o`zb   рус   eng
Медицинский портал Узбекистана
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати rss

Подписка на рассылку

Последовательное продолжение курса на модернизацию страны – решающий фактор нашего развития

09.12.2010

Последовательное продолжение курса на модернизацию страны – решающий фактор нашего развития

Доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 18-летию Конституции Республики Узбекистан.

Дорогие соотечественники!

Дамы и господа!

В эти дни наша страна торжественно отмечает 18-ю годовщину со дня принятия Основного Закона – Конституции Республики Узбекистан.

Отмечая эту поистине историческую дату в жизни нашего государства и нашего народа, мы воздаем должное непреходящей роли и значению, которую сыграла Конституция страны в становлении современного Узбекистана, в достижении цели, которую мы поставили перед собой с первых же дней независимости – построение демократического правового государства с социально ориентированной экономикой и формирование гражданского общества, где человек, его интересы, его права и свободы являются самой высшей ценностью.

Сегодня, объективно оценивая и подводя итоги независимого развития Узбекистана, не подлежит никакому сомнению факт, что все достигнутые и признанные мировой общественностью рубежи и результаты, которых добилась наша страна за истекшие годы, – и стабильно работающая экономика, и устойчивые темпы ее роста, и с каждым годом возрастающее благосостояние населения, и крепнущий авторитет в мировом сообществе – все это, прежде всего, результат реализации глубоко продуманных целей, принципов и норм, заложенных в Конституции.

Говоря коротко, сама жизнь убедительно подтверждает правоту избранного нами и заложенного в нашей Конституции пути развития страны, получившего название «узбекской модели».

Чем дальше мы отдаляемся от той изжившей себя тоталитарной, централизованной, командной, планово-распределительной системы, тем больше убеждаемся, насколько правильными оказались те принципы и нормы, на которых построена наша модель.

Это, в первую очередь, – полная деидеологизация нашей жизни, отказ от коммунистических догм, верховенство Закона для всех, сохранение за государством роли главного реформатора, выбор не революционного, а эволюционного пути, то есть поэтапность и постепенность проводимых реформ по принципу «Не разрушай старый дом, не построив нового», а также сильная социальная политика.

Руководствуясь этими принципами, мы за истекший период действительно добились очень многого и по праву можем гордиться этим.

Мы добились, на мой взгляд, главного – процесс реформирования и демократизации страны приобрел необратимый и поступательный характер.

Меняются люди, их общественное сознание, отношение к жизни, растет их политическая зрелость и гражданская ответственность за происходящее в стране и в мире.

И все это является сегодня той мощной движущей силой, которая обеспечивает поступательное движение страны по пути прогресса и процветания.

Вместе с тем, отдавая должное сделанному, мы не вправе забывать, что жизнь никогда не стоит на месте.

Объективно и самокритично оценивая пройденный путь и место нашей страны в происходящих в мире кардинальных переменах, мы не должны обольщаться достигнутым, поддаваться чувству эйфории и самоуспокоенности.

В век глобализации и усиливающейся конкуренции, в котором мы живем сегодня, только в результате упорного и настойчивого продвижения вперед по пути коренных реформ и модернизации можем добиться перспективной цели, которую мы поставили перед собой, – войти в число развитых демократических, процветающих государств, обеспечить достойные условия жизни нашего народа.

Именно эти задачи ставятся в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, изложенной на совместном заседании палат нашего парламента 12 ноября этого года.

Важнейшими нашими приоритетами должны стать:

- продолжение конституционных реформ, направленных на дальнейшую демократизацию государственной власти и управления, продолжение реформ по укреплению независимости, самостоятельности и либерализации судебной системы;

- гарантии прав граждан и человека в информационной сфере, обеспечение свободы выбора и совершенствование избирательного законодательства;

- дальнейшее расширение и укрепление прав и полномочий негосударственных некоммерческих организаций, общественных структур и органов самоуправления граждан, в частности, махалли, которые призваны на деле стать важнейшими факторами защиты демократических ценностей и законных интересов людей, формирования в стране гражданского общества.

Только продолжение масштабных экономических реформ и преобразований в соответствии с полностью оправдавшей себя избранной нами моделью может обеспечить устойчивость и необходимые темпы развития экономики, повысить качество жизни, позволит нам занять свое достойное место в мировом сообществе.

Разумеется, необходимо отдавать себе отчет в том, что мы ставим перед собой такие сложнейшие и весомые задачи, для реализации которых потребуются годы.

Я не буду сейчас подробно останавливаться на конкретных направлениях, предусмотренных Концепцией дальнейшего реформирования и модернизации страны.

Все эти вопросы сегодня находят свое достаточно подробное освещение в средствах массовой информации и являются предметом обсуждения не только у нас в стране, но и за ее пределами.

Вместе с тем хотел бы особо подчеркнуть, что самая сложная и ответственная задача – не выработка самой концепции, а разработка и поэтапная реализация Комплексной программы, иначе говоря, Стратегии реализации поставленных в концепции целевых установок по дальнейшему углублению и расширению начатых реформ по демократизации и модернизации страны и выходу на те высокие цели развития, которые мы поставили перед собой.

Говоря об этом, считаю необходимым обратить внимание на следующие основные принципы, на которых должна строиться наша работа.

Первое. Обязательность соблюдения преемственности, поэтапности и последовательности, иначе говоря, эволюционности осуществляемых реформ, имея в виду, что они должны явиться логическим и закономерным продолжением избранного нами курса построения демократического и правового государства с сильным гражданским обществом.

Второе. Необходимо для себя четко уяснить, что предлагаемые в концепции направления реформ имеют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.

Нельзя обеспечить рыночные реформы и либерализацию экономики без последовательной демократизации общественно-государственного устройства, обеспечения независимой самостоятельной судебной системы. В такой же мере это относится к вопросам обеспечения свободы слова и информации, свободы выбора и развития избирательной системы, формирования институтов гражданского общества, повышения политического сознания, социально-экономической активности и правовой культуры наших граждан.

Третье. Успех дальнейшего реформирования и модернизации страны может быть обеспечен лишь только тогда, когда реформы становятся доступными и понятными для каждого сознательно мыслящего человека, если реформы становятся делом каждого гражданина, каждого человека, живущего на нашей земле.

Самые большие надежды и помыслы я возлагаю на вас, сидящих в этом зале моих соотечественников, прежде всего на молодых людей и в их лице на многомиллионное растущее поколение, которое входит сегодня в нашу жизнь как решающая созидательная сила, которой принадлежит будущее страны.

Я твердо верю, что наши дети – наша гордость и опора – будут достойны тех надежд, которые мы возлагаем на них.

Дорогие друзья!

Год назад на собрании, посвященном Дню Конституции, мы вместе с вами приняли решение объявить 2010 год в нашей стране Годом гармонично развитого поколения.

Выдвигая эту исключительно важную для настоящего и особенно для будущего нашего государства и общества задачу, мы исходили прежде всего из непреложной истины, что XXI век, в котором мы живем, – это век, когда востребованы и главенствуют интеллектуальные ценности, высокий уровень знаний и образованности.

Сегодня нет необходимости говорить много о том, что самый решающий фактор нашего продвижения вперед, обеспечения реализации наших самых заветных целей – это человеческий капитал, это растущее и вступающее в жизнь поколение молодых людей, обладающих современными знаниями и востребованными профессиями, способных взять на себя ответственность за будущее страны.

Само собой разумеется, что, разрабатывая программу гармоничного развития подрастающего поколения, мы отчетливо осознаем, что эту исключительной важности задачу нельзя решить за короткий период.

Эта цель должна стать предметом повседневной заботы и приоритетного внимания государства и всего нашего общества на долгосрочную перспективу.

Естественно, исполнение этой чрезвычайно масштабной программы нельзя охватить в рамках одного выступления. Данный вопрос будет подробно обсуждаться на посвященных итогам года собраниях, которые состоятся на местах и в центре. Позвольте мне вкратце остановиться на наиболее важных моментах выполнения в 2010 году основных направлений Государственной программы «Год гармонично развитого поколения».

Прежде всего особое внимание было уделено вопросам дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на защиту прав и интересов детей и молодежи, укрепление правовых основ их гармоничного развития.

Исходя из требований времени была проведена тщательная инвентаризация более 600 нормативно-правовых актов, по итогам которой в действующие законодательные и нормативные акты были внесены соответствующие изменения и дополнения. В их числе: внесение в Кодекс об административной ответственности дополнений, усиливающих ответственность руководителей развлекательных учреждений и других должностных лиц за соблюдение установленных норм и укрепление правопорядка, исключающих вовлечение несовершеннолетних детей в криминогенную ситуацию.

Законодательной палатой Олий Мажлиса в первом чтении принят Закон «Об информационно-библиотечной деятельности», направленный на развитие на базе современных информационных технологий информационно-библиотечного, прежде всего интернет-обслуживания населения, в первую очередь учащихся и студентов.

Большое значение имеет принятие Закона «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». Необходимо особо отметить, что принятие в ближайшее время Закона «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» станет важным фактором формирования здорового поколения, ограждения его от вредных привычек, подрывающих здоровье в раннем возрасте.

Важным документом, разработанным в рамках программы, является и проект новой редакции Закона «О физической культуре и спорте», направленный на дальнейшее реформирование сферы физической культуры и спорта, совершенствование системы подготовки специалистов в этой сфере.

Естественно, говоря о здоровом поколении, в первую очередь мы имеем в виду формирование здорового потомства. В этом направлении за прошедшие годы на основе программы «Здоровая мать – здоровый ребенок» были разработаны и реализованы широкомасштабные мероприятия.

Всем известно, сколько сил и средств было вложено в дело охраны материнства и детства, в том числе строительство в столице и регионах диагностических, скрининговых и перинатальных центров, новых родильных комплексов, оснащенных современным медицинским оборудованием.

В республике в рамках Государственной программы «Скрининг матери и ребенка» наряду с другими областями созданы скрининг-центры в городах Гулистан и Джизак. Все региональные центры за счет средств бюджета оснащены современным диагностическим и лабораторным оборудованием и расходными материалами, что позволило поднять на высокий уровень профилактику и лечение широкого спектра наследственных болезней, уменьшить степень риска рождения детей с наследственными заболеваниями и врожденными пороками развития.

Во всех регионах страны в оснащенных современным оборудованием сельских врачебных пунктах и специализированных центрах медицинским осмотром и ультразвуковым обследованием охвачено практически все население. Ежемесячно проводится Неделя оздоровления женщин фертильного возраста, детей и девочек-подростков. Только в текущем году медицинский осмотр прошли более 7 миллионов 800 тысяч женщин и 8 миллионов 500 тысяч детей в возрасте до 14 лет.

В этом году повысили свою квалификацию и прошли обучение более 12 тысяч патронажных медсестер, свыше 8 тысяч педиатров, неонатологов, акушерок и медсестер с внедрением новых технологий в оказании медицинских услуг женщинам и детям.

Трудно найти аналоги проводимым в Узбекистане профилактическим мероприятиям по охране репродуктивного здоровья населения, направленным на укрепление здоровья беременных женщин путем обеспечения их специальными поливитаминными комплексами, содержащими необходимый спектр жизненно важных элементов. Принимаемые меры позволяют ежегодно оздоравливать 400 тысяч беременных женщин, способствуют укреплению здоровья матерей и предупреждению рождения детей с врожденными пороками развития.

Огромная работа проводится по профилактике ряда заболеваний, представляющих опасность для жизни людей. Сегодня во всех регионах страны более 98 процентов детей охвачено вакцинацией против управляемых инфекций. В результате резко уменьшилось количество случаев заболеваний дифтерией, корью. В 2010 году снизилось число случаев инфекционных заболеваний, в том числе менингококковой инфекции – на 28 процентов, эпидемического паротита – на 27 процентов, вирусного гепатита – на 13 процентов.

В ходе проведенного в стране еще одного масштабного мероприятия – Национальных дней иммунизации против полиомиелита – вакцинацией были охвачены 4 миллиона детей в возрасте до 15 лет, что позволило предотвратить заболевание полиомиелитом в условиях, когда неблагополучная ситуация складывалась в сопредельных странах.

По оценке ряда авторитетных международных институтов, Узбекистан занимает одно из ведущих мест среди 125 стран мира по уровню созданных благоприятных условий для женщин и охране материнства.

Региональным офисом ЮНИСЕФ по странам Восточной Европы, Балтии и СНГ Узбекистан признан региональной моделью по внедрению программ в области охраны материнства и детства.

Из Государственного бюджета на финансирование охраны материнства и детства, на профилактику различных заболеваний, в целом на развитие системы здравоохранения выделено более 1 триллиона 700 миллиардов сумов, что на 30 процентов больше, чем в 2009 году, и в 2 раза по сравнению с 2008 годом.

Особое внимание в реализации Государственной программы «Год гармонично развитого поколения» уделялось вопросу развития сферы образования и прежде всего укрепления ее материально-технической базы, нового строительства и оснащения образовательных учреждений современным оборудованием.

В результате реализации Национальной программы по подготовке кадров и Государственной общенациональной Программы развития школьного образования были построены или капитально реконструированы по современным проектам 1536 академических лицеев и профессиональных колледжей, около 9 тысяч, или практически все, общеобразовательных школ, более 1800 спортивных залов.

С целью постоянного обновления материально-технической базы данных учебных учреждений, осуществления на системной основе их переоснащения самой современной компьютерной техникой, учебно-лабораторным оборудованием, мебелью и учебным инвентарем, обеспечения их сохранности на уровне требований, а также эффективного использования имеющегося огромного потенциала была создана совершенно новая структура – специальный фонд при Министерстве финансов.

На расчетный счет этого фонда в 2010 году было перечислено 315 миллиардов сумов, а в 2011 году предусмотрено выделение 370 миллиардов сумов. И этот факт свидетельствует об огромном внимании, уделяемом в нашей стране данному вопросу.

Особо хотел бы отметить значимость для нас открытия в этом году в Ташкенте нового, современного учебного комплекса Туринского политехнического университета, который призван стать кузницей высококвалифицированных кадров для динамично развивающейся отечественной автомобильной промышленности и ряда других отраслей.

За этот период осуществлена оптимизация системы подготовки кадров, унифицировано 50 направлений образования бакалавриата и 74 специальности магистратуры, введены новые классификаторы направлений и специальностей среднего специального, профессионального и высшего образования.

В рамках программы в 2010 году 560 ведущих кластерных школ обеспечены 13500 единицами компьютерной техники на сумму около 6 миллионов долларов США, свыше 750 сельских школ оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием и мультимедийными средствами, учителя 1,5 тысячи сельских школ обеспечены 3400 персональными компьютерами на общую сумму около 13 миллионов долларов.

В настоящее время все образовательные, научные и культурно-просветительские учреждения страны, а их более 12 тысяч, подключены к Образовательному порталу, который содержит более 25 тысяч учебно-образовательных материалов и ресурсов. Это позволяет широко внедрять в систему образования методы дистанционного обучения, широкий комплекс информационно-коммуникационных услуг для учащейся молодежи страны.

Вместе с тем еще раз хочу подчеркнуть, что огромное значение сегодня приобретает внедрение современных информационных и компьютерных технологий, цифровых и широкоформатных телекоммуникаций, интернета не только в школах, лицеях, колледжах и высших учебных заведениях, но и в жизнь каждой семьи. Именно масштабность развития современных систем связи и информационных технологий служит показателем уровня развития страны и общества.

Благодаря проводимой в данном направлении работе сегодня количество интернет-пользователей составляет 6 миллионов, из них половина приходится на абонентов мобильной связи.

Хотелось бы особо отметить, что в 2010 году в городах Ташкенте и Самарканде запущено современное цифровое телевидение, позволяющее значительно повысить качество услуг по распространению многопрограммных телевизионных каналов, открывающее принципиально новые возможности по доступу к международным информационным ресурсам.

Дорогие соотечественники!

Последовательно проводимая работа в сфере физического воспитания и спорта, особенно по дальнейшему развитию детского спорта, возведению в каждом городе и кишлаке спортивных площадок, сооружений и комплексов, отвечающих современным требованиям и оснащенных необходимым спортивным инвентарем, сегодня приносит свои положительные результаты.

Следует отметить, что за годы независимости в стране воздвигнуто свыше 1200 новых спортивных сооружений, из которых более тысячи находятся в сельской местности. Это позволило сегодня вовлечь более 260 тысяч детей к регулярным занятиям различными видами спорта.

Значительный прогресс достигнут в широком вовлечении в занятия спортом девочек, прежде всего в сельской местности. Исходя из девиза «Никто не должен остаться в стороне от спортивной жизни» для 120 тысяч девочек из малообеспеченных семей была закуплена спортивная одежда и инвентарь на сумму 3 миллиарда 500 миллионов сумов.

Хотелось бы обратить ваше внимание еще на один примечательный факт. После принятия Программы развития художественной гимнастики число занимающихся этим прекрасным видом спорта в стране выросло в 6-7 раз, а в некоторых областях – в 10-12 раз.

Думаю, в связи с этим уместно привести один наглядный пример. На недавно завершившихся в Китае летних XVI Азиатских играх наши спортсменки по художественной гимнастике, продемонстрировав свой талант и мастерство, заняли почетное второе место, что стало беспрецедентным событием в спортивной жизни Узбекистана.

Заслуживает внимания, что свыше 500 юных спортсменов нашей страны, из которых треть составляют девушки, приняли участие в этом году в 42 международных соревнованиях.

Сегодня нельзя не отметить успех наших юных спортсменов на прошедших в Сингапуре I молодежных Олимпийских играх, где они завоевали 9 медалей. А на XVI Азиатских играх сборная Узбекистана уверенно соперничала с признанными в мировом масштабе спортсменами – выиграв 11 золотых, 22 серебряных, 23 бронзовых медали, заняла в общекомандном зачете почетное восьмое место.

Пользуясь сегодняшним случаем, с удовлетворением хочу назвать имена некоторых талантливых юношей и девушек, прославивших на международных аренах на весь мир нашу Родину – Ришода Собирова, Рустама Касымджанова, Владимира Туйчиева, Вадима Менькова, Дильшода Мансурова, Юлии Тарасовой, Артура Таймазова, Элшода Расулова, Светланы Радзивил, Серика Мирбекова, Герасима Кочнева, Сергея Борзова, Алексея Бабаджанова, Вячеслава Горна, Алексея Мочалова, завоевавших золотые медали на Азиатских играх.

Подлинной гордостью нашего народа стал студент Узбекского государственного института физической культуры, двукратный чемпион мира по гребле на каноэ Вадим Меньков, который в 2010 году признан Международной федерацией гребли лучшим каноистом мира.

Все это вселяет уверенность в успешном выступлении сборной Узбекистана на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне.

Надеемся, что и юношеская сборная Узбекистана по футболу, которая с успехом выступила на прошедшем чемпионате Азии, достойно покажет свое мастерство в будущем году на чемпионате мира по футболу в Мексике.

Настоящие образцы мужества и самоотверженности, высоких морально-волевых качеств показали игроки сборной Узбекистана, второй раз подряд завоевавшие звание чемпионов на прошедшем первенстве мира по футболу среди инвалидов-ампутантов в Аргентине.

От имени всего народа хочу выразить огромную благодарность всем нашим доблестным спортсменам, продемонстрировавшим высокое мастерство на мировых и континентальных соревнованиях и высоко поднявшим флаг Узбекистана, и пожелать им новых побед.

Считаю уместным более подробно остановиться еще на одном приоритетном направлении Государственной программы «Год гармонично развитого поколения». Речь идет о широком вовлечении выпускников профессиональных колледжей и высших учебных заведений в сферу малого бизнеса и частного предпринимательства с целью практического применения полученных ими современных знаний и навыков.

Важным шагом в этом направлении явилось принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность». Заслуживает внимания проводимая банками страны работа по предоставлению выпускникам образовательных учреждений льготных кредитов для создания собственного бизнеса.

Хочу привлечь ваше внимание к еще одному важному вопросу. Все мы хорошо понимаем, что в современных условиях жесткой конкуренции нельзя говорить о прогрессе в отрыве от вопроса дальнейшего развития инновационных технологий и науки, активного привлечения к научной деятельности талантливой, одаренной молодежи, создания условий для реализации ею своего творческого и интеллектуального потенциала.

Сегодня само время диктует, чтобы данный вопрос рассматривался как один из наиболее важных приоритетов нашей политики.

Недавно принято постановление Президента по кардинальному совершенствованию системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Суть этого документа состоит в том, что взамен устаревших форм подготовки кадров в виде аспирантуры и докторантуры в высших образовательных и научно-исследовательских учреждениях страны введен институт стажеров-исследователей-соискателей и старших научных сотрудников-соискателей.

Самое важное, что для их стимулирования, создания условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала принято решение приравнять должностные оклады стажера-исследователя-соискателя к базовым размерам должностного оклада стажера-исследователя, а старшего научного сотрудника-соискателя – к окладам старших научных сотрудников, имеющих ученую степень кандидата наук. На практике это означает повышение всем указанным соискателям заработной платы в 1,6 раза.

Необходимо остановиться еще на одном, имеющем принципиальное значение направлении программы, а именно: на продолжении проводимой в стране широкомасштабной работы по укреплению семьи, усилению заботы о молодых семьях, обеспечению их правовой и социальной защиты, созданию необходимых условий для образования здоровой и прочной семьи.

Нет необходимости говорить, что именно в семье, в атмосфере любви и взаимного уважения родителей происходит рождение нового человека, формирование его как личности и гражданина. Именно в семье закладываются представления о чести и доброте, уважительное отношение к старшим, формируется мировоззрение человека в духе национальных и общечеловеческих ценностей.

В этой связи в текущем году была продолжена начатая в прежние годы работа по поддержке института семьи. Так, например, для решения жилищных проблем и обустройства жилья 2,5 тысячи молодых семей коммерческими банками были выделены ипотечные и потребительские кредиты на сумму 107 миллиардов 600 миллионов сумов. Кроме того, хокимиятами областей, городов и районов выделено свыше 5 миллиардов 800 миллионов сумов привлеченных спонсорских средств на реконструкцию высвобожденных нежилых зданий и приобретение собственного жилья. Более 7200 молодым семьям безвозмездно передан крупный рогатый скот, и на эти цели выделено 5 миллиардов 300 миллионов сумов.

В рамках программы внедрены новые современные формы и средства информационных и педагогических технологий в целях формирования у молодежи прочного духовного иммунитета против влияния так называемой «массовой культуры», религиозного экстремизма, проникновения чуждых нашему народу идей и ценностей.

Естественно, в этом плане приобретает важное значение пропаганда и популяризация произведений подлинного искусства в противовес образцам низкопробной «массовой культуры».

Уважаемые друзья!

Примечательно, что инициаторами многих мероприятий, намеченных Государственной программой «Год гармонично развитого поколения», выступили неправительственные организации, и это служит неопровержимым доказательством наших реальных достижений в строительстве гражданского общества в стране, наглядно демонстрирует общность интересов государства и общества в воспитании гармонично развитого поколения.

Только в текущем году на реализацию Государственной программы «Год гармонично развитого поколения» из всех источников было направлено около 8 триллионов сумов, что свидетельствует о глубине и огромном масштабе этой работы.

Пользуясь случаем, от своего имени и от имени всего народа хочу выразить искреннюю благодарность государственным и негосударственным организациям страны, предприятиям, фермерским хозяйствам и предпринимательским структурам, зарубежным фондам и международным организациям, послам и представителям иностранных государств, находящимся в этом зале, всем людям, внесшим свой достойный вклад в это благородное дело.

Дорогие соотечественники!

Теперь мы с вами должны рассмотреть, какое название дадим наступающему новому 2011 году.

Думаю, нет необходимости лишний раз говорить о сути и значимости конкретного названия каждого года, объединяющего нас всех на пути к цели, которую мы поставим перед собой.

В целом мы все хорошо понимаем, какое большое значение имеет этот вопрос в мобилизации возможностей и средств государства и общества, предприятий, организаций или учреждений, независимо от их формы собственности, юридических и физических лиц, спонсоров и благотворительных фондов для достижения намеченных рубежей, совместного решения имеющихся проблем.

Подтверждение этому можно видеть в нашей практике, в результатах той масштабной работы, которая осуществляется начиная с 1997 года, когда мы стали каждому новому году давать название, воплощающее помыслы и устремления народа.

С учетом изложенных выводов и в целях повышения на новый уровень социально-экономического развития страны предлагаю объявить наступающий новый 2011 год Годом малого бизнеса и частного предпринимательства.

Говоря о предпринимательстве, мы в первую очередь имеем в виду частное предпринимательство. Уместно отметить, что испокон веков предпринимательство занимало особое место в истории нашей страны. Можно многое сказать о традициях предприимчивости наших предков, их уважительном и бережном отношении к земле, собственности, ремеслам, деловых качествах людей.

Здесь хочу еще раз напомнить мудрые слова Амира Темура: «Один решительный, предприимчивый, бдительный, мужественный и отважный человек предпочтительнее тысячи безынициативных и безразличных людей».

Возможно, в прежние времена предприниматель именовался по-другому. Но как бы он ни назывался – торговец или мастер-ремесленник, владелец мастерской или предприятия, наши предки за счет таких видов хозяйственной деятельности обеспечивали интересы не только собственной семьи, но и всей страны.

Одним словом, не будет преувеличением сказать, что предпринимательская жилка изначально существует в наших людях.

Следует подчеркнуть, что с первых дней независимости при определении будущего страны, политического и социального устройства государства и общества, в первую очередь при разработке и утверждении Конституции, в центре нашего внимания всегда находился принципиальный вопрос о собственности и имущественных отношениях.

Именно поэтому, признавая равенство государственной, корпоративной и частной собственности в составе многоукладной экономики страны, наша Конституция и законодательство закрепляют приоритет частной собственности, ей обеспечены надежные конституционные гарантии.

Сегодня малый бизнес и частное предпринимательство своей особо важной и весомой долей в экономике, ролью и воздействием, проще говоря, большой значимостью, которую не заменит ни одна сфера и направление, занимают особое место в развитии государства и общества.

Важнейшим приоритетом на протяжении всего периода независимого развития является создание максимума благоприятных условий, льгот и преференций, оказание всесторонней поддержки для ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, без которого невозможно обеспечить будущее нашей экономики.

Нельзя забывать, что развитие ускоренными темпами именно этой сферы является одним из важнейших факторов наполнения внутреннего рынка конкурентоспособной и качественной продукцией, создания новых рабочих мест, прежде всего для молодежи, что составляет один из актуальных вопросов сегодняшнего дня, и обеспечения на этой основе увеличения доходов и повышения благосостояния народа.

Говоря об исключительной важности развития малого бизнеса и предпринимательства, мы должны отдавать себе отчет в том, что, решая эту проблему, мы непосредственно реализуем фундаментальную задачу, во многом определяющую суть и содержание проводимых реформ – формирование среднего класса собственников как основы демократического общества.

Всем известно, что именно этот социальный слой – то есть средний класс – наиболее заинтересован в дальнейшем углублении проводимых в стране реформ, стабильном и устойчивом развитии. Говоря коротко, малый бизнес и частное предпринимательство в настоящее время становятся гарантом и опорой социальной и политической стабильности в обществе, активной движущей силой на пути прогресса страны.

В последние годы у нас многое сделано по созданию благоприятного делового климата и стимулированию малого бизнеса и частного предпринимательства.

Думаю, не останавливаясь подробно на этом, достаточно привести лишь один пример.

Если в 2000 году субъектами малого бизнеса было произведено 30 процентов внутреннего валового продукта страны, то спустя небольшой срок, по итогам 2010 года этот показатель, как ожидается, достигнет 53 процентов, что, вне всякого сомнения, является логическим результатом нашей целенаправленной работы.

Затрагивая эту тему, хочу особо привлечь ваше внимание к тому, что малый бизнес и частное предпринимательство становятся важным фактором по обеспечению занятости и источником стабильного дохода. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время в этой сфере трудятся свыше 74 процентов от общей численности занятого населения страны.

Сложно представить себе, где бы эти люди сейчас искали работу, если бы в свое время этой сфере не было уделено большое и всестороннее внимание, не созданы необходимые условия, не предоставлены различные преференции. Долг всех органов государственной власти – и дальше вплотную заниматься решением проблем трудоустройства, прежде всего молодежи.

Наглядным подтверждением высказанной выше мысли служит тот факт, что только в 2010 году за счет развития малого бизнеса и частного предпринимательства создано 480 тысяч новых рабочих мест. Более 60 процентов из них – в сельской местности. Принимая во внимание, что около 50 процентов населения страны проживает именно в селах, думаю, нетрудно понять социальную значимость этих цифр.

Можно еще много говорить о явных преимуществах и больших возможностях малого бизнеса и частного предпринимательства. Однако, если учесть, что в настоящее время в Узбекистане еще немало незадействованного потенциала и возможностей для развития этой сферы, а в развитых странах мира малый бизнес и частное предпринимательство занимают ведущее и, более того, решающее место в общем объеме валового внутреннего продукта, то станет ясно, какую масштабную работу нам предстоит еще выполнить в этом направлении.

Исходя из этого, необходимо уделить особое внимание следующим приоритетным направлениям Государственной программы, которая будет разработана и принята в связи с объявлением Года малого бизнеса и частного предпринимательства.

В первую очередь, в целях защиты прав и интересов субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, предоставления новых возможностей для развития этой сферы в центре нашего внимания должны находиться вопросы критической оценки действующей нормативно-правовой базы, принятия новых законодательных актов.

Говоря об этом, следует особо подчеркнуть, что нельзя более терпеть такое положение, когда на местах вместо оказания поддержки частным предпринимателям чиновники чинят всяческие препятствия тем, кто стремится создать пусть маленькое, но свое дело, свой бизнес.

Разумеется, в последние годы проведена большая работа по масштабному сокращению вмешательства государственных и контролирующих структур в финансово-хозяйственную деятельность предприятий, значительному расширению экономических прав и свобод хозяйствующих и предпринимательских субъектов. Однако низкая квалификация отдельных чиновников контролирующих органов все еще остается острой проблемой и отрицательно сказывается на работе в этом направлении.

Наряду с этим нельзя отрицать, что во многих областях и районах есть проявления коррупции, взяточничества, вымогательства, злоупотребления служебным положением. Пришло время полностью искоренить подобные противозаконные явления.

Следующее приоритетное направление – создание еще больших благоприятных условий для малого бизнеса и частного предпринимательства.

В последние годы проведена и проводится большая работа по упрощению процедуры регистрации субъектов малого бизнеса, сдачи отчетов в налоговые, финансовые и статистические органы. Тем не менее, и в этой сфере еще предстоит многое сделать.

Вместе с тем в программе необходимо наметить конкретные меры по решению вопросов строительства и подключения субъектов малого бизнеса к инженерно- коммуникационным сетям – энерго- и газоснабжению, водопроводу и канализации. Необходимо установить строгий контроль за выполнением этих мер.

Другой важный вопрос связан с созданием условий и льгот по налоговым и другим платежам для сферы малого бизнеса и частного предпринимательства.

Всем хорошо известно, что предпринятые в последние годы меры по дальнейшему сокращению налогового бремени хозяйствующих субъектов с 13 процентов в 2005 году до 7 процентов, или его сокращение почти в 2 раза, расширили возможности для развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Начиная с 2011 года предусмотрено снижение этого показателя с 7 до 6 процентов, что, без сомнения, станет новой льготой, предоставляемой государством деловым людям и предпринимателям.

Думаю, что на этом направлении мы, не ограничиваясь проводимой работой, должны предпринять практические меры по дальнейшему совершенствованию системы предоставления среднесрочных и долгосрочных кредитов субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства для модернизации и технологического обновления производства, решения имеющихся проблем.

Особенно серьезное значение необходимо придать решению вопроса об участии субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в сфере внешней экономической деятельности, их выхода на региональные и мировые рынки.

Необходимо остановиться еще на одном вопросе, требующем пристального внимания. В настоящее время у нас малый бизнес и частное предпринимательство в основном сосредоточены в сферах торговли, услуг и связи, переработки сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем необходимо создать широкие возможности для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в промышленных отраслях, организации современных высокотехнологичных инновационных производств в сферах нанотехнологий, фармакологии и фармацевтики, информационно-коммуникационных и биотехнологий, применения альтернативной энергетики, одним словом, открыть путь развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, основанного на передовых достижениях науки.

Хотелось бы особо отметить, что здесь я вкратце остановился лишь на отдельных аспектах и приоритетных направлениях, которые должны найти свое отражение в программе.

Само собой разумеется, что для наполнения программы конкретным содержанием, выполнения стоящих перед нами актуальных задач необходимо решением правительства создать специальную рабочую комиссию, глубоко и тщательно разработать каждое направление с привлечением ведущих специалистов, прежде всего самих предпринимателей.

Думаю, в этой работе своими мыслями и практическими предложениями активное участие примут государственные и негосударственные организации, представители малого бизнеса, фермеры и предприниматели, одним словом, широкая общественность.

Пользуясь случаем, хотелось бы вновь повторить: малый бизнес и частное предпринимательство должны стать прочной опорой нашего общества, его благосостояния, сегодняшнего и будущего развития нашей страны.

Уверен, что именно такой взгляд, такой подход станут основным ориентиром в нашей дальнейшей деятельности, прежде всего в решении стоящих перед нами особо важных и актуальных задач.

Желаю всем вам сил и энергии, новых и новых успехов в достижении этой цели.

Дорогие соотечественники!

Еще раз поздравляю всех вас с Днем Конституции, желаю вам здоровья, мира и достатка вашим семьям.



Источник:  uza.uz

Возврат к списку


Комментарии


Реклама

Реклама на сайте

Rambler's Top100         MedLinks - Вся медицина в Интернет                 Яндекс.Метрика
Сертифицированный партнёр 1с-Битрикс

Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2024 
Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для
персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению
в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft

Контакты:
Tel.: +998 (71) 200-92-22
Fax.: +998 (71) 200-92-22
e-mail:
info@mednetsoft.uz