Хамшира Написать Поиск/ Распечатать

Онлайн услуги

Подробнее

Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее

В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее

30.11.2004

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Санитарно-гигиенические мероприятия в зоне химических аварий

СанПиН № 0178-04

Издание официальное

Ташкент 2004

 
«УТВЕРЖДАЮ»
Главный Государственный
санитарный врач
Республики Узбекистан
Б.И.Ниязматов
«_30_» __11__ 2004г.

1. Общие положения

1. Химические аварии относятся к числу чрезвычайных ситуаций (ЧС), носящих, в большинстве случаев, техногенный характер (аварии, пожары, взрывы), реже - природный, в результате действия геофизических (землетрясения), геологических (сели, оползни), метеоопасных явлений (бури, ураганы), а также военно-политический характер (военные действия, диверсии, террористические акты).

ЧС и связанные с ними химические аварии могут возникнуть на потенциально опасных объектах (ПОО) нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, химической, угольной промышленности, на транспорте и др. Наиболее часто при подобных авариях происходит возгорание и взрывы оборудования, сырья, полупродуктов, продуктов производства с последующим обрушением транспортных, строительных конструкций. Число жертв в таких ЧС резко увеличивается при использовании в технологических процессах производств быстрогорящих веществ и материалов, выделяющих токсические химические соединения.

2. Санитарно-гигиеническое обеспечение людских контингентов, оказавшихся в зоне химических аварий, включает комплекс организацион­ных мероприятий и надзорных функций, направленных на предупрежде­ние, снижение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и са­нитарно-эпидемиологических последствий.

3. В данном документе определяется объем общих санитарно- гигиенических мероприятий, проводимых при химических авариях.

4. Проведение санитарно-гигиенических мероприятий осуществляет­ся подразделениями службы медицины катастроф и специализированными формированиями госсанэпидслужбы.

5. Техногенные ЧС сопровождаются возникновением разнообразных гигиенических проблем, связанных с загрязнением объектов окружающей природной среды (воздуха, воды, почвы) и воздействием опасных химиче­ских веществ (ОХВ) на оказавшихся в зоне аварии людей.

6. В настоящее время органы практического здравоохранения имеют научно обоснованные рекомендации по решению отдельных санитарно- гигиенических задач. Однако не определена значимость уровней аварий­ных загрязнений ОХВ в зависимости от длительности пребывания челове­ка в зоне аварии и с учетом нахождения в ней различных контингентов (персонала предприятий, спасателей, населения и др.), нет единых подхо­дов к оценке потенциальной аварийной опасности промышленных хими­ческих объектов, прогнозируемой и фактической химической обстановки, а также к принятию решений по ликвидации медико-санитарных последст­вий химических аварий. Недостаточно отработаны принципы химико­-аналитического контроля загрязнений при авариях и в неудовлетворитель­ном состоянии находится его практическое обеспечение на местах (прибо­ры, специально оборудованный транспорт).

7. В настоящем документе представлена система проведения общих санитарно-гигиенических мероприятий, уделяется внимание прогнозным оценкам масштабов аварии и степени выраженности неблагоприятных хи­мических факторов, выполнению санитарно-химического контроля загряз­нений, защите персонала аварийного объекта, населения, аварийно- спасательных формирований, а также гигиенической оценке эффективно­сти проводимых ликвидационных работ.

2. Особенности химических аварий и роль специализированных формирований

8. При химических авариях воздействие токсичных веществ (уста­новленных или неустановленных) на человека может быть однократным или повторяющимся, прямым или опосредованным.

Основными параметрами, определяющими степень опасности загряз­нения окружающей среды и поражения людей, являются: масса, агрегатное

состояние и токсичность выбрасываемых веществ, метеорологические ус­ловия, рельеф местности в районе аварии, плотность застройки и прожива­ния, наличие мест массового пребывания людей и т.п.

9. При химических авариях характер последствий воздействия на че­ловека определяется особенностями биологического действия ОХВ.

10. Массовость поражения людей в очаге химической аварии опреде­ляется как абсолютной численностью пораженных, так и их удельным ве­сом среди населения. Массовые случаи условно разделяют по интенсивно­сти поражения (количество случаев на 1 тыс. населения) следующим обра­зом: низкая - до 20; средняя -21-50; высокая - 51-100; очень высокая - свы­ше 100.

11. Для ликвидации медико-санитарных последствий химических ава­рий локального и территориального уровня все лечебно-профилактические мероприятия проводятся территориальной сетью здравоохранения. Для ликвидации последствий более крупных аварий привлекают силы и сред­ства регионального и государственного уровня.

12. При возникновении аварии формируется зона химического загряз­нения - территория, на которую распространилось облако, загрязненное ОХВ.

Различают также зону химического поражения - территорию, в преде­лах которой в результате воздействия ОХВ произошло массовое пораже­ние людей.

13. В зависимости от физико-химических свойств веществ, выбрасы­ваемых или образующихся в результате аварии, продолжительности за­грязнения местности и быстроты действия токсичного агента на организм человека, очаги химических поражений подразделяют на:

нестойкий очаг поражения быстродействующими веществами (хлор, аммиак, бензол, гидразин, сероуглерод и др.);

стойкий очаг поражения быстродействующими веществами (уксусная и муравьиная кислоты, иприт, люизит и др.);

нестойкий очаг поражения медленно действующими веществами (тет­раэтилсвинец и др.);

стойкий очаг поражения медленно действующими веществами (ме­таллы, диоксины и др.).

14. Участие и уровень вмешательства медицинских формирований при химических авариях, количество привлекаемых сил и средств опреде­ляются в каждом конкретном случае, исходя из сложившейся ситуации. При этом учитывается:

наличие и количество пораженных, степень тяжести их состояния; реальная угроза дополнительного поражения персонала и населения; поступление в окружающую среду токсичных идентифицированных и (или) неидентифицированных веществ и их объем (масса); последствия загрязнения биосферы; опасность для человека и среды его обитания.

15. Специализированные формирования госсанэпидслужбы - Токси­кологическая бригада быстрого реагирования (ТББР), Радиационно­химический отдел (РХО) ЦГСЭН и медицинской службы - Республикан­ский научный центр экстренной медицинской помощи (РНЦЭМП) при хи­мических авариях организуют и осуществляют проведение гигиенических и лечебных мероприятий в режимах повседневной деятельности, повы­шенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуаций.

16. Режим повседневной деятельности включает:

выявление, учет ПОО и разработку мероприятий по организации го­товности к действиям в ЧС, обучение персонала медицинских учреждений и специализированных формирований, ПОО и населения;

проведение прогнозных оценок и получение оперативных данных об опасных производственных объектах, возможных масштабах аварий и сте­пени выраженности неблагоприятных химических факторов;

разработку мероприятий по ограничению медико-санитарных послед­ствий аварий, в том числе защите персонала аварийных объектов, населе­ния, аварийно-спасательных и специализированных формирований посто­янной готовности;

оценку эффективности планируемых ликвидационных работ и др.

17. Режим повышенной готовности включает:

уточнение планов медико-санитарного обеспечения и проведения са­нитарно-гигиенических мероприятий при конкретной химической аварии; прогнозирование вариантов развития возможной аварии; приведение в готовность специализированных формировании; отработку направлений взаимодействия с другими службами; подготовку клинической и лабораторно-гигиенической базы к дейст­виям в условиях массового появления однотипных поражений и загрязне­ния значительных территорий;

внеплановые санитарно-гигиенические обследования зоны про­гнозируемого осложнения химической обстановки; санитарно-разъяснительную работу.

18. Режим чрезвычайной ситуации включает:

обеспечение незамедлительной передачи информации об аварии через постоянно функционирующие дежурные службы ЦГСЭН и РНЦЭМП де­журным по МЧС и М3 РУз;

приведение в готовность специализированных формирований (бригад) госсанэпидслужбы и РНЦЭМП с выездом в район аварии;

идентификацию и учет химических веществ и продуктов их взаимо­действия в зоне аварии, оценку токсикологической бригадой быстрого реа­гирования (ТББР) масштабов и уровней загрязнений окружающей среды ОХВ;

предварительную оценку степени поражения персонала и населения в зоне аварии;

разработку рекомендаций по организации профилактических меро­приятий по защите населения и персонала;

организацию оказания первой медицинской и доврачебной помощи;

проведения медицинской сортировки, специальной полной и частич­ной обработки пораженных;

оказания первой врачебной, квалифицированной и специализирован­ной медицинской помощи;

контроль за эффективностью специальной обработки загрязненных ОХВ объектов (оборудования, помещений, территории).

3. Принципы и организация санитарно-гигиенических мероприятий при возникновении химических аварий

19. Санитарно-гигиенические мероприятия при химических авариях включают меры по ограничению неблагоприятных воздействий ОХВ на персонал и население, идентификацию загрязнителя, оценку степени за­грязнений и масштабов аварии, разработку рекомендаций по безопасному ведению работ в зоне поражения, оценку эффективности работ по ликви­дации последствий аварий.

20. Приоритетными санитарно-гигиеническими направлениями дея­тельности специализированных формирований в районе химической ава­рии являются:

санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение насе­ления;

проведение санитарно-химической разведки и определение степени опасности загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва, расти­тельность и др.);

разработка рекомендаций по защите (коллективной, индивидуальной: с использованием средств индивидуальной защиты и антидотов) поражен­ных, персонала предприятий, населения и спасателей в зоне аварии;

оценка степени загрязнения кожных покровов, слизистых оболочек, одежды, обуви и других объектов; организация санитарно-пропускного режима и контроля за специальной обработкой пораженных и лиц, имею­щих загрязнения;

разработка рекомендаций по эвакуации пораженных и лиц, на­ходящихся в зоне аварии, и по оптимальному проведению эвакуационных работ;

оценка состояния здоровья персонала аварийного предприятия и насе­ления, попавшего в зону химического загрязнения;

разработка рекомендаций по режиму работы аварийно-спасательных и специализированных формирований и санитарно-гигиенический контроль за их функционированием;

разработка прогноза развития санитарно-эпидемиологической обста­новки в районе аварии и определение характера, последовательности и объема санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с расчетом соответствующих сил и средств и обеспечение их наличия;

оценка предлагаемых методов дегазации и гигиенический контроль за состоянием объектов окружающей среды после проведения дегазационных мероприятий;

гигиеническая оценка пригодности и безопасности источников питье­вого водоснабжения и продуктов питания;

противоэпидемические мероприятия по предупреждению заноса и распространения массовых инфекционных заболеваний, а также выявле­нию, локализации и ликвидации эпидемических очагов;

санитарный контроль за утилизацией загрязненных отходов и захоро­нением погибших и умерших;

запрещение эксплуатации (функционирования) предприятий, учреж­дений и отдельных объектов, находящихся в зоне химической аварии.

21. Гигиеническая экспертиза питьевой воды и продовольствия с вы­дачей рекомендаций по их использованию, а также выдача рекомендаций по выводу (вывозу) населения из зоны аварии осуществляются организа­циями и учреждениями госсанэпидслужбы и оформляются соответствую­щими решениями главных государственных санитарных врачей терри­тории или их заместителей.

4. Гигиенические критерии уровней загрязнения окружающей среды

22. Экстремально высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха

- это содержание одного или нескольких веществ, превышающее ПДК бо­лее чем в 50 раз на срок менее 8ч, в 30-49 раз - на 8-24 ч и 20-29 раз - на 1-2 суток.

Для поверхностных и морских вод экстремально высоким загряз­нением считается превышение ПДК для веществ 1-2-го класса в 5 и более раз, а для веществ 3-4-го класса - в 50 и более раз.

Для почв и земель экстремально высоким считается содержание за­грязняющих веществ, в 50 и более раз превышающее ПДК.

5. Оценка потенциальной аварийной химической опасности объектов

23. Оценка потенциальной опасности курируемых объектов, террито­рий и регионов необходима для оптимизации подготовки собственных сил и средств к действиям при авариях, создания справочной базы и информа- ционно-управляющих систем, а также повышения эффективности работы, проводимой непосредственно при возникновении аварий.

24. Деятельность по предупреждению аварий должна начинаться с этапа проектирования ПОО и привязки его ко всем объектам селитебной территории в целом, а также в ходе строительства, монтажа оборудования. Соответствующие разделы плана должны быть предусмотрены для оценки воздействия на окружающую среду проектируемых, строящихся и рекон­струируемых предприятий.

25. В режиме повседневной деятельности санитарно­профилактические учреждения и формирования проводят экспертную оценку степени потенциальной опасности катастроф и аварий на том или ином объекте, в населенном пункте, регионе с характеристикой сил и средств, необходимых для оказания медицинской помощи и проведения работ по ликвидации медико-санитарных последствий химических аварий.

26. Гигиеническая оценка аварийной обстановки имеет целью разра­ботку комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических меро­приятий, направленных на сохранение здоровья персонала предприятия, населения и участников ликвидации последствий аварии.

27. Учитывая сложность санитарно-гигиенической обстановки, воз­можность многовариантности ее развития, наличие большого количества быстро изменяющихся факторов физической и химической природы, а также различных непредвиденных обстоятельств, необходимо оценивать ее на каждом этапе: предварительном, в периоде аварии и послеаварийном периоде.

28. Для каждого ПОО составляется план медико-санитарного обеспе­чения населения при химической аварии. План должен содержать инфор­мацию, включающую:

общую характеристику объекта;

ситуационную план-схему производства и селитебной зоны;

численность работающих (по сменам) и населения прилегающих рай­онов;

розу ветров и другие метеорологические данные (температурный ре­жим, влажность воздуха и скорость движения воздуха);

характеристику водного бассейна, систем водоснабжения и канализа­ции;

техническую классификацию аварийно опасных узлов на предпри­ятии;

данные по объему и токсичности ОХВ (аварийную карточку химиче­ского вещества);

условия распространения ОХВ;

оценку вероятной причины и степени масштабов загрязнения; расчет ожидаемых санитарных потерь, данные о лечебно­профилактических учреждениях, возможных путях и пунктах эвакуации; перечень санитарно-гигиенических мероприятий по ликвидации последст­вий аварии;

схему организации оказания медицинской помощи пораженным.

29. При гигиенической экспертизе опасных промышленных установок проводится учет ОХВ с определением их класса опасности по ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требова­ния безопасности».

Определен приоритетный список ОХВ и их предельное количество на предприятии (табл.1).

Таблица 1.

Предельные количества ОХВ на предприятии

0178.png

30. После определения перечня потенциально опасных установок (производств) необходимо предварительно проанализировать и дать ги­гиеническую оценку опасности производственных процессов, т.е. рассмот­реть обстоятельства, которые могут вызвать аварию. Исследованию под­вергается каждая составная часть производственного процесса по техноло­гической цепи с целью выявления возможных вариантов отклонения от режимов, предусмотренных в проекте. Такая экспертиза должна прово­диться с участием соответствующих специалистов химического профиля и заканчиваться определением вероятности аварии в каждом конкретном случае. Оценку производственных опасностей можно считать законченной, если определены вероятные последствия аварии в виде уточнения количе­ства выброса ОХВ, расчета ожидаемых концентраций, возможных сани­тарных потерь и последствий для окружающей среды (оценка эффекта воздействия).

31. К числу показателей, характеризующих аварийную опасность хи­мического объекта, относится количество населения, проживающего в зоне возможного загрязнения при потенциальной аварии. Этот показатель взят за основу существующей классификации ПОО, располагающих ОХВ (табл.

Таблица 2.

Классификация объектов по химической опасности

Степень химической опасности

Количество населения, проживающего в зоне возможного поражения, тыс. чел

1

Более 75

2

От 40до 75

3

До 40

4

Зона поражения не выходит за пределы пром-

площадки или санитарно-защитнои зоны

6. Особенности прогнозирования медико-санитарных последствий хи­мических аварий

32. Прогнозирование последствий химических аварий проводится как в режиме повседневного функционирования учреждений и формирований, имея конечной целью определение необходимых для ликвидации послед­ствий возможной аварии сил и средств (заблаговременное прогнозирова­ние), так и непосредственно при возникновении аварийной ситуации для уточнения обстановки, согласования прогнозных оценок с данными хими­ко-аналитического контроля загрязнений и расчетов развития аварийной ситуации (оперативный прогноз).

33. Прогнозирование начинается с учета количества и вида вещества (его физико-химических свойств), с которым может произойти авария, технологических, метеорологических и микроклиматических условий.

34. При анализе острых эффектов воздействия следует иметь в виду, что ингаляционный путь поступления химических веществ в организм лю­дей в этот период является основным. Поэтому при всех возможных вари­антах аварий необходим расчет распространения ОХВ в атмосфере.

35. Прогнозирование медико-санитарных последствий ведется по­этапно:

прогноз вероятности возникновения самой катастрофы;

определение уровней и динамики загрязнения производственной и ок­ружающей среды (прежде всего воздуха);

расчеты потенциальных санитарных потерь.

36. Наибольшую опасность представляют аварийные ситуации, свя­занные с полным разрушением емкостей с ОХВ, так как в атмосферу и на открытую поверхность при этом может быть выброшено значительное ко­личество сжиженного вещества.

37. Для решения конкретных задач создаются:

специальные компьютерные программы на основе математических методов расчета для сбора и обработки первичной информации о состоя­нии производственной и окружающей среды в момент катастрофы и для прогнозирования дальнейшего развития событий, т. е. последствий аварий и катастроф для окружающей среды и человека;

базы данных на основе справочного материала по уже происшедшим чрезвычайным ситуациям, которые позволяют извлекать необходимую информацию для оперативного прогнозирования распространения приме­сей в атмосфере (совместно с подсистемой соответствующих расчетов);

математические модели распространения загрязнения, возникшего в результате аварийных выбросов ОХВ, которые включают в себя упрощен­ные варианты для проведения экспресспрогноза в конкретных условиях времени и пространства, а также более точные - для моделирования даль­нейших последствий чрезвычайных ситуаций.

38. При прогнозировании санитарно-эпидемиологических по­следствий в зонах чрезвычайных ситуаций также используются эксперт­ные системы подготовки рекомендаций для лиц, принимающих решения, которые разрабатываются на основе сопоставления расчетных параметров выбросов ОХВ с допустимыми нормами загрязнения и оценки возможного ущерба населению и территориям. Система позволяет анализировать типо­вые ситуации выбросов, выявлять наиболее уязвимые участки местности, рассчитывать установившееся распределение концентраций ОХВ вещества при фактических метеорологических параметрах.

39. Для экспресспрогноза и расчета распространения загрязняющих веществ используются простейшие нестационарные модели. Модели стро­ятся на основе специальных методик и позволяют рассчитать траекторию и время движения облака.

40. Прогностический расчет санитарно-эпидемиологических послед­ствий должен проводиться с учетом:

вида, свойств и количества вещества;

особенностей местных метеорологических условий, розы ветров;

состояния вертикальной устойчивости атмосферы (ВУА) - инверсия, изотермия, конвекция;

рельефа местности;

траектории движения облака ОХВ;

масштабов загрязнения приземного слоя атмосферы, распределения концентраций ОХВ в конкретных метеоусловиях (характеристики распро­странения и диффузии ОХВ в штилевых условиях и во время ветра разли­чаются настолько, что для их описания требуются разные модели);

количества людей и времени их нахождения в зоне аварии и других факторов.

41. Оценка химической обстановки как на объекте, так и за его преде­лами может быть наиболее эффективно проведена при наличии автомати­зированного комплекса, обеспечивающего в реальном режиме времени практически весь набор необходимых данных как о загрязненности при­земного слоя атмосферы на объекте, так и о метеорологических условиях.

Этот комплекс может также использоваться для решения следующих задач:

построение полей концентраций в реальном масштабе времени с ото­бражением их в случае необходимости на устройствах вывода;

прогнозирование химической опасности на территории промы­шленной площадки и за ее пределами;

выдача рекомендаций о наиболее целесообразных вариантах действий в конкретных условиях складывающейся обстановки;

подготовка результатов прогнозирования загрязнений для расчетов санитарных потерь и планирования системы мероприятий по ликвидации последствий аварийных выбросов.

42. Решение задач прогнозирования требует наиболее полного обес­печения метеорологическими данными. К основным метеорологическим величинам, подлежащим обязательному учету, относятся:

температура воздуха и почвы;

атмосферное давление;

относительная влажность воздуха;

скорость и направление ветра в приземном слое атмосферы;

температурная стратификация, от которой зависит ВУА.

Учитывая тот факт, что объект может находиться в пределах на­селенных пунктов и его территория также может быть застроена, регист­рация показателей, характеризующих направление и скорость ветра, долж­на осуществляться за пределами вязкого подслоя атмосферы. Величина данного подслоя зависит от плотности застройки, этажности зданий, рель­ефа местности и подстилающей поверхности. В качестве оптимального ва­рианта можно принять наиболее часто используемую в настоящее время высоту, равную 10 м.

43. Последствия аварии связаны с тремя основными характеристиками химического загрязнения: масштабами, опасностью и продолжительно­стью.

Масштабы и опасность химического загрязнения характеризуют воз­можный ущерб от аварии. При оценке токсической опасности — это либо линейные размеры и площади зон, в пределах которых возможно пораже­ние людей не ниже заданной степени тяжести, либо возможное число по­раженных с учетом количества и средней плотности их нахождения на данной площади.

44. Выдача рекомендаций лицам, принимающим решения о наиболее целесообразных вариантах действий в складывающейся обстановке, долж­на осуществляться в форме поддержки принятия решения по всему переч­ню задач до завершения ликвидации аварийной ситуации в целом.

При этом основные информационные материалы должны пре­дусматривать:

во-первых, наличие руководящих документов, регламентирующих порядок действий по организации оповещения, уточнения данных о мас­штабах и параметрах аварии, источниках и поражающих факторах (веду­щих и сопутствующих), организации первого этапа работ по ликвидации последствий силами специализированных формирований, штатных и не­штатных аварийных команд;

во-вторых, наличие документов, рекомендующих наиболее целе­сообразный режим функционирования комплекса и объекта в целом, орга­низацию защиты и эвакуации персонала предприятия, документирования результатов работы (замеры уровней загрязнений) и подготовки докладов о ходе развития аварии и ее возможных последствиях;

в-третьих, возможность получения при необходимости информационно-справочных материалов по: технологическим особенностям ава­рийного объекта; физико-химическим и токсическим свойствам вещества, вызвавшего аварию, и продуктов его деструкции, а также характеру его токсического действия на человека в зависимости от уровня концентраций и путей поступления в организм; характеристике средств защиты органов дыхания и кожи, имеющихся на объекте; наиболее целесообразным дейст­виям человека, оказавшегося в зоне загрязнения; мерам первой доврачеб­ной помощи; дегазации выбросов и проливов и т.п.

7. Организация санитарно-химического контроля загрязнений при химических авариях

45. Санитарно-химический контроль включает комплекс орга­низационно-технических и гигиенических мероприятий по своевременно­му обнаружению факта загрязнения объектов производственной и окру­жающей среды ОХВ.

46. В эти мероприятия, выполняемые ТББР и РХО ЦГСЭН, входит получение информации по идентификации токсикантов, степени и масшта­бам загрязнений для оценки их опасности, прогнозу обстановки и пра­вильной организации действий.

47. В первые часы после катастрофы специалисты ТББР (гигиенисты и токсикологи), направляются в район, прилегающий к очагу аварии, для участия в проведении разведки, определения масштабов и окончательной оценки обстановки.

48. Санитарно-химический контроль может быть дискретным или не­прерывным и использовать любые методы, позволяющие адекватно оцени­вать обстановку. Необходимо определять уровни загрязнений и их распро­страненность (границы), контролировать динамику, оценивать возмож­ность трансформации веществ, учитывать их миграцию. При этом необхо­димо соблюдать основное требование - как можно более быстрое получе­ние информации.

49. ТББР и РХО ЦГСЭН должны быть оснащены соответствующими техническими средствами обнаружения и определения ОХВ. В оптималь­ном варианте это автономные подвижные средства - передвижные ла­боратории, имеющие преимущество в оперативности получения информа­ции и скорости ее обновления ввиду физической близости к месту аварии.

50. Необходимо определить предельное время пребывания в за­грязненной зоне, вид и вопросы эксплуатации средств индивидуальной защиты, способы дегазации и оценку ее эффективности, первоочередные лечебные мероприятия и решить (при необходимости) вопросы эвакуации.

51. Наличие и выбор пробоотборной и химико-аналитической аппара­туры и комплектация переносных и подвижных лабораторий определяется предполагаемым перечнем ОХВ для региона, территории или объекта.

52. Основными требованиями к методам анализа и аппаратуре явля­ются:

экспрессность качественного и количественного определения ОХВ — желательно в режиме реального времени или, по крайней мере, в течение нескольких минут—получаса;

широкий динамический диапазон измеряемых концентраций веществ от 1.10 до 1.10 (от предельно допустимых до максимально переносимых концентраций);

высокая селективность анализа наиболее аварийно опасных веществ.

53. Полный перечень технических требований к средствам санитарно­химического контроля веществ применительно к конкретным задачам включает требования к средствам для отбора проб, аппаратуре для анализа, каналам передачи данных и центрам их обработка, составу и квалифика­ции обслуживающего персонала, условиям его работы, необходимому за­пасу реактивов, запасных частей систем жизнеобеспечения и т. д.

54. Наиболее распространенные портативные анализаторы токсичных веществ основаны на спектральных, фотоколориметрических, электрохи­мических, фотоионизационных, хроматографических, хромато-масс- спектромстрических и других методах измерения концентраций веществ.

55. В состав подвижных и переносных лабораторий входят анализато­ры периодического и непрерывного действия, различные ленточные детек­торы, линейно-колористические трубки и средства дистанционного кон­троля окружающей среды.

56. Более универсальными анализаторами токсичных веществ являют­ся переносные газовые, жидкостные и ионные хроматографы. Перспектив­ными приборами для ведения санитарно-химической разведки являются масс-спектрометр и хромато-масс-спектрометр нового поколения, которые рассчитаны на проведение измерений при движении транспортных средств. Портативность масс-спектрометра позволяет использовать его и в качестве выносного прибора, и в качестве датчика-сигнализатора.

57. Подвижные или переносные лаборатории должны быть метроло­гически аттестованными и оснащены системой связи для координации ра­бот и передачи получаемых аналитических данных руководству.

  8. Санитарно-гигиенические мероприятия в ходе ликвидации послед­ствий химических аварий при проведении аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ

58. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей и защите природной среды. Они проводятся при наличии факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, в том числе и лицам, выполняющим аварийно-спасательные работы. При этом зачастую степень вредного влияния на первых стадиях аварии и спа­сательных работ неизвестна. Поэтому необходима специальная подготов­ка, экипировка и оснащение специалистов аварийно-спасательных и спе­циализированных формирований.

59. Аварийно-восстановительные работы являются продолжением выполняемых в зоне аварии аварийно-спасательных работ. Это первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по ликвидации разрушений и очагов повышенной опасности, по устранению повреждений на коммуникационных линиях, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обезвреживанию территории. Они проводятся, как правило, уже в условиях проведенной на первом этапе детальной оценки неблагоприят­ных аварийных факторов и снижения их выраженности. В этой связи требования к защите персонала, выполняющего аварийно ­восстановительные работы, значительно снижены по сравнению с значительно снижены по сравнению с необходимыми защитными меро­приятиями при аварийно-спасательных работах.

60. При химических авариях возникает сложная обстановка, требую­щая высококвалифицированного выполнения санитарно-гигиенических мероприятий в полном объеме. Они проводятся по следующим основным направлениям:

санитарно-эпидемиологический надзор за условиями производствен­ной и окружающей среды на аварийном объекте и смежных с ним пред­приятиях;

оценка состояния здоровья людей;

проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий.

61. Для анализа санитарно-эпидемиологической обстановки, создав­шейся после химической аварии, в дополнение к уже имеющимся резуль­татам натурных исследований целесообразно применить оперативное про­гнозирование (методы математического расчета). Основой для этих расче­тов являются материалы санитарного паспорта потенциальной аварийной опасности конкретного химического производства и паспорта безопасно­сти административно-территориальных единиц. С учетом полученных рас­четных данных могут быть оценены рациональность уже принятых в пер­вые часы после аварии решений и много вариантность сценария ее разви­тия.

62. Результатом гигиенической оценки аварийной ситуации в первые часы после аварии является определение зон опасности отравлений, разра­ботка рекомендаций по применению средств защиты людей (индивидуаль­ных и коллективных), дегазационным мероприятиям и объему эвакуации людей из зоны поражения. Эвакуацию следует осуществлять путем орга­низованного вывода и (или) вывоза населения в близрасположенные безо­пасные места, заранее обследованные в санитарно-гигиеническом отноше­нии, подготовленные и оборудованные в соответствии с требованиями и нормативами для временного размещения, обеспечения минимально необ­ходимого набора социально-бытовых условий.

Проводится информирование медицинского персонала, осуще­ствляющего оказание медицинской помощи пораженным, об уровнях воз­действия ОХВ с их токсикологической оценкой, предоставляются сведения об особенностях биологического действия токсиканта.

63. При развертывании вблизи очага аварии подвижных медицинских формирований выдаются рекомендации по месту их размещения, санитар­но-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы и осуществ­ляется постоянный надзор за их функционированием.

64. При аварии с неизвестным химическим веществом на первона­чальном этапе должен быть произведен опрос населения для сбора сведе­ний о жалобах на самочувствие, наличие специфического запаха, раздра­жение верхних дыхательных путей и произведена регистрация всех случа­ев «неизвестных» заболеваний, а также заболеваний (падежа) домашних животных, гибель рыб, поражение растительности и др.

После завершения предварительной гигиенической оценки аварийной ситуации и проведения ориентировочных санитарных прогнозов последст­вий химического загрязнения составляется оперативный перечень сани­тарно-гигиенических мероприятий, целью которых является санитарный надзор за состоянием окружающей среды, ликвидация медико-санитарных последствий аварии и оценка здоровья людей.

65. В первоначальный период (этап гигиенической диагностики и ана­лиза) уточняются границы химического загрязнения местности и прово­дится нанесение их на карту. Определяются расстояния до ближайших на­селенных пунктов и уточняется информация о количестве и составе про­живающих. На основе этих данных, а также работ по индикации веществ, органами и учреждениями госсанэпиднадзора определяются объемы сани­тарно-гигиенических мероприятий по ликвидации последствий химиче­ских аварий.

66. К числу основных санитарно-гигиенических мероприятий, прово­димых в зоне аварии в период выполнения аварийно-спасательных работ, относятся мероприятия по защите находящихся в ней людей. Они позво­ляют не только снизить неблагоприятные последствия аварии, но зачастую вообще предотвращают их. Проводимые меры защиты условно можно подразделить на коллективные и индивидуальные (с использованием средств индивидуальной защиты и антидотов).

67. К числу коллективных мер защиты следует отнести не только тра­диционные убежища. Их роль могут выполнять любые закрытые помеще­ния, в которые ограничен доступ загрязненного воздуха.

68. Большое значение имеет своевременное и правильное ис­пользование средств индивидуальной защиты, в качестве которых реко­мендуется использовать гражданские, промышленные и общевойсковые противогазы и респираторы, простейшие и подручные средства (тканевые маски и повязки). Наиболее высокие требования предъявляются к средст­вам индивидуальной защиты персонала аварийно-спасательных формиро­ваний.

69. Особая роль в ряду мер защиты принадлежит так называемой ме­дицинской защите, предусматривающей использование химиопротекторов и антидотов. Эти мероприятия должны осуществляться прежде всего рабо­тающими в очаге или вблизи него аварийно-спасательными или специали­зированными медицинскими бригадами. В рамках подготовки к выполне­нию мероприятий медицинской защиты следует проводить обучение спе­циалистов и обеспечивать набор соответствующих средств защиты.

70. При авариях со стойкими химическими веществами у на­ходящихся в зоне аварии людей (работающий персонал аварийных объек­тов, население, специалисты аварийно-спасательных и специализиро­ванных формирований) наблюдается загрязнение кожных покровов, слизи­стых оболочек и одежды. Это может приводить не только к дополнитель­ному вторичному воздействию химических веществ, но и способствовать разносу загрязнений. В связи с этим, на границе зоны загрязнения необхо­димо оборудовать пункты специальной обработки. В указанных пунктах (наряду с обмывом кожных покровов водой с мылом) в соответствии с фи­зико-химическими свойствами конкретного загрязнителя применяют раз­личные специальные средства обработки (кислоты, щелочи, комплексооб- разователи, поверхностно-активные вещества и др.). Данная обработка должна проводиться в кратчайшие сроки после загрязнения.

Достаточно эффективной может быть обработка открытых участков кожи и слизистых оболочек с заменой загрязненной одежды и обуви на развертываемых площадках для частичной специальной обработки. После обработки необходимо проводить контроль ее эффективности.

71. Прерогативой санитарно-гигиенических исследований при хими­ческих авариях является оценка состояния здоровья людей и мониторинг химического загрязнения производственной и окружающей среды.

72. Для оценки возможных отрицательных последствий химического загрязнения рекомендуется исследовать следующие объекты:

воздушная среда;

почва (поверхностные и глубокие слои);

вода открытых водоемов;

вода из подземных источников (колодцы, артезианские скважины);

снеговой покров, лед;

воздух жилых и производственных помещений, мест временного пре­бывания людей;

смывы с поверхностей помещений, оборудования, растений и т.п.

73. Почва является основной средой, в которой кумулируют и дли­тельно сохраняются опасные химические вещества. Как правило, наблюда­ется миграция химических веществ по профилю почвы в более глубокие слои с дальнейшим накоплением как химических веществ, так и продуктов их разложения в растениях. Как показал опыт гигиенических наблюдений, даже в случае проведения дегазационных мероприятий, остаточное загряз­нение некоторыми ОХВ поверхностных и глубоких слоев почвы и расти­тельности может сохраняться до 4-5 лет (в зависимости от стойкости хи­мического вещества).

Число проб почвы, глубина шурфов, периодичность наблюдения оп­ределяются свойствами химического вещества, характером почв и геоло­гическими особенностями территории.

74. Значительная часть ОХВ рано или поздно попадает в во­доисточники. Опасность и степень загрязнения ими зависят от вида водо­источника, физико-химических свойств и агрегатного состояния веществ, их стойкости в воде и других условий. Как правило, наиболее вероятно за­грязнение непроточных относительно небольших водоемов (пруды, озера, колодцы) и рек. Самыми опасными в смысле загрязнения водоисточников являются хорошо растворимые в воде химические вещества. Учитывая вы­сокую опасность химического загрязнения воды, необходим гигиениче­ский контроль за всеми поверхностными и подземными водоисточниками. Контроль качества воды необходимо проводить периодически до по­лучения достоверных данных об отсутствии химического загрязнения.

Распространение загрязнений ОХВ в окружающей среде в зимний пе­риод кроме того оценивается по содержанию веществ в снеговом или ле­дяном покровах.

75. Загрязнение воды ОХВ приводит к попаданию их в корневую сис­тему растений и к накоплению в зеленой массе, овощах и фруктах. Воз­можна и сорбция ОХВ из атмосферного воздуха в момент аварии. Гигие­ническое заключение о содержании этих веществ в растениях, фруктах и овощах является основой для принятия решения об их использовании на­селением.

76. При обнаружении ОХВ в воде и в случае выхода из строя объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения принимаются экстренные меры по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой (подвоз воды в автоцистернах, дегазация и обеззараживание воды). Нормы расхода воды

для нужд пострадавшего населения и больных, поступающих на лечение, указаны в таблице 3.

Таблица 3.

  Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения и больных, поступающих на лечение

Вид водопотребления

Нормы водообеспечения на. 1 чел., дм3/сут

Питье

5,0

Приготовление пищи, умывание,

7,5

в том числе:

приготовление пищи и мытье кухонной посуды;

3,5

мытье индивидуальной посуды;

1,0

мытье лица и рук

3,0

Всего

12,5

77. Продукты питания, хранящиеся в негерметичной упаковке, подле­жат гигиенической экспертизе. При обнаружении в них ОХВ они подлежат обработке или уничтожению. При необходимости организуется специаль­ная площадка для временного питания пострадавших с соответствующим благоустройством, мойкой и дезинфекцией.

78. В случае эвакуации населения предусматриваются места для вре­менного размещения эвакуированных из расчета 2,75 м2 на 1 чел. В пала­точных городках минимальная норма площади должна быть не менее 2,0-л 2,5 м на 1 чел.

Температура воздуха в помещениях с пораженными людьми должна быть не ниже 18 °С при относительной влажности 35-65%. В палаточных городках должны быть оборудованы сушильные помещения, из расчета 15-18 м2 площади на 100 чел.

79. Должен быть налажен постоянный контроль за состоянием здоро­вья пораженных, в том числе за инфекционной заболеваемостью. По пока­заниям проводится массовая иммунизация против инфекционных болезней

(брюшной тиф, сибирская язва, туляремия, вирусный гепатит и др.) и гам- маглобулинопрофилактика.

Примечания:

1. Для лечебных нужд приведенные в таблице нормы увеличиваются на 5 дм3 / сут на каждого больного, находящегося в ЛПУ, независимо от клима­тической зоны и режима водообеспечения.

2. Норму для питья людям, выполняющим работу, умножают на коэффи­циенты в зависимости от категории тяжести работы:

- легкой I - 1,125;

- средней тяжести Па - 1,330 и 116 - 1,540;

- тяжелой III- 1,750.

3. Норму водообеспечения для питья людям, находящимся большую часть суток в помещениях с повышенной температурой, умножают на ко­эффициенты в зависимости от температуры воздуха: 20-22°С - 1,00; 25°С - 1,35; 30°С - 2,30; 35°С - 3,35; 37°С - 4,00.

Приложение 1.

Перечень специфических чрезвычайно и высокоопасных газо- и парообразных химических веществ

Наименование химических веществ ’

п.п. __________________________________________ мг/м

1 Азиридин 0,02

2 Акриловой кислоты аллиловый эфир 0,03

3 Арсин 0,1

4 1,4-Бензохинон 0,05

5 Бис(трибутилолово) оксид (по олову) 0,005

6 Бут-З-ен-2-он 0,1

7 Возгоны каменноугольных смол и пеков при среднем содержании в них бенз(а)пирена

а) 0, 075-0,15% 0,1

б) от 0,15 до 0,3% 0,05

8 Гексаметилендиамин 0,1

9 Г ексаметилендиизоцианат 0,05

10 Гексахлорциклопентадиен 0,0]

11 Гидразин и его производные 0,1

12 Глифтор 0,05

13 Диборан 0,1

14 Диметил кадмий 0,005/0,001

15 0,0-Диметилсульфат 0,1

16 1,1-Диметилэтилпероксоацетат ОД

17 1,3-Дихлорпропан -2-он 0,05

18 Диэтил перфторадипинат 0,1

19 Диэтилперфторпентадионат 0,1

20 Диэтилртуть 0,005

21 Диэтилтеллур 0,0005

22 Железо, пентакарбонил+ 0,1

23 Кобальт гидридотетракарбонил 0,01

24 Марганец трикарбонилциклопентадиен 0,1

. 25 2-Метилгекс-5-ен-3-ин-2-ол 0,05

26 О-Метилдихлортиофосфат 0,1

27 Метилизотиоцианат 0,1

28 Метилизоцианат 0,05

29 4-Метилфенилен-1,3-диизоцианат 0,05

30 3-Метил фенил изоцианат 0,1

31 Метилхлорформиат 0,05

32 1,4-Нафтохинон 0,1

33 Никель тетракарбонил 0,0005

34 Озон 0,1

35

Перфторадипонитрил

0,1

36

Перфтор-2-метилпроп-1 -ен

од

37

Перфторпентадиовой кислоты динитрил

0,05

38

Перхлорбута-1,3-диен

0,005

39

Ртуть

0,01/0,005

40

Свинец и его неорганические соединения (по

свинцу)

0,01/0,005

41

За,4,7,7а-Тетрагидро-1,4,5,6,7,8,8-гептахлор-

4,7-метано-1 Н-инден

0,01

42

Т етраэтилсвинец

0,005

43

Тииран

0,1

44

2,4,6-Трихлор-1,3,5-триазин

0,1

45

Трихлоруксусной кислоты хлорангидрид

од

46

Фосфин

0,1

47

Фосфор

0,03

48

Фосфорилхлорид

0,05

49

З-Хлоранилин

0,05

50

Хлор диоксид и др.

0,1


Номер документа:  № 0178-04
Дата принятия:  30.11.2004

Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана

Нормативные документы