МЕДИЦИНСКИЙ ПОРТАЛ УЗБЕКИСТАНА

Официально: перед Новым годом в Узбекистане был зафиксирован скачок цен на товары и услуги

11.01.2018

Официально: перед Новым годом в Узбекистане был зафиксирован скачок цен на товары и услуги

Согласно данным Госкомстата, за 2017 год инфляция в потребительском секторе республики составила 14,4 %. Продовольственные товары стали дороже на 15,9 %, непродовольственные – на 16,1 %, услуги – на 8,6 %. 

Так, при среднемесячном приросте потребительских цен на 1,1 %, значительнее всего цены росли в ноябре и декабре 2017 года (на 2,0 % и 2,7 % за месяц), минимальным был рост цен в июне и июле (на 0,3 % и 0,4 % за месяц).

Факторы, повлиявшие на уровень инфляции в 2017 году

Можно выделить следующие основные факторы инфляционных процессов, произошедших в 2017 году:

- девальвация и проводимая политика по либерализации национальной валюты привели к ускорению темпов инфляции и повлияли на общий рост цен товаров и услуг.

В частности, в первом полугодии 2017 года потребительские цены выросли на 5,2 %, а только за последние четыре месяца года (с сентября по декабрь 2017 года) рост цен составил 7,6 %. Это связано, в значительной степени, с повышением цен на импортируемые товары, а также с увеличением издержек производства и повышением цен отечественными производителями, поставляющие свою продукцию на внутренний рынок. Наглядным примером может послужить повышение розничных цен на легковые автомобили, производимые в стране, которые за год стали дороже в среднем в 1,5 раза.

- повышение цен на бензин с ноября 2017 года на 39,7 % привело к росту ИПЦ на 0,5 п.п. Необходимо также отметить, что, как показывает практика, рост цен на бензин косвенно влияет и на удорожание других товаров и услуг (за счет роста издержек их производства и транспортировки).

- повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 7,1 % оказало влияние на уровень инфляции обеспечив прирост ИПЦ на 0,4 п.п.

В качестве еще одного фактора ускорения инфляционных процессов в стране можно выделить ожидания населения и предприятий в отношении предстоящего роста цен, которые даже при отсутствии объективных факторов могут двигать цены вверх. Инфляционные ожидания приводят к тому, что потребители, начиная запасаться товарами «впрок», еще больше стимулируют повышения цен.

Замедление темпов инфляции в летние месяцы связано, в основном, с сезонными трендами и насыщением рынка плодоовощной продукцией нового урожая, что привело к снижению цен на фрукты и овощи (в июне – на 13,8 %, июле – на 14,9 %, августе – на 4,6 %).

Индекс потребительских цен на продовольственные товары

Как было отмечено выше, продовольственные товары за год стали дороже в среднем на 15,9 %, что обеспечило общий прирост ИПЦ на 6,9 п.п. (процентных пункта). Динамика ценовых изменений по месяцам в течение года была неравномерной: в связи с сезонными трендами в июне и июле цены на продовольствие снизились на 1,0 % и 0,7 % за месяц, а пик роста цен отмечен в декабре 2017 года (на 4,4 % за месяц).


Рост цен на основные продовольственные товары за январь-декабрь 2017 года (в % к декабрю 2016 года)

За 2017 год цены на фасоль выросли на 42,4 %, яйца – на 36,1 %, говядину – на 35,9 %, горох – на 33,2 %, мясо домашней птицы – на 33,1 %, баранину – на 31,4 %, сахар – на 28,8 %, маргарин – на 21,3 %, молоко – на 20,6 %, сливочное масло – на 19,9 %, творог – на 18,5 %, кофе и чай – на 17,0 %, рис – на 16,2 %, растительное масло – на 15,3 %, сыры – на 15,1 %, кондитерские изделия – на 14,0 %, муку – на 10,4 %.
1515500726_myaso.png

В декабре 2017 года в областях республики сохранялись различия в уровне средних цен на отдельные продукты питания. Разрыв между самой высокой и низкой ценой говядины между регионами республики составил 1,3 раза, баранины – 1,5 раза, риса – 2,0 раза, картофеля – 1,3 раза.

Индекс потребительских цен на непродовольственные товары

Непродовольственные товары за 2017 год подорожали на 16,1 %, что привело к приросту ИПЦ еще на 5,7 п.п. Порядка 4,0 п.п. или 27,4 % от общего прироста ИПЦ связано с повышением цен на одежду, обувь, ткани и бытовой текстиль, строительные материалы, культтовары, товары личной гигиены, личный транспорт и бензин. 

1515500697_neprodov.png
Суммарное влияние на прирост ИПЦ – 4,0 п.п.

Индекс потребительских цен на услуги

Цены и тарифы на услуги для населения страны повысились за год в среднем на 8,6 %, что привело к приросту сводного ИПЦ на 1,8 п.п. Основными инфляционными факторами в этой сфере стали повышения тарифов на услуги связи – на 23,9 %, правового характера и банковские услуги – на 15,0 %, бытовые – на 8,3 %, жилищно-коммунальные услуги – на 7,1 %, услуги пассажирского транспорта – на 6,9 %, что повлияло на прирост ИПЦ на 1,4 п.п. (доля влияния 9,9 %). 

1515500663_uslugi.png

Влияние на прирост сводного ИПЦ – 1,1 п.п.

Что нас ожидает в 2018 году?

На сегодняшний день данный вопрос является чрезвычайно важным для населения страны. Согласно данным МВФ, инфляция в республике в 2018 году составит 14,3 %. ЦБ Узбекистана в 2018 году прогнозирует уровень инфляции в пределах 11,5-13,5 %.

Инфляция – непостоянная экономическая величина, на которую будут оказывать влияние множество факторов, в том числе:
- в 2018 году на строительные материалы ожидается рост цен, связанный с введением в действие Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 1025 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы поставки и реализации природного газа и электроэнергии», что также отразится повышении индекса цен на непродовольственные товары и общем уровне инфляции;
- курс доллара – ещё один фактор, который определит динамику цен в 2018 году;
- как мы уже писали, инфляционные ожидания – ожидания населения и предприятий в отношении роста цен, могут оказать существенное влияние на ценовую ситуацию в стране.


* Основным индикатором инфляционных процессов в потребительском секторе страны является индекс потребительских цен (ИПЦ). Для расчета ИПЦ в Узбекистане используется потребительский набор товаров и услуг из 350 наименований, разделенных на три крупные группы: продовольственные товары (96 наименований), непродовольственные товары (188 наименований) и услуги (66 наименований). Таким образом, потребительский набор, на основе которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов страны выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением страны.

Необходимо отметить, что при расчете ИПЦ помимо ценового фактора (т.е. фактического изменения цен на товары и услуги) влияние оказывает и удельный вес конкретных товаров и услуг. Таким образом, в индексе потребительских цен агрегируется (усредняется) движение цен на все многообразие товаров и услуг по всей территории страны.

 

Источник:  nuz.uz

 


Картинка для анонса: Array

Возврат к списку


Комментарии



Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2011 Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft