Онлайн услуги
-
Опишите подробнее процедуру подписки на журнал
Подписка на журнал осуществляется через АК «Matbuot tarqatuvchi», ОАО “Узбекистон почтаси” и их филиалы, а та...
-
Можно ли скачать журнал в PDF формате?
Да, можно...
Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее
В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее
В современных условиях широкое использование достижений мировой науки и инновационной деятельности становится важнейшим фактором динамичного и устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности общества и государства, построения достойного будущего страны.
За истекший период создана необходимая инфраструктура в сфере развития науки и технологий, сформирован определенный интеллектуальный и технологический потенциал.
Вместе с тем наличие следующих системных проблем, недостаточное использование имеющихся возможностей и потенциала для разработки и внедрения инновационных идей и технологий препятствуют эффективной реализации намеченных реформ и ускоренному инновационному развитию страны, в частности:
первое – отсутствуют должный комплексный анализ и изучение достижений и тенденций развития современной науки и инновационных технологий при разработке государственных программ, в результате чего данные программы зачастую нацелены на устранение последствий проблем и не решают вопросы долгосрочного развития;
второе – текущее состояние организации фундаментальных и прикладных исследований не обеспечивает должные условия для полной реализации и практического внедрения инновационных идей и разработок;
третье – отсутствие единого органа, обеспечивающего стратегическое прогнозирование, сопровождение и внедрение инновационных идей, разработок и технологий, разрозненное функционирование научно-исследовательских и информационно-аналитических учреждений не позволяют в полной мере интегрировать науку, образование и производство, что снижает эффективность проводимых исследований;
четвертое – недостатки в организации деятельности по определению приоритетных сфер и отраслей, требующих первоочередного внедрения высоких технологий, ноу-хау и современных разработок, приводят к технологическому отставанию и ограниченности производства инновационных товаров (работ, услуг);
пятое – преобладание в отдельных случаях узковедомственных интересов при организации научно-исследовательских работ и внедрении инновационных идей и разработок является одной из причин нерационального использования бюджетных средств;
шестое – не уделяется должного внимания применению государственно-частного партнерства в реализации инновационных идей, разработок и технологий, а также совершенствованию инфраструктуры для внедрения инновационных продуктов;
седьмое – сохраняется низкий уровень сотрудничества с зарубежными (международными) организациями, обладающими высоким опытом и потенциалом в сфере разработки и внедрения инновационных продуктов, а также их использования в решении актуальных проблем развития отечественной науки, промышленности и экономики в целом.
Данные обстоятельства требуют коренного совершенствования институциональных и организационно-правовых основ государственного управления в сфере организации разработки и внедрения инновационных идей и технологий.
В целях обеспечения ускоренного инновационного развития всех отраслей экономики и социальной сферы на основе передового зарубежного опыта, современных достижений мировой науки, инновационных идей, разработок и технологий, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Определить основными направлениями инновационного развития Республики Узбекистан:
создание системы стратегического планирования, позволяющей формировать будущие модели инновационного развития приоритетных сфер и отраслей на основе долгосрочных сценариев повышения интеллектуального и технологического потенциала страны;
внедрение инновационных форм государственного управления, обеспечивающих оптимизацию и упрощение процедур оказания государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов государственного управления;
формирование современной инфраструктуры развития науки и инновационной деятельности, способной обеспечить необходимые условия для устойчивого роста социально-экономического потенциала территорий, а также повышения уровня жизни и благосостояния населения;
широкое привлечение инвестиций в сферу разработки и внедрения инновационных идей и технологий, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей их дальнейшее развитие;
всестороннюю поддержку и стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности, прежде всего творческих идей и разработок молодого поколения, а также создание благоприятных условий для активного участия талантливой молодежи в данной деятельности;
создание эффективных механизмов продвижения и внедрения перспективных отечественных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности, включая организацию и укрепление материально-технической базы научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков и других инновационно ориентированных структур, в том числе с участием иностранных инвесторов;
активное внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, в том числе путем широкого применения альтернативных источников энергии, современных форм очистки и опреснения воды, ее рационального использования;
широкое внедрение передовых технологий в сфере здравоохранения, позволяющих осуществлять раннее выявление и профилактику заболеваний, своевременное и эффективное лечение, а также создание комплексной системы, направленной на формирование в обществе здорового образа жизни и воспитание здорового поколения;
продвижение инновационных идей, разработок и технологий в аграрный сектор, в том числе новых селекционных сортов сельскохозяйственных культур, способствующих повышению эффективности производства и экспортного потенциала производителей сельскохозяйственной продукции, укреплению продовольственной безопасности страны;
ускоренное внедрение современных информационно-коммуникационных, промышленных и иных инновационных технологий, обеспечивающих всестороннее развитие отраслей реального сектора экономики;
расширение сотрудничества с передовыми зарубежными (международными) организациями в сфере инновационной деятельности, в том числе путем их привлечения на отечественный рынок производства ноу-хау, нанотехнологий и высокотехнологичных товаров (работ, услуг).
2. Образовать:
Министерство инновационного развития Республики Узбекистан (далее – Министерство);
Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей
(далее – Фонд).
3. Основными направлениями деятельности Министерства определить:
а) в сфере внедрения инноваций в государственное и общественное строительство:
организацию выработки инновационных идей, разработок и технологий, проведения научных исследований, направленных на развитие системы государственного и общественного управления, повышение качества государственных услуг;
содействие широкому внедрению механизмов государственно-частного партнерства, прежде всего в инфраструктурные объекты и наиболее ресурсозатратные отрасли;
выработку инновационных подходов взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества и населением в решении актуальных проблем, прежде всего на местах;
разработку предложений по внедрению современных механизмов осуществления общественного контроля;
б) в сфере внедрения инноваций в отрасли экономики:
формирование механизмов продвижения и практического использования отечественных инновационных идей, разработок и технологий, организацию проведения научных исследований, направленных на содействие ускоренному развитию национальной экономики с учетом быстроменяющейся мировой конъюнктуры рынка;
разработку принципов и содействие внедрению технологий «зеленой экономики», предусматривающей повышение производительности с применением экологически чистых технологий, позволяющих снизить уровень загрязнения окружающей среды;
активное содействие росту инновационного потенциала республики, эффективности деятельности свободных экономических и малых промышленных зон, технопарков, а также логистических хабов;
содействие в формировании сценариев средне- и долгосрочного развития отраслей экономики во взаимоувязке с макроэкономическими, налогово-бюджетными, денежно-кредитными параметрами, а также с оценкой воздействия интеграционных процессов на экономику;
кардинальное совершенствование сферы услуг, повышение их качества и роли в формировании валового внутреннего продукта, прежде всего за счет внедрения инновационных разработок и технологий;
внесение предложений по коренному повышению конкурентоспособности туристской отрасли путем выработки и внедрения инновационных подходов и технологий;
предупреждение диспропорций в экономическом развитии регионов за счет расширения масштабов внедрения инноваций и диверсификации экономики территорий, ускоренного развития отстающих районов и городов;
в) в сфере внедрения инноваций в сельское хозяйство:
внесение предложений по внедрению современных апробированных форм сельскохозяйственного производства, основанных, прежде всего, на концепции «Умное сельское хозяйство», позволяющих рационально использовать имеющиеся земельные, водные и иные природные ресурсы;
оказание содействия во внедрении инновационных идей, разработок и технологий в аграрный сектор, позволяющих максимально автоматизировать сельскохозяйственное производство, существенно повысить урожайность и улучшить финансовые показатели, а также обеспечить продовольственную безопасность страны;
содействие в расширении рынков сбыта и прямых поставок сельскохозяйственной продукции посредством обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке, в том числе при помощи крупных ритейлеров;
г) в сфере внедрения инноваций в социальное развитие:
оказание содействия в продвижении инноваций в системе образования, в том числе путем внедрения современных, интерактивных и творческих методов обучения, обеспечение разработки инновационных учебных программ, предусматривающих широкое использование цифровых технологий;
содействие в ускоренном развитии системы здравоохранения, в том числе посредством внедрения передовых технологий, концепций «Умная медицина» и «Единый медицинский информационный центр», обеспечивающих раннее выявление и профилактику заболеваний, а также создании дополнительных условий для роста продолжительности жизни населения;
оказание содействия в обеспечении динамичного развития градостроительства исключительно в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки с учетом передовых стандартов, предусматривающих в том числе внедрение концепций «Безопасный город», «Умный город», создание культурных, спортивных и иных объектов, обеспечивающих необходимые условия для популяризации здорового образа жизни;
д) в сфере внедрения инноваций в систему охраны окружающей среды и природопользования:
разработку инновационных технологических решений, направленных на снижение загрязнения окружающей среды, включая снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в водные объекты, сохранение биологического разнообразия и экосистем;
поддержку практического применения инновационных идей и разработок по охране окружающей среды, рациональному потреблению и воспроизводству природных ресурсов, включая использование альтернативных источников энергии, технологий энергосбережения, производство экологически чистого автотранспортного топлива, пыле- и газоочистных технологий;
разработку предложений по совершенствованию системы водопользования, в том числе путем внедрения инновационных технологий очистки, опреснения, повторного использования сточных вод и водосбережения;
разработку научно обоснованных предложений по внедрению высоких технологий переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе для производства энергии и биоудобрений;
разработку и реализацию программ по сокращению энергоемкости и ресурсоемкости экономики, широкому внедрению в производство энергосберегающих технологий, расширению использования возобновляемых источников энергии;
е) в сфере инициирования, координации и стимулирования внедрения передовых технологий:
создание эффективной системы стимулирования инновационных исследований, идей, разработок и технологий, а также генерирование перспективных фундаментальных и прикладных исследований и новаторских идей, в том числе посредством совершенствования нормативно-правовой базы;
всестороннюю поддержку инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ путем предоставления льгот и преференций, организации выставочных мероприятий, налаживания тесного взаимовыгодного сотрудничества с ведущими зарубежными научно-исследовательскими учреждениями;
координацию деятельности (в части научно-исследовательских работ) образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений, научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков и иных инновационно ориентированных структур по разработке высокотехнологичной продукции, а также содействие в укреплении их материально-технического и научного потенциала;
создание, в том числе путем привлечения ведущих мировых производителей, современных научно-технологических комплексов по разработке и коммерциализации инновационных идей, разработок и технологий, бизнес-инкубаторов, стартап-акселераторов, а также оказание содействия в развитии IT-инфраструктуры;
инициирование разработки и внедрения проектов по локализации современного высокотехнологического производства, в том числе транспортных средств нового поколения, робототехники и иных видов высокотехнологичной продукции, с учетом долгосрочных потребностей и тенденций технологического развития;
разработку эффективных механизмов, способствующих внедрению, продвижению на внутренний и мировые рынки отечественной инновационной продукции, в том числе на основе оформленных международных патентов и лицензий.
4. Установить, что Министерство:
осуществляет единую государственную политику в сфере инновационного и научно-технического развития Республики Узбекистан, направленную на всестороннее развитие общественной и государственной жизни, повышение интеллектуального и технологического потенциала страны;
проводит оценку инновационной деятельности на основе индикаторов ее эффективности, определяет основные направления развития соответствующих отраслей и сфер, требующих первостепенного внедрения передовых технологий;
координирует деятельность органов государственного управления, научно-исследовательских, информационно-аналитических учреждений и иных организаций по вопросам внедрения инновационных идей, разработок и технологий;
является единым заказчиком государственных научно-технических программ и проектов, реализуемых научно-исследовательскими, образовательными и другими учреждениями;
в рамках возложенных задач изучает состояние дел в государственных органах и иных организациях, осуществляет сбор и обобщение предложений по совершенствованию инновационной деятельности;
финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных средств, не запрещенных законодательством.
5. Определить, что проекты нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в сферу деятельности Министерства, в обязательном порядке подлежат согласованию с Министерством.
6. Упразднить с 1 января 2018 года:
Государственную комиссию по науке и технологиям;
Агентство по науке и технологиям Республики Узбекистан;
Фонд поддержки и развития научно-технической деятельности при Государственной комиссии по науке и технологиям и его Исполнительную дирекцию.
Установить, что высвобождаемые штатные единицы упраздняемых ведомств и учреждений, указанных в настоящем пункте, передаются в Министерство.
Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Академией наук Республики Узбекистан оказать содействие в трудоустройстве работников упраздняемых ведомств и учреждений.
7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить:
совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством занятости и трудовых отношений, другими заинтересованными ведомствами критическое изучение деятельности Академии наук и Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан и внесение предложений по кардинальному совершенствованию научно-исследовательской деятельности, системы внедрения ее результатов в практику, а также созданию научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков по разработке высокотехнологичной продукции;
совместно с Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами критическое изучение и внесение предложений по пересмотру задач и функций министерств и ведомств, научно-исследовательских и информационно-аналитических учреждений на предмет оптимизации организационно-штатных структур и полномочий в целях исключения дублирования в их деятельности с учетом требований настоящего Указа;
организацию мероприятий, связанных с упразднением ведомств и учреждений, указанных в пункте 6 настоящего Указа, а также размещение, создание материально-технической базы Министерства, его оснащение компьютерной техникой, средствами связи, необходимыми для организации эффективной работы, в том числе посредством передачи зданий и материально-технической базы упраздняемых ведомств и учреждений;
передачу на счет Фонда средств упраздняемого Фонда поддержки и развития научно-технической деятельности при Государственной комиссии по науке и технологиям;
укомплектование Министерства высококвалифицированными кадрами, в том числе из числа работников упраздняемых ведомств и учреждений;
разработку и внесение в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов Республики Узбекистан «Об инновационной деятельности» и «О науке», определяющих, в том числе принципы государственного регулирования и формы поддержки научной и инновационной деятельности, а также расширение возможностей использования инновационных идей, разработок и технологий.
8. Государственному комитету по инвестициям совместно с Министерством финансов, Министерством экономики Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами проводить системную работу с зарубежными (международными) финансовыми институтами и другими иностранными донорами по привлечению кредитов и грантов для проведения научных исследований, оснащения научных лабораторий и организации зарубежных стажировок ученых и специалистов.
9. Министерству юстиции совместно с Академией наук Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести:
в установленном порядке проекты постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Министерства и Фонда;
в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., государственных советников Президента Республики Узбекистан Исмаилова У.С., Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 29 ноября 2017 года
* * *
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан
«Об образовании Министерства инновационного развития
Республики Узбекистан»
Мировой опыт показывает, что непрерывное практическое внедрение новшеств, обеспечивающих качественный рост во всех сферах, превратилось в движущую силу общественного и экономического развития.
Сегодня наиболее успешными и устойчивыми являются те страны, в которых реализуются инновационные модели развития и «умные» технологии. Устойчивый прогресс таких стран, их конкурентоспособность на мировом рынке основывается не на экспорте природных ресурсов и использовании физического труда, а на инновационных идеях и разработках.
В данных странах реализация государственной стратегии по внедрению инновационных идей, разработок и технологий осуществляется специальными ведомствами, условно именуемыми «министерствами будущего».
Основной миссией ведомств, ответственных за инновационное развитие, является повышение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировых рынках и увеличение интеллектуального вклада в экономику за счет широкого внедрения инноваций и научных достижений.
Стратегией действий по пяти приоритетным направления развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах обозначены конкретные цели по кардинальному повышению благосостояния и улучшению качества жизни населения, всестороннему и ускоренному развитию общества и государства, модернизации страны и либерализации всех сфер жизни.
Иными словами, нам предстоит превратить Узбекистан в динамично развивающуюся страну, обладающую стабильной рыночной экономикой с высокой долей инновационного и интеллектуального вклада в производство, современной и конкурентной на глобальном рынке промышленностью, а также благоприятным инвестиционным и деловым климатом.
Достижение поставленных целей невозможно без полноценного перехода Узбекистана на инновационную модель развития, что обуславливает необходимость создания в стране эффективной системы государственной поддержки инновационной деятельности и стимулирования практического внедрения инновационных идей, разработок и технологий в государственное управление, приоритетные отрасли экономики и социальную сферу.
Однако, несмотря на богатый интеллектуальный и инфраструктурный потенциал, в стране не налажена на системной основе работа по внедрению инноваций, что обусловлено наличием следующих системных проблем:
отсутствуют должный комплексный анализ и изучение достижений и тенденций развития современной науки и инновационных технологий при разработке государственных программ развития;
не имеется единого органа, который обеспечивал бы стратегическое прогнозирование, сопровождение и внедрение инновационных идей, разработок и технологий, а также координацию деятельности научно-исследовательских и информационно-аналитических учреждений страны;
не уделяется должного внимания широкому применению возможностей государственно-частного партнерства, привлечению инвестиций в реализацию инновационных идей, разработок и технологий, а также совершенствованию инфраструктуры для внедрения инновационных продуктов;
не налажена системная и целенаправленная деятельность по определению приоритетных сфер и отраслей, требующих внедрения высоких технологий, ноу-хау и современных разработок;
сохраняется низкий уровень сотрудничества с зарубежными (международными) организациями, обладающими высоким потенциалом в сфере инновационных идей, разработок и технологий.
В целях решения имеющихся проблем, а также коренного совершенствования институциональных и организационно-правовых основ поддержки инновационной деятельности, стимулирования внедрения инновационных идей, разработок и технологий, научных достижений Президентом Республики Узбекистан принят Указ «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан».
Данное решение можно рассматривать в качестве важнейшего шага по практической реализации Концепции административной реформы в части широкого внедрения инновационных идей, разработок и технологий.
Указом определены основные направления инновационного развития страны, включая создание системы стратегического планирования, внедрение инновационных форм государственного управления, формирование современной инфраструктуры развития науки и инновационной деятельности, широкое привлечение инвестиций, совершенствование правовой базы, поддержку и стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности, активное внедрение передовых технологий в актуальных сферах социальной и экономической жизни.
Указом образовано Министерство инновационного развития Республики Узбекистан и определены основные направления его деятельности в сфере государственного и общественного строительства, экономики, сельского хозяйства, социального развития, внедрения передовых технологий, а также охраны окружающей среды и природопользования.
Исходя из этого Министерство инновационного развития определено органом, осуществляющим единую государственную политику в сфере инновационного и научно-технического развития Республики Узбекистан.
Министерство будет выступать единым заказчиком государственных научно-технических программ и проектов, координировать работу органов государственного управления, научно-исследовательских, информационно-аналитических учреждений и иных организаций по внедрению инновационных идей, разработок и технологий.
Следует отметить мировую тенденцию создания специализированных ведомств, вырабатывающих современные подходы к развитию за счет инновационных технологий, условно именуемых «министерствами будущего».
В целях исключения дублирования в работе, обеспечения единых подходов с 1 января 2018 года упраздняются Государственная комиссия по науке и технологиям, Фонд поддержки и развития научно-технической деятельности при Государственной комиссии по науке и технологиям, а также Агентство по науке и технологиям.
Образованный Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей будет являться централизованным источником финансирования инновационных идей и их разработки, с использованием прозрачной системы отчетности по проводимым исследованиям.
В рамках реализации Указа будут пересмотрены задачи и функции министерств, ведомств, научно-исследовательских и информационно-аналитических учреждений, оптимизированы их организационно-штатные структуры и полномочия в целях исключения дублирования деятельности.
Наряду с этим поручено критически изучить деятельность Академии наук и Высшей аттестационной комиссии в целях кардинального совершенствования научно-исследовательской деятельности и внедрения ее результатов в практику, а также создания научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков по разработке высокотехнологичной продукции.
Особое внимание в Указе уделено вопросу создания законодательных основ внедрения инноваций. В этой связи будут разработаны проекты законов «Об инновационной деятельности» и «О науке», определяющих в том числе принципы государственного регулирования и формы поддержки научной и инновационной деятельности, расширение возможностей использования инновационных идей, разработок и технологий.
Создание Министерства инновационного развития призвано обеспечить реализацию единой государственной политики в сфере инновационного и научно-технического развития. Новое ведомство обеспечит мобилизацию имеющихся ресурсов и средств для реализации инновационных идей, разработок и технологий с рациональным использованием бюджетных средств.
В конечном итоге инновационная модель развития Узбекистана должна стать локомотивом экономического роста, фактором обеспечения стабильности и благосостояния населения нашей страны.
Дата принятия: 29.11.2017