Дамы и господа,
Мне приятно сообщить, что в настоящее время в широких масштабах проводится новаторская деятельность.
В мае этого года Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию об общественном здравоохранении, инновациях и интеллектуальной собственности. Это была одна из самых сложных и вызывающих разногласия проблем, когда-либо обсуждаемых ВОЗ и ее государствами-членами. В конечном итоге, после долгих часов и многих лет напряженных переговоров, был достигнут консенсус, ставший триумфом для общественного здравоохранения.
Итоговые глобальная стратегия и план действий предоставляют согласованные линии действия для расширения доступа к медико-санитарным препаратам и обеспечения более приемлемых цен на них, особенно в развивающихся странах.
С имеющимся теперь планом ВОЗ и множество партнеров - от научного сообщества и промышленности до правительств и гражданского общества - приспосабливают системы инноваций и интеллектуальной собственности для удовлетворения медико-санитарных потребностей в развивающихся странах.
Почему я называю это триумфом? Позвольте мне быть откровенной. Все снова и снова при разработке политики, формирующей международные отношения, здравоохранение оказывается второстепенной проблемой. Все снова и снова, при столкновении политики в области здравоохранения с перспективами экономических завоеваний, экономические интересы берут верх над интересами здравоохранения.
Все снова и снова на здравоохранение приходится главный удар в результате близорукой, узконаправленной политики в других секторах, таких как финансовые рынки, использование энергии, а также производство пищевых продуктов и торговля ими.
Но не в этом случае. На этот раз сектор здравоохранения может применить упреждающий подход по отношению к причине, лежащей в основе значительной части плохого состояния здоровья. Соглашение о глобальной стратегии и плане действий свидетельствует о том, что силы, управляющие разработкой продуктов медицинского назначения и установлением цен на них, действительно можно направлять на обеспечение более справедливого доступа к лекарственным средствам.
НИОКР, действительно, могут быть ориентированы как на удовлетворение потребностей, так и на получение прибыли. Международные соглашения, управляющие глобальной торговой системой, действительно, могут учитывать медико-санитарные потребности бедных людей.
Во время переговоров некоторые представители гражданского общества выдвигали радикальное предложение: отменить существующую систему интеллектуальной собственности и патентной охраны и заменить ее на такую систему, которая, в своей основе будет более чуткой к медико-санитарным потребностям и проблемам.
Как вы знаете, это решение не было принято в конечном итоге. Вместо этого, были разработаны многие творческие стратегии для преодоления последствий рыночной неэффективности для забытых народов и забытых болезней.
Эти стратегии являются составной частью инновационных и вселяющих надежду поисков новых препаратов, лучшей конструкции препаратов и более низких цен. Новые инициативы и новые схемы стимулирования, направленные на удовлетворение таких потребностей, также находят новаторские решения для целого ряда соответствующих проблем.
Позвольте мне привести всего лишь три примера из множества имеющихся.
Во-первых, недавно возникшие государственно-частные партнерства являются одним из обнадеживающих путей для разработки новых препаратов от болезней, непропорционально поражающих бедных людей. В прошлом поиски новых препаратов от забытых болезней обычно были конъюнктурными. Имеющиеся препараты, зачастую разработанные для использования в ветеринарных целях, проверялись на их потенциальную эффективность в лечении болезней среди людей.
В более недавнем прошлом эти поиски стали носить стратегический характер. Выявляется неудовлетворенная потребность, дается определение идеального препарата и создается государственно-частное партнерство для разработки этого препарата.
Эти партнерства, разрабатывающие новые методики в отношении СПИДа, ТБ, малярии и забытых тропических болезней, обычно объединяют знания и опыт в области научных исследований, промышленности и общественного здравоохранения с финансовыми средствами из благотворительных источников.
Проект по противоменингитной вакцине демонстрирует многочисленные преимущества, которые можно извлечь из добавленной стоимости в тех случаях, когда при разработке продукта учитываются потребности очень бедных стран. Этот проект создан в 2001 г. для удовлетворения потребностей в лучшей вакцине от эпидемического менингита - тяжелой болезни, поражающей людей исключительно в поясе стран Африки к югу от Сахары.
Цель была стратегической: разработать новую вакцину, с помощью которой можно было бы переориентировать программы по борьбе с этой болезнью с нынешних реактивных ответных мер на чрезвычайные ситуации на возможность ликвидации самой угрозы эпидемий в первую очередь.
Предполагалось, что решающее значение для успеха проекта имеет доступная цена. Были проведены консультации с министрами здравоохранения африканских стран в отношении того, что они могут платить, и, в соответствии с этим, была установлена цена. Этот проект, для реализации которого требовалось сотрудничество с рядом коммерческих компаний, проложил новый путь в области управления правами интеллектуальной собственности.
В качестве второго примера, международные механизмы, такие как Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией и Альянс ГАВИ, занимающийся проблемами иммунизации детей, продемонстрировали свои способности в обеспечении неизменно растущего рыночного спроса на лекарства и вакцины.
В 2006 г. к этим механизмам присоединился такой крупный инновационный механизм, как ЮНИТЭЙД. Этот механизм для закупки лекарств использует финансовые средства, полученные благодаря сборам с авиабилетов, для приобретения лекарственных средств гарантированного качества для развивающихся стран.
ЮНИТЭЙД обеспечил стимул для совершенствования продуктов, например,такого как разработка педиатрических лекарственных форм противотуберкулезных препаратов. Большие объемы закупок обеспечили значительное снижение цен. Они также стимулировали наращивание производственных мощностей, обеспечив, таким образом, бесперебойные поставки жизненно необходимых лекарств по мере того, как инициативы в области здравоохранения продолжали расширять свой охват.
ЮНИТЭЙД выдвинул также инициативу патентного пула в качестве еще одной стратегии, стимулирующей инновации.
И в качестве последнего примера, ВОЗ осуществляет программу предварительной оценки фармацевтических продуктов, которая включает проведение на местах инспекции производственных помещений и оборудования. Путем одобрения продуктов гарантированного качества система привносит на рынок единообразные стандарты качества, вводит порядок и расширяет базу поставщиков.
Так же важно и то, что она помогает компаниям-производителям в развивающихся странах становиться конкурентоспособными на международном уровне без потери качества и ущемления безопасности для потребителей.
Конкуренция в результате создания более широкой базы поставщиков приводит к изменению динамики рынка вакцин для общественного здравоохранения. Поставщики становятся все более многочисленными и надежными, а здоровая конкуренция на широкой основе способствует снижению цен, иногда значительному. И еще одно преимущество - одним из четко сформулированных компонентов программы является улучшение компетенции регулятивных органов и повышение квалификации производителей.
Дамы и господа,
В прошлом месяце ВОЗ объявила о начале пандемии гриппа 2009 года.
Несмотря на то, что, по нашим оценкам, эта пандемия будет умеренной тяжести, по крайней мере, в первые дни, это объявление вызвало резкое возрастание интереса к пандемическим вакцинам и провоцировало борьбу за размещение заказов.
Эта ситуация снова поднимает некоторые из проблем, о которых я говорила в начале своего выступления. Причем это происходит явно и имеет отношение абсолютно ко всем.
Потенциальные возможности для производства вакцин от гриппа имеют пределы и прискорбным образом не соответствуют потребностям 6,8-миллиардного населения мира. Почти все эти люди чувствительны к инфекции, вызываемой этим совершенно новым и чрезвычайно контагиозным вирусом.
Львиная доля этих ограниченных запасов попадет в богатые страны. Снова мы видим преимущество богатства. Снова мы видим отказ в доступе из-за отсутствия платежной способности.
Но мы также видим, что необходимы инновации. Такая нехватка запасов вакцин в условиях всеобщей необходимости возникла в результате ограниченных глобальных производственных мощностей. По сути дела, она не возникла в результате проблем, связанных с интеллектуальной собственностью.
Специалисты давно говорили о том, что идеальной вакциной будет такая вакцина, которая защитит от вирусов сезонного гриппа, а также от ряда кандидатных пандемических вирусов. Такой инновации пока не появилось, но мы призываем сектор НИОКР и ученых работать над ней. Это станет лучшим и самым рациональным страховым полисом для расширения запасов и обеспечения более справедливого доступа.
Добрая воля, твердая решимость и энергичные переговоры проложили дорогу для преодоления некоторых проблем в области доступа и цен, связанных с интеллектуальной собственностью, и такие усилия сейчас очень кстати.
Однако платежеспособность, как на уровне отдельных лиц, так и на национальном уровне, остается явным преимуществом. В области здравоохранения государственная политика будет несовершенной до тех пор, пока доступ к жизненно необходимым вмешательствам остается смещенным в сторону богатства.
В области здравоохранения справедливость имеет жизненно важное значение. Именно она лежит в основе проблем в области государственной политики, с которыми мы сталкиваемся.
Благодарю за внимание.
Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец