Проведенные финскими социологами исследования показали, что при всех технических новинках, позволяющих общаться со своего домашнего компьютера со всем миром, возможности мозга не позволяют человеку иметь более 150 друзей и знакомых. Если в социальной сети у пользователя значатся в друзьях несколько сотен или даже тысяча человек, это скорее самореклама, чем реальное общение.
Старший научный сотрудник Хельсинского технологического университета Яри Сарамяки рассказал в эфире телекомпании "Юле", что с появлением технических новшеств способы общения все же не изменились, и структура социальной сети каждого человека остается прежней. Конечно, многие из нас поддерживают связи в нескольких кругах: работа, учеба, хобби и др. Однако активного общения, на самом деле, не так и много.
Финский ученый считает, что все контакты человека можно разделить на три основные группы. Первая - так называемое "ядро общения" - люди, с которыми мы общаемся ежедневно и стараемся быть в курсе всех событий их жизни. Она состоит примерно из 5 человек. Вторая, "группа симпатий", включает в себя порядка 15 человек, но контакты с ними уже поддерживаются от случая к случаю.
Вне пределов двух первых групп находится третья, "внешний круг", который обычно составляет до 150 человек. Именно эта цифра, по мнению Сарамяки, является пределом возможностей человеческого общения: информацию о большем количестве контактов наш мозг обрабатывать просто не способен. Ученый обращает внимание на тот факт, что эта цифра соответствует также средней численности многих племенных групп каменного века или религиозных общин в более поздние времена.
Эти выводы поддержали и британские социологи, исследовавшие информацию по социальной сети "Фейсбук" /ее аналогами в России являются популярные сайты "Одноклассники", "В контакте" и др./. У одного пользователя редко бывает более 120 друзей, утверждают ученые, и при этом число активных контактов, как правило, невелико и стабильно. Таким образом, более крупные цифры о количестве друзей можно считать скорее случайными.
Сходные данные получены в Финляндии и при изучении статистики телефонных разговоров. Яри Сарамяки отметил, что здесь ситуация несколько отличается от социальных сетей. Это связано с тем, что по мобильному телефону человек общается не только с друзьями, но и с коллегами по работе, деловыми партнерами и т.д. Однако при анализе смс-сообщений вырисовывается та же картина: существует довольно узкий круг постоянных собеседников.