Хамшира Написать Поиск/ Распечатать

Онлайн услуги

Подробнее

Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее

В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее

02.05.2012

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Гигиенические требования к изданиям учебным для общего среднего и среднего специального, профессионального образования

СанПиН № 0302-12

Издание официальное

Ташкент 2012 г.

 
«УТВЕРЖДАЮ»
Главный Государственный
санитарный врач
Республики Узбекистан
_______ С.С. САИДАЛИЕВ
« 02 » 05 2012 г.

Учреждение- разработчик:

Республиканский Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (РесЦГСЭН).

СОСТАВИТЕЛИ:

Салихова Н.С. – заведующая отделением гигиены детей и подростков ЦГСЭН РУз;

Садывакасов А.У. – санитарный врач отделения ГДиП ЦГСЭН РУз, к.м.н.;

Касимов Р.А. – санитарный врач отделения ГДиП ЦГСЭН РУз, к.м.н.;

Юлдашева З.Р. – санитарный врач отделения ГДиП ЦГСЭН РУз.;

Умаров Г. – м.н.с. лаборатории гигиены детей и подростков НИИСГПЗ МЗ РУз.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Пономарева Л.А. – зав. кафедрой «Общей и радиационной гигиены», д.м.н.,

профессор;

Миршина О.П. главный специалист по кооммунальной гигиене МЗ РУз

Закиров И.И. – Директор Республиканского Центра образования МНО РУз;

Грешникова Т.И. – технический редактор издательство ИПТД «Ўкитувчи».

Настоящие санитарные правила и нормы рассмотрены и одобрены на заседании Комитета по гигиенической регламентации потенциально неблагоприятных факторов окружающей человека среды при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан.

Протокол № 16 от « 17 » февраля 2012 года.

Проведена правовая экспертиза Министерством юстиции Республики Узбекистан (письмо № 6-24/23- 3719/6 от « 01 » 05 2012 года).

С введением в действие настоящих санитарных правил и норм отменяется СанПиН № 0218-07 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего среднего и среднего специального, профессионального образования».

Не соблюдение санитарных правил и норм влечет за собой дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Настоящие санитарные правила и нормы предназначены для врачей по гигиене детей и подростков Центров Государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РУз и издательств, выпускающих учебники для среднего и средне специального профессионального образования

Выписки из Закона Республики Узбекистан «О Государственном санитарном надзоре»

Статья 2. Основные принципы обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

Основными принципами обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения являются:

гарантия прав человека на сохранение и укрепление здоровья на основе реализации комплекса законодательных, санитарно-противоэпидемических и организационных мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды, улучшение питания, условий труда, быта, отдыха, воспитание, обучение.

Статья 7. Обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений и отдельных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны: соблюдать утвержденные в установленном порядке санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы.

Статья 17 . Требования к соблюдению санитарных норм и правил, регламентирующих условия образования.

Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности обязаны обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в общеобразовательных учреждениях и на предприятиях

Статья 20. Требования по проведению специальных экспертиз.

Санитарно-гигиеническая, санитарно-экологическая, медицинская, биологическая, техническая, социологическая и иные виды специальных экспертиз состояния здоровья и заболеваемости населения и отдельных лиц, а также экспертизы проектной, технической и иной документации, оборудования, инструментов и аппаратуры, химических веществ, различных

соединений, материалов и сред, пищевого сырья и продуктов, промышленных изделий проводятся за счет средств заказчика по решению Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан органами и учреждениями, осуществляющими санитарный надзор, а также научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями, другими учреждениями и организациями.

Порядок проведения специальных экспертиз, права и обязанности заказчиков, экспертных учреждений и экспертов, а также ответственность за нарушение установленных правил определяются законодательством (Статья в редакции Закона РУЗ от 31.08.2000г.N 125-II).

Статья 29. Ответственность за нарушение санитарного законодательства.

Предприятия, учреждения, организации, объединения независимого от форм собственности, должностные и другие лица несут дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

1. Область применения и общие положения

1.1 Настоящие санитарные правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны на основании Закона «О Государственном санитарном надзоре», Закона Республики «Об образовании», Национальной Программы по подготовке кадров.

1.2 Настоящие санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы организма учащихся.

1.3 Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к весу, шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов далее - изданий). Цель обеспечения их удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся, что приводит к снижению зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждает развитие зрительного и общего утомления.

1.4 Санитарные правила распространяются на издания учебные для общего среднего и среднего специального, профессионального образования (колледжи, лицеи).

1.5 Санитарные правила не распространяются на издания, предназначенные для детей с дефектами слуха, зрения, речи и обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях.

1.6 Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью, независимо от форм собственности.

1.7 Нормативные документы (государственные и отраслевые стандарты) в части регламентации и обеспечения гигиенических требований к изданиям не должны противоречить настоящим санитарным правилам.

1.8 Учебные издания для общего среднего и среднего специального, профессионального образования допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их настоящим санитарным правилам.

1.9 Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан.

2. Гигиеническая классификация изданий

2.1. В зависимости от характера предъявления и объема информационного материала для единовременного прочтения и усвоения издания по учебным дисциплинам подразделяются на:

- гуманитарные (алифбе, букварь, родная речь, обществознание, окружающий мир, литература, языковедение - узбекский и иностранные языки, основы безопасности жизнедеятельности, предметы эстетического цикла, физическая культура, трудовое обучение, допризывная подготовка и т.п.);

- общественные дисциплины (история, Государственное право, логика, психология и т.п.)

- естественные (физика, химия, география, биология, астрономия и т.п.);

- точные (математика, информатика и т.п.);

- специальные дисциплины для профессионального образования (механика, радиоэлектроника, электротехника, металлургия, горное дело, химическая технология, сельское хозяйство, медицина, педагогика, музыка, конструкторские дисциплины и т.п.).

2.2. В зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:

- учебник;

- учебное пособие;

- практикум.

Учебные издания - учебник-тетрадь (тетрадь по математике, прописи и др.), индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - следует относить к практикумам.

2.3. В зависимости от возрастной категории издания предназначаются:

- для начального образования - 1 - 4 классы;

-для общего среднего образования - 5 - 9 классы;

- для среднего специального профессионального образования, колледжи и лицеи.

3. Гигиенические требования к изданиям

3.1. Общие требования

3.2 Требования к шрифтовому оформлению изданий по гуманитарным и общественным дисциплинам

3.2.2 Требования к изданиям для 1 - 4 классов

3.2.3. Требования к изданиям для 5 - 9 и среднего специального, профессионального образования

3.3. Требования к шрифтовому оформлению изданий точных

дисциплин

3.3.1 Требования к изданиям для 1 - 4 классов

3.3.2 Требования к изданиям для 5 - 9 классов и среднего специального, профессионального образования

3.4 Требования к шрифтовому оформлению изданий естественных

дисциплин для 1 - 4, 5 - 9 классов и среднего специального профессионального образования

3.5 Требования к шрифтовому оформлению изданий специальных

дисциплин для среднего специального, профессионального образования

3.6 Требования к полиграфическим материалам

3.1 Общие требования

3.1.1. Не рекомендуется выпускать издания, включающие материалы двух возрастных категорий.

Издание должно включать учебные материалы, рассчитанные не более чем на:

- 1 год обучения для 1 класса,

- 2 года обучения для 2 - 4 классов,

- 4 года обучения для 5 - 9 классов.

Запрещается использование учебников для 1-х классов более 1 учебного года.

3.1.2 Издания допускаются в форматах, соответствующих действующему государственному стандарту.

3.1.3 Вес издания не должен быть более:

- 300 г для 1 - 4 классов;

- 400 г для 5 - 6 классов;

- 500 г для 7 - 9 классов;

- 600 г для среднего специального, профессионального образования

Вес изданий для 1 - 4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 г.

Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%.

Вес учебников из расчета на один учебный день в комплексе с письменными принадлежностями (без веса ранца или портфеля), не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстоянии до 3км учащимся:

I-III классов

от 1,5 до 2,0 кг.

IV-V классов

от 2,0 до 2,5 кг.

VI-VII классов

от 3,0 до 3,5 кг.

VIII-IX классов

от 4,0 до 4,5 кг.

учащихся средних специальных

профессиональных учебных заведений

от 4,0 до 4,5 кг.

3.1.4 Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.

3.1.5 Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки.

Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.

3.1.6. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения:

- шитье проволокой втачку;

- клеевое бесшовное скрепление.

Для изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т.п., допускается бесшовное клеевое скрепление.

3.1.7. Не рекомендуется применять способ высокой печати для изданий начального образования.

3.1.8 Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице не должен быть менее 10 мм.

Допускается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения заданий, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.

Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.

3.1.9. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.

3.1.10. В изданиях для 1 - 4 классов при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, увеличение интерлиньяжа - не менее 2 пунктов, шрифты - из группы рубленых нормального или широкого, светлого или полужирного начертания.

3.1.11. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков.

3.1.12. В изданиях для начального образования (1-4 класс) не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (например, шрифты из группы медиевальных, гарнитуры типа "Таймс").

3.1.13. В изданиях для 1 - 4 классов междусловный пробел должен быть не менее кегля шрифта текста; для 5 - 9 классов - не менее половины кегля шрифта текста.

3.1.14. Не допускается применять:

- для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски;

- для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;

- цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;

- для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;

- для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.

3.1.15. Для выделения текста в изданиях 1-4 классов допускается применять не более трех цветных красок, в изданиях 5-9 классов не более двух цветных красок, в изданиях среднего специального профессионального образования применение цветных красок не рекомендуется.

3.1.16. В изданиях 1-4 классов для основного и дополнительного текста и выделений (кроме заголовков) допускается применять не более четырех вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем или гарнитурой, или ее начертанием, или наличием цветных выделений.

3.1.17. Во всем объеме изданий 5-9 классов и среднего специального, профессионального образования необходимо одинаковое шрифтовое оформление каждого из видов текста (основного, дополнительного).

3.1.18. Для картографических надписей в изданиях для 1 - 4 классов необходимо применять шрифт кеглем не менее 10 пунктов, для 5 - 9 классов - не менее 9 пунктов, для средне специальных учреждений - не менее 8 пунктов.

3.1.19. При расположении текста справа от иллюстраций начало строк, кроме заголовков и абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии.

3.1.20. В текстовой части комбинированных изданий для 1-го класса допускается применять шрифт кеглем не менее 16 пунктов, для 2 - 4 классов - не менее 14 пунктов, для 5 - 9 классов кегль шрифта должен соответствовать кеглю, установленному для изданий по языковедению.

3.1.21. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:

- непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;

- затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;

- деформация блока или переплетной крышки.

3.2 Требования к шрифтовому оформлению изданий по гуманитарным и общественным дисциплинам

3.2.1 Требования к алифбе, букварям и прописям

3.2.1.1 Шрифтовое оформление текста в букваре должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 1.

3.2.1.2. Не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов.

Для стихов допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 18 мм.

3.2.1.3 Шрифтовое оформление выделений текста в букваре должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 1. При этом длина строки не регламентируется.

Допускаются списки слов в столбик при количестве слов в столбике не более четырех и расстоянии между столбиками не менее 3/4 квадрата.

Применение курсивного начертания не допускается.

3.2.1.4 Количество переносов нa странице не должно превышать 4.

3.2.1.5 Общая площадь иллюстраций на полосе букварной части букваря рекомендуется не менее 50%, в послебукварной части - не менее 30%.

3.2.2 Требования к изданиям для 1 - 4 классов

3.2.2.1. Во всем объеме изданий 1-4 классов шрифтовое оформление основного и дополнительного текста должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2.

3.2.2.2. Не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме стихов.

Для стихов допускается двухколонный набор только при соблюдении требований таблицы 2, кроме длины строки, и расстоянии между колонками не менее 9 мм.

3.2.2.3. Двумя и более колонками могут быть размещены списки слов и словосочетаний, хронологический материал только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.

3.2.2.4. В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.

Кегль шрифта в словарной части изданий может быть на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста с увеличением интерлиньяжа не менее чем на 2 пункта.

3.2.2.5 Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2. При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного (дополнительного) текста.

Допускается применение рукописных шрифтов при кегле на 2 пункта больше кегля шрифта основного (дополнительного) текста.

3.2.2.6. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 31/2 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм.

3.2.2.7. Для подписей к иллюстрациям рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 12 пунктов и располагать их от края иллюстрации на расстоянии не менее 4 мм.

3.2.3 Требования к изданиям для 5 – 9 классов и среднего специального профессионального образования .

3.2.3.1. Во всем объеме изданий 5-6 классов шрифтовое оформление должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 3 или 3.1, для 5 класса рекомендуется шрифты группы рубленных, для 7 - 9 классов - в таблице 4 или 4.1 , для учреждений среднего специального профессионального образования независимо от графической основы применяемых шрифтов (кириллица или латиница) - в таблице 5.

Для изданий 6 – 9 классов и учреждений среднего специального профессионального образования оптимальными являются шрифты группы медиевальных с наклонными осями округлых букв нормального, широкого, светлого, прямого начертания, (например, гарнитуры типа "Таймс")

3.2.3.2 Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 3, 3.1; 4, 4.1; 5.

3.2.3.3. Для 5 - 6 классов разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только в изданиях по языковедению при соблюдении требований таблицы 3, 3.1

Двухколонный набор для основного и дополнительного текста в изданиях для 7 - 9 классов разрешается только при соблюдении требований, изложенных в таблице 4 и 4.1. В изданиях для учреждений среднего специального профессионального образования - при соблюдении требований, изложенных в таблице 5.

При этом длина строки в колонке должна быть не менее 31/2 квадрата, расстояние между колонками - не менее 9 мм.

Для дополнительного текста допускается расстояние между колонками 6 мм только при наличии разделительной линии.

3.2.3.4. Тремя и более колонками разрешается размещать списки слов и словосочетаний, хронологический материал только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.

3.2.3.5. В словарной части изданий разрешается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.

Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицей 3 и 3.1 в изданиях для 5 - 6 классов, таблицей 4 и 4.1 в изданиях 7 - 9 классов, таблицей 5 в изданиях для учреждений среднего специального профессионального образования.

3.2.3.6. В текстовых таблицах изданий для 5 - 6 классов длина строки должна быть не менее 23/4 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7 – 9, средне специальных учреждений - не менее 13/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм

3.3 Требования к шрифтовому оформлению изданий по точным дисциплинам

3.3.1 Требования к изданиям для 1 - 4 классов

3.3.1.1 Шрифтовое оформление основного текста изданий должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 6.

3.3.1.2. Не допускается для основного текста двухколонный набор.

3.3.1.3. Для столбцов примеров, задач разрешается применять многоколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий - не менее 9 мм.

Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым.

3.3.1.4 Кегль шрифта в примерах и задачах должен быть не менее кегля шрифта основного текста в соответствии с таблицей 6.

3.3.1.5 Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях может быть только на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста.

3.3.1.6 Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 6.

При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста.

3.3.2 Требования к изданиям для 5 - 9 классов и учреждений среднего специального профессионального образования .

3.3.2.1 Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 5 - 9 классов должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 7, в таблице 8 для учреждений среднего специального профессионального образования

3.3.2.2. Допускается для основных элементов буквенных и числовых формул применять шрифт на два пункта меньше кегля шрифта основного текста.

Кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов в изданиях для 5 - 9 классов и не менее 5 пунктов в изданиях для учреждений среднего специального профессионального образования.

Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул (примеров) верхней строки и надстрочными элементами формул (примеров) нижней строки должно быть не менее 2 пунктов.

Интерлиньяж в тексте, включающем формулы, может быть неодинаковым на полосе.

3.3.2.3. Для столбцов примеров и задач разрешается применение многоколонного набора только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий - не менее 6 мм. Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым.

Кегль шрифта в столбцах примеров и задач должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицами 7 и 8.

3.3.2.4. Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) рекомендуется применение не более трех красок, в том числе черной краски. Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях должен быть не менее 8 пунктов.

3.3.2.5 Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 7 и 8. При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста.

3.3.2.6. Допускается двухколонный набор текста в изданиях для 5 - 9 классов при соблюдении требований таблицы 7, а в изданиях для учреждений среднего специального профессионального образования - таблицы 8.

Расстояние между колонками для основного текста должно быть не менее 9 мм, для дополнительного текста - не менее 6 мм при наличии разделительной линии.

3.4 Требования к шрифтовому оформлению изданий по естественным дисциплинам для 1 - 4, 5 – 9, средне специальных профессиональных учреждений.

3.4.1 Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 1 - 4 классов в зависимости от года обучения и их функционального назначения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 9.

Кегль шрифта дополнительного текста может быть на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста.

3.4.2 Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 5 - 9 классов и учреждений среднего специального профессионального образования должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 10.

3.4.3. В изданиях для 1 - 4 классов не допускается применять двухколонный набор.

3.4.4 Двухколонный набор в изданиях для 5 - 6 классов разрешается только для дополнительного текста, в изданиях для 7 – 9 и средне специальных учреждений - для основного и дополнительного текста, только при соблюдении требований, изложенных в таблице 10, кроме длины строки.

Длина строки в колонке должна быть не менее 3 1/2 квадрата, расстояние между колонками - не менее 9 мм.

3.4.5. В текстовых таблицах изданий для 1 - 4 классов длина строки должна быть не менее 31/2 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм, для 5 - 6 классов - не менее 23/4 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7 - 9 классов и учреждений среднего специального профессионального образования - не менее 13/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм.

3.4.6 Наглядные изображения (график, схема, таблица, диаграмма и тому подобное) в изданиях для 1 - 4 классов следует оформлять в соответствии с требованиями, изложенными в 3.3.1.5, в изданиях для 5 - 9 классов - в соответствии с требованиями, изложенными в 3.3.2.4.

3.4.7. В изданиях для 1 - 4 , 5 – 9 классов и средне специальных учреждений кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 9 и 10.

При этом кегль шрифта должен быть не менее кегля шрифта основного текста.

3.4.8 Шрифтовое оформление буквенных и числовых формул в изданиях должно соответствовать требованиям, изложенным в 3.3.2.2.

3.4.9 Кегль шрифта основных элементов химических формул должен быть не менее кегля шрифта основного текста, кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов.

Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул верхней строки и надстрочными элементами формул нижней строки должен быть не менее 4 пунктов в изданиях для 7 - 9 классов и не менее 2 пунктов - средне специальных учреждений.

Увеличение интерлиньяжа в тексте, включающем химические формулы, может быть неодинаковым на полосе.

3.5 Требования к шрифтовому оформлению изданий по специальным дисциплинам для среднего специального, профессионального образования

3.5.1 Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста издания в зависимости от учебной дисциплины и функционального назначения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 11.

3.5.2. В издании разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только при соблюдении требований, изложенных в таблице 11.

При этом длина строки в колонке должна быть не менее 3 1/2 квадрата, расстояние между колонками - не менее 9 мм.

3.5.3. В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.

Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицей 11.

3.5.4 Шрифтовое оформление химических формул должно соответствовать требованиям п.3.4.9.

3.5.5 Кегль шрифта основных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 8 пунктов, вспомогательных элементов - не менее 6 пунктов.

3.5.6. Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) рекомендуется применение не более трех красок, в том числе черной краски.

Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях должен быть не менее 8 пунктов.

3.5.7 Кегль шрифта выделений текста должен быть не менее 9 пунктов.

3.5.8. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 1 3/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм.

3.6 Требования к полиграфическим материалам

3.6.1. На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления изданий, издательство представляет сведения, подтверждающие их безопасность для здоровья человека.

3.6.2. При отсутствии сведений о полиграфических материалах следует проводить санитарно-химические исследования на наличие формальдегида. Количество формальдегида, мигрирующего в модельный раствор (дистиллированная вода), не должно превышать 0,1 мг/л.

3.6.3. Для изготовления изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий (офсетную, типографскую, книжно-журнальную и т.п.), с показателем белизны 74 - 88% по ГОСТу 30113-94 (ИСО 2470-77). Для изданий всех возрастных групп необходимо использовать непрозрачную бумагу, обеспечивающую непросвечиваемость печатных элементов с оборотной стороны страницы. Для учебников и учебных пособий 1 класса используется бумага массой 80 г/м.

3.6.4. Не допускается применение газетной бумаги, кроме изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т. п.

3.6.5. В издании для печати текста рекомендуется применять бумагу одного вида и массы 1 кв. м.

4. Организация проведения санитарно-эпидемиологической оценки изданий

4.1. На санитарно-эпидемиологическую оценку представляются три экземпляра издания и сведения о материалах.

4.2. Для проведения санитарно-эпидемиологической оценки должна быть представлена следующая информация об издании: сведения об авторах, заглавие издания, заглавие серии, номер выпуска серии, сведения о читательском адресе, целевом назначении издания, имя издателя и его адрес, год выпуска издания, название и адрес полиграфического предприятия, дата подписания в печать, формат издания, вид бумаги, гарнитура шрифта основного текста, вид печати, тираж, номер заказа полиграфического предприятия.

4.3 Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.п.3.1.1 - 3.1.3, 3.1.5 - 3.1.6, 3.2.1.7, 3.6.4 проводится на одном экземпляре издания.

4.4 Санитарно-эпидемиологическая оценка шрифтового оформления издания проводится на 10 характерных страницах по каждому виду текста и приему оформления в одном экземпляре издания.

4.5 Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.1.10 и 3.1.22 проводится на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров издания.

4.6 Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.1.8 проводится в 10 тетрадях, выбранных для контроля из трех экземпляров издания.

4.7 Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.6.3 проводится на одной странице в каждом из трех экземпляров издания при отсутствии визуально определяемой разнооттеночности бумаги.

При наличии визуально определяемой разнооттеночности бумаги в экземпляре издания гигиеническая экспертиза проводится на 10 характерных страницах каждого из трех экземпляров издания. Характерные страницы следует выбирать из разных тетрадей издания.

4.8 Результат санитарно-эпидемиологической оценки следует считать положительным при соответствии контролируемых показателей нормативным требованиям.

Допускается отклонение не более чем на 10% только по двум параметрам (кроме размера шрифта).

4.9 Методика санитарно-эпидемиологической оценки приведена в приложении.

4.10. В комбинированных изданиях проводится гигиеническая оценка только текстовой части издания на соответствие требованиям настоящих санитарных правил.

5. Методика санитарно-эпидемиологической оценки.

5.1 Размер блока издания по высоте и ширине по п.3.1.2 определяют линейкой с точностью до 1 мм.

5.2. Вид бумаги по п.3.6.3, 3.6.4 определяют по информации в выходных издания или по представленным сведениям о материалах.

5.3. Внешнее оформление по п.3.1.5 и способ скрепления по п.3.1.6 определяют визуально.

5.4.Вес издания по п.3.1.3 определяют на весах с точностью до 5 г.

5.5 Размеры полей по п.3.1.8 определяют линейкой с точностью до 1 мм в середине каждой выбранной для тетради. Результат считают отрицательным, если в 4 из 10 контролируемых тетрадей обнаружены отклонения от требований п.3.1.8. хотя бы по одному из 4 полей.

5.6 Группу, емкость и начертание шрифта определяют по государственному стандарту на шрифты на 10 характерных страницах, а затем на каждой странице выбрать несколько (не менее 5) наиболее типовых строк и посчитать, сколько знаков в этой строке получилось. Считать все знаки препинания и пробелы между словами. Полученные значения усреднить, и получим искомое: сколько в среднем знаков умещается в одной строке предполагаемого набора.(емкость зн/кв).Результат считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц выявлено о несоответствие, хотя бы по одному параметру.

5.7 Контроль по выявлению в издании недопустимых приемов оформления по п.3.1.14 проводится визуально на 10 характерных страницах экземпляра издания. Результат считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц использованы недопустимые приемы оформления.

5.8 Расположение текста относительно иллюстраций по п.3.1.19 определяют визуально на 10 характерных страницах. Результат считают отрицательным при несоответствии требованию на 4 из 10 контролируемых страниц.

5.9 Дефекты в издании по п.3.1.21 определяют визуально на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров.

5.10 Результат оценки одного экземпляра считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц экземпляра обнаружен, хотя бы по один дефект. Если дефекты выявлены в двух из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.

5.11 Информация, необходимая для гигиенической оценки по п.4.2, может быть представлена в выходных сведениях издания, оформленных по государственному стандарту или в специальных документах.

5.12 Кегль шрифт текста издания и междусловный пробел измеряют издательским шаблоном в пунктах. Кегли шрифта в пунктах и размер прописной буквы в миллиметрах приведены в таблице12

Таблица (справочная) Размер шрифта.

Кегль шрифта

Высота прописной буквы (мм)

Пункты Дидо (п)

Пункты СИ (пт)

5

5,5

1,25

6

6,5

1,50

7

7,5

1,75

8

8,5

2,00

9

9,5

2,25

10

11

2,50

12

13

3,00

14

15

3,50

16

17

4,00

18

19

4,45

20

21,5

4,95

36

39

1,25

1 пункт в системе Дидо = 0,376 мм.

1 пункт в системе СИ = 0,351 мм.

Определение кегля шрифта издательским прозрачным шаблоном проводят по прописным буквам (Н, П, К) на контролируемой странице наложением шаблона до совмещения контролируемой буквы по высоте с контрольной буквой на шаблоне либо с границами контрольного «окошка».

Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных измерений кегля меньше минимально допустимого.

Для определения междусловного пробела измеряют расстояние между словами в пяти произвольно выбранных строках на 10 характерных страницах издания.

Результат считают отрицательным на странице, если значения трех из пяти измерений менее допустимого по п.3.1.14.

Результат считают отрицательным по изданию в целом, если на 4 из 10 контролируемых страниц выявлено несоответствие требованию.

5.13. Увеличение интерлиньяжа измеряют издательским прозрачным шаблоном.

Для определения увеличения интерлиньяжа замеряют с помощью контрольного «окошка» расстояние между выносными элементами верхней строки и линией шрифта нижней строки в пунктах (К1) и вычитают значение кегля шрифта в пунктах (К2) в соответствии с рисунком.

0302.png Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных измерений меньше допустимых.

« Схема определения увеличения интерлиньяжа»

К1 - К2 = К3 размер интерлиньяжа

Рисунок.

Схема определения увеличения

интерлиньяжа (К1 –К2)

5.14. Длину строки текста издания измеряют линейкой в мм с точностью до 1 мм или издательским прозрачным шаблоном в мм или квадратах.

Для определения длины строки измеряют одну полноформатную строку на каждой из десяти контролируемых страниц.

Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных измерений длины строки не соответствуют требованиям.

5.15. Расстояние между колонками при многоколонном наборе и расстояние между полосой и иллюстративным заполнением полей измеряют в мм линейкой с точностью до 1 мм или издательским прозрачным шаблоном.

Расстояние между колонками измеряют на каждой из десяти контролируемых

страниц.

Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных значений меньше установленного.

5.16. Соответствие требованию п.3.2.1.4 определяют подсчетом количества переносов на каждой из 10 характерных страниц.

Результат считают отрицательным, если значения 4страницах количество переносов превышает допустимое.

5.17. Количество формальдегида по п.3.6.2 определяют по методике выполнения измерений массовых концентраций формальдегида в пробах природной, питьевой и сточной воды на анализаторе «Флюорат-2».

Приложение 1. Проведение экспертизы

  1. На экспертизу подается один экземпляр макета
  2. Санитарно-эпидемиологическое заключение не может быть выдано в случае:

- Выявления отклонений в учебнике, учебном пособии от требований санитарных правил и норм.

- Отсутствия оплаты за проведение работ по гигиенической экспертизе.

 - Гигиеническая экспертиза представленной учебной литературы проводится в срок не более 10 дней со дня подачи документов в полном объёме.

- Экспертиза учебника(3 экземпляра) считается как одна экспертиза

- Экспертиза макетов и учебников для 1 класса независимости от издания считается как одна экспертиза

- Расчет экспертизы производится из расчета 1 (одна) экспертиза равна 1/32 формата печатного листа.

В зависимости от издания вводятся коэффициенты сложности экспертизы:

- за каждый последующий печатный лист по - 0,1

- оценка изданий по изучению иностранного языка (английский, французский и др.) - 0,20

- оценка шрифтового оформления дополнительного текста – 0,25

- для учебников по химии – 0,25

- для учебников по математике (арифметика, алгебра, геометрия) – 0,3

- оценка различных по написанию шрифтов (полужирный, узкий, широкий, курсив и т.д.) –0,15

- для изданий с использованием химических ил

и математических формул – 0,20

Приложение 2 . Форма подачи заявки на экспертизу издания (учебник).

Согласно с договором № __ от __ 20__ г с Республиканским ЦГСЭН издательство «____наименование___» представляет сведения для санитарно-эпидемической экспертизы учебной литературы на 20___ - 20__ учебный год.

Учебник «___наименование__»

Авторы______

Для ______(класс, ССПО)

номер заказа полиграфического предприятия______.

Тираж______

Разрешение в печать _________

Адрес типографии __________

Печать ______________(офсетная)

Формат _(60x 90 1/16

Сведения о материалах

Наименование материала

Нормативный материал

Изготовитель поставщик

Документ, подтверждающий гигиеническую безопасность

Краска

Бумага для обложки

Вес

Пленка для прессовки

Бумага для печати

Вес

прозрачность

Подтверждаю

Директор предприятия

ФИО_______ ___________________________

Подпись

МП

Дата __________________ 20___ г

Приложение 3.

Протокол гигиенической оценки №

от « » ______________20 г ода

Учебники (учебные пособия) __________ 20 г. выпуска

Издательство « »,

Нормативный документ - СанПиН № «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего среднего и среднего специального, профессионального образования».

Сведения о полиграфических материалах :

прилагаются в сведениях издательства и типографии об используемых материалах___________________________________________________

Результаты гигиенической оценки шрифтового оформления:

Протокол исследований № « » от « » 20 года __________________________________________________________________________________________________________________________

(соответствует, не соответствует гигиеническим требованиям)

Формат издания____ ________________________

Вес издания ___________________________________________

Заключение

Учебники (учебные пособия) 20 г. выпуска

Издательство « »,

________________________________________

(соответствует, не соответствует гигиеническим требованиям)

Эксперт____________________

Приложение 4.

Республиканский Центр Госсанэпиднадзора

Протокол №______

оценки шрифтового оформления основного текста учебников

«____»_______________ 20 г.

Издательство _________________________________________________________________

Заглавие учебника _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Номер издания, год выпуска_____________________________________________________

Вид издания ____________________________ Формат __________________________

Характер-ные страницы

Кегель шрифта, в

пунктах

Увеличение интерлиньяжа, в

пунктах

Размер корешковых полей, мм

Длина строки, мм

Характерис-

тика шрифта

Дефекты (непропечатка, смазывание, пятно, деформация блока

Вес издания (грамм)

На развороте

верхнее

наружное

Нижнее

Группа

Начертание

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Норма по СанПиН

Не ме-нее

2

Не ме-нее

26

Не менее 10

Не менее 10

Не ме

нее 10

Нормальное светлоепрямое

Не допускается

Не более

Санитарный врач ОГДиП _______________

Заключение __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зав ОГДиП_____________________.

Приложение 5.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ ______от «_____» _________20____г.

Настоящим санитарно-эпидемиологическим заключением удостоверяется, что производство изданий учебных для среднего и среднего специального, профессионального образования на территории Республики Узбекистан

Наименование издания на язы ке в количе стве экз. Авторы : ______

изготовленные в соответствии с O´zDst 855

СООТВЕТСТВУЮТ Государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН №___ «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего среднего и среднего специального, профессионального образования».

Получатель санитарно-эпидемиологического заключения (организация - изготовитель)

«______________» адрес издательства___________________

Основанием для признания продукции, соответствующей государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам являются:Протокол гигиенической оценки №_____ от « » .20 г., _____Протокол шрифтового оформления № __________ от « ______»_____________20 г_

Область применения: общеобразовательные школы, профессиональные колледжи и академические лицеи.

Учащиеся обще образовательных школ

Необходимые условия использования, хранения, транспортировки и меры безопасности:

В соответствии с требованиями zD st 855

Заключение действительно до срока исполнения договора с Министерством высшего и среднего специального, профессионального образования Республики Узбекистан на 20 -20 учебный год.

Главный врач ___________


Номер документа:  № 0302-12
Дата принятия:  02.05.2012

Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана

Нормативные документы