ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: +998 (71) 239-47-21; 244-16-03; 278-40-51; 278-46-52
ru en uz

Современные стандарты лечения кислотозависимых заболеваний, ассоциированных с H.pylori (материалы консенсуса Маастрихт-3)

04.10.2010

Однако ведущие мировые специалисты, занимающиеся данной проблемой, придерживаются различных, нередко прямо противоположных взглядов на роль хеликобактериоза при поражении слизистой оболочки при приеме НПВП. Первая попытка объединить противоречивые данные была предпринята на Маастрихтском соглашении-2 (2000 г.) [5], один из тезисов которого гласит: "НПВП и H.pylori являются независимыми факторами язвообразования". Другими словами, эрадикация H. pylori не снижает риск рецидива язв и не уменьшает вероятность развития язвенных кровотечений при продолжении приема НПВП. В то же время существуют указания, что проведение антихеликобактерной терапии до назначения НПВП снижает вероятность развития осложнений. Действительно, в недавнем крупном метаанализе было показано, что эффекты H. pylori и НПВП в некоторой степени взаимно были потенцирующими в отношении язвообразования [6]. Аналогичные результаты получены в экспериментах на мышах [7], однако данные одного из последних крупных кросс-секционных исследований не соответствовали указанным выше заключениям. Авторы наблюдали достоверно более редкую встречаемость H. pylori среди 111 потребителей НПВП с наличием язвенных дефектов по сравнению с пациентами, принимающими НПВП и не имеющими пептических язв [8]. Исследователи из Гонконга, сообщавшие ранее об эффективности эрадикационной терапии в отношении появления НПВП-индуцированных язв до назначения НПВП [9], в последнем перекрестном исследовании на 140 пациентах, не имевших язвенную болезнь в анамнезе и использовавших НПВП, не подтвердили полученные ранее данные [10]. Подобные результаты отмечены и в рандомизированном исследовании, проведенном в Нидерландах [11]. Таким образом, можно предполагать, что эрадикационная терапия до лечения НПВП показана только лицам с ЯБ при условии выявления у них H. pylori.

С момента публикации рекомендаций Маастрихтского соглашения-1 (1996 г.) предполагаемый длительный прием ингибиторов протонной помпы (ИПП), например у больных ГЭРБ, является показанием к проведению эрадикационной терапии у H. pylori-позитивных лиц. Это объясняется прогрессированием хеликобактерного гастрита и усилением нарушений клеточного обновления в слизистой оболочке желудка, вызванных миграцией H. pylori из антрального в фундальный отдел желудка и колонизацией последнего при стабильно высоких значениях рН на фоне длительного приема ИПП. В дальнейшем появилось большое число сообщений, свидетельствующих о возрастании частоты симптомов ГЭРБ после успешной эрадикационной терапии.

Теоретически риск развития ГЭРБ de novo может быть более высоким у азиатов, у которых колонизация CagA-позитивными штаммами и фундальный фенотип гастрита встречаются значительно чаще, чем у представителей стран Западной Европы. Это объясняется обратным развитием атрофических и метапластических изменений слизистой оболочки желудка при адекватной эрадикационной терапии с постепенным восстановлением исходного уровня секреции. Тем не менее исследование, проведенное в Японии, показало, что даже у азиатов после эрадикации H. pylori симптомы ГЭРБ не являются длительно персистирующими у большинства пациентов [12]. В частности, у 45 больных с развитием эзофагита после эрадикации H. pylori длительное применение блокаторов желудочной секреции потребовалось только 8 пациентам, у 79% больных эзофагит самостоятельно редуцировался без какого-либо лечения в сроки от 3 до 5 лет.

Длительная персистенция пилорического хеликобактера в желудочно-двенадцатиперстном регионе сопровождается общим, системным воздействием на организм человека, связанным с циркуляцией множества биологически активных субстанций (токсины, цитокины, лейкотриены, простагландины и др.), а также с возможным развитием аутоиммунных реакций. Предположительно Н.pylori может в определенной степени потенцировать развитие атеросклероза и его основных проявлений (ИБС, ишемический инсульт), быть причиной функциональной патологии сосудов (синдром Рейно), железодефицита, аутоиммунных заболеваний, системной патологии соединительной ткани (аутоиммунный тиреоидит, склеродермия, ревматоидный артрит, синдром Шегрена), кожных заболеваний (хроническая крапивница, розовые угри).

Заслуживают внимания и материалы об участии данного микроорганизма в этиологии хронического панкреатита. Такая связь теоретически возможна, поскольку H.pylori, как уже указывалось, изменяет функцию желудка и ДПК, а поджелудочная железа имеет тесные анатомо-физиологические взаимосвязи с данными органами [13]. Так, H. pylori ингибирует синтез и экспрессию соматостатина D-клетками желудка, что сопровождается сокращением антральной плотности этих клеток, в то время как плотность G-клеток и синтез гастрина значительно увеличиваются с последующим развитием гиперсекреции HCl, а ацидификация ДПК может стимулировать секрецию поджелудочной железы посредством выделения секретина [14, 15]. Кроме того, гастрин проявляет слабый холецистокининоподобный эффект на панкреатическую секрецию [16]. Недавно было показано, что у H. pylori-позитивных лиц межпищеварительная панкреатическая секреция амилазы, липазы и химотрипсина была достоверно выше, а постпрандиальная секреция ферментов имела тенденцию к повышению [17]. Таким образом, у лиц, инфицированных H. pylori, даже при бессимптомном носительстве отмечаются функциональные нарушения не только желудка, но и поджелудочной железы.


Возврат к списку

Пункты вакцинации

Ташкент

Контакты

Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан
Адрес: г.Ташкент, ул.А.Навои, 12
Тел: +998-71-241-1691
Факс: +998-71-244-1033
e-mail: info@minzdrav.uz
www: minzdrav.uz