ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: +998 (71) 239-47-21; 244-16-03; 278-40-51; 278-46-52
ru en uz

В корпорациях, страховых компаниях, экосистемах накапливаются медицинские данные. Что дальше?

02.01.2024

Спикеры сессии «Корпоративные инвестиции в медицинские технологии» IX Телемедфорума продемонстрировали мощное единодушие в вопросах сбора, хранения и использования данных, накапливаемых игроками рынка корпоративной медицины. По большому счету в данный момент пользы от них никакой. Но зато перспективы впечатляют.

Собранные за круглым столом спикеры фактически представили все 100% рынка. Держатели бюджетов на нем – крупные и средние компании, которые инвестируют в здоровье своих сотрудников исходя из разных побудительных мотивов: кого-то, как в случае с предрейсовыми осмотрами, вынуждает это делать законодательство, а кто-то видит в оздоровлении коллектива экономический эффект. Но главный тренд, о котором говорили все спикеры, это все же дефицит кадров, причем как на очевидные специальности в сфере IT, так и на большинство сервисных и рабочих профессий.

Поставщиками услуг, в том числе высокотехнологических, сегодня являются несколько типов компаний: разработчики МИС и ЛИС (с 1 сентября по ряду специальностей кроме предрейсовых осмотров работодатели должны проводить и регулярные химико-токсикологические исследования), производители ПАКов, которые обеспечивают сбор данных с сотрудников, страховые компании, у которых плюс к стандартному ДМС есть решения по цифровой (виртуальной) клинике, производители носимых медицинских устройств, которые необходимы для дистанционного мониторинга. Все они нацелены на решение одной довольно сложной задачи – как в скромный бюджет клиента поместить не просто исполнение нормативных требований, а их много, но и выполнить KPI по длительности больничных, производительности труда, простоям по наркологическим и другим, связанным со здоровьем, причинам. Поскольку сегодня плюс к чисто формальным цифрам часто возникают требования о психологическом здоровье и настроении сотрудников, по удовлетворенности коллектива внутренними коммуникациями и отношениями с начальством, то, на первый взгляд, задача кажется невыполнимой. Но только не закаленным кризисами российским разработчикам, поэтому на сегодняшний день фактически весь необходимый ландшафт для цифровой трансформации корпоративного сегмента создан.

Во-первых, страховыми компаниями хорошо  экономические модели, которые позволяют компаниями оптимизировать расходы на ДМС. Модель, в которой каждый сотрудник компании обходится в одну и ту же сумму годовой страховки уходят в прошлое. В своем выступлении Юрий Рабодзей, генеральный директор «ВСК-Медицина», рассказал об опыте ряда страховщиков выстраивать персонализированные страховые продукты в зависимости от зоны риска, в которой находится сотрудник, и от комплекса услуг, которые работодатель готов отдать на сторону страхового партнера. Это может существенно и быстро переформатировать известное «русское авось», которым обычно прикрывается нежелание отказываться от вредных привычек и менять образ жизни. По словам Юрия Рабодзея, их собственный продукт, когда данные мониторинга артериального давления обогащаются данными по курению, уровню холестерина позволяет строить настолько убедительные прогностические модели, что персональное общение кардиологов с обследованными водителями приводит к тому, что больше 60%   имеющих отклонения от нормы готовы идти по предписанному врачом плану лечения. В случае с ССЗ простая приверженность этому плану позволит продлить им жизнь больше чем на 10 лет (при российской продолжительности жизни это сохранение жизни людей, находящихся в дееспособном возрасте).

Во-вторых, страховые компании научились считать практически все и очень глубоко вникать в потребности клиента. Дефицит бюджетов играет позитивную роль для корпоративной медицины – в фокусе остаются самые важные и эффективно работающие продукты, а цифровизация не делается из любви к искусству. Очень наглядную статистику по результатам опроса своих клиентов привела Анастасия Скурихина, и.о. директора Департамента медицинского страхования СПАО «Ингосстрах», из которой четко видны основные боли клиентов и востребованность набора продуктов, который сильно шире, чем привычный очный прием врача-специалиста. Глубокое понимание позволило компании выстроить новый клиентский путь, в своем выступлении спикер рассказала о том, как именно организованы теперь дистанционные услуги внутри группы компаний «Ингосстрах», где есть медицинская организация, и какой эффект это дает.

Вторым уже очень заметным претендентом на корпоративные бюджеты являются поставщики программно-аппаратных комплексов, которые необходимы для проведения дистанционных профосмотров. Изменившееся под нажимом Минтранса законодательство открывает довольно широкие возможности для развития нового сегмента рынка: на сегодняшний день по различным оценкам поставлено от 3.5 до 7 тыс. специализированных ПАКов. Причем пока этот тот очевидный кусок, в котором закрытый перечень специальностей с обязательными осмотрами перед выходом сотрудника на смену и где есть, так называемые, блокирующие технологии, которые не позволят сотруднику с определенными показателями здоровья выйти на смену.

Однако, технологии как вода, они просачиваются в любую даже минимальную щелочку. Поэтому в выступлении Сергея Чинилова, генерального директора компании «Нобилис», основное внимание было посвящено не главному продукту компании по предрейсовым осмотрам, а огромному и крайне плохо работающему рынку диспансеризации населения, в который они смотрят как на голубой океан.

Сергей Чинилов: "В результате внедрения предиктивных технологий, основанных на собираемых в процессе профилактических осмотров данных, в одной только компании количество сотрудников, находящихся в группе риска по СЗЗ, всего за 1 год уменьшилась в 10 раз. При масштабировании протестированных в корпоративном секторе решений на государственный уровень можно получить существенное и быстрое снижение смертности и инвалидизации как минимум по сердечно-сосудистым заболеваниям."

Обогатить медицинскую информацию массой дополнительных данных, как выяснилось в рамках сессии, совсем не сложно. Она собирается сегодня много кем, в том числе и самими пациентами, самые продвинутые из них сливают данные с носимых устройств в фактически открытые облачные хранилища, в которых уже наросло масса интерпретаторов, большинство из них на задачу сохранения здоровья даже не замахиваются. По мнению Артема Логинова, заместителя генерального директора по коммерческим вопросам РТ МИС, это чаще всего не медицинские, но хорошо структурированные данные, которых чем больше, тем будут точнее работать предсказательные модели. В своем выступлении Логинов описал как дальше с разрешения пациента будет интегрирована немедицинская информация в его медкарту и какие продуктовые решения могут на такой бигдате вырасти. Очередные 3П: перспективно, полезно, прибыльно.

Перспективно, но не быстро, по мнению экспертов как корпоративный сегмент, так и диспансеризация находятся в самом начале пути как раз с точки зрения осмысления какие задачи можно решить при обработке накапливаемой информации о человеке. От постановщика задач напрямую зависит в каком направлении пойдет развитие технологий. Все остальное: как и чем собирать, где и как хранить, что чем обогащать, какими алгоритмами обрабатывать и какими интерфейсами обеспечить врачей – дело техники. Непосредственно на сессии спикеры уже договорились о том, что есть общие цели в работе с данными как у разработчиков региональных МИС, собирающих информацию о пациентах, обслуживаемых по ОМС, так и у владельцев данных предрейсовых осмотров. Была бы надежда изменить механики взаимодействия с пациентами, клинические рекомендации и менталитет врачей, которых долгие годы приучали работать только по скриптам, спущенным сверху. Сама по себе бигдата, даже если сотни умных людей будут годами совершать открытия и защищать диссертации, не повлияет на рутинные практики. Не будь законодательного принуждения к переходу на электронные медицинские карты и передачу данных в ЕГИСЗ корпоративный сегмент продолжал бы работать с бумажными носителями до сих пор.

По материалам сайта EverCare.Ru


Возврат к списку

Пункты вакцинации

Ташкент

Контакты

Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан
Адрес: г.Ташкент, ул.А.Навои, 12
Тел: +998-71-241-1691
Факс: +998-71-244-1033
e-mail: info@minzdrav.uz
www: minzdrav.uz