В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее
10.04.2009
2. Критерии улучшения качества медицинского обслуживания в Республике Узбекистан
2.1. Факты и цифры
2.1.1. Основная информация
До 1991 года система здравоохранения Узбекистана была строго централизованной государственной системой. После обретения Узбекистаном независимости возникла необходимость реорганизации процессов здравоохранения, также как и всех других процессов, управляемых на государственном уровне. Реформа здравоохранения продолжается, и это сопровождается серьезными трудностями вследствие географического и демографического положения: Узбекистан имеет большую территорию с различными географическими особенностями и четкой разницей между городским и сельским населением. Более того, Республика Узбекистан является имеет высокую плотность населения и занимает первое место по этому показателю в Средней Азии. Вследствие этого организация, контроль и предоставление качества представляются очень сложными. Это особенно очевидно в сельских районах страны.
Первоначально медицинские услуги предоставлялись бесплатно по принципу их доступности для всех: «Каждый должен иметь право на получение качественного медицинского обслуживания» (Конституция Республики Узбекистан, 1992). Министерство Здравоохранения было назначено ответственным за управление завершенным процессом медицинского обслуживания, за наблюдение и контроль за техническим оснащением, противоэпидемическими центрами, профессиональным обучением, и т.д. Обслуживание оплачивалось из государственных доходов в соответствии с центральным распределеним бюджета. Ресурсы и обслуживание в области здравоохранения не соответствовали требованиям вследствие вышеописанных трудностей.
2.1.2. Показатели здоровья в Узбекистане
Узбекистан имеет четкие показатели здоровья, которые определяют цели для обеспечения более эффективного и качественного медицинского обслуживания. Некоторые показатели указывают на существующие проблемы и должны быть улучшены. Полный и качественный контроль и исполнение достаточно сложны в реализации из-за большой рассредоточенности пунктов первичной медико-санитарной помощи.
Сектор здравоохранения был одним из наиболее пострадавших вследствие экономического спада после развала СССР. Основным источником финансирования здравоохранения по-прежнему являются государственное финансирование и доходы с налогообложения. Общие расходы на здравоохранение составляют 3,5% ВВП. Планируется довести расходы на здравоохранение до 10% государственного бюджета. Некоторые расходы покрываются за счет прямых платежей от пациентов (около 7% от общего бюджета на здравоохранение). В настоящее время некоторые услуги предоставляются через частные медицинские учреждения, которые, по всей видимости, имеют более лучшие условия для обслуживания. Это раскрывает еще одну проблему, связанную с недостаточным государственным контролем за качеством медицинского обслуживания и отсутствием финансовых и статистических данных об обслуживании от частных учреждений.
Одной из важнейших медицинских проблем для населения, особенно в сельских регионах, является большое число различных заболеваний. Большую часть составляют инфекционные заболевания (туберкулез, вирусные гепатиты, ВИЧ и др.) Например, случаи заболевания туберкулезом выросли на 50% с конца 90-х годов, в некоторых сельских регионах 0,2% всего населения заражены этим заболеванием. Вспышки подобных заболеваний являются достаточно распространенными. Для прекращения распространения и вспышек инфекционных болезней необходимо разработать механизмы и процессы для соответствующего быстрого обнаружения и диагностики, надежной отчетности и регистрации. Проведение и контроль полной вакцинации как в учреждениях вакцинации (например, в роддомах), так и по географическому признаку в учреждениях санитарно-эпидемиологического надзора, могут снизить общее число вспышек и даже пресечь распространение некоторых видов заболеваний. Следовательно, санитарно-эпидемиологические службы должны быть организованы на высоком уровне с наличием полных данных со всех регионов и информацией, необходимой для качественного и своевременного процесса принятия решений. Реформа санитарно-эпидемиологических служб должна обеспечить условия для более качественного мониторинга и быстрого реагирования на инфекционные заболевания согласно принятым критериям и индикаторам.
Дополнительные проблемы имеются с неинфекционными заболеваниями такими как сердечно-сосудистые, эндокринологические (сахарный диабет), онкологические, эндемические заболевания и др. В этой области медицинские проблемы могут быть гораздо сложнее. Правильный доступ к качественному медицинскому обслуживанию и компетентному медицинскому персоналу в сельских регионах может помочь справиться с подобными заболеваниями. Телемедицина – один из признанных способов преодоления подобных проблем в удаленных центрах с ограниченным медицинским персоналом.
Дородовое, послеродовое обслуживание детей и матерей является другим важнейшим вопросом. Проблема опять заключается в разрозненности медицинских институтов и медицинских услуг. Доступные централизованно хранящиеся данные о полной медицинской истории матери и ребенка могут позволить медицинскому персоналу принять правильное решение в обслуживании и лечении, что несомненно повысит качество медицинского обслуживания. Такой подход также применим для всего здравоохранения на уровне страны.
Недостаток поликлиник и пунктов первичного медицинского обслуживания, как первой линии контакта в лечении пациентов, ведет к повышенной эксплуатации больниц. Больничный сектор получает около 80% от всего бюджета на здравоохранение, и поэтому остается малая доля фондов на амбулаторное и первичное медицинское обслуживание в поликлиниках. Децентрализация медицинского лечения должна стать ключевой целью в реструктуризации здравоохранения. Фокусирование на более качественном амбулаторном обслуживании больных в сельских районах должно привести к снижению затрат, быстрому приему больных и решению медицинских проблем, что приведет к более качественному обслуживанию конечного пользователя – пациента.
В Узбекистане имеется некоторый переизбыток врачей. Более того, большая часть обученного персонала работает в сельских регионах, и поэтому там налицо серьезная нехватка медицинских технологий. Распространение качественного обслуживания, медицинских знаний и умений в сельских регионах должно стать важнейшей задачей.
В настоящее время современные технологии обеспечивают различные методы обмена знаниями, что приводит к снижению затрат на обучение и предоставляет информацию о наилучшем накопленном медицинском опыте даже для наиболее удаленных регионов при помощи дистанционного образования и других технологий в области телемедицины.
Помимо этих наиболее важных медицинских проблем, существует множество других организационных аспектов, (управление процессами, контроль за финансами, обучение и др.), решение которых может повысить качество обслуживания населения.
2.2. Ключевые требования для Национальной Интегрированной Информационной Системы Здравоохранения (НИИСЗ)
Учитывая важнейшие характеристики и явные проблемы медицинского обслуживания и всей системы здравоохранения Узбекистана, наиболее важные из которых были перечислены выше, разработана стратегия развития Национальной Интегрированной Информационной Системы Здравоохранения (НИИСЗ), которая нацелена именно на решение этих проблем. Имеет большое значение то, что эта стратегия имеет целостный и продуманный подход с целью дополнительного повышения качества, которое будет подтверждено временем и станет следующим шагом к продвижению новых преимуществ и услуг. Мероприятия, предложенные в стратегии, будут соответствовать интересам многих организаций, учреждений и служб, вовлеченных в процесс здравоохранения и послужат дополнительным средством для повышения качества обслуживания.
Ожидаемые выгоды от улучшения системы здравоохранения в соответствии с предлагаемой стратегией являются многогранными и потенциально очень велики для всех участников процессов, так или иначе вовлеченных в систему здравоохранения. Принимая во внимание текущее состояние системы здравоохранения и также учитывая долгосрочный план действий, для предоставления медицинских услуг на высоком уровне НИИСЗ должна соответствовать следующим требованиям:
• Предоставление услуг по здравоохранению должно быть безопасно, т.е. требуется избегать нанесения вреда пациентам во время лечения. Это требование нацелено на все уровни здравоохранения, на которых система помогает медицинским работникам принять наиболее подходящее решение на основе достоверной информации о пациентах;
• Предоставление услуг по здравоохранению должно быть эффективно, т.е. требуется избегать как чрезмерного, так и недостаточного использования медицинских ресурсов. Система здравоохранения должна на высоком уровне предоставлять обслуживание пациентов на основе проверенных практикой фактов и доступных современных медицинских знаний;
• Здравоохранение должно быть ориентированным на пациента, т.е. лечение и обслуживание пациента должно соответствовать его индивидуальным нуждам, ценностям и предпочтениям, которые значительным образом влияют на эффективность всего лечения;
• Здравоохранение должно быть максимально своевременным, т.е. требуется избегать ожиданий и задержек, которые могут очень негативно отразиться на обслуживаемом пациенте;
• Здравоохранение должно быть максимально рациональным, т.е. требуется избегать неправильного использования ресурсов, в которых испытывается недостаток;
• Здравоохранение должно стремиться к достижению высокого уровня равенства и справедливости, т.е. обслуживание пациентов не должно различаться в зависимости от личных данных (географических данных, социально-экономического статуса, и др.)