26.11.2008
Морковка, как морковка. Но от обычных все же отличается – говорят исследователи - генетическим набором. В ней есть человеческий ген.
Зеленый табак мало где в Сибири встретишь, но и он, получив дополнительный ген, внешне не изменился – говорят ученые. Уши не выросли. Изменились свойства. В теплице Института цитологии и генетики подрастают не только источники каротина и никотина – из этой зелени можно будет делать лекарства, которые сегодня производят из человеческих клеток. Уже без риска передать больному вирус гепатита или СПИДа.
Табак и морковь генные инженеры любят за возможность из одной клетки вырастить целое растение. Перенести в клетку посторонний ген – большая кропотливая работа. Сначала его нужно найти и вырезать. При этом ген настолько мал, что увидеть его нельзя даже в самый мощный микроскоп.
Вырастить из клетки растение с новым генетическим кодом, как ребенка выносить. 8 месяцев в пробирке. Совместная работа трех институтов продолжается 5 лет и уже близка к завершению. Но поля с целебным табаком и морковью в ближайшее время в России не появятся. Закон запрещает выращивать трансгенные растения за пределами научных лабораторий.
Но все же выращивают, подчас не подозревая. Чудо-томат Людмила Шубина вырастила из семян, купленных в магазине. Феноменальная удароустойчивость плодов наводит на мысли: а не генные ли инженеры над сортом трудились? Мысль о генах крысы или кита не дает хозяйке покоя. Урожай Людмила Шубина грозится закопать в землю, чтоб даже птичка не склевала.
Людмила Шубина, агроном: "Можно бросить и с ним ничего не случится, потому что он очень плотный."
Говорят, что крысы, которые поедают генно-модифицированные овощи вырождаются, у них рождаются уроды. Потому прежде чем кушать райкие яблочки – а может быть, адкие яблочки, нужно задуматься, а стоит ли иметь такой урожай.
Новые сорта Андрея Каманина тоже вызывают подозрения специалистов. Ведь помидоры один к одному, бешеная урожайность -- до 40 плодов на растении -- и очень хорошо хранятся. Материнская форма, которая использовалась при скрещивании -- из Сибири, отцовская – из Голландии.
Андрей Каманин, селекционер, сотрудник научно-производственной фирмы: "Селекция тоже манипуляции с генами. Нельзя бояться нового. Каждый день пояляются новые машины, новые технологии. И если мы будем бояться нового, нам будет очень трудно жить."
Одежда и синтетических волокон, виртуальное пространство, трансгенные продукты. Все приметы нового мира. Можно назвать его наукоемким, можно искусственным. Хвалить, критиковать или принимать его как данность – выбор каждого. Но практика показывает, отправиться в тайгу, чтобы вести натуральное хозяйство сподвигаются единицы. Человек, в поте лица добывающий мамонта, мутировал в человека, привыкшего к удобству и комфорту. А за него чем-то надо платить.