Хамшира Написать Поиск/ Распечатать

Онлайн услуги

Подробнее

Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее

В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее

02.11.2017

(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 14, ст. 217, № 27, ст. 608)

В целях усиления всестороннего содействия развитию частного сектора здравоохранения, создания необходимых условий для оказания частными медицинскими организациями качественных высокотехнологичных медицинских услуг населению, расширения привлечения в сферу частной медицины иностранных инвестиций и высококвалифицированных зарубежных специалистов, а также развития медицинского туризма и экспорта медицинских услуг:

1. Определить основными направлениями и задачами дальнейшего развития частного сектора здравоохранения:

создание благоприятных условий для активизации деятельности и расширения сети частных медицинских организаций во всех регионах страны, совершенствование системы регулирования и лицензирования их деятельности, системное решение вопросов, препятствующих устойчивому развитию частного сектора здравоохранения;

всемерное стимулирование увеличения объемов и видов услуг частных медицинских организаций с широким применением современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения, направленных на оказание квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, в том числе социально уязвимым категориям граждан;

укрепление материально-технической базы частных медицинских организаций, оснащение их современным медицинским оборудованием, специальным инвентарем и инструментами, обеспечение зданиями и помещениями, соответствующими видам медицинской специализации и отвечающими требованиям санитарных норм и правил;

кардинальное увеличение масштабов и объемов финансовой поддержки частных медицинских организаций с активным внедрением гибких кредитных и лизинговых механизмов, расширение привлечения в сферу частной медицины иностранных инвестиций с созданием совместных лечебно-диагностических учреждений с ведущими зарубежными клиниками и медицинскими центрами;

ускоренное развитие рынка платных медицинских услуг, предоставляющих, наряду с оказанием гарантированной государством бесплатной медицинской помощи населению, дополнительные возможности для получения качественных и доступных консультативно-диагностических, лечебных, оздоровительных и других видов медицинских услуг, с активным внедрением системы медицинского страхования;

формирование качественной эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере частной медицины на основе использования современных методов и технологий медицинского образования с учетом передового международного опыта, обеспечение высококвалифицированными специалистами частных медицинских организаций.

2. Одобрить предложения Министерства здравоохранения, Министерства экономики Республики Узбекистан, Ассоциации врачей частной практики Узбекистана о кардинальном расширении видов медицинской деятельности, разрешенных для частных медицинских организаций, включая такие востребованные сферы медицины, как кардиохирургия, нейрохирургия, микрохирургия, онкология, эндокринология, кардиология, сосудистая, торакальная и абдоминальная хирургия, урология и другие, с охватом всех видов медицинской деятельности, кроме тех, которые связаны с высоким уровнем риска для жизни, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Утвердить:

Перечень отдельных видов медицинской деятельности, связанных с повышенным уровнем риска для жизни, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, запрещенных для частных медицинских организаций, согласно приложению № 1;

Программу мер по дальнейшему стимулированию развития частных медицинских организаций, разработанную в соответствии с основными направлениями и задачами дальнейшего развития частного сектора здравоохранения, согласно приложению № 2.

4. Определить, что вновь вводимые высокотехнологичные методы лечения и диагностики в частных медицинских организациях, особенно предполагающие проведение хирургических вмешательств, допускаются исключительно при наличии соответствующего медицинского оборудования, высококвалифицированного медицинского персонала и строгом соблюдении санитарных норм и правил.

5. Согласиться с предложением Министерства экономики, Министерства здравоохранения, Министерства труда Республики Узбекистан об увеличении с 1 мая 2017 года предельной среднегодовой численности работников малых предприятий в сфере здравоохранения до 100 человек.

См. предыдущую редакцию.

6. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции осуществлять в установленном порядке широкую реализацию субъектам предпринимательства, занимающимся оказанием медицинских услуг населению, неиспользуемых зданий, объектов и помещений, особенно объектов государственной собственности ликвидируемых учреждений системы здравоохранения, по «нулевой» выкупной стоимости, с принятием новым собственником инвестиционных и социальных обязательств.

(пункт 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2017 года № УП-5111 — СЗ РУ, 2017 г., № 27, ст. 608)

7. Министерству финансов, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, Государственному комитету Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров конкретные предложения о мерах по расширению объемов закупки и передачи в лизинг медицинским организациям современного высокотехнологичного медицинского оборудования путем увеличения уставного капитала специализированной лизинговой компании «Узмед-лизинг», в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов.

8. Освободить сроком до 1 января 2022 года частные медицинские организации, оказывающие населению платные медицинские услуги (кроме стоматологических и косметологических), включая частные медицинские организации с участием иностранных инвесторов, от уплаты:

всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, с целевым направлением высвобождаемых средств на оснащение современным медицинским, инженерно-техническим оборудованием и его сервисно-техническое обслуживание, приобретение запасных частей, расходных материалов, инвентаря и других изделий медицинского назначения, осуществление нового строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений для оказания медицинских услуг, а также оказание бесплатных медицинских услуг социально уязвимым категориям населения;

таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввозимые новое медицинское оборудование, комплектующие изделия, запасные части и расходные материалы к медицинскому оборудованию по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, Ассоциацией врачей частной практики Узбекистана в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке Положение о порядке оказания частными медицинскими организациями бесплатных медицинских услуг социально уязвимым категориям населения за счет средств, высвобождаемых в результате предоставления вышеуказанных налоговых льгот.

9. Освободить вновь создаваемые микрофирмы и малые предприятия в сфере оказания медицинских услуг, расположенные в сельской местности, от уплаты единого налогового платежа сроком на 10 лет с момента их государственной регистрации.

10. Установить, что:

зарубежные врачи и технические специалисты по обслуживанию современного медицинского оборудования, привлекаемые для работы в частных медицинских организациях, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц по доходам, получаемым в рамках заключенных трудовых договоров;

доходы, выплачиваемые зарубежным врачам и техническим специалистам по обслуживанию современного медицинского оборудования, в рамках заключенных трудовых договоров, освобождаются от единого социального платежа;

доходы иностранных работников частных медицинских организаций, полученные от их деятельности в качестве управленческого персонала, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.

11. Рекомендовать коммерческим банкам предоставлять на широкой основе:

долгосрочные льготные кредиты частным медицинским организациям на закупку современного медицинского оборудования, в том числе за рубежом, формирование стартового капитала, приобретение зданий и сооружений для оказания медицинских услуг;

потребительские кредиты населению на получение медицинских услуг в частных медицинских организациях с использованием современных информационных технологий, в том числе на основе осуществления расчетов банковскими кредитными картами.

12. Министерству иностранных дел совместно с Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан оказывать зарубежным врачам и техническим специалистам по обслуживанию медицинского оборудования, привлекаемым для работы в частных медицинских организациях, содействие в оформлении разрешительных документов для въезда и пребывания в Республике Узбекистан.

13. Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов, Министерством экономики, Министерством юстиции Республики Узбекистан, заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;

обеспечить приведение ведомственных нормативных актов в соответствие с настоящим постановлением.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и государственного советника Президента Республики Узбекистан А. Н. Юнусходжаева.

 

Настоящее постановление опубликовано в газете «Народное слово» от 4 апреля 2017 года № 66 (6730).

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

г. Ташкент,

1 апреля 2017 г.,

№ ПП-2863

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2017 года № ПП-2863

ПЕРЕЧЕНЬ

отдельных видов медицинской деятельности, связанных с повышенным уровнем риска для жизни, здоровья и санитарно- эпидемиологического благополучия населения, запрещенных для частных медицинских организаций

1. Диагностика и лечение инфекционных, особо опасных и карантинных заболеваний, требующих принятия экстренных профилактических и противоэпидемических мер.

2. Лечение токсикологических, венерических, психических заболеваний, бешенства, туберкулеза, лепры.

3. Проведение всех видов дезинфекционных мероприятий в очагах инфекций.

4. Принятие родов и прекращение беременности (аборт).

5. Лечение заболеваний и патологических состояний новорожденных и младенцев до 1 года.

6. Трансплантация органов, а также их заготовка.

7. Организация донорства крови, заготовка и переработка крови, её компонентов и препаратов.

8. Проведение бактериологических и вирусологических исследований инфекций I-II группы.

9. Проведение медицинской экспертизы, осуществление которой предусмотрено только государственными учреждениями, в том числе медико-трудовой, военно-медицинской, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, санитарно-гигиенической экспертизы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2017 года № ПП-2863

ПРОГРАММА МЕР

по дальнейшему стимулированию развития частных медицинских организаций

Наименование мероприятий

Сроки

Исполнители

Механизм реализации

I. Создание благоприятных условий для деятельности частных медицинских организаций, совершенствование системы регулирования и лицензирования их деятельности, стимулирование увеличения объемов и видов оказываемых медицинских услуг в частном секторе здравоохранения

1.

Разработка и внесение проекта постановления Кабинета Министров по утверждению новой редакции Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных медицинских организаций, предусматривающего, в том числе:

разработку новых лицензионных требований, стандартов и санитарных норм применительно к негосударственным медицинским организациям с учетом специфики их деятельности;

сокращение срока принятия лицензирующим органом решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии с 30 дней до 20 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами;

уменьшение размера государственной пошлины за выдачу лицензии с 10-кратного размера минимальной заработной платы до 5-кратного размера минимальной заработной платы.

апрель 2017 г.

Минздрав, Минфин, Минэкономики, ГНК, Госкомконкуренции, Минюст, Ассоциация врачей частной практики Узбекистана

Принятие постановления Кабинета Министров об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных медицинских организаций.

2.

Разработка и утверждение минимальных требований к материально-технической базе, оборудованию и иным техническим средствам, в том числе к медицинскому инструментарию, необходимым для осуществления деятельности частных медицинских организаций с учетом вида, объемов и типа оказываемой медицинской помощи населению.

апрель 2017 г.

Минздрав, Минюст

Утверждение соответствующего приказа Министерства здравоохранения, с прохождением государственной регистрации в Министерстве юстиции.

3.

Совершенствование системы медицинской статистической отчетности, предусматривающей внедрение механизма предоставления частными медицинскими организациями в Институт здоровья и медицинской статистики Министерства здравоохранения отчетов о видах и объемах оказываемых ими услуг, динамике и нозологии заболеваемости, с категорическим запретом вмешательства в деятельность частных медицинских организаций.

III квартал 2017 г.

Минздрав, Ассоциация врачей частной практики Узбекистана

Утверждение соответствующего приказа Министерства здравоохранения, с прохождением государственной регистрации в Министерстве юстиции.

II. Укрепление материально-технической базы частных медицинских организаций, оснащение их современным медицинским оборудованием, специальным инвентарем и инструментами, обеспечение зданиями и помещениями, соответствующими видам медицинской специализации и отвечающими требованиям санитарных норм и правил

4.

Внесение дополнений и изменений в Положение о порядке реализации государственных объектов недвижимости и о Порядке реализации объектов государственной собственности по «нулевой» выкупной стоимости с условием принятия покупателем инвестиционных и социальных обязательств (утвержденные постановлением Кабинета Министров от 6 октября 2014 года № 279), предусматривающих снижение размера задатка для участия в конкурсе на приобретение государственных объектов недвижимости с 15 процентов до 10 процентов от начальной цены.

май 2017 г.

Госкомконкуренции, Минфин, Минэкономики, Минздрав, Минюст, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

Принятие постановления Кабинета Министров о внесении дополнений и изменений в положения о порядке реализации государственных объектов недвижимости и о порядке реализации объектов государственной собственности по «нулевой» выкупной стоимости с условием принятия покупателем инвестиционных и социальных обязательств.

5.

Внесение дополнений и изменений в Положение о порядке предоставления в аренду государственного имущества (утвержденное постановлением Кабинета Министров от 8 апреля 2009 года № 102), предусматривающих увеличение максимального срока аренды государственного имущества для субъектов малого предпринимательства, в том числе частных медицинских организаций, до 10 лет.

апрель 2017 г.

Госкомконкуренции, Минфин, Минэкономики, Минздрав, Минюст

Принятие постановления Кабинета Министров о внесении дополнений и изменений в Положение о порядке предоставления в аренду государственного имущества.

6.

Разработка и внесение предложений о дополнениях и изменениях в Положение о порядке предоставления юридическим и физическим лицам земельных участков в постоянное пользование на основе конкурса для осуществления предпринимательской деятельности, (утвержденное постановлением Кабинета Министров от 7 октября 2015 года № 285), предусматривающих:

в случаях, если конкурс на выделение земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности объявлен несостоявшимся по причине поступления конкурсного предложения только от одного претендента, а при повторном объявлении конкурса конкурсное предложение вновь поступило только от одного участника, считать такой конкурс состоявшимся;

разрешение субъектам предпринимательства в сельских и отдаленных районах, оплачивать платежи за приобретение права постоянного пользования земельным участком по итогам конкурса с рассрочкой до 1 года, за исключением оплаты задатка конкурса и других предусмотренных авансовых платежей.

май 2017 г.

Госархитектстрой Госкомконкуренции, Госкомземгеодезкадастр, Минфин, ГНК, Минэкономики, Минюст, Минздрав, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

Внесение предложений о дополнениях и изменениях в Положение о порядке предоставления юридическим и физическим лицам земельных участков в постоянное пользование на основе конкурса для осуществления предпринимательской деятельности.

7.

Ввести норму, в соответствии с которой при ежегодном определении органами исполнительной власти на местах минимальной ставки арендной платы за пользование недвижимым государственным имуществом, минимальная ставка арендной платы за использование государственного имущества организациями здравоохранения снижается на 20 процентов.

ежегодно

Госкомконкуренции, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

Ежегодное принятие решений органов исполнительной власти на местах с учетом снижения минимальных ставок арендной платы за пользование недвижимым государственным имуществом организациями здравоохранения.

8.

Обеспечивать выделение земельных участков, зданий и помещений для организации деятельности частных медицинских организаций с учетом их дальнейшего беспрепятственного доступа к объектам инженерно-коммунальной инфраструктуры.

постоянно

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

Принятие решений органов исполнительной власти на местах и других уполномоченных органов о выделении земельных участков, зданий и помещений для организации деятельности частных медицинских организаций с учетом их беспрепятственного доступа к объектам инженерно-коммунальной инфраструктуры.

9.

Внесение, с учетом изучения и анализа потребностей медицинских организаций, дополнений и изменений в Перечень нового медицинского оборудования, комплектующих изделий, запасных частей и расходных материалов к медицинскому оборудованию, освобождаемых при ввозе от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление), утвержденный постановлением Кабинета Министров от 31 декабря 2013 года № 356.

август 2017 г.

Минздрав, ГТК, ГНК, Минфин, Минэкономики, Минюст

Принятие постановления Кабинета Министров о внесении дополнений и изменений в Перечень нового медицинского оборудования, комплектующих изделий, запасных частей и расходных материалов к медицинскому оборудованию, освобождаемых при ввозе от таможенных платежей.

10.

Внесение дополнений и изменений в Положение о порядке регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и выдачи регистрационного удостоверения (утвержденное постановлением Кабинета Министров от 22 декабря 2014 года № 352), предусматривающих снижение затрат для субъектов предпринимательства путем сокращения срока выдачи регистрационного удостоверения со 180 рабочих дней:
для перевязочных материалов, изделий медицинского назначения для оказания первой медицинской помощи, предметов ухода за больными — до 120 рабочих дней;

для лекарственных средств в виде расфасованного и упакованного фармакопейного лекарственного растительного сырья, разовой регистрации субстанций, а также лекарственных средств, производимых отечественными производителями на основе «in bulk» продукции ранее зарегистрированных лекарственных средств — до 60 рабочих дней.

июнь 2017 г.

Минздрав, Минфин, Минэкономики, Минюст

Принятие постановления Кабинета Министров о внесении дополнений и изменений в Положение о порядке регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и выдачи регистрационного удостоверения.

III. Увеличение масштабов и объемов финансовой поддержки частных медицинских организаций с активным внедрением гибких кредитных и лизинговых механизмов, расширение привлечения в сферу частной медицины иностранных инвестиций, развитие экспорта медицинских услуг

11.

Разработка и внесение в Кабинет Министров конкретных предложений о мерах по расширению объемов закупки и передачи в лизинг медицинским организациям современного высокотехнологичного медицинского оборудования путем увеличения уставного капитала специализированной лизинговой компании «Узмед-лизинг» до 5 — 10 млн долларов США, в том числе за счет привлечения средств учредителей лизинговой компании, а также иностранных инвесторов.

апрель 2017 г.

Минфин, Минздрав, Госкомконкуренции, Национальный банк ВЭД, банк «Асака», Агробанк,

Узпромстройбанк, Ипотека-банк

Разработка и внесение соответствующих предложений.

12.

Разработка и внесение в Кабинет Министров предложений о введении законодательной нормы о том, что при осуществлении строительства медицинских клиник и центров с участием прямых иностранных инвестиций, гарантированное подключение введенных объектов к инженерным коммуникациям с их подведением к лечебным зданиям и сооружениям обеспечивается АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз» и другими поставщиками инженерно-коммуникационных и коммунальных услуг.

июнь 2017 г.

АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», Минздрав, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

Разработка и внесение соответствующих предложений.

13.

Разработка и внесение предложений о дополнениях и изменениях в Правила въезда и пребывания иностранных граждан в Республике Узбекистан, (утвержденные постановлением Кабинета Министров от 21 ноября 1996 года № 408), предусматривающих упрощение порядка временной регистрации и разрешения на продление срока пребывания в стране, а также оформления соответствующей медицинской документации для иностранных граждан, приехавших на диагностику и лечение в медицинские организации республики.

июнь 2017 г.

МВД, Минздрав, Минфин, Минэкономики, Минюст

Внесение предложений о дополнениях и изменениях в Правила въезда и пребывания иностранных граждан в Республике Узбекистан.

14.

Разработка и внесение предложений о создании в Узбекистане крупных лечебно-диагностических учреждений совместно с ведущими зарубежными медицинскими центрами и клиниками из Южной Кореи, Индии, России, Германии и других стран.

август 2017 г.

Минздрав, Ассоциация врачей частной практики Узбекистана

Разработка и внесение предложений.

IV. Ускоренное развитие рынка качественных и доступных медицинских услуг с активным внедрением системы медицинского страхования, формирование качественной эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере частной медицины

15.

Разработка и внесение в Кабинет Министров концепции проекта закона «О медицинском страховании», предусматривающей:

регулирование взаимоотношений в области медицинского страхования, всеобщность и обязательность охвата каждого гражданина системой медицинского страхования, равные права каждого гражданина на медицинские и профилактические услуги, гарантированное предоставление оплаченной медицинской услуги высокого качества в соответствии со страховым полисом;

правовые основы добровольного и обязательного медицинского страхования, регулирование тарифов на медицинские и профилактические услуги, механизмы регулирования размеров страховых обязательств, страховых взносов и страховых выплат, а также управление средствами медицинского страхования, в том числе создание Фонда обязательного медицинского страхования;

определение источников формирования Фонда обязательного медицинского страхования, а также разработку стимулирующих льгот и преференций для граждан при участии в системе обязательного и добровольного медицинского страхования.

октябрь 2017 г.

Минфин, Минздрав, Минэкономики, Минтруд,

Госкомкуренции, Минюст, Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана, Торгово-промышленная палата, Ассоциация врачей частной практики Узбекистана

Разработка и внесение в Кабинет Министров концепции проекта закона Республики Узбекистан «О медицинском страховании».

16.

Разработка и утверждение в установленном порядке Положения о порядке оказания частными медицинскими организациями бесплатных медицинских услуг социально уязвимым категориям населения за счет средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот в соответствии с постановлением.

апрель 2017 г.

Минздрав, Минфин, Ассоциация врачей частной практики Узбекистана

Утверждение в установленном порядке Положения с доведением до всех частных медицинских организаций

17.

Разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников частных медицинских организаций, предусматривающего обеспечение непрерывного и систематического повышения профессионального уровня медицинского персонала на основе широкого внедрения в учебный процесс новых образовательных, медицинских иинформационных технологий и методов в соответствии с передовым международным опытом.

июль 2017 г.

Минздрав, Ташкентский институт усовершенствования врачей, Республиканский центр повышения квалификации и специализации средних медицинских и фармацевтических работников, Ассоциация врачей частной

Разработка и утверждение комплекса мер.

18.

Предусматривать в ходе разработки, утверждения и реализации межправительственных и международных грантовых и кредитных соглашений о предоставлении нового медицинского оборудования и комплектующих изделий иностранного производства для оснащения медицинских организаций республики, оказание грантовой поддержки и технического содействия проведению обучения отечественных специалистов работе на новом оборудовании.

постоянно

Кабинет Министров, Минфин, Минздрав, МВЭСИТ, МИД

Включение соответствующих условий в проекты межправительственных и международных грантовых и кредитных соглашений.

КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию частного сектора здравоохранения»

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию частного сектора здравоохранения» принято в целях обеспечения всестороннего и всеобъемлющего содействия развитию частного сектора здравоохранения, создания необходимых условий для оказания частными медицинскими организациями качественных медицинских услуг населению.

В последние годы в рамках осуществления мер по коренному реформированию и совершенствованию сферы медицинского обслуживания населения особое место уделялось созданию и устойчивому развитию сектора частной медицины как важной неотъемлемой части системы здравоохранения страны, призванной качественно усиливать и гармонично дополнять спектр медицинских услуг, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения.

В настоящее время в стране в целом созданы необходимые условия для деятельности частного сектора медицины. Законом Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» предусмотрено развитие в стране частной системы здравоохранения, функционирует система регулирования и лицензирования деятельности частных медицинских организаций. Им предоставлены льготы по освобождению от уплаты всех видов налогов и ряда обязательных отчислений, а также таможенных платежей за ввозимое новое медицинское оборудование.

В результате только за последние 6 лет количество частных медицинских организаций увеличилось в 2 раза и достигло 3,5 тысячи, в 3 раза выросла их оснащенность высокотехнологичной медицинской техникой. Наиболее развита специализация частных медицинских организаций в области стоматологии, лабораторной диагностики, терапии, физиотерапии, неврологии и других.

Вместе с тем, как совершенно справедливо и объективно отметил Президент нашей страны на встречах с представителями сферы здравоохранения, все еще не уделяется должного внимания работе по развитию частного сектора в системе здравоохранения.

Как показывает опыт, существующие законодательные ограничения в деятельности частных медицинских организаций сдерживают их дальнейшее развитие по расширению видов и улучшению качества предоставляемых медицинских услуг, особенно в части внедрения передовых методов и технологий лечения в узкоспециализированных областях медицины. Остается неудовлетворительным уровень развития субъектов частной медицины в сельской местности, учитывая то, что более трети из них функционирует в городе Ташкенте и Ташкентской области. Частный сектор медицины нуждается в системном усилении мер нормативно-правовой, организационной и кредитно-финансовой поддержки.

В этой связи в соответствии с принятым постановлением основными направлениями и задачами дальнейшего развития частного сектора здравоохранения определены создание необходимых условий для оказания частными медицинскими организациями качественных медицинских услуг с широким применением современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения, укрепление их материально-технической базы и оказание им кредитной и финансовой поддержки, привлечение в сферу частной медицины иностранных инвестиций и квалифицированных специалистов, увеличение экспорта медицинских услуг, развитие инфраструктуры рынка медицинского обслуживания населения.

Необходимо особо отметить, что постановлением предусматривается беспрецедентное расширение видов услуг, оказываемых частным сектором здравоохранения. В частности, если до настоящего времени из 177 видов медицинской деятельности для частных медицинских организаций было разрешено только 50 видов, а остальные оставались запрещенными, то теперь согласно постановлению им разрешено оказывать почти все виды медицинских услуг.

В число разрешенных видов медицинских услуг включены такие востребованные направления, как кардиохирургия, нейрохирургия, микрохирургия, онкология, анестезиология и реаниматология, гельминтология, интервенционная кардиология, иммунобиологическая и иммуноферментная диагностика, сосудистая, торакальная и абдоминальная хирургия и многие другие.

Причем, если ранее принятыми законодательными актами утверждались лишь разрешенные виды деятельности для частных медицинских организаций, то теперь утверждается только ограниченное количество видов деятельности, являющихся исключительной прерогативой государственных учреждений здравоохранения, к которым не разрешается доступ частных медицинских организаций. Указанные виды деятельности связаны с повышенным уровнем риска для жизни, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая такие специфичные направления, как диагностика и лечение экстренных инфекционных, особо опасных и карантинных заболеваний, лечение токсикологических, венерических, психических заболеваний, заболеваний и патологий новорожденных и младенцев до 1 года, принятие родов и прекращение беременности, трансплантация органов, организация донорства крови и другие.

Высокую значимость постановления подчеркивает тот факт, что частным медицинским организациям предоставлены расширенные льготы и преференции, в частности, они освобождены сроком до 1 января 2022 года от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений. Важно подчеркнуть, что предоставленные налоговые льготы позволят значительно укрепить материально-техническую базу частных медицинских организаций. Высвобожденные средства будут в целевом порядке направлены на их оснащение медицинским оборудованием и его обслуживание, приобретение запасных частей, инвентаря и других изделий медицинского назначения, осуществление нового строительства и реконструкции зданий и сооружений.

Впервые условия предоставления налоговых льгот предусматривают направление их части на оказание бесплатных медицинских услуг социально уязвимым категориям населения. Таким образом государство, предоставляя указанные налоговые льготы, одновременно решает важные задачи по стимулированию расширения качественных медицинских услуг наряду с оказанием адресной социальной защиты населению, при этом не налагая финансовых затрат на частные медицинские организации.

В данном контексте Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов, Ассоциацией врачей частной практики Узбекистана поручено в месячный срок разработать и утвердить Положение о порядке оказания частными медицинскими организациями бесплатных медицинских услуг социально уязвимым категориям населения за счет средств, высвобождаемых в результате предоставления вышеуказанных налоговых льгот.

Наряду с этим, частные медицинские организации освобождаются от таможенных платежей за ввозимые новое медицинское оборудование, комплектующие изделия, запасные части и расходные материалы к оборудованию по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров, при этом предусматривается обновить и значительно расширить данный перечень с учетом потребностей медицинских организаций.

Важно подчеркнуть, что для обеспечения ускоренного развития частной медицины в сельских и отдаленных районах постановлением предусмотрено, что вновь создаваемые микрофирмы и малые предприятия в сфере оказания медицинских услуг, расположенные в сельской местности, освобождаются от уплаты единого налогового платежа сроком на 10 лет с момента их государственной регистрации.

Утвержденная постановлением норма об увеличении с 1 мая 2017 года предельной среднегодовой численности работников малых предприятий в сфере здравоохранения с 25 до 100 человек позволит стимулировать расширение занятости в сфере частной медицины, а также создаст дополнительные возможности для увеличения количества обслуживаемого частными медицинскими организациями населения.

Следует акцентировать внимание на том, что постановлением утверждается Программа мер по дальнейшему стимулированию развития частных медицинских организаций, впервые разработанная для этой сферы деятельности за годы независимости. Программой предусматривается реализация мер по всемерному и всестороннему стимулированию и поддержке частных медицинских организаций, охватывающих весь спектр их деятельности.

В частности, предусмотрено значительное упрощение и ускорение сроков выдачи лицензий частным медицинским организациям, в том числе сокращение сроков принятия решения о выдаче лицензии с 30 дней до 20 дней, уменьшение размера государственной пошлины за выдачу лицензии с десятикратного до пятикратного размера минимальной заработной платы.

Программой предусматриваются действенные меры по обеспечению частных медицинских организаций зданиями и помещениями для становления и расширения их деятельности. Государственному комитету по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции поручено осуществлять широкую реализацию субъектам предпринимательства, занимающимся оказанием медицинских услуг населению, неиспользуемых зданий, объектов и помещений, особенно объектов государственной собственности ликвидируемых учреждений системы здравоохранения, бесплатно по «нулевой» выкупной стоимости, с принятием обязательств по внесению инвестиций и созданию новых рабочих мест.

Наряду с этим, предусмотрено увеличение максимального срока аренды государственного имущества для субъектов малого предпринимательства, в том числе частных медицинских организаций, с 5 лет согласно действующим нормам до 10 лет. При этом предусмотрено снижение минимальной ставки арендной платы за использование государственного имущества организациями здравоохранения на 20 процентов.

В целях создания благоприятных условий для частных медицинских организаций, осуществляющих новое строительство и реконструкцию медицинских объектов, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, другим уполномоченным органам поручено обеспечивать выделение им земельных участков, зданий и помещений с учетом их дальнейшего беспрепятственного доступа к объектам инженерно-коммунальной инфраструктуры.

Государственному комитету по архитектуре и строительству, Государственному комитету по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции поручено в двухмесячный срок разработать предложения о предоставлении дополнительных льгот юридическим и физическим лицам, в том числе частным медицинским организациям, при выделении им земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности, включая оказание медицинских услуг, особенно в сельских и отдаленных районах.

Для расширения кредитно-финансовой поддержки частных медицинских организаций Министерству финансов, Министерству здравоохранения, Государственному комитету по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции поручено в месячный срок внести в Кабинет Министров конкретные предложения о мерах по расширению объемов закупки и передачи в лизинг медицинским организациям современного высокотехнологичного медицинского оборудования путем увеличения уставного капитала специализированной лизинговой компании «Узмед-лизинг» за счет привлечения средств учредителей компании, а также иностранных инвесторов.

Коммерческим банкам рекомендовано предоставлять на широкой основе долгосрочные льготные кредиты частным медицинским организациям на закупку современного медицинского оборудования, в том числе за рубежом, формирование стартового капитала, приобретение зданий и сооружений для оказания медицинских услуг, а также потребительские кредиты населению на получение медицинских услуг в частных медицинских организациях с использованием современных информационных технологий, в том числе на основе осуществления расчетов банковскими кредитными картами.

Особо следует отметить, что постановлением предусматриваются меры по расширению внедрения в сферу частной медицины передового международного опыта, особенно путем привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов и создания совместных медицинских учреждений с участием иностранного капитала. Постановлением установлено, что зарубежные врачи и технические специалисты по обслуживанию современного медицинского оборудования, привлекаемые для работы в частных медицинских организациях, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц и от единого социального платежа по доходам, получаемым в рамках заключенных трудовых договоров.

Министерству здравоохранения, Ассоциации врачей частной практики рекомендовано разработать и внести предложения о создании в Узбекистане крупных лечебно-диагностических учреждений совместно с ведущими зарубежными медицинскими центрами и клиниками Южной Кореи, Индии, России, Германии и других стран. При этом согласно постановлению доходы иностранных работников частных медицинских организаций, полученные от их деятельности в качестве управленческого персонала, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.

Министерству иностранных дел, Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения поручено оказывать зарубежным врачам и техническим специалистам по обслуживанию медицинского оборудования, привлекаемым для работы в частных медицинских организациях, содействие в оформлении разрешительных документов для въезда и пребывания в Республике Узбекистан.

Широкомасштабное и всеобъемлющее стимулирование деятельности частных медицинских организаций обуславливает ускоренное развитие рынка платных медицинских услуг, предоставляющих, наряду с оказанием гарантированной государством бесплатной медицинской помощи населению, дополнительные возможности для получения качественных и доступных медицинских услуг с активным внедрением системы медицинского страхования.

В этой связи постановлением предусматривается разработка концепции проекта Закона «О медицинском страховании», направленного на регулирование взаимоотношений в области медицинского страхования, определение правовых основ добровольного и обязательного медицинского страхования, гарантированное предоставление медицинских услуг высокого качества по страховым полисам, создание стимулирующих льгот и преференций для граждан при участии в системе медицинского страхования и другие вопросы.

Принятое постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию частного сектора здравоохранения» является логическим продолжением осуществляемой широкомасштабной работы по дальнейшему углублению реформирования в сфере здравоохранения, стимулированию ускоренного развития предпринимательской деятельности, обеспечению достойного уровня и качества жизни нашего народа, а также очередным важным шагом в направлении последовательного воплощения в жизнь благородной идеи «Интересы человека — превыше всего».


Номер документа:  ПП-2863
Дата принятия:  01.04.2017

Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана

Нормативные документы