Хамшира Написать Поиск/ Распечатать

Онлайн услуги

Подробнее

Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее

В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее

02.06.2014

Герб Республики Узбекистан

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Принят Законодательной палатой 30 октября 2013 года

Одобрен Сенатом 10 апреля 2014 года

14 мая 2014 г. № ЗРУ-371
г. Ташкент

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области профилактики правонарушений.

Статья 2. Законодательство о профилактике правонарушений

Законодательство о профилактике правонарушений состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о профилактике правонарушений, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

социальная реабилитация и социальная адаптация — комплекс мер, направленных на оказание правовой, социальной, психологической, медицинской, педагогической и иной помощи потерпевшему от правонарушения, лицам с антисоциальным поведением, склонным к совершению правонарушения, совершившим правонарушение, а также привитие им принятых в обществе норм и правил поведения;

антисоциальное поведение — образ жизни, действие или бездействие лица, нарушающие принятые в обществе нормы и правила поведения;

правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрена административная или уголовная ответственность;

потерпевший от правонарушения — лицо, пострадавшее от правонарушения вследствие причинения физического, морального или имущественного вреда;

профилактика правонарушений — система правовых, социальных, организационных и иных мер общей, специальной, индивидуальной и виктимологической профилактики правонарушений, применяемых в целях сохранения и укрепления правопорядка, выявления, пресечения правонарушений, а также выявления, устранения причин совершения правонарушений и условий, им способствующих;

лицо, склонное к совершению правонарушения — физическое лицо, которое в силу опасности своего антисоциального поведения находится в состоянии риска совершения правонарушения.

Статья 4. Основные задачи профилактики правонарушений

Основными задачами профилактики правонарушений являются:

- обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов личности;

- повышение правового сознания и правовой культуры в обществе, укрепление законности;

- выявление, изучение причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, принятие мер по их устранению;

- социальная реабилитация и социальная адаптация потерпевших от правонарушения, лиц, склонных к совершению правонарушений, совершивших правонарушение, в том числе ранее судимых и освобожденных из мест лишения свободы;

- снижение у физических лиц риска стать потерпевшими от правонарушения;

- обеспечение взаимодействия деятельности органов и учреждений, непосредственно осуществляющих и участвующих в профилактике правонарушений, и координация их деятельности.

Статья 5. Основные принципы профилактики правонарушений

Основными принципами профилактики правонарушений являются:

- законность;

- гуманность;

- системность;

- приоритет метода убеждения;

- дифференциация мер воздействия и индивидуальный подход.

Статья 6. Виды профилактики правонарушений

Видами профилактики правонарушений являются:

- общая профилактика правонарушений;

- специальная профилактика правонарушений;

- индивидуальная профилактика правонарушений;

- виктимологическая профилактика правонарушений.

Глава 2. Органы и учреждения, осуществляющие и участвующие в профилактике правонарушений, их полномочия

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области профилактики правонарушений

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

- обеспечивает разработку, утверждение и реализацию государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты, направленные на эффективное функционирование системы профилактики правонарушений;

- принимает соответствующие меры по профилактике правонарушений в сфере экономического и социально-культурного развития;

- обеспечивает взаимодействие органов и учреждений, непосредственно осуществляющих и участвующих в профилактике правонарушений.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти на местах в области профилактики правонарушений

Органы государственной власти на местах:

- участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы по профилактике правонарушений;

- принимают меры, направленные на обеспечение социальной защиты населения, обеспечение законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан;

- обеспечивают взаимодействие органов и учреждений, непосредственно осуществляющих и участвующих в профилактике правонарушений, на соответствующей территории.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Система органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений

В систему органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений, входят:

- органы внутренних дел;

- органы прокуратуры;

- органы Службы национальной безопасности;

- органы юстиции;

- органы государственной таможенной службы;

- органы государственной налоговой службы;

- органы по труду и социальной защите населения;

- органы государственного управления образованием и образовательные учреждения;

- органы управления государственной системой здравоохранения и учреждения здравоохранения;

- органы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы.

Органы и учреждения, не указанные в части первой настоящей статьи, участвуют в профилактике правонарушений в порядке, установленном законодательством.

Статья 10. Полномочия органов внутренних дел в области профилактики правонарушений

Органы внутренних дел:

- участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывают, утверждают и реализуют программы по профилактике правонарушений;

- изучают криминогенную ситуацию в стране, отдельных регионах, районах и городах, осуществляют анализ эффективности использования имеющихся сил и средств в предупреждении и пресечении правонарушений;

- осуществляют профилактику правонарушений, в том числе выявляют, устраняют причины совершения правонарушений и условия, им способствующие;

- ведут учет правонарушений, лиц, их совершивших, и потерпевших от правонарушений, осуществляют анализ этих данных;

- осуществляют профилактический учет лиц, предусмотренных в статье 35 настоящего Закона;

- устанавливают лиц, причастных к деятельности запрещенных организаций и групп религиозно-экстремистской направленности, принимают к ним меры;

- обеспечивают контроль за соблюдением паспортно-визового режима, правил и порядка хранения огнестрельного оружия гражданами и юридическими лицами;

- участвуют в раскрытии преступлений и розыске лиц, уклоняющихся от следствия, суда и без вести пропавших граждан;

- принимают меры социальной реабилитации и социальной адаптации;

- взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений.

Органы внутренних дел могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия органов прокуратуры в области профилактики правонарушений

Органы прокуратуры:

- участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывают, утверждают и реализуют программы по профилактике правонарушений;

- осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Узбекистан о профилактике правонарушений;

- осуществляют профилактику правонарушений, включая налоговых, валютных правонарушений, легализации преступных доходов и финансирования терроризма, в том числе выявляют, устраняют причины совершения этих правонарушений и условия, им способствующие;

- участвуют в законотворческой деятельности в области профилактики правонарушений;

- участвуют в деятельности по правовой пропаганде среди населения, направленной на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;

- координируют деятельность органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений;

- взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений.

Органы прокуратуры могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Полномочия органов Службы национальной безопасности в области профилактики правонарушений

Органы Службы национальной безопасности:

- участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывают, утверждают и реализуют программы по профилактике правонарушений;

- осуществляют профилактику правонарушений, в том числе выявляют, устраняют причины совершения правонарушений и условия, им способствующие;

- осуществляют сбор и анализ информации о деятельности международных преступных организаций, оценку уровня исходящей от них угрозы национальной безопасности, предоставляют необходимую информацию соответствующим органам и учреждениям;

- ведут учет лиц, склонных к совершению правонарушений против мира и безопасности;

- взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений.

Органы Службы национальной безопасности могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 13. Полномочия органов юстиции в области профилактики правонарушений

Органы юстиции:

- участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывают, утверждают и реализуют программы по профилактике правонарушений;

- осуществляют профилактику правонарушений, в том числе выявляют, устраняют причины совершения правонарушений и условия, им способствующие;

- осуществляют и координируют деятельность по правовой пропаганде среди населения, направленной на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;

- участвуют в законотворческой деятельности в области профилактики правонарушений;

- проводят мониторинг и контроль за соблюдением законодательства о профилактике правонарушений, вносят предложения по совершенствованию правоприменительной практики;

- взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений.

Органы юстиции могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 14. Полномочия органов государственной таможенной службы в области профилактики правонарушений

Органы государственной таможенной службы:

- участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывают, утверждают и реализуют программы по профилактике правонарушений в таможенной сфере;

- осуществляют контроль за соблюдением таможенного законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей;

- осуществляют профилактику правонарушений в таможенной сфере, в том числе выявляют, устраняют причины совершения этих правонарушений и условия, им способствующие;

- ведут учет физических и юридических лиц, совершивших правонарушения в таможенной сфере, осуществляют анализ этих данных;

- взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений.

Органы государственной таможенной службы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 15. Полномочия органов государственной налоговой службы в области профилактики правонарушений

Органы государственной налоговой службы:

- участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывают, утверждают и реализуют программы по профилактике налоговых правонарушений;

- осуществляют профилактику налоговых правонарушений, в том числе выявляют, устраняют причины совершения этих правонарушений и условия, им способствующие;

- осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей;

- ведут учет физических и юридических лиц, совершивших налоговые правонарушения, осуществляют анализ этих данных;

- взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений.

Органы государственной налоговой службы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 16. Полномочия органов по труду и социальной защите населения в области профилактики правонарушений

Органы по труду и социальной защите населения:

- участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывают, утверждают и реализуют программы по профилактике правонарушений в области труда, занятости и социальной защиты населения;

- принимают меры по обеспечению занятости населения, осуществляют учет безработных и меры социальной поддержки населения;

- осуществляют профилактику правонарушений в области труда, занятости и социальной защиты населения, в том числе выявляют, устраняют причины совершения этих правонарушений и условия, им способствующие;

- принимают меры социальной реабилитации и социальной адаптации;

- взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений.

Органы по труду и социальной защите населения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 17. Полномочия органов государственного управления образованием и образовательных учреждений в области профилактики правонарушений

Органы государственного управления образованием и образовательные учреждения:

- участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывают, утверждают и реализуют программы по профилактике правонарушений среди обучающихся, их родителей или лиц, их заменяющих;

- осуществляют профилактику правонарушений среди обучающихся, их родителей или лиц, их заменяющих, в том числе выявляют, устраняют причины совершения этих правонарушений и условия, им способствующие;

- разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения обучающихся, привитие им принятых в обществе норм и правил поведения;

- выявляют среди обучающихся лиц, склонных к совершению правонарушений, и применяют в отношении них меры социальной реабилитации и социальной адаптации;

- организуют в образовательных учреждениях доступные спортивные секции, технические и иные кружки, клубы с целью обеспечения занятости и досуга обучающихся;

- взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений.

Органы государственного управления образованием и образовательные учреждения обязаны сообщать органам внутренних дел:

- о фактах правонарушений;

- о семейно-бытовых конфликтах, угрожающих жизни или здоровью людей, и правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений;

- о вовлечении обучающегося лица в антисоциальное поведение и совершение правонарушений;

- о лицах, склонных к совершению правонарушений.

Органы государственного управления образованием и образовательные учреждения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 18. Полномочия органов управления государственной системой здравоохранения и учреждений здравоохранения в области профилактики правонарушений

Органы управления государственной системой здравоохранения и учреждения здравоохранения:

- участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывают, утверждают и реализуют программы по профилактике правонарушений в области охраны здоровья граждан;

- осуществляют профилактику правонарушений в области охраны здоровья граждан, в том числе выявляют, устраняют причины совершения этих правонарушений и условия, им способствующие;

- организуют работу по распространению санитарно-гигиенических знаний среди населения, а также пропаганду здорового образа жизни;

- организуют систематические медицинские обследования среди населения;

- выявляют, осуществляют учет, обследование, а также социальную реабилитацию и социальную адаптацию лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, больных психическими расстройствами, ВИЧ-инфекцией, венерическими и иными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

- осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, алкоголизма, наркомании, токсикомании;

- в установленном порядке принимают меры по социальной реабилитации и социальной адаптации жертв торговли людьми;

- взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений.

Органы управления государственной системой здравоохранения и учреждения здравоохранения обязаны сообщать органам внутренних дел:

- о распространении социально значимых заболеваний и иных заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

- о поступлении или обращении лиц с телесными повреждениями либо находящихся в бессознательном состоянии;

- о семейно-бытовых конфликтах, угрожающих жизни или здоровью людей, и правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений;

- о вовлечении несовершеннолетнего в антисоциальное поведение и совершение правонарушений;

- о лицах, склонных к совершению правонарушений, совершивших правонарушения.

Органы управления государственной системой здравоохранения и учреждения здравоохранения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 19. Полномочия органов Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в области профилактики правонарушений

Органы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы:

- участвуют в разработке и реализации государственных программ по профилактике правонарушений;

- разрабатывают, утверждают и реализуют программы по профилактике правонарушений в области охраны природы;

- осуществляют профилактику правонарушений в области охраны природы, в том числе выявляют, устраняют причины совершения этих правонарушений и условия, им способствующие;

- ведут учет лиц, совершивших правонарушения в области охраны природы, осуществляют анализ этих данных;

- взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений.

Органы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 20. Координационные советы по профилактике правонарушений

В целях повышения эффективности профилактики правонарушений и обеспечения взаимодействия органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений, при органах прокуратуры создаются координационные советы по профилактике правонарушений.

Основными задачами координационных советов по профилактике правонарушений являются:

- координация деятельности органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений;

- оценка эффективности принимаемых мер по профилактике правонарушений органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими профилактику правонарушений;

- контроль за исполнением государственных и иных программ по профилактике правонарушений;

- разработка и реализация мер по улучшению взаимодействия органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений, в предупреждении и пресечении правонарушений, а также по выявлению причин совершения правонарушений и условий, им способствующих;

- сбор, хранение, обработка, анализ информации по профилактике правонарушений и ее использование в целях повышения эффективности деятельности органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений.

Организационной формой деятельности координационных советов по профилактике правонарушений является координационное совещание, в составе которого могут образовываться рабочие группы.

Координационные советы по профилактике правонарушений вправе истребовать необходимую информацию, в том числе статистические сведения, осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Порядок организации деятельности координационных советов по профилактике правонарушений определяется законодательством.

Статья 21. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в профилактике правонарушений

Органы самоуправления граждан:

- участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ по профилактике правонарушений;

- осуществляют общественный контроль за исполнением законодательства о профилактике правонарушений;

- содействуют правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка н а соответствующей территории, в том числе в организации учета прибытия и убытия граждан, в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и защите их прав;

- принимают меры по пресечению деятельности незарегистрированных религиозных организаций, обеспечению соблюдения прав граждан на свободу вероисповедания, недопущению принудительного насаждения религиозных взглядов, рассматривают иные вопросы, связанные с соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях;

- совместно с соответствующим инспектором по профилактике органов внутренних дел осуществляют контроль за деятельностью общественного формирования «Махалла посбони»;

- создают примирительные и иные комиссии;

- взаимодействуют с другими органами и учреждениями, осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений.

Органы самоуправления граждан могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать в профилактике правонарушений путем оказания содействия и необходимой помощи органам и учреждениям, осуществляющим и участвующим в профилактике правонарушений.

Глава 3. Общая профилактика правонарушений

Статья 22. Понятие общей профилактики правонарушений

Общей профилактикой правонарушений является деятельность органов и учреждений, осуществляющих и участвующих в профилактике правонарушений, по предупреждению правонарушений, выявлению, устранению причин совершения правонарушений и условий, им способствующих.

Статья 23. Меры общей профилактики правонарушений

Мерами общей профилактики правонарушений являются:

- разработка и реализация государственных и иных программ по профилактике правонарушений;

- правовая пропаганда среди населения;

- выявление, устранение причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, и внесение представлений об устранении причин совершения правонарушений и условий, им способствующих.

Общая профилактика правонарушений может включать и иные меры в соответствии с законодательством.

Глава 4. Специальная профилактика правонарушений

Статья 24. Специальная профилактика правонарушений и основания ее осуществления

Специальной профилактикой правонарушений является деятельность органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений, по разработке и реализации специальных мероприятий, направленных на профилактику отдельных видов правонарушений, устранение причин совершения этих видов правонарушений и условий, им способствующих, выявление отдельных категорий лиц и оказание на них профилактического воздействия.

Основаниями для осуществления специальной профилактики правонарушений являются:

- рост отдельных видов правонарушений, категорий лиц;

- возникновение вызовов и угроз, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, интересы личности, общества и государства.

Статья 25. Меры специальной профилактики правонарушений среди ранее судимых лиц

Мерами специальной профилактики правонарушений среди ранее судимых лиц являются:

- выявление, устранение причин и условий совершения правонарушений среди лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания, и осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы;

- разработка и осуществление специальных мероприятий по профилактике правонарушений среди лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания, и осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы;

- осуществление специальных мероприятий по подготовке лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к их социальной реабилитации и социальной адаптации;

- организация и осуществление мер по социальной реабилитации и социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания;

- разработка и осуществление мер по поощрению организаций, создающих рабочие места для трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания.

Специальная профилактика правонарушений среди ранее судимых лиц может включать и иные меры в соответствии с законодательством.

Статья 26. Меры специальной профилактики правонарушений среди лиц, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотические средства, психотропные и другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность

Мерами специальной профилактики правонарушений среди лиц, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотические средства, психотропные и другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, являются:

- разработка и осуществление профилактических мероприятий по предупреждению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, их употребления, а также незаконного производства и реализации алкогольной и табачной продукции;

- проведение профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий правонарушений, совершаемых в состоянии опьянения, под воздействием наркотических средств, психотропных и других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность;

- осуществление контроля за соблюдением правил хранения, транспортировки, реализации и использования наркотических средств, психотропных и других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность.

Специальная профилактика правонарушений среди лиц, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотические средства, психотропные и другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, может включать и иные меры в соответствии с законодательством.

Статья 27. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», настоящим Законом и иными актами законодательства.

Глава 5. Индивидуальная профилактика правонарушений

Статья 28. Индивидуальная профилактика правонарушений, условия и основания ее применения

Индивидуальной профилактикой правонарушений является деятельность органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений, по выявлению, ведению учета и оказанию воспитательного воздействия на лиц с антисоциальным поведением, склонных к совершению правонарушений, совершивших правонарушения.

Индивидуальная профилактика правонарушений определяется с учетом особенностей личности, ее социального окружения, социально-бытовых условий и образа жизни, иных факторов, характеризующих антисоциальное поведение, склонность лица к совершению правонарушения, а также степень общественной опасности совершенного правонарушения.

Основанием для применения индивидуальной профилактики правонарушений является наличие достоверных данных, свидетельствующих об антисоциальном поведении лица, о склонности его к совершению правонарушения либо совершении им правонарушения.

Индивидуальная профилактика правонарушений принудительного и ограничительного характера применяется на основаниях, предусмотренных законом.

Статья 29. Меры индивидуальной профилактики правонарушений

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

- профилактическая беседа;

- официальное предупреждение;

- информирование о причинах совершения правонарушений и условиях, им способствующих;

- социальная реабилитация и социальная адаптация;

- профилактический учет;

- направление на принудительное лечение;

- административный надзор.

Индивидуальная профилактика правонарушений может включать и иные меры в соответствии с законодательством.

Статья 30. Профилактическая беседа

Профилактическая беседа состоит в убеждении лица следовать принятым в обществе нормам и правилам поведения, разъяснении социальных и правовых последствий антисоциального поведения и установленной законом ответственности за совершение правонарушения.

Профилактическая беседа проводится также при постановке лица на профилактический учет.

Профилактическая беседа проводится представителем органа или учреждения, непосредственно осуществляющего профилактику правонарушений, ответственным за осуществление индивидуальной профилактики правонарушений.

Профилактическая беседа проводится по месту нахождения органа или учреждения, непосредственно осуществляющего профилактику правонарушений, а также по месту жительства, учебы, работы лица либо непосредственно на месте выявления антисоциального поведения или правонарушения.

В ходе профилактической беседы устанавливаются особенности личности, ее образ жизни и социально-бытовые условия проживания, а также причины и условия антисоциального поведения или совершенного правонарушения.

В случае, когда ранее проведенная профилактическая беседа не дала положительного результата и лицо продолжает антисоциальное поведение или склонность к совершению правонарушения, в отношении него применяется официальное предупреждение.

Статья 31. Официальное предупреждение

Официальное предупреждение состоит в письменном разъяснении лицу о недопустимости продолжения им антисоциального поведения, а также предупреждении лица, склонного к совершению правонарушения, об ответственности за совершение правонарушения.

Официальное предупреждение выносится должностным лицом органа или учреждения, непосредственно осуществляющего профилактику правонарушений, ответственным за осуществление индивидуальной профилактики правонарушений, и объявляется под роспись лицу, а в случае отказа от подписи в нем делается запись об этом.

Должностное лицо органа или учреждения, непосредственно осуществляющего профилактику правонарушений, ответственное за осуществление индивидуальной профилактики правонарушений, вправе сообщить о вынесении официального предупреждения работодателю (администрации) по месту работы (учебы) или в орган самоуправления граждан по месту жительства лица, которому оно объявлено.

Форма официального предупреждения утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 32. Информирование о причинах совершения правонарушений и условиях, им способствующих

Орган или учреждение, непосредственно осуществляющее или участвующее в профилактике правонарушений, в пределах своих полномочий, вправе информировать работодателя (администрацию) по месту работы (учебы), орган самоуправления граждан по месту жительства о лицах с антисоциальным поведением, лицах, склонных к совершению правонарушений, совершивших правонарушения, с указанием обстоятельств антисоциального поведения и совершенного правонарушения, а также причин и условий, им способствующих.

Статья 33. Применение мер социальной реабилитации и социальной адаптации

Меры социальной реабилитации и социальной адаптации применяются органом или учреждением, непосредственно осуществляющим профилактику правонарушений, к потерпевшим от правонарушений, лицам, склонным к совершению правонарушений, совершившим правонарушения, в порядке, установленном законодательством.

Статья 34. Профилактический учет

Профилактический учет — комплекс профилактических мероприятий, осуществляемый органами внутренних дел в отношении лиц, предусмотренных в статье 35 настоящего Закона, с целью их исправления и предупреждения совершения повторного правонарушения.

Порядок и условия осуществления профилактического учета определяются настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 35. Лица, в отношении которых ведется профилактический учет

Профилактический учет ведется в отношении следующих лиц:

- ранее судимых, после отбытия ими уголовного наказания, за исключением лиц, в отношении которых установлен административный надзор;

- в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда без назначения наказания;

- в отношении которых уголовное дело прекращено без решения вопроса о виновности в соответствии со статьей 84 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан либо принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

- обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;

- совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 40, 41, 45, 47, 52, 56, 58, 61, 106, 131, 1651, 183, 184, 1841, 1842, 1843, 187, 188, 1881, 189, 1891, 190, 191, 201, 202, 2021, 240, 241 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности;

- вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений.

Статья 36. Основания постановки лица на профилактический учет

Основаниями постановки лица на профилактический учет являются:

- решение уполномоченного органа или должностного лица о применении административного взыскания по административным правонарушениям, предусмотренным в абзаце шестом статьи 35 настоящего Закона;

- решение уполномоченного органа или должностного лица о прекращении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

- постановление следователя или прокурора о привлечении к участию в деле в качестве обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;

- обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу;

- справка об освобождении лица из учреждения по исполнению наказания;

- решение комиссии по делам несовершеннолетних.

При наличии нескольких оснований постановки на профилактический учет одного лица по каждому из оснований профилактический учет осуществляется в отдельности.

Статья 37. Порядок постановки лица на профилактический учет

При наличии одного из оснований, указанных в части первой статьи 36 настоящего Закона, лицо, ответственное за осуществление профилактического учета, выносит постановление о постановке лица на профилактический учет, утверждаемое начальником районного, городского отдела, управления внутренних дел. Данное постановление выносится в течение десяти дней со дня получения им документов, свидетельствующих о наличии основания постановки лица на профилактический учет. Постановление о постановке лица на профилактический учет в отношении лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания, выносится в течение трех дней со дня их прибытия к месту жительства.

В постановлении о постановке лица на профилактический учет указываются должность, фамилия, имя, отчество лица, вынесшего постановление, дата и место его вынесения, сведения о лице, в отношении которого оно вынесено (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, работы, учебы) и основания постановки на профилактический учет. Постановление о постановке лица на профилактический учет подписывается лицом, вынесшим данное постановление.

Постановление о постановке лица на профилактический учет вступает в силу с момента его объявления лицу, поставленному на профилактический учет, под роспись. Постановление подлежит объявлению этому лицу в течение трех дней с момента его утверждения, а в случае отсутствия этого лица по месту жительства — в течение трех дней с момента установления его местопребывания. При объявлении постановления лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в постановлении.

В целях осуществления контроля за поведением лица и обеспечения своевременного применения в отношении него мер индивидуальной профилактики правонарушений в день постановки лица на профилактический учет органами внутренних дел заводится профилактическое дело.

Статья 38. Срок профилактического учета лица

Профилактический учет лица осуществляется в течение одного года с момента постановки его на профилактический учет.

Если в период осуществления профилактического учета возникнут новые основания, предусмотренные в части первой статьи 36 настоящего Закона, исчисление срока профилактического учета лица осуществляется с момента постановки его на профилактический учет по вновь возникшим основаниям.

Статья 39. Основания снятия лица с профилактического учета

Снятие лица с профилактического учета осуществляется при наличии одного из следующих оснований:

- окончание срока профилактического учета;

- принятие следователем или прокурором постановления о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вступление в законную силу оправдательного приговора суда;

- вступление в законную силу обвинительного приговора суда об осуждении лица к наказанию в виде лишения свободы или определения суда о применении принудительной меры медицинского характера;

- вынесение судом определения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;вынесение судом определения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

- наличие данных, свидетельствующих о полном досрочном исправлении лица;

- в случае выезда лица, состоящего на профилактическом учете, на постоянное место жительство за пределы Республики Узбекистан в установленном законом порядке;

- смерть лица, состоящего на профилактическом учете.

При наличии одного из оснований, указанных в части первой настоящей статьи, лицо, ответственное за осуществление профилактического учета, выносит постановление о снятии лица с профилактического учета, утверждаемое руководителем районного, городского отдела, управления внутренних дел.

При осуждении лица, состоящего на профилактическом учете, к наказанию в виде лишения свободы собранные в отношении него материалы в течение пяти дней со дня вступления в законную силу обвинительного приговора суда направляются в соответствующее учреждение по исполнению наказания для применения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

При изменении постоянного места жительства лица, состоящего на профилактическом учете, его учет осуществляется по новому постоянному месту жительства.

Статья 40. Направление лица на принудительное лечение

При нарушении лицом, больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, общественного порядка, прав других лиц либо создании им угрозы безопасности, здоровью населения и нравственности общества органы внутренних дел принимают меры по его направлению на принудительное лечение в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О принудительном лечении больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией» и другими актами законодательства.

Статья 41. Административный надзор органов внутренних дел

Административный надзор органов внутренних дел за лицами, освобожденными из учреждений по исполнению наказания, представляет собой комплекс мер воспитательно-профилактического воздействия и заключается в применении к поднадзорным ограничений, предусмотренных законодательством.

Порядок установления, осуществления и прекращения административного надзора, а также перечень применяемых ограничений определяются законодательством об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из учреждений по исполнению наказания.

Статья 42. Права и обязанности лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений

Лица, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, вправе:

- знать основания и правовые последствия применяемых к ним мер индивидуальной профилактики правонарушений;

- знакомиться с документами и иными материалами, собранными в отношении них;

- заявлять ходатайства;

- получать юридическую помощь;

- обжаловать решения органа или учреждения, непосредственно осуществляющего профилактику правонарушений, действия (бездействие) должностных лиц в порядке, установленном законодательством.

Лица, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, обязаны выполнять законные требования должностных лиц органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений.

Лица, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, могут иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.

Глава 6. Виктимологическая профилактика правонарушений

Статья 43. Понятие виктимологической профилактики правонарушений

Виктимологической профилактикой правонарушений является деятельность органа или учреждения, непосредственно осуществляющего профилактику правонарушений, по применению профилактических мер, направленных на снижение у конкретного лица риска стать потерпевшим от правонарушения.

Статья 44. Меры виктимологической профилактики правонарушений

Мерами виктимологической профилактики правонарушений являются:

- проведение профилактических мероприятий в отношении потерпевших от правонарушений с учетом индивидуальных и социально-психологических особенностей личности;

- обучение населения, в том числе потерпевших от правонарушений способам разрешения межличностных конфликтов;

- принятие мер по выявлению и защите потерпевших от правонарушений;

- создание специализированных учреждений по оказанию помощи потерпевшим от правонарушений;

- разработка и осуществление специальных комплексных мер, направленных на обеспечение физической и психологической безопасности потерпевшего от правонарушения, информирование его о предусмотренных законом способах и средствах самообороны;

- систематический контроль мест (территорий), где относительно часто наблюдается антисоциальное поведение или совершаются правонарушения;

- правовое воспитание и обучение населения путем широкого распространения сведений о необходимой обороне и крайней необходимости в случае нападения;

- организация телефонов доверия, «горячей линии», службы спасения при органе или учреждении, непосредственно осуществляющем профилактику правонарушений, с целью получения информации об антисоциальном поведении, готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушениях;

- организация веб-сайтов, блогов, чатов во всемирной информационной сети Интернет с целью организации всеобщего обсуждения проектов профилактических программ и мероприятий, выявления и устранения проблем и недостатков при их проведении;

- распространение электронной литературы о современных методах профилактики правонарушений.

Виктимологическая профилактика правонарушений может включать и иные меры в соответствии с законодательством.

Статья 45. Специализированные учреждения по оказанию помощи потерпевшим от правонарушений

Государственные органы и негосударственные некоммерческие организации в соответствии с законодательством могут создавать специализированные учреждения по оказанию помощи потерпевшим от правонарушений. Специализированные учреждения оказывают потерпевшим от правонарушений правовую, социальную, психологическую, медицинскую, педагогическую и иную помощь.

Порядок создания и организации работы специализированных учреждений по оказанию помощи потерпевшим от правонарушений определяется законодательством.

Глава 7. Заключительные положения

Статья 46. Гарантии прав, свобод и законных интересов лиц при осуществлении профилактики правонарушений

При осуществлении профилактики правонарушений не допускается ограничение прав, свобод и законных интересов лиц, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение, нарушение тайны личной жизни, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободного передвижения и выбора места жительства, а также личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Лица, в отношении которых применяются профилактические меры, вправе обжаловать решения органа или учреждения, непосредственно осуществляющего профилактику правонарушений, действия (бездействие) должностных лиц в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 47. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов и учреждений, непосредственно осуществляющих и участвующих в профилактике правонарушений

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

Государство поддерживает негосударственные некоммерческие организации, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений, посредством размещения социального заказа и иных источников, не запрещенных законодательством.

Статья 48. Разрешение споров

Споры в области профилактики правонарушений разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства о профилактике правонарушений

Лица, виновные в нарушении законодательства о профилактике правонарушений, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 50. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

- привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

- обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 51. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ


Номер документа:  ЗРУ–371
Дата принятия:  14.05.2014

Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана

Нормативные документы