов.
Проведенный медиками статистический анализ показал, что среди тех больных, кто страдает одновременно и от депрессии, и от обычной мигрени, примерно 56% обязаны этим какому-то общему и при этом наследуемому фактору. А если речь идет о мигрени с аурой, то вклад пока что неизвестных генов повышается до 96%.
«Наше открытие, – говорит Гизела Тервиндт, одна из участников исследования, – открывает дорогу и поискам генов мигрени».
Удешевление методов анализа генома, создание обширных медицинских баз данных и прогресс в изучении фундаментальных механизмов работы мозга позволяют рассчитывать на то, что гены, связанные с мигренью и депрессией, удастся идентифицировать. А это, в свою очередь, приблизит и создание лекарств – наравне с возможностью своевременно выявлять предрасположенность к болезни для борьбы с ней профилактическими методами.