Онлайн услуги
-
Опишите подробнее процедуру подписки на журнал
Подписка на журнал осуществляется через АК «Matbuot tarqatuvchi», ОАО “Узбекистон почтаси” и их филиалы, а та...
-
Можно ли скачать журнал в PDF формате?
Да, можно...
Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее
В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее
Принят Законодательной палатой 3 марта 2016 года
Одобрен Сенатом 31 марта 2016 года
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1996 года №279 – I «О бухгалтерском учете»(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г.,№9, ст. 142; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 4, ст. 98, № 10, ст. 263, № 12, ст. 350; 2014 г., № 5, ст. 130; 2015 г., № 12, ст. 452) изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).
Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан: привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом; обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан И.Каримов
Город Ташкент,
13 апреля 2016 года.
№ ЗРУ-404
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О бухгалтерском учете
(новая редакция)
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношенийв области организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Статья 2. Законодательство о бухгалтерском учете
Законодательство о бухгалтерском учете состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о бухгалтерском учете, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные принципы бухгалтерского учета
Основными принципами бухгалтерского учета являются непрерывность, достоверность, сопоставимость показателей.
Статья 4. Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций, а также составление на ее основе финансовой и иной отчетности. Бухгалтерский учет ведется методом двойной записи путем одновременного и взаимосвязанного отражения хозяйственной операции в денежной оценке на не менее двух счетах бухгалтерского учета.
Статья 5. Бухгалтерская информация
Бухгалтерской информацией являются обработанные данные об объектах бухгалтерского учета, основанные на первичных учетных документах, которые отражаются в регистрах бухгалтерского учета, финансовой отчетности, пояснениях и других документах, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета.
Статья 6. Субъекты бухгалтерского учета
Субъектами бухгалтерского учета являются органы государственной власти и управления, юридические лица, зарегистрированные в Республике Узбекистан, их дочерние предприятия, представительства, филиалы и другие структурные подразделения, расположенные как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, органы самоуправления граждан, а также представительства, филиалы и иные структурные подразделения иностранных юридических лиц, находящиеся на территории Республики Узбекистан, ведут учет и представляют отчетность в порядке, установленном законодательством.
Статья 7. Объекты бухгалтерского учета
Объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, собственный капитал, резервы, доходы, расходы, прибыль, убытки и хозяйственные операции, связанные с их движением. Объекты бухгалтерского учета подлежат синтетическому и аналитическому учету.
Статья 8. Синтетический и аналитический учет
Синтетический учет осуществляется путем обобщения данных об объектах бухгалтерского учета по определенным экономическим признакам в порядке, определяемом законодательством. Аналитический учет ведется в целях формирования детальной бухгалтерской информации об объектах бухгалтерского учета в порядке, определяемом субъектом бухгалтерского учета самостоятельно.
Статья 9. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности
Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности, разработка и утверждение стандартов бухгалтерского учета возлагаются на Министерство финансов Республики Узбекистан. Правила ведения бухгалтерского учета определяются стандартами бухгалтерского учета, включая стандарт упрощенного ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности бюджетных организаций и государственных целевых фондов осуществляется на основе стандартов бюджетного учета и других актов законодательства. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности банков и иных кредитных организаций осуществляется Центральным банком Республики Узбекистан в соответствии с законодательством.
Статья 10. Стандарты бухгалтерского учета
Стандарты бухгалтерского учета определяют минимальные требования к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Национальные стандарты бухгалтерского учета устанавливают специальные требования к организации, ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Субъекты бухгалтерского учета могут применять международные стандарты финансовой отчетности в порядке, установленном законодательством.
Статья 11. Организация бухгалтерского учета и отчетности
Организацию бухгалтерского учета и отчетности осуществляет руководитель субъекта бухгалтерского учета. Руководитель субъекта бухгалтерского учета имеет право: создавать службу бухгалтерского учета под руководством руководителя службы бухгалтерского учета или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного на договорной основе; делегировать на договорной основе ведение бухгалтерского учета специализированной организации (аудиторские организации, организации налоговых консультантов и другие организации, в уставе которых предусмотрено оказание услуги по ведению бухгалтерского учета); самостоятельно вести бухгалтерский учет. Руководитель субъекта бухгалтерского учета обязан обеспечивать: разработку учетной политики, системы внутреннего учета и отчетности; порядок внутреннего контроля; полный и достоверный бухгалтерский учет; сохранность учетных документов; подготовку финансовой отчетности; подготовку налоговой отчетности и других финансовых документов; своевременность расчетов; соблюдение требований статьи 12 настоящего Закона.
Статья 12. Руководитель службы бухгалтерского учета
Руководителем службы бухгалтерского учета является главный бухгалтер или иное должностное лицо, осуществляющее функции бухгалтерского учета и финансового управления. Руководитель службы бухгалтерского учета подчиняется непосредственно руководителю субъекта бухгалтерского учета. Требования руководителя службы бухгалтерского учета по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению их в службу бухгалтерского учета обязательны для всех работников субъекта бухгалтерского учета. В случае возникновения разногласий между руководителем субъекта бухгалтерского учета и руководителем службы бухгалтерского учета по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта бухгалтерского учета, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций. Руководитель службы бухгалтерского учета субъекта бухгалтерского учета (за исключением банков и иных кредитных организаций), подлежащего обязательной аудиторской проверке, должен отвечать следующим требованиям: иметь высшее образование; иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета или составлением финансовой отчетности либо аудиторской деятельностью, при наличии высшего экономического образования – не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при наличии высшего неэкономического образования – не менее семи лет из последних десяти календарных лет. Руководитель субъекта бухгалтерского учета, подлежащего обязательной аудиторской проверке, обязан обеспечивать ежегодное прохождение повышения квалификации руководителя службы бухгалтерского учета. Требования частей пятой и шестой настоящей статьи распространяются также на работника специализированной организации, которой руководитель субъекта бухгалтерского учета, подлежащего обязательной аудиторской проверке, делегировал на договорной основе ведение бухгалтерского учета. Руководителем службы бухгалтерского учета не может быть лицо, признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, а также имеющее непогашенную или неснятую судимость за умышленное преступление. Требования к руководителям службы бухгалтерского учета банков и иных кредитных организаций устанавливаются Центральным банком Республики Узбекистан.
Статья 13. Право подписи
Документы, служащие основанием для приема и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, кредитные и расчетные обязательства, а также финансовая и иная отчетность подписываются руководителем субъекта бухгалтерского учета или лицами, им определяемыми. Руководитель субъекта бухгалтерского учета утверждает два перечня лиц, имеющих право подписи. В первый перечень входят лица, осуществляющие руководящие функции субъекта бухгалтерского учета, во второй – осуществляющие функции бухгалтерского учета и финансового управления. В случаях, если руководитель субъекта бухгалтерского учета принимает на себя функции бухгалтерского учета и финансового управления, то в обоих перечнях указывает себя. Документы без подписи лиц, указанных в части второй настоящей статьи, считаются недействительными.
Статья 14. Первичные учетные документы
Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные учетные документы, фиксирующие факты совершения операций и распоряжения на их проведение. Первичными учетными документами признаются также чеки платежных терминалов при оплате с использованием банковских корпоративных пластиковых карт товаров (работ, услуг), приобретаемых хозяйствующими субъектами в сфере торговли и сервиса. Первичные учетные документы составляются на момент совершения хозяйственных операций или после их проведения. Хозяйственные операции, относящиеся к отчетному периоду, на которые документы, подтверждающие факт их совершения, не получены, отражаются в бухгалтерском учете с оформлением соответствующего первичного документа. Обязательными реквизитами первичных учетных документов являются: наименование субъекта бухгалтерского учета; наименование и номер документа, дата и место его составления; наименование, содержание и количественное измерение хозяйственной операции с указанием единиц измерения (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей и подписи с указанием фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации лиц (лица), совершивших хозяйственную операцию. Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, несут ответственность за своевременность, правильность и достоверность, а также за передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете. Первичные учетные документы могут составляться и представляться в виде электронного документа. В первичные учетные документы не допускается внесение поправок, не подтвержденных участниками хозяйственной операции. В банковских и кассовых денежных документах исправления и помарки не допускаются.
Статья 15. Регистры бухгалтерского учета
Регистры бухгалтерского учета представляют собой журналы, ведомости, книги и утвержденные бланки (формы), которые ведутся в соответствии с методом двойной записи. Регистры бухгалтерского учета могут быть в виде электронного документа, который создается, обрабатывается и хранится с использованием технических средств, информационных систем и информационных технологий. В регистрах бухгалтерского учета должны систематизироваться и накапливаться данные, содержащиеся в первичных учетных документах. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются: наименование регистра; наименование субъекта бухгалтерского учета; дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; хронологическая и (или) систематическая группировка хозяйственных операций; величина денежного измерения хозяйственных операций с указанием единицы измерения; подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц. Внесение в регистры бухгалтерского учета не подтвержденных исправлений не допускается.
Статья 16. Инвентаризация активов и обязательств
Правильность и достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности подтверждаются обязательным проведением инвентаризации активов и обязательств. Объекты, порядок и сроки проведения инвентаризации определяются стандартом бухгалтерского учета по инвентаризации.
Статья 17. Оценка активов и обязательств
Оценка товарно-материальных запасов осуществляется по низшей из двух оценок – по фактической себестоимости (цене приобретения или производственной себестоимости) или по рыночной цене (чистой стоимости реализации) на дату составления баланса. Основные средства и нематериальные активы учитываются по их первоначальной (восстановительной) стоимости. Списание стоимости основных средств и нематериальных активов осуществляется путем начисления износа (амортизации) до полного погашения их стоимости или выбытия объекта. Амортизационные отчисления производятся с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию объекта. Стоимость земли амортизации не подлежит. Финансовые вложения учитываются в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. Обязательства отражаются в денежном выражении в соответствии с соглашением сторон. Обязательства, возникшие по решению суда, отражаются в соответствующей сумме. Условные активы и обязательства отражаются в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. Оценка активов и обязательств бюджетных организаций осуществляется в соответствии со стандартами бюджетного учета. Бухгалтерский учет ведется в национальной валюте – сумах.
Статья 18. Учет доходов и расходов
Доходы и расходы отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты и даты поступления денег в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. Доходы и расходы по исполнению Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов отражаются в соответствии с бюджетным законодательством.
Статья 19. Учет собственного капитала
Собственный капитал состоит из уставного фонда (уставного капитала), добавленного, резервного капитала и нераспределенной прибыли. Уставный фонд (уставный капитал) отражает совокупность вкладов (в денежном выражении), определенных учредительными документами. Материальные и нематериальные активы, вносимые в счет вкладов в уставный фонд (уставный капитал), оцениваются по соглашению между учредителями (участниками), а в случаях, предусмотренных законом, подлежат оценке оценочной организацией. Добавленный капитал отражает эмиссионный доход, получаемый при первичной продаже акций по ценам, превышающим номинальную стоимость, а также курсовую разницу, возникающую в процессе формирования уставного фонда (уставного капитала), эквивалент которого выражен в иностранной валюте. Резервный капитал отражает инфляционные резервы, образующиеся при переоценке долгосрочных активов, отчисления от чистой прибыли в размерах, предусмотренных законодательством и учредительными документами, а также стоимость безвозмездно полученного имущества. Нераспределенная прибыль отражает накопление прибыли и может быть зачислена в уставный фонд (уставный капитал) по решению собственников.
Статья 20. Учет залога
Стоимость имущества, включая денежные средства, переданного в залог для обеспечения своих или чужих обязательств, учитывается субъектом бухгалтерского учета отдельно от других активов. Стоимость имущества, полученного в залог, денежные средства и валютные ценности, принятые в качестве залога, отражаются на отдельных забалансовых счетах.
Статья 21. Внутренний контроль
Внутренний контроль – система мер, организованная на основе принятой учетной политики руководителем субъекта бухгалтерского учета с целью обеспечения законности, экономической целесообразности осуществления хозяйственных операций, сохранности активов, предотвращения и выявления случаев хищения и ошибок при ведении бухгалтерского учета, составлении финансовой и иной отчетности. Субъект бухгалтерского учета организует и осуществляет внутренний контроль.
Статья 22. Финансовая отчетность
Финансовая отчетность представляет собой систематизированную информацию о финансовом положении субъекта бухгалтерского учета на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Годовая финансовая отчетность включает: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; отчет о денежных потоках; отчет о собственном капитале; примечания, расчеты и пояснения. Требования к финансовой отчетности, составляемой по международным стандартам, определяются международными стандартами финансовой отчетности. Субъект бухгалтерского учета при составлении финансовой отчетности должен включать бухгалтерские балансы и другие отчетные формы своих представительств, филиалов и иных структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс. Финансовая отчетность составляется с нарастающим итогом с начала отчетного года. Финансовая отчетность бюджетных организаций составляется и предоставляется в соответствии с бюджетным законодательством. Структура и содержание финансовой отчетности определяются Министерством финансов Республики Узбекистан. Структура и содержание финансовой отчетности банков и иных кредитных организаций определяются Центральным банком Республики Узбекистан.
Статья 23. Консолидированная финансовая отчетность
Субъект бухгалтерского учета, являющийся основным хозяйственным обществом и имеющий дочерние хозяйственные общества, организации, находящиеся под его контролем, составляет консолидированную финансовую отчетность. Порядок составления консолидированной финансовой отчетности, а также требования к организациям, находящимся под контролем основного хозяйственного общества, определяются стандартами бухгалтерского учета. Требования данной статьи не распространяются на сводную финансовую отчетность министерств, государственных комитетов, ведомств и бюджетных организаций.
Статья 24. Отчетный период финансовой отчетности
Отчетным периодом годовой финансовой отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря. Отчетным периодом для периодической финансовой отчетности, составляемой в течение календарного года, является период с 1 января на отчетную дату периода, за который составляется периодическая финансовая отчетность, включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных юридических лиц считается период с даты приобретения права юридического лица по 31 декабря того же года, а не являющихся юридическими лицами – с даты их регистрации в государственных органах по 31 декабря того же года. Если юридическое лицо (кроме бюджетных организаций) зарегистрировано после 1 октября, первый отчетный год завершается 31 декабря следующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до регистрации или приобретения права юридического лица, включаются в финансовую отчетность первого отчетного года.
Статья 25. Предоставление финансовой отчетности
Финансовая отчетность предоставляется: органам государственной налоговой службы; собственникам в соответствии с учредительными документами; органам государственной статистики; другим органам в соответствии с законодательством. Финансовая отчетность может предоставляться в виде электронного документа. Финансовая отчетность предоставляется ежеквартально. Малые предприятия и микрофирмы представляют только годовую финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Сроки предоставления финансовой отчетности устанавливаются Министерством финансов Республики Узбекистан. Для отдельных субъектов бухгалтерского учета Кабинетом Министров Республики Узбекистан могут устанавливаться иные сроки предоставления финансовой отчетности.
Статья 26. Публикация финансовой отчетности
Годовая финансовая отчетность хозяйствующих субъектов является открытой для заинтересованных банков, бирж, инвесторов, кредиторов, а также других лиц в соответствии с законодательством. Акционерные общества, а также страховые организации, банки, общественные фонды и другие организации в соответствии с законодательством обязаны публиковать ежегодную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением не позднее чем за две недели до даты проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления субъекта бухгалтерского учета. Данная статья не распространяется на финансовую отчетность субъектов бухгалтерского учета, для которых установлены иные требования законодательства.
Статья 27. Финансовая отчетность при ликвидации
При ликвидации хозяйствующего субъекта составляется заключительная финансовая отчетность. Ответственность за учет операций по ликвидации, составление ликвидационного баланса и отчетности, определение стоимости активов возлагаются на ликвидационную комиссию (ликвидатора). Безнадежные долги и убытки в ликвидационный баланс не включаются. Обязательства отражаются в ликвидационном балансе с процентами, начисленными на дату его составления.
Статья 28. Конфиденциальность бухгалтерской информации
При ведении бухгалтерского учета соблюдается конфиденциальность. Ознакомление с содержанием регистров бухгалтерского учета допускается с разрешения руководителя субъекта бухгалтерского учета или в случаях, предусмотренных законодательством. Лица, получившие доступ к регистрам бухгалтерского учета, обязаны сохранить конфиденциальность. Нарушение конфиденциальности влечет ответственность в установленном законом порядке.
Статья 29. Хранение бухгалтерских документов
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовая и иная отчетность, а также другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, подлежат хранению субъектом бухгалтерского учета в течение сроков, устанавливаемых законодательством, но не менее пяти лет после отчетного года. Изъятие бухгалтерских документов производится в соответствии с законодательством.
Статья 30. Общественные объединения бухгалтеров
Бухгалтеры в целях представления и защиты общих интересов имеют право создавать общественные объединения бухгалтеров в порядке, установленном законодательством.
Статья 31. Разрешение споров
Споры в области организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете
Лица, виновные в нарушении законодательства о бухгалтерском учете, несут ответственность в установленном порядке.