Онлайн услуги
-
Опишите подробнее процедуру подписки на журнал
Подписка на журнал осуществляется через АК «Matbuot tarqatuvchi», ОАО “Узбекистон почтаси” и их филиалы, а та...
-
Можно ли скачать журнал в PDF формате?
Да, можно...
Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее
В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ, ПРАВИЛА И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДАНИЯМ УЧЕБНЫМ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ИНТЕЛЛЕКТА
СанПиН № 0277-09
Издание официальное
Ташкент - 2009 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Главный Государственный
санитарный врач Республики
Узбекистан, заместитель
министра здравоохранения
_________ Б.И.НИЯЗМАТОВ
« 2 » декабря 2009 г.
Утверждён на заседании Комитета по гигиенической регламентации потенциально неблагоприятных факторов окружающей человека среды при Минздраве республики Узбекистан за № 6 от 13.10.2009 г.
Проведена правовая экспертиза Министерством юстиции Республики Узбекистан письмом за № 6-15/13-953216_от 30.11.2009 г.
Примечание. Данный СанПиН в Республике Узбекистан разработан впервые и в последующем при необходимости могут быть внесены дополнения и изменения.
Учреждения-разработчики: |
Авторы-исполнители: |
Республиканский Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора |
к.м.н. Шоумаров С.Б.
|
Ташкентская Медицинская Академия |
к.м.н. Азизова Ф.Л. |
Республиканский Центр Образования
|
Музаффарова Ф.М.
|
НИИ по комплексному проектированию предприятий полиграфической промышленности «УзГипроНИИПолиграф» |
Садыбеков А.Д. |
Ташкентский специализированный промышленный профессиональный колледж для лиц с ограниченными возможностями |
Филипидис Г.М. |
Республиканский профессиональный колледж для лиц с ограниченными возможностями |
Дубровина Г.Г. |
Рекомендованы: Комиссией по Государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при МЗ РУз
Рецензенты:
Заведующий кафедрой гигиены детей, подростков и гигиены питания ТМА д.м.н., профессор |
Шайхова Г.И. |
Республиканский Центр образования
|
Латыпов И.Х. |
Утверждены:
Заместитель министра здравоохранения
РУз, Главный Государственный
санитарный врач Ниязматовым Б.И.
Согласованы:
Заместитель министра
Народного образования РУз Ахлитдинов Р.Ш.
Директор Центра ССПО
МинВУЗа РУз Жавлонов Ш.С.
Заместитель генерального директора
Агентства по печати и информации РУз Сафаевым Р.С.
При составлении настоящего СанПиН использованы: СанПиН №0218-07 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и среднего специального, профессионального образования». Обобщен практический опыт работы с учащимися данных категорий Центра образования МНО РУз.
Нарушение санитарно-гигиенических норм и правил влечет дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Санитарно-гигиенические правила распространяются на издания учебных пособий для детей с нарушениями слуха и интеллекта, обучающихся в специализированных школах (школы-интернаты), профессиональных колледжей.
1.Область применения и общие положения
1.1. Настоящие санитарные правила разработаны на основании Закона Республики Узбекистан «О Госсаннадзоре», «Об образовании», Национальной Программы по подготовке кадров, Протокола заседания Президиума Кабинета Министров РУз №12 от 23 марта 2009 года.
1.2. Настоящие санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы организма учащихся, а также на развитие речи детей, имеющих нарушения интеллекта, речи в специализированных школах и профессиональных колледжах.
1.3. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к весу, шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов далее - изданий) с целью обеспечения их удобочитаемости .
1.4. Гигиенические требования и правила направлены на обеспечение функциональных возможностей организма детей и подростков с целью снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждающей развитие зрительного и общего утомления учащихся.
1.5. Санитарные правила распространяются на издания, предназначенные для детей с дефектами слуха и интеллекта, обучающихся также в условиях надомного и инклюзивного обучения в общеобразовательных учреждениях.
1.6. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью, независимо от форм собственности.
1.7. Нормативные документы (государственные и отраслевые стандарты) в части регламентации и обеспечения гигиеническим требованиям к изданиям не должны противоречить настоящим санитарным правилам и допускается к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их настоящим санитарным правилам.
1.8. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан.
II. Гигиеническая классификация изданий
2.1. В зависимости от характера предъявления и объема информационного материала для единовременного прочтения и усвоения издания по учебным дисциплинам подразделяются на:
- гуманитарные (алифбе, букварь, чтение, развитие речи, русский язык, родной язык, произношение, обществознание, окружающий мир, литература, языковедение - узбекский и иностранные языки, основы безопасности жизнедеятельности, предметы эстетического цикла, физическая культура, трудовое обучение);
- общественные (история, Государственное право и т.п.)
- естественные (физика, химия, география, биология, астрономия и т.п.);
- точные (математика, информатика и т.п.);
- специальные дисциплины для начального профессионального образования.
2.2. В зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:
- учебник;
- учебное пособие;
2.3. В зависимости от возрастной категории издания предназначаются для:
- начального образования (I группа):
а) 1-4 классы (для детей с нарушениями интеллекта - ДНИ);
б) 1-6 классы (для детей с нарушениями слуха - ДНС);
- общего среднего образования(II группа):
а) 5-9 классы (для ДНИ);
б) 7-11 классы (для ДНС).
в) специальное профессиональное образование
III. Гигиенические требования к изданиям
3.1. Общие требования.
3.2. Требования к шрифтовому оформлению изданий по гуманитарным, общественным и естественным дисциплинам.
3.2.1.Требования к изданиям для учащихся, относящихся к I группе (начальное образование).
3.2.2. Требования к изданиям для учащихся, относящихся к II группе (общее среднее и профессиональное образование)
3.3. Требования к шрифтовому оформлению изданий по точным дисциплинам.
3.3.1. Требования к изданиям для учащихся, относящихся к I-группе.
3.3.2. Требования к изданиям для учащихся, относящихся ко II-группе.
3.4. Требования к полиграфическим материалам.
3.1 Общие требования
3.1.1. Не рекомендуется выпускать издания, включающие материалы двух возрастных категорий.
Издание должно включать учебные материалы, рассчитанные не более, чем на:
- 1 год использования для 1 класса,
- 2 года использования для 2-4 классов,
- 4 года использования для 5-9 классов.
Запрещается использование учебников для 1-х классов более 1 учебного года.
3.1.2. Издания допускаются в форматах, соответствующих действующему Государственному стандарту.
3.1.3. Вес издания не должен быть более:
- 300 г для 1-4 классов;
- 400 г для 5-6 классов;
- 500 г для 7-9 классов;
- 600 г для 10-11 классов.
- 600 г для средне-специального профессионального образования.
Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 г.
Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%.
Вес учебников из расчета на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями (без веса ранца или портфеля), не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстояние до З км учащимся:
- от 1,5 до 2,0 кг. I-Ш классов
- от 2,0 до 2,5 кг. IV-V классов
- от 3,0 до 3,5 кг. VI-VII классов
- от 4,0 до 4,5 кг. VIII-IX классов
- до 5кг. 10-11 классов, учащихся профколледжей.
3.1.4. Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.
3.1.5. Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки.
Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.
3.1.6. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения:
- шитье проволокой втачку;
- клеевое бесшвейное скрепление.
Для изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т.п., допускается бесшвейное клеевое скрепление.
3.1.7. Не рекомендуется применять способ высокой печати для изданий начального образования.
3.1.8. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице не должен быть менее 10мм.
Допускается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения заданий, наглядные изображения, текст объёмом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.
Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.
3.1.9. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7.
Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков.
3.1.10. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.
3.1.11. В изданиях для 1 группы учащихся при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, увеличение интерлиньяжа - не менее 2 пунктов, шрифты - из группы рубленых нормального или широкого, светлого или полужирного начертания.
3.1.12. Для дополнительного текста допускается кегль на 2 пункта меньше кегля основного текста.
3.1.13. Иллюстрации в изданиях должны быть чёткими, с проработанными краями.
3.1.14. В изданиях для всех возрастных групп следует применять шрифты из групп рубленных и новых малоконтрастных. В букварях рекомендуется использовать только шрифты из группы рубленных.
3.1.15. В изданиях для 1 группы междусловный пробел должен быть не менее одного кегля шрифта текста, для П группы – не менее половины кегля шрифта текста.
3.1.16. Не допускается применять:
- для основного и дополнительного текста выворотку шрифта;
- для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;
- цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;
- для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;
- для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.
3.1.17. Для выделения текста в изданиях всех возрастных групп рекомендуется применять три цветные краски.
3.1.18. Для картографических надписей в изданиях для I группы рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 10 пунктов, для II и Ш группы - не менее 9 пунктов.
3.1.19. При расположении текста сбоку от иллюстраций начало и конец строк, кроме заголовков и абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии.
3.1.20. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:
- непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;
- затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;
- деформация блока или переплетной крышки.
3.1.21. В изданиях всех возрастных групп должно быть обеспечено высокое качество иллюстраций, с чёткими, проработанными краями.
3.2 Требования к шрифтовому оформлению изданий по гуманитарным,общественным и естественным дисциплинам.
3.2.1. Требования к алифбе, букварям и прописям.
3.2.1.1. Шрифтовое оформление текста в букваре должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 1.
3.2.1.2. Не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов.
Для стихов допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 18 мм.
3.2.1.3. Шрифтовое оформление выделений текста в букваре, алифбе должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 1. При этом длина строки не регламентируется.
Допускаются списки слов в столбик при количестве слов в столбике не более четырех и расстоянии между столбиками не менее 3/4 квадрата. 3.2.1.4. Применение курсивного начертания не допускается.
3.2.1.5. Переносы слов на странице не допускаются.
3.2.1.6. Общая площадь иллюстраций в букварях, алифбе рекомендуется не менее 50%.
3.2.2.Требования к изданиям для I группы.
3.2.2.1. В изданиях, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, шрифтовое оформление основного и дополнительного текста, в зависимости от года обучения и их функционального назначения, должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2.
3.2.2.2. Не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме стихов.
Для стихов допускается двухколонный набор только при соблюдении требований таблицы 2, кроме длины строки, и расстоянии между колонками не менее 9 мм.
3.2.2.3. Двумя и более колонками могут быть размещены списки слов и словосочетаний, хронологический материал только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
3.2.2.4. В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
Кегль шрифта в словарной части изданий может быть на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста с увеличением интерлиньяжа не менее чем на 2 пункта.
3.2.2.5. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2. При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного (дополнительного) текста.
3.2.2.6. Для подписей к иллюстрациям рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 14 пунктов и располагать их от края иллюстрации на расстоянии не менее 4 мм.
3.2.2.7. Кегль шрифта основных элементов химических формул должен быть не менее кегля шрифта основного текста, кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов.
3.2.3.Требования к изданиям для учащихся II группы.
3.2.3.1 В зависимости от функционального назначения издания шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 3.
3.2.3.2. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 3.
Для дополнительного текста допускается расстояние между колонками 6 мм только при наличии разделительной линии.
3.2.3.3. В словарной части изданий разрешается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицей 3.
3.2.3.4. Допускается для основных элементов буквенных и числовых формул применять шрифт на два пункта меньше кегля шрифта основного текста. Кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов. Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул верхней строки и надстрочными элементами формул нижней строки должно быть не менее 4 пунктов.
Увеличение интерлиньяжа в тексте, включающем химические формулы, может быть неодинаковым на полосе.
3.3. Требования к шрифтовому оформлению изданий по точным дисциплинам.
3.3.2. Требования к изданиям для учащихся I группы.
3.3.2.1.Шрифтовое оформление основного текста изданий должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 4.
3.3.2.2. Не допускается для основного текста двухколонный набор.
3.3.2.3.Для столбцов примеров, задач разрешается применять двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 16 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий - не менее 9 мм. Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым.
3.3.2.4 Кегль шрифта в примерах и задачах должен быть не менее кегля шрифта основного текста в соответствии с таблицей 4.
3.3.2.5 Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях может быть только на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста.
3.3.2.6 Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста -должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 4.
При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста.
3.3.2. Требования к изданиям для учащихся II группы.
3.3.2.1. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для учащихся II группы должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 5.
3.3.2.2. Допускается для основных элементов буквенных и числовых формул применять шрифт на два пункта меньше кегля шрифта основного текста. Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул (примеров) верхней строки и надстрочными элементами формул (примеров) нижней строки должно быть не менее 2 пунктов.
Интерлиньяж в тексте, включающем формулы, может быть неодинаковым на полосе.
3.3.2.3/ Для столбцов примеров и задач разрешается применение двухколонного набора только при расстоянии между колонками не менее 16 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий - не менее 9 мм. Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым.
Кегль шрифта в столбцах примеров и задач должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицей 5.
3.3.2.4 Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) рекомендуется применение не более трех красок, в том числе черной. Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях должен быть не менее 12 пунктов.
3.3.2.5 Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 5. При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста.
3.3.2.6. Допускается двухколонный набор текста в изданиях учащихся П группы при соблюдении требований таблицы 5.
Расстояние между колонками для основного текста должно быть не менее 16 мм, для дополнительного текста - не менее 9 мм при наличии разделительной линии.
3.6 Требования к полиграфическим материалам
3.6.1. На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления изданий, должны быть представлены санитарно-эпидемиологические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья человека.
3.6.2. При отсутствии сведений о полиграфических материалах следует проводить санитарно-химические исследования на наличие формальдегида. Количество формальдегида, мигрирующего в модельный раствор (дистиллированная вода), не должно превышать 0,1 мг/л.
3.6.3. Для изготовления изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий (офсетную, типографскую, книжно-журнальную и т.п.), с показателем белизны 74 – 88% по ГОСТу 30113-94 (ИСО 2470-77). Для изданий всех возрастных групп необходимо использовать непрозрачную бумагу, обеспечивающую непросвечиваемость печатных элементов с оборотной стороны страницы. Для изданий 1 класса рекомендуется бумага массой не менее 80 г/м.
3.6.4. Не допускается применение газетной бумаги, кроме изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т.п.
3.6.5. В издании для печати текста рекомендуется применять бумагу одного вида и массы 1 кв. м.
IV. Организация проведения санитарно-эпидемиологической оценки изданий.
4.1. На санитарно-эпидемиологическую оценку представляются три экземпляра издания и сведения о материалах.
4.2. Для проведения санитарно-эпидемиологической оценки должна быть представлена следующая информация об издании: сведения об авторах, заглавие издания, заглавие серии, номер выпуска серии, сведения о читательском адресе, целевом назначении издания, имя издателя и его адрес, год выпуска издания, название и адрес полиграфического предприятия, дата подписания в печать, формат издания, вид бумаги, гарнитура шрифта основного текста, вид печати, тираж, номер заказа полиграфического предприятия.
4.3. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.п.3.1.1 – 3.1.3, 3.1.5 – 3.1.6, 3.2.1.7, 3.6.4 проводится на одном экземпляре издания.
4.4.Санитарно-эпидемиологическая оценка шрифтового оформления издания проводится на 10 характерных страницах по каждому виду текста и приему, оформления в одном экземпляре издания.
4.5. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.1.10 и 3.1.22 проводится на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров издания.
4.6.Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.1.8 проводится в 10 тетрадях, выбранных для контроля из трех экземпляров издания.
4.7.Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.1.9 проводится в каждом из трех экземпляров издания на двух страницах каждой тетради по специально отпечатанным контрольным плашкам.**
4.8.Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.6.3 проводится на одной странице в каждом из трех экземпляров издания при отсутствии визуально определяемой разнооттеночности бумаги.
При наличии визуально определяемой разнооттеночности бумаги в экземпляре издания гигиеническая экспертиза проводится на 10. характерных страницах каждого из трех экземпляров издания. Характерные страницы следует выбирать из разных тетрадей издания.
4.9.Результат санитарно-эпидемиологической оценки следует считать положительным при соответствии контролируемых показателей нормативным требованиям.
Допускается отклонение не более чем на 10% только по двум параметрам (кроме размера шрифта).
4.10.Методика санитарно-эпидемиологической оценки приведена в приложении.
4.11.В комбинированных изданиях проводится гигиеническая оценка только текстовой части издания на соответствие требованиям настоящих санитарных правил.
Требования к шрифтовому оформлению букварей.
С обязательным указанием специфики использования издания на титульном листе издания.
** Контрольные плашки в виде круга (квадрата) диаметром (стороной) не менее 5 мм должны быть расположены на одном из полей двух страниц в каждой тетради.
Таблица 1
Требования к шрифтовому оформлению букварей
Части букваря |
Кегль, пункты, не менее
|
Увеличен ие интерлиньяжа, пункты, не менее
|
Длина строки |
Характеристика шрифта | ||||
минимальная |
максимальная |
Ёмкость зн/кв, не более
|
Начертание
| |||||
квадраты |
мм |
квадраты |
мм | |||||
Букварная |
36* |
Не регламент |
Не
|
Не регламент |
Не регламент |
Не регламент |
Не регламент |
Полужирное или жирное, прямое |
18 |
2 |
6 1/2 |
117 |
|
140 |
|
Нормальное
| |
Послебуквар-ная |
18 |
2 |
6 1/2 |
117 |
8 |
144 |
|
Нормальное широкое, светлое или полужирное
|
*Для отдельных букв
Таблица 2
Требования к шрифтовому оформлению текста изданий по гуманитарным и общественным дисциплинам для I группы.
Классы
|
Кегль, пункты, не менее
|
Увеличение интер
|
Длина строки |
Характеристика шрифта | ||||
минимальная |
максимальная |
Емкость зн/кв, не более
|
Начертание
| |||||
квадраты |
мм |
квадраты |
мм | |||||
Первый |
18 |
2 |
61/2 |
117 |
91/4 |
167 |
6,0 |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
Второй |
16 |
2 |
61/2 |
117 |
91/4 |
167 |
6,0
|
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
Третий-четвёртый |
14 |
2 |
6 |
108 |
81/2 |
153 |
6,7
|
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
Пятый-шестой |
12 |
2 |
3 1/2 |
63 |
8 1/2 |
153 |
Не регламент |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
Таблица 3
Требования к шрифтовому оформлению текста изданий по гуманитарным и общественным дисциплинам для II группы.
Функциональное назначение
|
Кегль, пункты, не менее
|
Увеличение интерлинья жа, пункты, не менее
|
Длина строки |
Характеристика шрифта | |||||
минимальная |
максимальная |
|
ёмкость, зн/кв, не более
|
начертание
| |||||
квадрат ы |
мм |
квадраты |
мм | ||||||
Учебники и учебные
|
10 |
2 |
4
|
72
|
81/2 |
153 |
Не регламен |
Нормальное или широкое; светлое; прямое | |
14 |
2 |
6 |
108 |
8 1/2 |
153 |
Не регламен |
Нормальное или широкое; светлое прямое | ||
12 |
2 |
4 1/2 |
81 |
8 |
144 |
Не регламен |
Нормальное или широкое; светлое прямое | ||
Хрестоматии
|
12
|
Не регламент |
4 1/2 |
81 |
8 |
144 |
Не регламен |
Нормальное или широкое; светлое; прямое | |
|
4 |
4 1/2 |
81 |
63/4 |
122 |
11,0
|
Нормальное или широкое; светлое; прямое | ||
Практикумы
|
10
9*
|
2 |
3 |
54 |
Не регламент |
Не регламен |
Нормальное или широкое; светлое; прямое | ||
2 |
3 |
54
|
Не регламент |
9,5(10,5) |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
* Допускается только в изданиях по языковедению.
** В скобках указана емкость шрифта для изданий, выпускаемых с использованием шрифтов латинской графической основы.
Таблица 4.
Требования к шрифтовому оформлению текста изданий по точным дисциплинам для 1 группы.
Классы |
Кегль, пункты, не менее
|
Увеличение интерлиньяжа, с пункты, не менее
|
Минимальная длина строки |
| |
квадраты |
мм | ||||
Подготовительный
|
16 |
2 |
5 |
90 |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
Второй
|
14 |
2 |
5 |
90 |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
Пятый
|
12 |
2 |
5 |
90 |
Нормальное или широкое, светлое , прямое |
Таблица 5.
Требования к шрифтовому оформлению текста изданий по точным дисциплинам для П группы.
классы
|
Кегль, пункты, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее
|
минимальная длина строки |
Характеристика шрифта
| |
квадраты |
мм | ||||
7-11 классы и профколледжи
|
12 |
2 |
2 3/4 |
50 |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
Приложение.
1. Размер блока издания по высоте и ширине по п.3.1.2 определяют линейкой с точностью до 1 мм.
2. Вид бумаги по п.3.6.3, 3.6.4 определяют по информации в выходных издания или по представленным сведениям о материалах.
3. Внешнее оформление по п.3.1.5 и способ скрепления по п.3.1.6 определяют визуально.
4. Вес издания по п.3.1.3 определяют на весах с точностью до 5 г.
5. Размеры полей по п.3.1.8 определяют линейкой с точностью до 1 мм в середине каждой выбранной для тетради. Результат считают отрицательным, если в 4 из 10 контролируемых тетрадей обнаружены отклонения от требований п.3.1.8 хотя бы по одному из 4 полей.
6. Интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги по п.3.1.9 определяют денситометром отражения за фильтром водности.
Под контролируемую страницу подкладывают лист чистой белой бумаги. За ноль денситометра принимают оптическую плотность печатной бумаги. Затем измеряют оптическую плотность контрольной плашки на контролируемой странице и принимают ее за интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги.
Результат считают отрицательным для одного экземпляра издания при значении оптической плотности менее 0,7, установленной в п 13.1.9.
Если несоответствие требованиям п.3.1.9 выявлено хотя бы в одном из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.
7. Оптическую плотность фона измеряют денситометром отражения за фильтром, водности в пяти местах изображения на контролируемой странице.
Результат считают отрицательным по странице, если значения трех из пяти измерений выше допустимого по п.3.1.10.
Результат считают отрицательным по одному экземпляру, если на четырех из десяти контролируемых страниц экземпляра выявлено несоответствие требованиям п.3.1.10. Если несоответствие требованиям п.3.1.10 выявлено хотя бы в одном из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки в целом считается отрицательным.
8. Группу, емкость и начертание шрифта определяют по государственному стандарту на шрифты типографские на 10 характерных страницах.
Результат считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц выявлено несоответствие хотя бы по одному параметру.
9. Группу, емкость и начертание электронного шрифта определяют по Государственному стандарту на шрифты электронные на 10 характерных страницах.
Результат считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц выявлено несоответствие хотя бы по одному параметру.
10. Контроль по выявлению в издании недопустимых приемов оформления по п.3.1.15-проводится визуально на 10 характерных страницах экземпляра издания. Результат считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц использованы недопустимые приемы оформления.
11. Расположение текста относительно иллюстраций по п.3.1.20 определяют визуально на 10 характерных страницах.
Результат считают отрицательным при несоответствии требованию на 4 из 10 контролируемых страниц.
12. Дефекты в издании по п.3.1.22 определяют визуально на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров.
Результат оценки одного экземпляра считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц экземпляра обнаружен хотя бы по один дефект. Если дефекты выявлены в двух из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.
13. Информация, необходимая для гигиенической оценки по п.4.2, может быть представлена в выходных сведениях издания, оформленных по государственному стандарту или в специальных документах.
14. Кегль шрифт текста издания и междусловный пробел измеряют издательским шаблоном в пунктах, лупой или микроскопом в мм с точностью до 0,01мм. Кегли шрифта в пунктах и размер прописной буквы в миллиметрах приведены в таблице. Для определения кегля шрифта лупой или микроскопом измеряют высоту одной произвольно выбранной прописной буквы на каждой из десяти контролируемых страниц.
Определение кегля шрифта издательским прозрачным шаблоном проводят по прописным буквам (Н,П,К) на контролируемой странице наложением шаблона до совмещения контролируемой буквы по высоте с контрольной буквой на шаблоне либо с границами контрольного «окошка».
Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных измерений кегля меньше минимально допустимого.
Для определения междусловного пробела измеряют расстояние между словами в пяти произвольно выбранных строках на 10 характерных страницах издания. Результат считают отрицательным на странице, если значения трех из пяти измерений, менее допустимого по п.3.1.14.
Результат считают отрицательным по изданию в целом, если на 4 из 10 контролируемых страниц выявлено несоответствие требованию.
15. Увеличение интерлиньяжа измеряют издательским прозрачным шаблоном.
Для определения увеличения интерлиньяжа замеряют с помощью контрольного
«окошка» расстояние между выносными элементами верхней строки и линией
шрифта нижней строки в пунктах (К_1) и вычитают значение кегля шрифта в пунктах
(К_2) в соответствии с рисунком.
Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных измерений меньше допустимых.
См. графический объект «Схема определения увеличения интерлиньяжа (К_1-К_2)»
Линия шрифта, верхней строки
Линии шрифта, нижней строки
Рисунок. Схема определения увеличения интерлиньяжа (К_1 -К_2)
16. Длину строки текста издания измеряют линейкой в мм с точностью до 1 мм или издательским прозрачным шаблоном в мм или квадратах.
Для определения длины строки измеряют одну полноформатную строку на каждой из десяти контролируемых страниц.
Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных измерений длины строки не соответствуют требованиям.
17. Расстояние между колонками при многоколонном наборе и расстояние между полосой и иллюстративным заполнением полей измеряют в мм линейкой с точностью до 1 мм или издательским прозрачным шаблоном.
Расстояние между колонками измеряют на каждой из десяти контролируемых страниц.
Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных значений меньше установленного.
18. Соответствие требованию п.3.2.1.4 определяют подсчетом количества переносов на каждой из 10 характерных страниц.
Результат считают отрицательным, если значения 4страницах количество переносов превышает допустимое.
19. Белизну бумаги по п.3.6.3 определяют по государственному стандарту.
20. Количество формальдегида по п.3.6.2 определяют по методике выполнения измерений массовых концентраций формальдегида в пробах природной, питьевой и сточной воды на анализаторе «Флюррат-2».
Таблица (справочная) Размер шрифта.
Кегль шрифта |
Высота прописной буквы (мм) | |
Пункты Дидо (п) |
Пункты СИ (пт) | |
5 |
5,5 |
1,25 |
6 |
6,5 |
1,50 |
7 |
7,5 |
1,75 |
8 |
8,5 |
2,00 |
9 |
9,5 |
2,25 |
10 |
11 |
2,50 |
12 |
13 |
3,00 |
14 |
15 |
3,50 |
16 |
17 |
4,00 |
18 |
19 |
4,45 |
20 |
21,5 |
4,95 |
36 |
39 |
8,95 |
1 пункт в системе Дидо = 0,376 мм. 1 пункт в системе СИ = 0,351 мм.
Номер документа: № 0277-09
Дата принятия: 02.12.2009