28.12.2009

В онлайн-опросе, проведенном информационным каналом Subscribe.ru, посвященном исследованию влияния СМИ на сознание человека, приняли участие около 1500 пользователей Рунета. Для большинства из них (64%) средства массовой информации являются основным источником важных сведений, позволяющих находиться в курсе значимых событий. Несмотря на то, что большинство из этих СМИ так или иначе связаны с интернетом, 35% опрошенных еженедельно, 25% - ежемесячно, а 9% - ежедневно покупают различные периодические издания. Наибольший интерес пользователи Рунета проявляют к политическим и экономическим новостям, общественно значимым событиям в стране и за рубежом, материалам об информационных технологиях и компьютерах, научно-популярным публикациям в области биологии и медицины, психологии и истории, освещению спортивной и культурной жизни, светской и криминальной хронике и др.
Таким образом, участники опроса вполне осознано подошли к ответу на основные вопросы о воздействии масс-медиа на человека, живущего в эпоху информационного общества. Большинство (85%) респондентов выразили уверенность в том, что по качеству и тематике информации в СМИ возможно дать характеристику обществу, в котором эти СМИ распространены. А 88% опрошенных считают, что в последнее время СМИ стали очень сильно влиять на формирование вкусов человека, например, в моде, музыке, кино, спорте и в других сферах. Однако в учебе, работе и других областях интересов пользователи Рунета обращаются к СМИ с большой осторожностью: 58% опрошенных используют их лишь иногда в определенных интересах, 12% предпочитают обращаться к более надежным источникам информации, а еще 12% вообще не рассматривают СМИ как источник заслуживающий доверия. Вообще принципом "доверяй, но проверяй" по отношению к современным масс-медиа руководствуются 93% участников нашего опроса.
Пожалуй, главная причина такого отношения заключается в том, что большинство респондентов (83%) рассматривают конкретные СМИ как представителей интересов тех или иных социальных групп, что превращает масс-медиа в инструменты пропаганды и зомбирования людей. Однако 38% опрошенных полагают, что представительство групповых интересов и отправление пропагандистских функций не мешают СМИ в ряде случаев оказывать помощь в борьбе с глобальными проблемами человечества. Конечно, не следует забывать, что в современной политике призывы масс-медиа к борьбе с так называемыми глобальными проблемами (типа международного терроризма, распространения ядерного оружия, выбросов углекислого газа и др.) являются ... формой отстаивания чьих-то групповых интересов.
Доверие к масс-медиа подрывается тем больше, чем сильнее читатели/зрители ощущают разрыв между идеальным представлением о СМИ и репутацией конкретного издания. Идеальным же, по мнению пользователей Рунета, является СМИ, которое выполняет следующие функции: во-первых, своевременно подает достоверную и неангажированную полезную информацию; во-вторых, служит средством культурной коммуникации между разными социальными группами, средством обратной связи государства с его гражданами; в-третих, отражает реальную ситуацию в обществе, оповещая его членов о проблемах и способах их решения, предоставляя трибуну для выражения разных позиций; в-четвертых, берет на себя функции просвещения, способствует утверждению общечеловеческих нравственных ценностей.
Перечень негативных сторон развития современных СМИ, составленный из ответов участников нашего опроса, весьма обширен и представляет собой как бы перевернутое отражение вышеуказанных идеальных функций, помноженное на обилие рекламных и заказных материалов. Возможно, в условиях чрезмерной коммерциализации и непрерывных информационных войн иначе и быть не может. Однако массовый отход СМИ от своих основных функций будет означать их переход в иное качество и способствовать росту альтернативных форм медиа, которые не отражают точку зрения корпораций и/или государственных структур. Изменения медиа-ландшафта и развитие сети интернет рассматриваются рядом экспертов как развитие альтернативы прессе и телевидению, однако возможен и совсем иной аспект, подразумевающий такие формы медиа-коммуникации как самиздат (привет блогосфере!).
Конечно, любые инновации медиа-отрасли, несущие в себе коммерческий потенциал, будут снова адаптированы мейнстримом. Но перед мультимедийными средствами новой эпохи массовой коммуникации все равно будет стоять задача создания качественного персонифицированного контента. Современный, "информационный человек" (homo informaticus) в процессе поиска качественной (достоверной и полезной) информации вступает в семиотические коммуникации с максимальным количеством доступных условно независимых медиа. Результатом поиска становится персонифицированный контент как интеграция фактов и смыслов содержательного наполнения мультимедийных средств.