o`zb   рус   eng
Медицинский портал Узбекистана
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати rss

Подписка на рассылку

Все наши устремления и программы – во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа

22.01.2011

Все наши устремления и программы – во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа

Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год.

Уважаемые участники заседания!

В текущем году мы отмечаем одну из великих и знаменательных дат в истории современного Узбекистана – 20-летие нашей Независимости.

Учитывая это, мы должны еще с большей ответственностью подойти к выполнению основной задачи сегодняшнего расширенного заседания Кабинета Министров – дать критическую оценку итогов социально-экономического развития страны в 2010 году и на этой основе определить важнейшие приоритеты экономической программы на 2011 год.

Важнейшее значение при этом имеет не просто констатация показателей позитивных и неблагоприятных тенденций в экономике страны, но и глубокий объективный анализ причин и факторов, определяющих ее развитие.

Думаю, нет необходимости говорить сегодня о том, какое негативное воздействие на развитие экономики страны оказали и продолжают оказывать разразившийся еще в 2008 году мировой финансово-экономический кризис и его последствия.

Вместе с тем сама жизнь еще и еще раз подчеркивает правильность и состоятельность избранной нами в свое время собственной модели экономического развития, и реализация на основе ее принципов глубоко продуманной и взвешенной эволюционной программы реформирования и модернизации страны позволила существенно снизить воздействие кризиса, колебаний и капризов мирового рынка на нашу экономику, финансовую и банковскую системы.

Сегодня, анализируя положение дел в мировой экономике, у нас есть все основания говорить, что мировой финансовый и экономический кризис еще далеко не завершен.

Несмотря на все принимаемые меры в рамках группы G 20, пока не видно каких-то серьезных подвижек по выходу мировой экономики на стабильно устойчивые темпы роста.

В кризисные годы многие государства были вынуждены вливать в экономику, особенно в финансово-банковский сектор для его спасения, огромные средства.

Это, в свою очередь, обернулось огромными дефицитами государственных бюджетов и государственного долга, особенно в развитых странах, созданием финансовых дисбалансов. Продолжающееся сегодня накачивание рынка денежными ресурсами способствует вздуванию спекулятивных пузырей на фондовых и сырьевых рынках, повышает риск безудержного роста инфляции.

Не может не вызывать серьезной озабоченности неустойчивость курса основных мировых конвертируемых валют, что серьезно подрывает доверие к этим валютам, в первую очередь, со стороны развивающихся стран.

Уважаемые участники заседания!

Оценивая итоги 2010 года, необходимо отметить устойчивость стабильно высоких темпов роста и макроэкономическую сбалансированность экономики нашей страны.

Напомню, темпы прироста ВВП в 2008 году составили 9,0, в 2009 году – 8,1, а в истекшем 2010 году – 8,5 процента, что по оценке мировых финансовых институтов является одним из высоких показателей в мире.

За последние 10 лет, то есть в 2010 году по сравнению с 2000 годом, валовой внутренний продукт вырос почти в 2 раза, (по паритету покупательной способности рост ВВП за этот период составил 2,6 раза), а в расчете на душу населения в 1,7 раза, что само по себе свидетельствует об устойчивых темпах роста экономики и огромных переменах, происходящих в стране.

При стабильно высоких темпах экономического роста и росте реальных доходов населения в 2010 году 123,5 процента уровень инфляции в истекшем году составил 7,3 процента против 7,4 процента в 2009 году. Это, прежде всего, результат жесткой, вместе с тем взвешенной денежно-кредитной политики и принятых антикризисных мер.

Экономический рост во многом обусловливается последовательно проводимой политикой снижения налоговой нагрузки на экономику за счет сокращения ставок налога на доходы юридических лиц в 2010 году до 9 процентов, единого платежа для микрофирм и малого бизнеса – до 7 процентов.

При этом Государственный бюджет в истекшем году выполнен с профицитом в размере 0,3 процента к ВВП.

Значительно укрепились в прошлом году внешнеторговый и платежный балансы.

В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса общий объем экспорта возрос на 10,8 процента, а положительное сальдо внешнеторгового баланса возросло в 1,8 раза и составило 4,2 миллиарда долларов. Соответственно выросли золотовалютные резервы страны.

Особого внимания заслуживают структурные сдвиги, происходящие в экономике Узбекистана.

Думаю, нет необходимости сегодня говорить о стратегическом значении решения этой задачи, если учесть, что из себя представляла экономика, доставшаяся нам в наследство от прошлой советской системы с ее односторонней гипертрофированной сырьевой направленностью, разрушительной монополией на производство хлопка-сырца, примитивной производственной и социальной инфраструктурой и практически самым низким душевым потреблением населения.

Для того, чтобы зримо представить происходящие в экономике страны перемены, приведу следующие цифры. Если десять лет назад – в 2000 году доля промышленности в ВВП страны составляла всего 14,2 процента, то в 2010 году этот показатель составил уже 24 процента, доля транспорта и связи соответственно 7,7 и 12,4 процента, доля услуг возросла с 37 до 49 процентов. А удельный вес сельского хозяйства сократился с 30,1 до 17,5 процента.

При этом сокращение доли сельского хозяйства в ВВП произошло на фоне высоких темпов прироста сельскохозяйственной продукции, который составил в 2010 году 6,8 процента к 2009 году и вырос против 2000 года в 1,8 раза.

Большим нашим достижением стало повышение доли малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП и его роли в развитии экономики страны. Если в 2000 году на долю этого активно развивающегося сектора экономики приходилось около 31 процента ВВП, то в 2010 году – 52,5 процента.

Хотел бы особо обратить внимание на проводимую работу по диверсификации производимой в стране продукции.

В 2010 году доля готовой продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре промышленного производства составила свыше 50 процентов.

В 2010 году промышленными предприятиями республики освоено свыше 160 новых видов товаров и продукции, в том числе легковой автомобиль “Спарк” на базе абсолютно новой технологической платформы, начато производство большегрузных автомобилей “МАН”, энергосберегающих ламп, сборка холодильников всемирно известной марки “ЭлДжи”, производство калийных удобрений и другие.

В 2010 году в рамках Программы локализации осуществлялась реализация 1076 проектов, объем производства локализованной продукции вырос в 1,4 раза, расчетный эффект импортозамещения составил 3,4 миллиарда долларов, что в 1,2 раза больше, чем в 2009 году.

Укрепляются кооперационные связи между предприятиями, все шире в этот процесс вовлекаются малые предприятия и субъекты частного бизнеса. В рамках проведенной в 2010 году Международной промышленной ярмарки и Кооперационной биржи приняли участие свыше 700 иностранных фирм и представителей иностранных компаний из 51 страны мира, представлено свыше 500 новых видов продукции, заключены договора на сумму 2,6 триллиона сумов, что в 1,4 раза больше показателя предыдущей ярмарки, и экспортные контракты на общую сумму 2,7 миллиарда долларов, что в 1,2 раза превышает уровень 2009 года.

В истекшем году проделана большая работа по дальнейшему укреплению ликвидности и повышению устойчивости финансово-банковской системы страны. Совокупный капитал коммерческих банков в 2010 году вырос на 36 процентов, и достигнутый уровень достаточности капитала в размере 23 процентов 3 раза превышает общепринятые международные стандарты. Только в 2010 году объем депозитов возрос более чем в 1,5 раза.

Сегодня 15 коммерческих банков республики имеют рейтинг “стабильный” от ведущих международных рейтинговых агентств, таких, как “Фитч Рейтингс”, “Мудис” и “Стандарт энд Пурс”.

Позитивные изменения происходят в кредитной и инвестиционной деятельности банков. В 2010 году общий объем кредитов, направленных в реальный сектор экономики, увеличился на 35 процентов. Характерно, что по состоянию на конец 2010 года удельный вес кредитов, выданных за счет внутренних источников, в общей сумме кредитного портфеля коммерческих банков составляет 85,1 процента. Внешние заимствования привлекались преимущественно на долгосрочной основе исключительно на финансирование инвестиционных проектов по модернизации стратегических отраслей экономики, поддержку субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Качественные изменения происходят в структуре кредитного портфеля. Доля долгосрочных инвестиционных кредитов в общем объеме кредитного портфеля – это кредиты со сроком свыше 3-х лет, возросла с 35 процентов на конец 2000 года до 75,2 процента на конец 2010 года.

За истекший год объем кредитов, выделенных субъектам малого бизнеса, возрос в 1,4 раза и составил 2,7 триллиона сумов, в том числе микрокредитов – на сумму свыше 485 миллиардов сумов с ростом в 1,5 раза против 2009 года.

Самой высокой оценки заслуживает деятельность коммерческих банков по финансовому оздоровлению предприятий-банкротов, переданных за долги на баланс банков. Внедренный нами механизм предусматривает восстановление производственной деятельности на предприятиях-банкротах, дополнительное инвестирование со стороны банков в модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, финансовое оздоровление, внедрение новых видов продукции и методов управления, а также восстановление и создание новых рабочих мест. Тем самым работоспособные, действующие на более высоком технологическом уровне обновленные производства становятся гораздо более привлекательными для новых инвесторов, которые уже сегодня активно их приобретают у банков.

На сегодняшний день из 147 предприятий-банкротов, переданных на балансы коммерческих банков, восстановлена деятельность 140 предприятий, из них 64 предприятия реализованы новым инвесторам. На их модернизацию и технологическое перевооружение банками инвестировано 156 миллиардов сумов, создано свыше 21 тысячи рабочих мест. Объем производства на восстановленных предприятиях составил 460 миллиардов сумов, экспортировано продукции на сумму свыше 165 миллионов долларов.

Хочу обратить внимание присутствующих здесь руководителей коммерческих банков, что именно этот подход должен оставаться важнейшим в работе по восстановлению переданных на балансы банков предприятий-банкротов и в будущем.

В результате последовательно проводимой работы по реформированию сельского хозяйства, оптимизации размеров земельных участков, закрепленных за фермерскими хозяйствами, повышению закупочных цен на хлопок и зерно качественные структурные изменения происходят в аграрном секторе нашей экономики.

Наряду с такими стратегически важными сельскохозяйственными культурами, как хлопок и зерно, значительно возросли объемы производства в отраслях плодоовощеводства, животноводства, птицеводства и рыбоводства, создается прочная сырьевая база для перерабатывающих отраслей и насыщения внутреннего рынка важнейшими продуктами питания – молоком, мясом, картофелем, овощами и другой сельскохозяйственной продукцией.

Неуклонно улучшается мелиоративное состояние земель за счет последовательной реализации масштабной специально разработанной программы. Только в 2010 году на реализацию проектов по мелиоративному улучшению земель было направлено свыше 150 миллиардов сумов, что позволило построить и реконструировать 724 километра коллекторно-дренажных сетей, 208 мелиоративных скважин, произвести ремонт и восстановление около 14 тысяч километров коллекторно-дренажных систем и приобрести 335 единиц современной мелиоративной техники.

Для восстановления ирригационных и мелиоративных сооружений в Кашкадарьинской, Бухарской, Навоийской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Джизакской областях, а также в Центральной Фергане и Республике Каракалпакстан в 2010 году было привлечено и освоено свыше 62 миллионов долларов средств международных финансовых институтов.

В результате проведения этих работ улучшилось мелиоративное состояние 260 тысяч гектаров орошаемых земель, что создает прочную базу для увеличения урожайности сельскохозяйственных культур и повышения доходов фермерских и дехканских хозяйств.

За прошедший год сфера услуг и сервиса возросла на 13,4 процента, а за последние десять лет объем оказанных населению платных услуг в расчете на одного жителя вырос почти в 20 раз. При этом особое значение мы придаем развитию современных видов услуг, таких, как сотовая связь, интернет, видеотелефония, цифровое телевидение, современные банковские продукты, лизинг, страхование, аудит, инжиниринг и другие.

Сегодня наша страна входит в первую десятку стран мира по индексу развития мобильной связи. Общее количество пользователей услугами сотовой связи в Узбекистане составляет свыше 19 миллионов абонентов, увеличившись по отношению к 2000 году в 200 раз. Если десять лет назад на 1000 человек населения республики обеспеченность сотовыми телефонами составляла менее чем 4 единицы, то сегодня этот показатель – свыше 600 единиц.

В настоящее время Узбекистан в числе первых на постсоветском пространстве начал реализацию масштабной программы по полному переходу на цифровое и широкоформатное телевидение, которая будет завершена в 2015 году.

Положительно можно охарактеризовать расширение доступа населения к сети Интернет, количество пользователей которой в 2010 году увеличилось в 1,6 раза и превысило 7,4 миллиона человек. При этом улучшаются условия для пользователей за счет постепенного снижения тарифов на оказываемые интернет-услуги, в частности, в 2010 году они были снижены на 20 процентов.

Уважаемые участники заседания!

В 2010 году в Узбекистане освоено инвестиций на 13,6 процента больше, чем в 2009 году, в объеме, эквивалентном 9,7 миллиарда долларов США, что составляет около 25 процентов к ВВП.

При этом около 72 процентов инвестиций было направлено на производственное строительство, в том числе около 38 процентов – на приобретение оборудования и прогрессивных технологий.

Доля иностранных инвестиций и кредитов в общем объеме вложений составила 28,8 процента, а объем прямых иностранных инвестиций превысил 2,4 миллиарда долларов.

Принципиально важное значение приобретает тот факт, что объем инвестиций, направляемых на техническое и технологическое перевооружение за счет всех источников финансирования, составил в эквиваленте свыше 3,6 миллиарда долларов, или 37,5 процента всех капитальных вложений в 2010 году.

В целом в рамках Инвестиционной программы в 2010 году завершена реализация свыше 200 проектов, в том числе таких крупных проектов, как “Освоение производства модели легкового автомобиля М300” производственной мощностью 50 тысяч автомобилей в год, “Строительство Дехканабадского завода калийных удобрений” мощностью 200 тысяч тонн калийных удобрений, “Отработка полиметаллических руд месторождения Хандиза”, строительство ряда объектов Навоийского ГМК, компании “Навоиазот” и других.

В 2010 году на территории свободной индустриально-экономической зоны “Навои” в рамках соглашений с иностранными инвесторами начата реализация 19 инвестиционных проектов, из которых введено в эксплуатацию 7 предприятий по производству современной востребованной на мировом рынке продукции.

Важное место в общем объеме инвестиций занимали вложения, направленные на реализацию проектов по развитию транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Только на строительстве и реконструкции автомобильных дорог в 2010 году было освоено средств в эквиваленте 378 миллионов долларов с ростом против 2009 года на 31,5 процента, введено 270 километров дорог.

С Азиатским банком развития подписано соглашение о привлечении кредитных средств в размере 600 миллионов долларов для строительства и реконструкции 222 километров автомобильных дорог с цементно-бетонным покрытием, входящих в состав проекта Узбекской национальной автомагистрали.

В 2010 году продолжены работы по развитию международных транспортных логистических центров. Через вновь введенный в эксплуатацию в аэропорту города Навои грузовой терминал Международного интермодального центра логистики “Навои” в прошлом году перевезено 50,1 тысячи тонн грузов, или в 3 раза больше, чем в 2009 году. Международным центром логистики в городе Ангрене осуществлена перевозка свыше 4 миллионов тонн грузов, обеспечена круглогодичная автотранспортная связь между регионами республики и областями Ферганской долины.

Продолжается обновление воздушного и железнодорожного парков. В 2010 году приобретены 6 самолетов «А-320-200» компании «Эйрбас индастри», 8 современных электровозов, построены, отремонтированы и модернизированы 1790 грузовых и 38 пассажирских вагонов.

Особо хочу отметить возрастающую роль Фонда реконструкции и развития Узбекистана в финансировании стратегически важных проектов самостоятельно и вместе с международными финансовыми институтами и иностранными компаниями. В 2010 году освоено средств Фонда в размере около 330 миллионов долларов, что на 25,6 процента больше, чем в 2009 году. За счет средств Фонда в отчетном году финансировалось 14 инвестиционных проектов. С участием совместной узбекско-оманской инвестиционной компании начата работа по финансированию 3 инвестиционных проектов в текстильной, телекоммуникационной отраслях и финансовом секторе общей стоимостью около 80 миллионов долларов.

Учитывая возрастающую роль Фонда реконструкции и развития в структурных преобразованиях, принято решение о поэтапном до 2014 года удвоении его уставного капитала – с 5 до 10 миллиардов долларов США.

Огромное внимание в истекшем году уделялось дальнейшему укреплению материально-технической базы образовательных учреждений.

В 2010 году была завершена реализация программ по строительству, реконструкции и оснащению профессиональных колледжей и академических лицеев, а также по укреплению материально-технической базы школ. В общей сложности за период 2005-2010 годы построено и реконструировано свыше 7800 общеобразовательных учреждений, около 1,5 тысячи профессиональных колледжей и академических лицеев. Только в 2010 году в школах, профессиональных колледжах и лицеях было установлено свыше 2,3 тысячи единиц компьютерной техники и мультимедийного оборудования.

Была продолжена реализация программы по развитию физической подготовки подрастающего поколения и развитию детского спорта, в результате чего только за истекший год сданы в эксплуатацию 72 спортивных сооружения, 27 плавательных бассейнов, поставлено спортивного инвентаря и оборудования на сумму, эквивалентную 3 миллионам долларов США. Сегодня каждый третий ученик общеобразовательных школ регулярно занимается спортом в различных спортивных секциях и кружках.

В 2010 году начата реализация программы по укреплению материально-технической базы школ музыки и искусства, обеспечивающих развитие творческих способностей и духовности наших детей. Если в 2009 году было построено и реконструировано 6 школ музыки и искусства, то в отчетном году было введено 46 таких школ, на строительство которых было направлено свыше 51 миллиарда сумов капитальных вложений.

В 2010 году продолжена работа по реформированию и обеспечению качественных изменений в сфере здравоохранения. В республике сегодня создана качественно новая, отвечающая самым высоким требованиям сеть медицинских учреждений, включающая в себя республиканский и областные центры по оказанию экстренной медицинской помощи, во всех областных центрах созданы взрослые и детские многопрофильные центры, во всех районах сформирована оснащенная самым современным оборудованием сеть сельских врачебных пунктов, численность которых сегодня превышает 3,2 тысячи единиц, и по сравнению с 2000 годом она увеличилась в 2 раза.

С особым удовлетворением хочу отметить, что за последние годы у нас создана мощная, высокоэффективная сеть медицинских учреждений по охране материнства и детства. Во всех областных центрах и городе Ташкенте созданы скрининг-центры, на содержание которых только в 2010 году было направлено свыше 4 миллионов долларов. В истекшем году более 106 тысяч будущих матерей прошли обследование в скрининг-центрах.

Наряду с этим активно развивается сеть перинатальных центров. За истекшие десять лет созданы 11 перинатальных центров, в которых в 2010 году прошли обследование свыше 158 тысяч матерей и детей, что в 10 раз больше, чем в 2000 году.

Как результат, за последние десять лет коэффициент материнской смертности снизился с 33,1 промилле до 19,7, а коэффициент младенческой смертности с 18,9 до 10,1. Почти вдвое сократилось количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями.

Значительно снизился за эти годы и общий уровень заболеваемости населения, особенно тяжелыми формами заболевания, такими, как туберкулез, гепатит, различными инфекционными заболеваниями. Этому способствовали и меры, принятые по усилению материального стимулирования труда врачей и медицинского персонала, повышению уровня их профессиональной подготовки, ускоренному развитию отечественной фармацевтической промышленности. Только в 2010 году освоено производство 32 наименований новых лекарственных препаратов, что на 23 процента больше, чем в 2009 году.

В 2010 году были дополнительно введены мощности стационарных медицинских учреждений в количестве 1630 коек, или почти в 2,5 раза больше, чем в 2009 году. Всего за прошедший год на развитие здравоохранения было направлено свыше 2 триллионов сумов, из которых 1,7 триллиона сумов – бюджетные средства.

Важнейшим направлением качественного изменения условий жизни, прежде всего на селе, стала начатая нами еще в 2009 году системная работа по комплексной застройке в сельской местности массивов индивидуальными жилыми домами по типовым проектам с повышенной комфортностью и со всеми удобствами и коммунальными услугами.

Большое значение в системе этих мер имело принятие решения в прошлом году об увеличении до шести соток земельных участков, выделяемых под индивидуальное строительство жилья, а также критический пересмотр типовых проектов, предназначенных для этого.

В результате только в 2010 году во всех 159 сельских районах республики осуществлено строительство 6800 жилых домов по типовым проектам на условиях “под ключ”. На эти цели были направлены капитальные вложения в размере около 430 миллиардов сумов, из них свыше 250 миллиардов сумов в виде долгосрочных льготных кредитов, что в 9 раз больше, чем в 2009 году. С начала реализации программы на новых массивах построено 165 объектов социальной и рыночной инфраструктуры, необходимых для комфортной и достойной жизни сельского населения.

Одновременно на вновь обустраиваемых жилых массивах активно ведется строительство современных видов инженерных коммуникаций – введено более 103 километров газовых сетей, около 100 километров сетей водоснабжения, более 71 километра линий электропередач, а также внутриквартальные дороги общей протяженностью 85 километров. На системной основе ведется работа по новому строительству, модернизации и реконструкции сетей и объектов коммунальной инфраструктуры – питьевого водообеспечения, электро- и газоснабжения, а также улучшению санитарного состояния населенных пунктов.

Нашей первостепенной задачей, с учетом специфических демографических условий, и получившей еще большую актуальность и значимость в условиях разразившегося мирового финансово-экономического кризиса, является обеспечение занятости трудоспособного населения, прежде всего молодежи – выпускников профессиональных колледжей и отслуживших в армии. Всего в 2010 году создано более 950 тысяч рабочих мест, из них свыше 604 тысяч мест, или 65 процентов от общего числа вновь введенных рабочих мест, создано в сфере малого бизнеса и фермерства, более 210 тысяч мест в сфере надомного труда.

Глубокие качественные изменения происходят в уровне и структуре доходов и благосостояния населения. Устойчиво растут заработная плата и в целом денежные доходы населения, неуклонно повышается уровень его покупательной способности, более качественной становится структура потребления наших граждан.

Только в 2010 году заработная плата работников бюджетной сферы, учреждений, пенсии и социальные пособия, стипендии возросли на 32 процента, а в целом денежные доходы в расчете на душу населения – в 1,3 раза.

В структуре доходов населения все более весомую роль занимают доходы от предпринимательской деятельности, на чью долю приходится свыше 47 процентов всех доходов.

Значительно повысился уровень обеспеченности семей качественными потребительскими товарами длительного пользования – телевизорами до 132 штук на 100 семей, холодильниками – 99, кондиционерами – 18,5, персональными компьютерами – 12, легковыми автомобилями – 27,1.

Трудно переоценить огромное значение осуществленной в истекшем году работы в связи с реализацией принятой в 2010 году Государственной программы “Год гармонично развитого поколения”. Основные результаты ее исполнения подробно уже были раскрыты на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции.

Хотел бы только подчеркнуть, что на выполнение данной программы за счет всех источников финансирования было направлено около 8 триллионов сумов и 165 миллионов долларов, что позволило реализовать широкий комплекс целенаправленных мер по созданию в стране необходимых возможностей и условий для воспитания достойного, физически и духовно здорового поколения, способного взять на себя ответственность за будущее страны.

Уважаемые участники заседания!

В 2011 году темпы роста ВВП предусматриваются в размере 108,3 процента, промышленности – 109,3, сельского хозяйства – 105,8 процента. Уровень инфляции предусмотрен в пределах 7-9 процентов. В утвержденном Государственном бюджете намечено снижение совокупной налоговой нагрузки на 1,2 процента, а ставка единого налогового платежа для субъектов малого бизнеса и микрофирм снижается с 7 процентов в 2010 году до 6 процентов в 2011 году.

Сама логика реализации долгосрочной стратегической цели экономического развития страны выдвигает в качестве основного приоритета на 2011 год продолжение начатой с первых дней независимости политики структурных преобразований и опережающего развития высокотехнологичных современных отраслей и производств, направленной на повышение конкурентоспособности и укрепление позиций Узбекистана на мировых рынках.

Речь идет о перспективных отраслях экономики, обеспечивающих диверсификацию производства и выпуск высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью на базе рационального использования имеющихся в стране богатых источников сырья и ресурсов.

Для достижения этих целей утверждена Программа “О приоритетах развития промышленности Узбекистана в 2011-2015 годах”, которая предусматривает реализацию свыше 500 крупных инвестиционных проектов в промышленности общей стоимостью около 50 миллиардов долларов.

Ставится задача обеспечить в ближайшие пять лет темпы роста объемов производства промышленной продукции не менее чем на 60 процентов, увеличить ее долю в структуре валового внутреннего продукта – с 24 процентов в 2010 году до 28 процентов в 2015 году. Опережающее развитие с ростом более чем в два раза получат такие отрасли, как машиностроение и автомобилестроение, химическая, пищевая, фармацевтическая промышленность, промышленность строительных материалов и другие.

В текстильной промышленности приоритетное развитие должны получить новые современные текстильные комплексы с законченным циклом производства конкурентоспособной экспортной продукции. Это обеспечит увеличение объемов внутренней переработки хлопка-волокна более чем в 2 раза, производства пряжи – в 2,6 раза, готовых трикотажных и швейных изделий – в 3 раза, экспорта продукции текстильной промышленности – в 2 раза.

Особое внимание обращается на реализацию проектов в области высоких технологий, таких, как организация производства синтетического жидкого топлива, строительство новых современных газохимических комплексов по производству полиэтиленовой и полипропиленовой продукции, сжиженного и сжатого природного газа, производство минеральных удобрений и новых видов химической продукции по современным энергосберегающим технологиям, ускоренное развитие энергетики за счет замены устаревшего оборудования на современные парогазовые установки.

Кабинету Министров по каждому проекту, включенному в Программу, необходимо утвердить межведомственные рабочие группы, которые на системной основе будут “вести” и жестко контролировать ход осуществления проектов на всех этапах их реализации и ввода в эксплуатацию.

Важнейшим приоритетом для нас продолжает оставаться модернизация, техническое и технологическое перевооружение производства, ускоренное обновление ведущих отраслей экономики.

В 2011 году на реализацию программ модернизации и технологического обновления в промышленности предусматривается направить свыше 36,4 процента всех инвестиций в экономику, затраты на приобретение современного оборудования будут составлять не менее 46 процентов общего объема капитальных вложений.

Ставится задача завершить в 2011 году строительство и ввести в эксплуатацию более 35 крупных производств, в том числе такие важнейшие объекты, как совместное с компанией “Дженерал моторс” предприятие по производству 225 тысяч единиц автомобильных силовых агрегатов в год, совместный с компанией “Индорама” текстильный комплекс законченного цикла в городе Коканде, а также другие текстильные комплексы общей мощностью 30 тысяч тонн пряжи, освоение в городе Ташкенте производства пассажирских автобусов большой вместимости марки “Мерседес-Бенц”, установки по производству 400 тысяч тонн сжиженного газа и газового конденсата на Мубарекском ГПЗ и “Шуртаннефтегазе”, важнейшие проекты по техническому перевооружению предприятий и производств Алмалыкского и Навоийского комбинатов, модернизации Бекабадского металлургического комбината и другие.

Необходимо будет провести до конца текущего года на всех крупных предприятиях и производствах, независимо от их ведомственной подчиненности, технический аудит с тем, чтобы определить перечень оборудования и технологий, которые подлежат замене на современные технологии, апробированные на мировом уровне. Кабинету Министров поручается взять под контроль реализацию этой программы, предусмотрев поэтапную реализацию новых проектов.

К большому сожалению, у нас принято под модернизацией понимать в основном модернизацию отраслей промышленности. Между тем такая ведущая сфера нашей экономики, как сельское хозяйство, не в меньшей мере, чем промышленность, остро нуждается в модернизации, техническом и технологическом обновлении практически всего комплекса входящих в нее отраслей и производств.

Прежде всего следует обратить особое внимание на состояние плодородия земель. Несмотря на растущий с каждым годом масштаб работ, мелиоративное состояние орошаемых земель вызывает большую озабоченность. Из всего объема орошаемых земель около 49 процентов засолены в различной степени, причем около 18 процентов – это сильно и среднезасоленные земли, свыше 23 процентов относится к категории земель с низким бонитетом. Большой процент земель с неудовлетворительным мелиоративным состоянием находится в Республике Каракалпакстан, Хорезмской, Бухарской, Джизакской, Ферганской и других областях.

Мы будем и дальше увеличивать объемы инвестиций, направляемых на мелиоративное улучшение и повышение продуктивности земель. Но, наряду с этим, нам надо навести порядок в повышении эффективности и целевом использовании огромных средств, направляемых на эти цели, внедрении современных технологий и техники.

Надо признать, что мы очень мало уделяем внимания изучению и применению опыта передовых стран, особенно в таких отраслях, как животноводство, зерноводство, картофелеводство, и, что особенно важно в наших климатических условиях, использованию современных систем орошения и энергосберегающих технологий.

Огромные резервы у нас имеются в сфере животноводства. Для сравнения: средний удой молока за последние пять лет остался на уровне 1,7 тысячи килограммов, в то время как в Дании и Южной Корее этот показатель составляет 8-9,5 тысячи килограммов, в Венгрии, Германии, Голландии – 6-7 тысяч килограммов. И дело здесь не только в специфических климатических условиях, главное – в использовании современных технологий.

Министерству сельского и водного хозяйства необходимо самым серьезным образом заняться изучением и внедрением современных агротехнологий, разработать комплекс конкретных мер по дальнейшему совершенствованию селекционной работы и повышению продуктивности сельскохозяйственного производства.

Не может не вызывать беспокойство, что свыше 55 процентов пропашных тракторов и 46 процентов пахотных тракторов эксплуатируются свыше 15 лет, то есть с уже давно выработанным нормативным сроком их использования, и представляют устаревшие модели, не соответствующие современным стандартам мощности, производительности и потребления топлива.

Поэтому в рамках общей программы модернизации сельского хозяйства необходимо, в первую очередь, обеспечить качественное обновление парка сельскохозяйственной техники, особенно высокопроизводительными тракторами, зерноуборочными комбайнами и транспортной техникой.

Кабинету Министров совместно с Министерством сельского и водного хозяйства, Министерством финансов и Министерством экономики, другими заинтересованными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями и предприятиями поручается в трехмесячный срок разработать комплексную программу технической модернизации сельскохозяйственного производства, включающую обновление сельскохозяйственной техники на базе укрепления всестороннего сотрудничества с передовыми зарубежными компаниями.

Серьезное внимание в этой работе мы будем и далее уделять расширению сотрудничества с германской компанией “Клаас” по производству современных высокопроизводительных тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.

Большие перспективы у нас открываются в деле сотрудничества и с другими известными зарубежными фирмами, прежде всего в вопросах организации производства и ремонта современной мелиоративной техники.

Хотел бы особо подчеркнуть огромное внимание, которое мы придаем реализации решающего приоритета – широкому привлечению иностранных инвестиций, созданию еще более благоприятных условий для иностранных инвесторов.

У нас есть все основания заявить, что в Узбекистане для инвесторов создан, можно сказать, во многом беспрецедентно благоприятный инвестиционный климат, система льгот и преференций. Убедительным свидетельством этого является рост от года к году иностранных инвестиций в нашу экономику. В 2011 году на основании уже заключенных договоров и соглашений с международными финансовыми институтами и иностранными компаниями предусматривается инвестировать в реальный сектор нашей экономики свыше 3 миллиардов долларов, причем свыше 2,2 миллиарда долларов, или более 73 процентов, – это прямые иностранные инвестиции.

За счет прямых иностранных инвестиций намечено реализовать свыше 70 инвестиционных проектов во многих отраслях экономики. Это, прежде всего, проекты по освоению месторождений Кандымской группы со строительством современного газоперерабатывающего завода, освоению месторождений Хаузак и Шады, проведению геолого-разведочных работ на перспективных месторождениях углеводородного сырья, строительству комплекса по производству аммиака и карбамида в Навоийской области, строительству цементного завода в Республике Каракалпакстан, организации производства готовых тканей и других швейных изделий в Ташкентской области, расширению системы коммуникаций, организации производства по выпуску готовых лекарственных препаратов. И это далеко не полный перечень объектов.

Вместе с тем, по нашему глубокому убеждению, у нас еще далеко не исчерпаны возможности для углубления взаимопонимания с иностранными партнерами, для формирования еще более благоприятной инвестиционной среды в нашей стране. Говоря проще, необходимо создать надежные гарантии, завоевать и укрепить доверие иностранных инвесторов.

Министерству экономики, Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерству финансов и другим заинтересованным структурам поручается в двухмесячный срок глубоко и критически изучить действующие условия деятельности иностранных инвесторов и внести в Кабинет Министров предложения по реализации дополнительных мер по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций, предусматривающие дальнейшее совершенствование нормативной базы, процедур привлечения инвесторов и регистрации предприятий с иностранными инвестициями и, самое главное, надежных гарантий их защиты.

В то же время мы должны постоянно вести работу по увеличению масштабов собственных, внутренних ресурсов. И здесь исключительно важная роль отводится Фонду реконструкции и развития Узбекистана. Фонд, где уже аккумулировано свыше 6 миллиардов долларов, прежде всего должен выступать как один из ведущих партнеров в софинансировании с иностранными инвесторами стратегически важных инвестиционных проектов.

В 2011 году за счет средств Фонда предусматривается профинансировать свыше 24 проектов на сумму более 780 миллионов долларов, что в 2,1 раза больше, чем в прошлом году. Это, прежде всего, проекты по строительству Устюртского ГХК на базе месторождения Сургиль, расширению и реконструкции рудника Кальмакир, строительству парогазовой установки на Навоийской ТЭС, переводу 5 энергоблоков Ново-Ангренской ТЭС на круглогодичное сжигание угля, реконструкции медно-обогатительной фабрики Алмалыкского ГМК и другие.

Как пример эффективного сотрудничества по совместному финансированию инвестиционных проектов можно привести проект по строительству двух парогазовых установок на Талимарджанской ТЭС общей стоимостью 1 миллиард 280 миллионов долларов, где инвесторами выступают наряду с Фондом и зарубежные партнеры – Азиатский банк развития и Японское агентство международного сотрудничества.

Важнейшим приоритетом реализации экономической программы на 2011 год и на перспективу должно стать комплексное и ускоренное развитие инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства. Для последовательной реализации этой приоритетной задачи разработана специальная программа на период до 2015 года, которая тесно увязана с реализуемыми программами перспективного развития отраслей экономики и территорий республики.

Следует отметить, что на реализацию этой программы намечено направить за счет всех источников около 7 миллиардов долларов с реализацией 85 инвестиционных проектов, из них в 2011 году предстоит освоить свыше 1,2 миллиарда долларов.

Первостепенное значение должно быть уделено обеспечению ускоренной реализации проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали, дальнейшему созданию единой национальной автомобильной транспортной системы, надежно соединяющей все регионы республики. В 2011 году на эти цели предусмотрено направить свыше 547 миллионов долларов капитальных вложений, что в 1,4 раза больше, чем в 2010 году, с вводом в эксплуатацию 302 километров автодорог, отвечающих международным требованиям и стандартам.

Хочу обратить ваше внимание на необходимость ускорить работы по реконструкции горного участка автомобильной дороги Ташкент-Андижан, проходящего через перевал Камчик, со строительством 4-полосного цементобетонного покрытия. Мы должны обеспечить надежное гарантированное круглогодичное транспортное сообщение регионов Ферганской долины с другими регионами нашей страны.

Исключительно важное значение имеет привлечение в модернизацию автомобильных дорог средств международных финансовых организаций. С удовлетворением следует отметить, что в 2011 году Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Кувейтским фондом арабского экономического сотрудничества и Фондом ОПЕК на эти цели предусмотрено выделить свыше 152 миллионов долларов.

Большие задачи в 2011 году стоят перед нашими железнодорожниками. Необходимо завершить строительство двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Джизак-Янгиер и однопутной электрифицированной железнодорожной линии Янгиер-Фархад, начать реализацию проектов по электрификации имеющих стратегическое значение железнодорожных линий Мараканд-Карши и Карши-Термез, что позволит на 20 процентов сократить расходы и повысить скорость доставки в 1,3 раза.

Наряду с этим необходимо ускорить реализацию проектов по обновлению парка пассажирских локомотивов, модернизации и восстановлению грузовых локомотивов и вагонов, модернизации железнодорожных путей, обеспечить в установленные сроки завершение строительства и ввести в эксплуатацию первую в Средней Азии высокоскоростную железнодорожную магистраль на участке Ташкент-Самарканд совместно с испанской компанией “Тальго”.

В 2011 году мы должны продолжить последовательную работу по совершенствованию систем транспорта и логистики, которая обеспечит надежный внутренний и международный транзит грузов по территории Узбекистана.

Необходимо предусмотреть дальнейшее развитие созданного в 2010 году Центра логистики “Ангрен”, обеспечить в текущем году перевозку через высокогорный перевал Камчик не менее 5 миллионов тонн грузов, для чего правительству необходимо реализовать комплекс мер по расширению его мощностей по обработке контейнерных грузов и дальнейшему оснащению седельными автотягачами «МАН», производимыми на Самаркандском автозаводе.

Также необходимо обеспечить дальнейшее развитие Международного центра логистики на базе аэропорта “Навои”, который устойчиво вписался в глобальную сеть международной транспортной логистики. В текущем году НАК “Узбекистон хаво йуллари” необходимо совместно с оператором аэропорта – компанией “Кореан Эйр” продолжить работу над дальнейшим расширением географии полетов, совершенствованием инфраструктуры аэропорта и увеличением числа самолетов для обслуживания растущих объемов грузовых перевозок.

Исключительно важное значение мы придаем дальнейшему развитию современных компьютерных и телекоммуникационных систем и технологий.

На 2011 год ставится задача обеспечить развитие и модернизацию телекоммуникационной сети на основе внедрения современных широкополосных и оптических технологий, ввод свыше 950 километров волоконно-оптической линии связи, расширения транспортной сети передачи данных в областные центры. За счет реализации предусмотренных мер необходимо обеспечить увеличение пропускной способности международного выхода в Интернет в 4 раза, расширить количество Интернет-пользователей через фиксированную стационарную связь с 3,0 до 3,5 миллиона пользователей, вдвое увеличить с доведением до 100 тысяч числа пользователей широкополосных сетей телекоммуникаций.

В целях внедрения в учебный процесс широкополосных коммуникационных сетей и интернет-технологий Узбекскому агентству связи и информатизации совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования поручается завершить строительство национальной сети “Электронного образования” и обеспечить подключение в 2011 году к единой компьютерной информационной сети всех высших учебных заведений республики, а в последующем – академических лицеев и профессиональных колледжей.

Особое для нас значение имеет реализация комплексной программы по обеспечению перехода к 2015 году всей территории республики на цифровое телевидение. В рамках этого проекта Узбекскому агентству связи и информатизации поручается в 2011 году обеспечить установку современного цифрового передающего оборудования в телецентрах городов Нукус, Ургенч, Андижан и Карши, увеличение охвата населения трансляцией телепрограмм в цифровом формате с 23 процентов до 37 процентов, а также расширение до 50 тысяч единиц мощностей по производству цифровых телевизионных приемников в СИЭЗ “Навои”.

В первой половине 2011 года необходимо обеспечить ввод в эксплуатацию медиа-центра Национальной телерадиокомпании Узбекистана, оснащенного самой современной мультимедийной техникой ведущих компаний Японии и Германии.

В центре нашего внимания в 2011 году будут по-прежнему оставаться вопросы социального развития, в первую очередь укрепление материально-технической базы и оснащенность сферы образования и здравоохранения.

В 2011 году на социальные цели будет направлено 60 процентов всех расходов Государственного бюджета, что существенно больше, чем в предыдущем году, в том числе расходы на просвещение и здравоохранение составят 48 процентов, или на 1,8 триллиона сумов больше, чем в 2010 году.

Будет продолжена работа по совершенствованию и стимулированию труда преподавателей общеобразовательных школ, академических лицеев и колледжей, врачей и медицинского персонала. В 2011 году заработная плата этих категорий работников возрастет в среднем не менее чем на 25 процентов. На финансирование расходов, связанных с ростом заработной платы работников образования и здравоохранения, будет выделено из бюджета свыше 420 миллиардов сумов.

За счет средств созданного Фонда реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных учреждений при Министерстве финансов в объеме 367 миллиардов сумов в текущем году предусматривается: обеспечить реконструкцию и капитальный ремонт 336 образовательных учреждений, 65 детских школ музыки и искусства, будет создано около 1500 компьютерных классов, а также строительство и оснащение 118 спортивных залов. Помимо этого, за счет кредита Эксимбанка Республики Корея в размере 30 миллионов долларов надлежит оборудовать еще дополнительно свыше 1,5 тысячи компьютерных классов в общеобразовательных школах.

В настоящее время подготавливается и в ближайшее время будет принята Программа по развитию высших учебных заведений на 2011-2015 годы. Важнейшая цель Программы – дальнейшее укрепление материально-технической базы и оснащенности высшей школы современным учебным, лабораторным и научным оборудованием, в конечном итоге – в совершенствовании учебных программ, реализации качественно новых подходов в подготовке кадров, отвечающих возросшим требованиям времени.

В 2011 году будет продолжена работа по оснащению самым современным оборудованием и вводу в эксплуатацию таких крупных объектов здравоохранения, как Республиканский научный центр нейрохирургии, отделение кардиохирургии при Республиканском центре хирургии, новое отделение Института гематологии и переливания крови. Намечается завершить строительство и реконструкцию областных детских многопрофильных центров в городах Нукус, Андижан, Гулистан и Термез, многопрофильных медицинских центров в городах Карши, Наманган и Термез, всего 51 стационарного учреждения общим количеством 6,4 тысячи коек, строительство и реконструкцию 23 поликлиник на 6 тысяч посещений.

Министерству здравоохранения совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента необходимо обеспечить жесткий контроль за эффективным и своевременным освоением бюджетных средств, качеством строительных и ремонтных работ.

Особого внимания со стороны правительства, Совета Министров Каракалпакстана, областных и районных хокимиятов, Министерства сельского и водного хозяйства требует осуществление программы расширения в 2011 году масштабов жилищного строительства и обустройства села. Предусматривается обеспечить строительство на 357 массивах не менее 7400 жилых домов, а также объектов социального назначения и коммунального хозяйства. Необходимо мобилизовать на эти цели более 500 миллиардов сумов, в том числе 140 миллиардов сумов из средств Государственного бюджета и привлечь льготные кредитные линии Азиатского банка развития на сумму не менее 100 миллионов долларов.

Уважаемые соотечественники!

Нет, очевидно, необходимости сегодня говорить о той огромной ответственности, которая возлагается на всех нас в связи с объявлением в Узбекистане 2011 года – Годом малого бизнеса и частного предпринимательства, какой мобилизации наших сил и средств потребует реализация подготавливаемой общегосударственной Программы по этому вопросу.

Мы все, сидящие в этом зале, однозначно осознаем, какую исключительно важную роль играет малый бизнес и частное предпринимательство в формировании современной структуры экономики, обеспечивающей удовлетворение быстро меняющегося спроса, создание новых рабочих мест и роста доходов населения.

Трудно переоценить то громадное значение, которое приобретает эта сфера для создания класса собственников – среднего класса – как надежной опоры модернизации и обновления страны.

О том, какими достаточно высокими темпами развивается эта сфера экономики, мы уже говорили. Достаточно сказать, что в 2011 году долю этой сферы в валовом внутреннем продукте намечается довести до 54 процентов.

Вместе с тем, критически оценивая достигнутое по сравнению с опытом развитых стран мира, надо признать, что Узбекистану в этом направлении предстоит сделать еще очень многое. Говоря об этом, хотел бы подчеркнуть следующее:

Во-первых, создать в целом по стране и во всех регионах максимально благоприятную деловую среду для развития бизнеса, реализовать меры по предоставлению большей свободы предпринимательству, малому и частному бизнесу, ликвидации бюрократических барьеров и препятствий.

В этой связи основным критерием оценки деятельности хокимов всех уровней должны стать состояние деловой среды, создание необходимых условий и фактическая динамика развития предпринимательской деятельности.

Генеральной прокуратуре поручается рассматривать любое незаконное вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства как противодействие государственной политике по углублению экономических реформ и применять к нарушителям нормы ответственности в соответствии с законодательством.

Во-вторых, Кабинету Министров поручается провести критический анализ законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Необходима ликвидация устаревших, надуманных, а зачастую ненужных ограничений и запретов, дальнейшее масштабное сокращение вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

В-третьих, необходимо расширить доступ малого бизнеса и частного предпринимательства к кредитным, сырьевым ресурсам, а также системе государственных закупок.

В 2011 году Министерству финансов и Министерству экономики поручается разработать и внедрить отдельный механизм расширения доступа малого бизнеса к системе государственных закупок за счет выделения специальных квот, поэтапного введения прозрачной электронной системы размещения государственных заказов на закупку продукции, работ и услуг среди предприятий малого бизнеса.

Центральному банку совместно с коммерческими банками необходимо продолжить работу по дальнейшему совершенствованию механизмов и увеличению объемов кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, в первую очередь долгосрочных кредитов на инвестиционные цели и формирование стартового капитала, расширению микрокредитования. В 2011 году объем кредитов коммерческих банков в этот сектор экономики необходимо увеличить не менее чем в 1,3 раза.

Ассоциации банков Узбекистана совместно с коммерческими банками необходимо создать Фонд финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам, что позволит снизить расходы субъектов малого бизнеса на подготовку бизнес-планов, повысить их качество и сократить сроки выдачи кредитов.

В-четвертых, мы должны создать необходимые организационные, правовые и финансовые механизмы и условия для развития экспортного потенциала малого бизнеса.

Необходимо устранить излишние внутренние процедуры по оформлению внешнеторговых операций для малых предприятий, предоставить дополнительные преференции для экспорта продукции малого бизнеса.

Надо признать – не каждое малое предприятие может самостоятельно выходить со своим товаром на внешние рынки, имея в виду высокие издержки и отсутствие достаточной информации и знаний о состоянии рынка и специфике законодательства зарубежных стран.

Министерству внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли совместно с агентством “Узстандарт” и Торгово-промышленной палатой в трехмесячный срок необходимо сделать все для создания механизма, обеспечивающего содействие предприятиям малого бизнеса в реализации их продукции на внешних рынках, проведении маркетинга, получении сертификатов и разрешений.

Особым приоритетом и, без преувеличения, наиболее важным условием нашего успешного и стабильного развития в 2011 году и ближайшей перспективе остается решение проблемы по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест.

В соответствии с принятой на 2011 год республиканской Программой, одобренной парламентом страны, предусматривается создание свыше 950 тысяч новых рабочих мест, в основном в сельской местности. Из них более 600 тысяч мест намечается открыть в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. Свыше 73 тысяч рабочих мест будет создано в результате реализации проектов по ускоренному развитию транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Важнейшим направлением занятости остается развитие надомного труда, прежде всего в кооперации с предприятиями по трудовым договорам, а также семейного предпринимательства, что будет способствовать трудоустройству около 220 тысяч человек.

От правительства, руководителей органов государственной власти на местах и предприятий требуется обеспечение постоянной скоординированной работы по безусловному выполнению намеченных целевых параметров.

В центре нашего внимания должны оставаться вопросы трудоустройства более 450 тысяч учащихся, заканчивающих в 2011 году профессиональные колледжи. Хотел бы, пользуясь этой возможностью, еще раз обратить внимание Министерства высшего и среднего специального образования, особенно персонально руководство Каракалпакстана, областных, городских и районных хокимов на выполнение этой ответственной задачи.

Несмотря на все принимаемые меры, в работе профессиональных колледжей самым слабым местом продолжают оставаться такие участки, как:

1) Наведение должного порядка в приеме выпускников 9-х классов, имея в виду их полноценный охват профессиональным образованием.

2) Качество подготовки и квалификация преподавательского состава.

3) Трудоустройство заканчивающих профессиональные колледжи выпускников, которое во многом зависит от качества их подготовки и от того, как мы глубоко изучаем рынок труда. Из всего этого надо делать соответствующие выводы.

Министерству труда и социальной защиты населения совместно с хокимиятами областей, районов и городов надо более ответственно подходить к подготовке и реализации по каждому конкретному району и городу адресных планов по обеспечению занятости выпускников колледжей в соответствии с полученными специальностями.

В этой связи заслуживает всяческой поддержки практика закрепления конкретных предприятий и работодателей за профильными колледжами, создание постоянно действующей связки “предприятие-колледж”. Необходимо заблаговременно, уже сегодня приступать к определению места работы каждого будущего выпускника, организовать для них прохождение практики на будущем рабочем месте, другими словами, обеспечить их закрепление за конкретным рабочим местом.

Дорогие соотечественники!

Мы подвели итоги сделанному за истекший период и определили важнейшие приоритеты экономической программы развития страны на 2011 год.

Тем самым мы определили те ключевые стратегически важные направления развития и углубления реформирования нашей экономики, на которых должны быть сконцентрированы наше внимание, ресурсы и возможности на ближайшую перспективу.

Думаю, сегодня нет необходимости говорить о том, что реализация программных задач на 2011 год в первую очередь зависит, прежде всего, от того, как мы с вами организуем свою работу, сумеем мобилизовать наши ресурсы и возможности для достижения поставленных целей.

Позвольте от всей души пожелать каждому из вас успехов, новых удач и всех благ в 2011 году.



Источник:  uza.uz

Возврат к списку


Комментарии


Реклама

Реклама на сайте

Rambler's Top100         MedLinks - Вся медицина в Интернет                 Яндекс.Метрика
Сертифицированный партнёр 1с-Битрикс

Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2024 
Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для
персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению
в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft

Контакты:
Tel.: +998 (71) 200-92-22
Fax.: +998 (71) 200-92-22
e-mail:
info@mednetsoft.uz