Хамшира Написать Поиск/ Распечатать

Онлайн услуги

Подробнее

Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее

В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее

05.11.2007

Приложение №11


ИНСТРУКЦИЯ

о порядке проведения мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ- инфекции и мер, принимаемых в ответ на эпидемию ВИЧ-инфекции

Настоящая Инструкция разработана во исполнение приложение №2 «Стратегической программы противодействия распространению ВИЧ инфекции в Республике Узбекистан на 2007-2011 годы», утвержденной протоколом заседания Республиканской Чрезвычайной Противоэпидемической Комиссии №07/10-115 от 03.07.2007г. (далее – Государственная программа).

Целью данной инструкции является дать общие понятия по мониторингу и оценке, определить порядок проведения мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ/СПИД и мер, принимаемых в ответ на эпидемию ВИЧ-инфекции (далее – мониторинг и оценка по ВИЧ/СПИД).

Более подробная информация о мониторинге будет представлена в руководстве по мониторингу и оценке стратегической программы противодействия ВИЧ инфекции в Республике Узбекистан на 2007 – 2011 гг.

I.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Ключевые понятия системы Мониторинга и Оценки в аспекте ВИЧ/СПИДа:

Основные принципы и концепция мониторинга и оценки разработаны на основе материалов и рекомендаций Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), Всемирной организации здравоохранения, Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией и др.

Основные понятия (термины), применяемые в системах мониторинга и оценки

Мониторинг — постоянное отслеживание информации о реализуемой программе и ее результатах для сравнения текущего состояния дел с планом. Мониторинг предполагает отслеживание затрат и результатов на основе специально разработанной системы сбора и изучения данных.

Оценка — совокупность видов деятельности, разработанных для эпизодического определения ценности или достоинств отдельной программы, вмешательства или проекта, т.е. определение причинно-следственной связи между полученными итогами и конкретными вмешательствами по истечении определенного количества времени.

Программа — совокупность мероприятий по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции на национальном или региональном уровне.

Вмешательство — конкретный вид деятельности, разработанный для достижения целей в одной из программных областей.

Различие между мониторингом и оценкой

Мониторинг

Оценка

стандартная повседневная оценка текущей деятельности и хода исполнения программы/проекта

периодический анализ общих достижений программы/проекта

отвечает на вопрос «Что делается?» и описывает процесс выполнения мероприятий

должна ответить на вопросы «Чего мы достигли? Какова эффективность национальных вмешательств»

при мониторинге анализируется то, что делается

по итогам оценки делаются выводы об эффективности программы или проекта и формулируются рекомендации на будущее

обычно не требуется больших финансовых затрат

требует больших финансовых затрат, особенно это касается оценок эффективности программ профилактики ВИЧ/СПИД, которые базируются на проведении специальных исследований (Дозорный эпидемиологический надзор среди целевых групп населения, социологическое исследование среди молодежи и тд.)

Мониторинг и оценка – инструмент управления.

Цель системы мониторинга и оценки (эффективности и качества деятельности) – обеспечить руководителей каждого звена своевременной, качественной информацией, необходимой для принятия управленческих решений соответствующего уровня.

Задачи мониторинга и оценки заключаются в предоставлении информации:

· о ходе выполнения целей и задач программы / проекта для внесения необходимых поправок;

· позволяющей принять решение о реализации программы и предоставлении услуг;

· о вложении и использовании ресурсов. Информация такого рода позволяет увидеть дублирование, задержки в использовании средств, нерациональное расходование ресурсов, недостаточность выделенных ресурсов и т.д., и своевременно принять решение об их перераспределении. Таким образом, удается добиться эффективного и экономного использования ограниченных ресурсов;

· позволяющей в ходе работы контролировать качество процесса деятельности, а по завершении (очередного этапа) программы / проекта оценить их результаты или воздействие.

За последние несколько лет сформировались следующие уровни проведения мониторинга и оценки:

вклад — процесс — результат — итог — воздействие.

Для того чтобы программа или проект достигли своих целей, необходимо, чтобы вклад (входные факторы), например в виде денег и затраченного рабочего время, дал благодаря процессу реализации мероприятий результаты (выходные факторы), например в виде запасов и системы закупки лекарственных препаратов, новых услуг, подготовленного персонала, информационных материалов и т.д.

Если такие результаты хорошо спланированы и используются для групп населения, на которые они были рассчитаны, то программа или проект скорее всего будет иметь положительный краткосрочный эффект или итог, например расширение практики пользования презервативами при контактах со случайными партнерами, соблюдение режима лечения при ВИЧ/СПИД или более позднее начало половой жизни молодыми людьми. Такие положительные краткосрочные итоги должны обеспечивать более долгосрочное воздействие программ, представленных в виде снижения случаев ВИЧ/СПИД, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни людей, живущих с ВИЧ.

II.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Мониторинг и оценка по ВИЧ/СПИД проводится на основании систематического сбора, обработки, анализа, систематизации, хранения данных о распространенности ВИЧ-инфекции, особенностях поведения среди различных групп населения, доступе, качестве и эффективности предоставляемых услуг по ВИЧ/СПИД в Республике Узбекистан.

2. Основными задачами отдела мониторинга по ВИЧ/СПИД являются:

-создание перечня показателей мониторинга по ВИЧ/СПИД, разработка методов сбора информации, обработка, анализ, систематизация, хранение данных;

-ведение баз данных, характеризующих показатели ВИЧ-инфекции и эпидемическую ситуацию по ВИЧ/СПИД в Республике Узбекистан в статике и динамике, дифференцированно по административно-территориальным единицам и группам населения;

-информирование государственных органов, всех заинтересованных сторон о результатах, полученных в ходе мониторинга по ВИЧ/СПИД в Республике Узбекистан;

-получение информации, необходимой для реализации цели мониторинга по ВИЧ/СПИД из министерств, ведомств, учреждений, организаций и тд.

3. Оценка по ВИЧ/СПИД обеспечивает:

- определение эффективности воздействия мероприятий, проводимых в рамках Стратегической программы, на эпидемиологическую ситуацию по ВИЧ-инфекции в Республике Узбекистан (распространенность ВИЧ инфекции, изменение поведения уязвимых групп и тд.);

- получение информации, необходимой для разработки мероприятий по совершенствованию мер профилактики ВИЧ-инфекции и поддержки людей, живущих с ВИЧ.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
МОНИТОРИНГА ПО ВИЧ/СПИД

1. Мониторинг по ВИЧ/СПИД проводится на республиканском, областном, городском и районном уровнях.

Общую координацию деятельности по организации и проведению мониторинга настоящего приказа и ответных мер сектора здравоохранения осуществляет Министерство здравоохранения Республики Узбекистан.

2. Организацию и проведение мониторинга по ВИЧ/СПИД на уровне административно-территориальных единиц осуществляют Республиканский Центр СПИД, Центр СПИД Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской Центры СПИД, во взаимодействии с Министерством здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлениями здравоохранения областей и г. Ташкента.

3. Областные Центры СПИД осуществляют:

- сбор и хранение данных по основным направлениям деятельности по ВИЧ/СПИД в соответствии с планом проведения мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ/СПИД;

- ведение баз данных, характеризующих социально-медицинские показатели ВИЧ-инфекции и эпидемическую ситуацию по ВИЧ/СПИД на уровне областей

- организацию и проведение мониторинга по ВИЧ/СПИД совместно с организациями, указанных в плане проведения мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ/СПИД в Республике Узбекистан.

- представление информации в соответствии с отчетными формами и сроками, указанными в нормативных документах (Национальный план по МиО, приказ МЗ РУз от 26 июня 2006 г. № 287 «Об утверждении медицинской документации, используемых в учреждениях системы здравоохранения» и др.) в Республиканский Центр СПИД МЗ РУз на бумажных и электронных носителях.

4. Республиканский Центр СПИД МЗ РУз осуществляет:

- подготовку предложений по организации ведения мониторинга по ВИЧ/СПИД в Республике Узбекистан;

- организационно-методическое руководство по проведению мониторинга по ВИЧ/СПИД республиканскими органами государственного управления, областными Центрами СПИД;

- сбор данных, согласно срокам, установленными нормативными документами от республиканских органов государственного управления, областных центров СПИД, анализ, систематизацию и хранение данных;

- ведение баз данных, характеризующих социально-медицинские показатели ВИЧ-инфекции и эпидемическую ситуацию по ВИЧ/СПИД на республиканском уровне;

- выявление причинно-следственных связей между распространенностью ВИЧ-инфекции, поведенческими особенностями групп повышенного риска инфицирования ВИЧ и масштабами проведенных профилактических мероприятий;

- информирование государственных органов, юридических лиц и граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга и оценки по ВИЧ/СПИД.


Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана

Нормативные документы