Онлайн услуги
-
Опишите подробнее процедуру подписки на журнал
Подписка на журнал осуществляется через АК «Matbuot tarqatuvchi», ОАО “Узбекистон почтаси” и их филиалы, а та...
-
Можно ли скачать журнал в PDF формате?
Да, можно...
Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее
В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее
Проект
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
1. Введение
После полного перевода финансирования научных исследований в Республике на грантовую систему с 2002 г определена непрерывность научно-исследовательского процесса от рождения идей и доказательства научных гипотез к разработке технологий с переходом во внедрение инноваций в производственную практику через последовательное выполнение грантовых программ: фундаментальных> прикладных > инновационных. Во исполнение Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-916 от 15 июля 2008г «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» из года в год стало расти финансирование инновационных грантов. Так, если за 15-летний период в области здравоохранения на грантовой основе было выполнено свыше 80 грантов, то только за последние 4 года их число достигло 64 (или 80%). И если в 2009 г. финансирование 24 проектов составляло 451 млн.сум, то уже в 2012 г на выполнение 36 проектов было выделено 1500 млн.сум.
Вместе с тем, на этом фоне по внедрению результатов выполняемых грантов начал всплывать ряд острейших проблем, касающиеся специфики системы здравоохранения. Общепринято, что разработанные технологии инновационных работ внедряются в производство, а затем при его расширении увеличивается выпуск товаров. Однако в связи с отсутствием производственных предприятий в системе здравоохранения и в соответствии с существующей законодательной базой научные исследования в медицине в большей степени направлены в сферу услуг медико-социального характера, чем производства товаров. Следует отметить, что учреждения Министерства здравоохранения являются как производителями, так и потребителями наукоемкой продукции, в силу которого разработки автоматически внедряются в практику.
Существующая ситуация демонстрирует, что за 15-летний период внедрение производственных технологий осуществлялась лишь в 13,5% инновационных грантов, и только половина из которых (6%) составляли фарм.препараты. Инновационные гранты по налаживанию производства медицинской техники и их комплектующих отсутствовали.
Подавляющая часть инновационных грантов были направлены на внедрение объектов инновации в практику здравоохранения. При этом в качестве таких объектов служили информационно-программные продукты и орг.мероприятия – в 15% грантов, издания учебно-методической литературы – в 7% грантов, остальное составляли различные технологии, касающиеся диагностики, лечения и профилактики заболеваний по следующим медицинским специальностям:
- - хирургические болезни и реаниматология – 17%;
- - травматология, ортопедия и нейрохирургия – 17%;
- - акушерство и гинекология – 11%;
- - педиатрия и детская хирургия – 9%;
- - внутренние болезни – 9%;
- - прочие (спортивная медицина и др.) – 1,5%.
Представленный материал свидетельствует, что в половине из числа инновационных грантов, где осуществлялось внедрение в практику здравоохранения, объектами инновации служили хирургические операции и манипуляции по таким направлениям специальностей как: хирургические болезни и реанимация, травматология и ортопедия, гинекология, детская хирургия. Именно то, что соответственно законодательству не используется в частном секторе здравоохранения (коммерческие поликлиники), а должны выполняться только в бюджетных организациях. Более того, не только оперативные вмешательства, но и другие лечебно-диагностические и профилактические технологии и мероприятия, внедряемые в практику здравоохранения, в подавляющем большинстве случаев (до 80%) направлены на социально уязвимые контингенты населения (дети, беременные, инвалиды, больные СПИД и социально-значимыми заболеваниями (онкологическими, инфекционными, эндокринологическими и др.), государственная защита здоровья которых гарантирована действующим законодательством Узбекистана и регулируется путем выполнения ряда Государственных программ. Определенная часть инновационных грантов была направлена на совершенствование организации управления в системе здравоохранения (блок грантов по информационно-программным продуктам и орг.мероприятиям), особенно той её части, которая находится на бюджетном финансировании. Поэтому процесс внедрения таких грантов осуществлялся через соответствующие организации Министерства здравоохранения. Вместе с тем, в основной части (до 70%) инновационных грантов объекты инновации внедрялись либо на территории тех же учреждений, где и разрабатывались, либо в находящихся в их прямом подчинении собственных филиалах.
Такая ситуация сложилась возможно из-за низкого интереса других учреждений к внедряемой информации по причине отдаленности предлагаемых технологий от решения насущных специфических задач практики здравоохранения (низкая востребованность на настоящее время) или проблем материально-технического характера (например: нерешенность вопросов снабжения расходными материалами или оборудованием).
В целом причинами для возникновения такой ситуации могут быть:
- Отсутствие рыночных отношений в подавляющей части системы здравоохранения (социальная направленность законодательства Узбекистана, отсутствие системы медицинского страхования, монопольные отношения производства и потребления научной продукции в системе здравоохранения).
- Отсутствие структур, контролирующие инновационный процесс в системе здравоохранения, особенно после завершения инновационной работы.
- Основная часть медицинских услуг, такие как: педиатрия, инф.болезни, хирургия, акушерство, онкология, фтизиатрия, экстренная медицина и др., находятся на бюджетном финансировании в соответствии с существующим законодательством нашей страны.
- Обязательность привлечения организации-соисполнителя к выполнению инновационных грантов, даже если в этом нет реальной необходимости, обязуя их внести 30% стоимости проекта.
- Невозможность прямой оплаты своей доли, как соисполнителя инновационного гранта, организациями, где происходит внедрение, поскольку они, в основном, являются бюджетными.
- Привлекаемые к гранту соисполнители-фирмы не всегда выполняют свои гарантийные обязательства из-за ограниченности финансовых ресурсов и отсутствия интереса к проекту.
- Отсутствие интереса разработчика (автора) в реальном внедрении в практику после окончания инновационного гранта и долгосрочном использовании своего инновационного продукта в системе здравоохранения из-за нерешенности вопроса стимулирования творческого труда.
Исходя их вышеизложенного, целью вырабатываемой концепции развития инновационного процесса в системе здравоохранения является: обеспечение более полного использования результатов научных исследований для решения насущных проблем практики здравоохранения на основе оптимизации структуры и повышения эффективности процесса внедрения инновационных технологий.
2. Принципы и механизмы проведения инновационного процесса в системе здравоохранения
2.1. Принципы:
- непрерывность и этапность проведения инновационного процесса в системе здравоохранения;
- создание ключевых структур для повышения эффективности инновационного процесса в системе здравоохранения;
- дифференцированный подход к организации инновационного процесса в отношении производства медицинских продуктов и лекарственных веществ, внедрения способов лечения, диагностики и профилактики заболеваний, а также программно-информационных продуктов в систему здравоохранения;
- контроль направленности инновационных процессов на решение самых насущных проблем в системе здравоохранения на уровне мировых стандартов;
- оптимизация системы финансирования инновационных грантов на основе улучшения организации труда и соблюдения принципов его оплаты в зависимости от качества, количества и эффективности проведенной работы;
- ликвидация дублирующей, излишней и бесполезной работы в процессе выполнения инновационных грантов за счет укрупнения и объединения инновационных проектов в смежных областях на основе стандартизации и централизации ряда выполняемых в настоящее время функций;
- проведение оценки результатов выполнения инновационных грантов по степени подготовки условий и объему производства медицинских приборов, устройств и фарм.препаратов, а также степени социально-экономической эффективности внедрения способов лечения, диагностики и профилактики заболеваний, программно-информационных продуктов в систему здравоохранения нашей республики на основе приказов МЗ.
2.2. Механизмы:
- Инновационный процесс в системе здравоохранения рассматривается как многоэтапный, где начальным этапом внедрения должна быть подготовка любого инновационного объекта к внедрению, а конечным – создание условий и проведение расширенного внедрения объекта во всей системе здравоохранения Республики.
- Составными (ключевыми) элементами, призванными ускорить и повысить эффективность инновационного процесса в системе здравоохранения являются Центр анализа перспектив развития медицинской науки и инновационного процесса (далее Центр) и Фонд ВФПИМ (Венчурный фонд поддержки инноваций в медицине), принимающие активное участие во всех этапах инноваций.
- Инновационный проект занимает центральное связующее место в инновационном процессе и заключается в проведении сравнительных испытаний инновационного объекта и подготовке всех условий и документов для его расширенного внедрения в систему здравоохранения или производство.
- В случае узкой специфичности инновационного объекта, разработанного в головном учреждении Республиканских научных Центров, или отсутствия необходимости его распространения вне рамок своих филиалов, инновационный процесс должен осуществляться без использования инновационных грантов в приказном порядке (приказом генерального директора) за счет собственных средств либо с привлечением кредитных средств Фонда (Фонд ВФПИМ).
- Оценка инновационных проектов должна основываться на таких основных критериях, как:
- Востребованность инновационных идей;
- Степень рентабельности (социально-экономическая эффективность);
- Наличие охранного документа (доказательство авторских прав);
- Степень перспективности технологии (революционность или высокая степень новизны);
- Степень экспорт ориентированности (возможность привлечения инвестиций).
- Изложение проекта инновационного гранта, а также экспертные заключения должны в обязательном порядке включать материал, отражающий его соответствие данным критериям.
- С целью ликвидации дублирующей, излишней и бесполезной работы в процессе выполнения инновационных грантов необходимо проводить укрупнение и объединение инновационных проектов в смежных областях на основе стандартизации и централизации ряда выполняемых в настоящее время функций.
- Необходимо четко определить взаимоотношения в цепочке производственное предприятие (внедрение объекта инновации) – автор – государство (выделение бюджетных средств на инновационный грант) в отношении распределения обязанностей и финансирования инновационного процесса.
- В зависимости от специфики, характера деятельности и конечных результатов инновационных процессов в системе здравоохранения инновационные проекты подразделяются на 4 категории:
- Испытание и подготовка к производству новых медицинских и лабораторных приборов, устройств и принадлежностей;
- Подготовка к производству новых фармакологических препаратов;
- Внедрение в медицинскую практику новых способов диагностики, лечения и профилактики заболеваний;
- Создание и внедрение информационных баз данных, электронного документооборота и автоматизированных систем управления в здравоохранении.
- В результате выполнения инновационных грантов должны быть подготовлены все условия и документы (1 и 2 категории) для ограниченного выпуска на заказ (в зависимости от необходимости) или промышленного серийного выпуска медицинских приборов, устройств и их расходных частей, диагностических тест-систем и фарм.препаратов, а также (3 и 4 категории) внедрения способов лечения, диагностики и профилактики заболеваний, программно-информационных продуктов в систему здравоохранения нашей республики в приказном порядке.
- Инновационные проекты 3 категории должны выполняться в виде многоцентровых сравнительных рандомизированных испытаний инновационного объекта с участием, помимо авторов, не менее двух референс-подразделений (учреждений).
- Качество внедряемого инновационного объекта должно быть на уровне мировых стандартов и иметь экспорториентированность, следовательно испытания также должны проводиться в полном соответствии с международными правилами доказательной медицины, что позволит в опубликовать результаты испытаний в престижных зарубежных журналах, что является хорошей рекламой отечественных научных разработок.
- Значение методических рекомендаций в системе здравоохранения должно быть поднято до уровня составной части первого этапа инновационного процесса 3 категории. Он должен рассматриваться как своеобразный охранный документ.
- Инновационный процесс в системе здравоохранения по 3 и 4 категории должен заканчиваться обсуждением на Коллегии Минздрава итогов исполнения Приказа МЗ, изданного по результатам выполнения инновационного гранта. После выхода Постановлений Правительства или Приказа МЗ в этих направлениях никакие исследования или испытания в рамках научных грантов недопустимы.
- Для повышения экономической эффективности медицинских технологий в здравоохранении необходимо создать системы:
- -расчета экономической эффективности медицинских технологий по каждой специальности и базы данных по их результатам;
- -оргмероприятий, направленных на использование возможностей экономического стимулирования разработчиков инновационного продукта;
- -электронного документооборота лечебно-диагностического процесса в здравоохранении с вертикальным и горизонтальным разветвлением.
- Необходимо оптимизировать систему финансирования инновационных грантов на основе улучшения организации и регламентации труда, а также соблюдения принципов его оплаты в соответствии с качеством, количеством и эффективностью проведенной работы.
- Должна быть обеспечена материальная заинтересованность автора в конечном результате своего труда (для инновационных грантов 3 и 4 категории) в виде получения выплат определенного процента из достигаемой экономии средств госбюджета, хотя бы в течении 3-летнего периода внедрения разработанной им технологии в систему здравоохранения Республики.
- В целях повышения заинтересованности производителей в выпуске новой медицинской техники и фарм.препаратов Минздрав должен гарантировать закупку хотя бы определенной части товаров, производимых в результате внедрения инновационного объекта.
- Результаты расширенного внедрения разработанных технологий в систему здравоохранения Республики и степень их социально-экономической эффективности должны быть обсуждены на заседаниях Коллегии и Лечебного совета Министерства здравоохранения как итоги выполнения соответствующих приказов.
3. Порядок проведения инновационного процесса в зависимости от категории инновационных проектов
3.1. Категория 1
Испытание и подготовка к производству новых медицинских и лабораторных приборов, устройств и принадлежностей
начальном этапе инновационного процесса первой категории исследователи, работающие в рамках прикладного гранта, диссертационных работ или в порядке инициативы, создают опытно-экспериментальную модель и проводят предварительные испытания новых приборов, устройств и тест-наборов лечебного, диагностического либо профилактического действия, а также предметов медицинского назначения. Авторские права на эти продукты оформляются в виде патентования изобретения или полезной модели (схема 1).
По окончании этих работ авторы проводят поиск партнеров-производителей и на основании полученных результатов подготавливают проект инновационного гранта, который, совместно с описанием изобретения или полезной модели и патентом или заявкой на них, представляется на конкурс. В случае необходимости помощи в проведении опытно-конструкторских работ, поиске ресурсов либо партнеров-производителей, авторы заранее (не менее чем за полгода до конкурса) могут обратиться в Центр, который вместе с Фондом ВФПИМ проведет предварительную экспертизу на выявление степени потребности и экономической эффективности использования созданного продукта.
На основании результатов экспертизы Центр оказывает необходимую помощь, а также консультации в последующем составлении проекта инновационного гранта, куда автор имеет право включить заключение предварительной экспертизы Центра.
Материал по инновационному объекту, описанный в проекте, представляется на конкурс, где в качестве основных критериев отбора по степени приоритетности считаются: степень перспективности технологии (высокий уровень новизны), степень экспорт ориентированности, наличие охранного документа на авторские права, степень рентабельности и, наконец, вопросы востребованности.
В процессе выполнения инновационного гранта исполнителям предстоит: проведение испытаний объекта инновации при различных условиях эксплуатации и на основании получаемых данных - его усовершенствование с созданием опытно-экспериментальной модели, составление технического паспорта с регистрацией в Госстандарте, проведение клинических испытаний объекта.
Заключительный отчет инновационного гранта рассматривается на совместном заседании КЭС и Фонда ВФПИМ. С целью ускорения промышленного выпуска приборов, устройств либо предметов медицинского назначения Производственным предприятием – соисполнителем данного инновационного гранта, при положительной оценке расчетов медико-экономической эффективности и результатов маркетинговой проработки по всему рынку Узбекистана, Фонд ВФПИМ, после предварительного согласования с соответствующими Управлениями МЗ, может предоставить Гарантию МЗ о закупке определенной части продукции в случае её серийного производства на ограниченный период (например: 3-х летний), который рассматривается в качестве своеобразного Государственного заказа.
3.2. Категория 2
Подготовка к производству новых фармакологических препаратов
Для перехода на второй этап авторы составляют проект инновационного гранта, который вместе с такими документами, как: Временная фармакопейная статья и Заключение по клиническим испытаниям подают на конкурс.
При необходимости консультативной и финансовой помощи для проведения клинических испытаний препарата авторы заранее (не менее чем за полгода до конкурса) могут обратиться в Центр, который вместе с Фондом
ВФПИМ проведет предварительную экспертизу на выявление степени востребованности, новизны и экономической эффективности использования созданного продукта. На основании результатов экспертизы Центр оказывает необходимую помощь, а также консультации в последующем составлении проекта инновационного гранта, куда автор имеет право включить заключение предварительной экспертизы Центра. В случае выявления высокой степени востребованности и новизны, а также низкой себестоимости препарата в целях ускорения его промышленного производства Центр в своем Заключении может рекомендовать КЭС допустить проведение клинических испытаний в рамках инновационного проекта. При этом для испытаний, после согласования с Фармкомитетом, Центр может предоставить возможность его проведения в сжатые сроки силами референс-подразделений КЭС в строгом соответствии с международными правилами доказательной медицины.
Составленный соответствующим образом проект инновационного гранта, представляется на конкурс, где в качестве основных критериев отбора рассматриваются вопросы востребованности, степень экспорт ориентированности и социально-экономической эффективности. Задачами инновационного гранта 2-категории являются внедрение в фарм.предприятие технологии производства нового лекарственного препарата, создание Фармакопейной статьи предприятия, разработка производственного регламента, проведение аналитических исследований, связанных с промышленным выпуском. Результатом инновационного гранта должны быть: наладка опытно-производственного выпуска препарата, проект производственного регламента и утвержденная Фармакопейная статья предприятия.
По окончании срока КЭС совместно с Фондом ВФПИМ рассматривают заключительный отчет инновационного гранта. При положительной оценке расчетов медико-экономической эффективности и результатов маркетинговой проработки по всему рынку Узбекистана на производимый фарм препарат, с целью стимуляции укорочения срока начала его серийного выпуска, Фонд ВФПИМ, после согласования с соответствующими Управлениями МЗ, может предоставить Производственному предприятию – соисполнителю данного инновационного гранта Гарантию МЗ о закупке определенной части продукции в случае её серийного производства на ограниченный период (например: 3-х летний). При этом Гарантия МЗ должна рассматриваться в качестве своего рода Государственного заказа.
3.3. Категория 3
Внедрение в медицинскую практику новых способов диагностики, лечения и профилактики заболеваний
Инновационный процесс по внедрению в медицинскую практику новых способов диагностики, лечения и профилактики заболеваний в случае узкой специфичности инновационного объекта, разработанного в головном научном учреждении, приводящее к невозможности или отсутствию необходимости его распространения вне рамок собственного учреждения, своих филиалов или иных находящихся в их методическом подчинении учреждений (диспансеров соответствующего профиля), должен осуществляться без использования инновационных грантов (схема 3).
В таком случае инновационный процесс проводится в приказном порядке (приказом генерального директора или МЗ) за счет собственных средств, а при необходимости с привлечением кредитных средств Фонда ВФПИМ. При этом процесс внедрения должен проводиться с соответствующим постоянным контролем и информированием структур МЗ (Отдел КНИД и соответствующие ГУ, Центр и Фонд ВФПИМ).
Если же внедряемые технологии не имеют узко специфической направленности и могут быть распространены вне рамок своих учреждений, этот процесс должен осуществляться через прохождение этапа инновационного проекта и, в дальнейшем, путем издания приказа МЗ об обязательном выполнении определенных процедур и изменении лечебно-диагностических стандартов.
В обеих случаях первый этап инновационного процесса осуществляется в виде создания изобретения на новый способ диагностики, лечения или профилактики заболеваний, либо методических рекомендаций, описывающих собственную модификацию известных способов, сотрудниками учреждений в рамках исполнения прикладных грантов, диссертационных работ или своих обязанностей. Патентуемый материал изобретения может быть представлен также и в виде методических рекомендаций. Поскольку для депонирования методических рекомендаций в Портале МЗ по существующим правилам необходимо предварительное внедрение его материала хотя бы в одном из медицинских учреждений системы здравоохранения и здесь происходит первая апробация автором своей технологии с приблизительной экономической оценкой, то методические рекомендации должны рассматриваться в качестве своеобразного охранного документа процедуры начальной фазы внедрения разработанной медицинской технологии.
Согласно правилам (Приказ МЗ № 48 от 18.02.2013г), в тексте методической рекомендации должна быть описана схема расчета экономической эффективности внедряемого метода и приведен приблизительный расчет при условии его внедрения по всей республике. В отчете по внедрению должен быть представлен расчет экономической эффективности внедряемого метода при конкретных заболеваниях, на конкретном числе больных в конкретном лечебном учреждении, где проводилось внедрение. При рассмотрении этих результатов в Координационных советах Отдела МЗ проводят коррекцию расчетов, после которого методические рекомендации депонируются в Портале МЗ, а стандартизированные данные по расчету экономической эффективности и стоимости лечебно-диагностических стандартов должны попасть в соответствующую электронную базу данных.
Для инновационного процесса категории 3А методические рекомендации должны быть предварительно внедрены хотя бы в одном из филиалов РНЦ, но должны содержать расчеты медико-экономической эффективности для внедрения технологии по всем филиалам РНЦ. Данный материал рассматривается Ученым советом РНЦ, решение которого является основанием для издания приказа Генеральным директором РНЦ о внедрении технологии в деятельность своих филиалов с изменением стандартов и контролем его проведения.
Результаты выполнения приказа по РНЦ с расчетами реально достигнутой медико-социальной и экономической эффективности технологии, внедренной в течение первых 3-х лет, после проведения оценки Фондом ВФПИМ и соответствующими ГУ МЗ должны быть впоследствии доложены на Лечебном совете МЗ.
Если внедряемые технологии рассчитаны на широкое распространение вне рамок своих учреждений, то они должны проходить этап инновационного гранта (категория 3Б).
На конкурс в проекте инновационного гранта, представляется материал по инновационному объекту, где в качестве основных критериев отбора должны быть вопросы востребованности и социально-экономической эффективности. В случае, в конкурсе участвуют несколько инновационных проектов, где авторы предлагают близкие по направленности методы или различающиеся методы, но используемые при однотипных нозологиях, то они должны быть выполнены в рамках одного инновационного гранта.
Инновационные гранты 3-категории должны проводиться в виде многоцентровых рандомизированных испытаний (или других наиболее подходящих для данного метода видов испытаний в строгом соответствии с принципами доказательной медицины) предлагаемых для внедрения в практику здравоохранения новых или модифицированных методов диагностики, лечения или профилактики заболеваний. Предложенные в проекте методы испытываются в сравнении с принятыми в настоящее время в Республике и/или общепринятыми в мире аналогичными методами. В разряд испытуемых методов могут быть включены, кроме предлагаемого авторами данного инновационного проекта метода, также и другие аналогичные методы (схема 4).
Испытания должны проводиться не менее, чем в двух референс подразделениях, профиль и специализация которых соответствуют предлагаемому методу. В каких референс-подразделениях будут проходить испытания по каждому инновационному гранту определяет КЭС. Руководитель (автор) проекта должен предложить несколько организаций для испытания его метода. Обоснование своего предложения должно быть изложено в проекте. Если проект подается из г. Ташкента, предложенные организации не могут находиться на его территории, и должны удовлетворять соответствующим требованиям. В случае отсутствия условий отвечающих этим требованиям, предложенные автором организации заменяются КЭС на более подходящие. Для проведения независимых испытаний, помимо предлагаемых автором учреждений, КЭС назначает еще два референс-подразделения, подобранных соответственно профилю и специализации внедряемого метода.
В процессе выполнения гранта авторский коллектив инновационного проекта, состоящий из руководителя, который обязательно должен быть из числа авторов предлагаемого метода, и одного или двух его помощников, обязан подготовить наглядный материал, провести семинары-тренинги и мастер-классы по обучению предлагаемым методам персонала референс подразделений.
Полученные в ходе выполнения инновационного гранта результаты с подготовленным наглядным материалом в виде презентаций, макетов, видео-фильмов и др., с внесенными изменениями и соответствующей корректировкой, являются частью отчетного материала и будут сохраняться в базе данных Центра для последующего их внедрения в соответствующие учреждения системы здравоохранения республики. Авторский коллектив обязан контролировать процесс выполнения испытаний референс-подразделениями, в отношении правильности использования методик и ухода за больными, анализировать получаемые результаты, подготавливать отчетную документацию, а при необходимости проводить повторное обучение и мастер-классы по врачебным манипуляциям. По окончании каждого этапа инновационного гранта автор представляет в Отдел (ОКНИД) МЗ отчет (промежуточный или заключительный) о полученных результатах во всех референс-подразделениях, а также предварительные расчеты экономической эффективности расширенного внедрения инновационного объекта в систему здравоохранения Республики. Материал заключительного отчета и заключение экспертов анализируются Центром и Фондом, которые составляют свои рекомендации по дальнейшему использованию результатов инновационного гранта и представляют в Отдел. Все эти документы вместе со своими предложениями представляются Отделом на заседание КЭС, который выносит решение о дальнейшем внедрении метода в практику здравоохранения. Данное решение осуществляется в жизнь путем подготовки Отделом и лечебно-диагностическим ГУ приказа МЗ (с указанием внесенных изменений в существующие стандарты). Исполнение приказа должно осуществляться при непосредственном участии Фонда, представляющего расчеты финансовых расходов выполнения внедрений и контролирующего его эффективность совместно с лечебно-диагностическим ГУ. Результаты выполнения приказа МЗ впоследствии должны быть доложены на Коллегии МЗ.
3.4. Категория 4
Создание и внедрение информационных баз данных, электронного документооборота и автоматизированных систем управления в здравоохранении
Приняв во внимание чрезвычайную важность и актуальность решаемых проблем с учетом специфики управления в здравоохранении (необходимость стандартизации и оперативного выявления проблем, появляющихся в каждом разделе медицины, с возможностью быстрой «обратной связи» для их решения и т.п.), развитие электронного документооборота и автоматизированных систем должно быть поднято в ранг приоритетных направлений инновационной деятельности Министерства здравоохранения
Основные задачи, которые должны быть решены в этом направлении:
- Проведение стандартизации и унификации диагностических, лечебных и профилактических процедур, применяемых в настоящее время в практике здравоохранения с расчетами существующей их минимальной стоимости для оптимизации путей управления в системе здравоохранения.
- Создание и внедрение в систему здравоохранения Республики электронных историй болезней, различных карт по обследованию населения, учету движения больных, пациентов, лекарственных и диагностических средств, проведения лабораторных исследований, необходимых для своевременного планирования и проведения консультаций специалистов, в том числе на основе телемедицины.
- Создание и обеспечение постоянного использования и поддержания регистров заболеваний, имеющих в своей основе генетический фактор, а также различных баз данных в области медицины.
- Разработка системы оценки медико-социальной и экономической эффективности нововведений в лечебно-диагностических и профилактических процедурах, основанных на результатах научных исследований.
- Составление, редактирование и издание справочно-методической литературы, электронных тренинг-программ и экспертных систем в области медицины
В целях оптимизации организационных мероприятий для успешного выполнения этих задач все проекты поданные по 4 категории целесообразно укрупнять, объединяя близкие направления в ряд крупных внутриведомственных проектов, в составе которых в тесной связи будут работать две группы: группа специалистов-медиков из различных учреждений, откуда были поданы проекты на конкурс по соответствующим медицинским направлениям и группа специалистов по информатике (программистов и администраторов компьютерных сетей), а также специалистов референс-подразделений. Каждый проект, возглавляемый координатором, должен составлять и апробировать программное обеспечение по единым принципам на основе унифицированных, принятых к использованию в системе здравоохранения программ, с целью создания стабильной электронной системы контроля и управления лечебно-диагностическими и профилактическими процессами с широко разветвленными вертикальными и горизонтальными связями.
При необходимости, в зависимости от числа поданных и прошедших через конкурсный отбор проектов, КЭС имеет право объединить все сформированные по близким направлениям проекты в единый крупный внутриведомственный инновационный грант 4 категории под руководством суперкоординатора.
3.4.1. Издание справочной литературы
На предварительном этапе диссертанты, преподаватели ВУЗов и исполнители фундаментальных и прикладных грантов подготавливают структуру, собирают необходимую информацию и частично описывают определенные разделы справочника.
При представлении проекта инновационного гранта на конкурсный отбор в нем должны быть обязательно отражены план и подготовленный материал в объеме не менее, чем половины от общего объема справочника.
Автор, создающий справочное издание должен быть специалистом или иметь хотя бы 2-х летний опыт работы в данной области (публикации, выполнение грантовых научных программ, преподавание на кафедре или работа в учреждении соответствующего профиля). В проекте может быть представлен и авторский коллектив, члены которого ответственны за создание различных разделов справочного издания (Схема 5) .
Конкурсный отбор проектов должен основываться на следующих критериях в порядке приоритетности:
- - для справочных изданий – востребованность, экспортный потенциал
- - для электронных историй болезней, баз данных и регистров – экономическая эффективность и др
В целях экономичного использования грантовых средств, а также унификации процесса формирования справочных изданий, все проекты прошедшие конкурсный отбор должны быть объединены в один крупный инновационный грант с единым техническим персоналом Центра по электронным изданиям и координатором-редактором во главе. В процессе выполнения инновационного гранта автор или авторский коллектив продолжает сбор и описание необходимого материала, который в соответствующие сроки определенные календарным планом представляется координатору.
В функцию координатора входит:
- - редактирование материала с соблюдением принципов классификации, унификации и стандартизации,
- - консультации авторов по оптимизации представления наглядного материала и удобства пользования справочниками,
- - контроль за соблюдением графика работы тех.персонала Центра и авторов, а также предотвращением нарушений авторских прав
- - подготовка анонсов для рекламирования справочников и выставления их на Портал МЗ
Тех.персонал: составляет и редактирует наглядный материал, форматирует представленный материал и подготавливает для типографского издания. С заключительным отчетом по инновационному гранту на заседание КЭС должны быть представлены электронные формы всех подготовленных справочников. В дальнейшем издательский отдел Центра совместно с авторами при поддержке Фонда ВФПИМ заключают договора с соответствующими организациями по изданию и продаже справочной литературы. При поступлении заказов на справочные издания из-за рубежа материал может быть переведен на соответствующие заказам языки и издан за рубежом.
3.4.2. Составление и использование электронных историй болезней
Диссертанты, преподаватели ВУЗов или исполнители фундаментальных и прикладных грантов на предварительном этапе подготавливают структуру, условия работы и основную часть материала библиотек электронной истории болезни. При подаче проекта на конкурс инновационных грантов в нем должны быть представлены: проект структуры, тех. задание и не менее половины материала библиотек электронной истории болезни.
Критериями оценки проектов электронных историй болезней являются:
- - степень подготовки структуры и связей ИБ
- - степень подготовки базы данных различного профиля для ИБ
- - степень экономической эффективности
- - возможности автоматизации введением алгоритмов
Для унификации процесса формирования электронных историй болезней и повышения экономичности использования грантовых средств, проекты, прошедшие конкурсный отбор, объединяются в два крупных инновационных гранта соответственно профилям специализации и использованию оперативных манипуляций: по терапевтическим и хирургическим специальностям.
Грант возглавляет координатор и в нем могут работать авторы нескольких прошедших конкурсный отбор проектов. При этом автор, подготовивший наиболее полную и оптимально структурированную проектную форму ИБ, будет рассматриваться КЭС в качестве подходящей кандидатуры на должность координатора гранта. Под руководством координатора осуществляется составление программ электронных историй болезней силами нескольких авторов и тех.персонала Центра (программист и администратор компьютерных сетей), а затем они модернизируются, апробируются и адаптируются к особенностям различных специальностей медицины во всех профильных референс-подразделениях. В функции координатора входит также заполнение соответствующих баз данных (приложение по востребованности). Итогом выполнения инновационного гранта должно быть составление и испытание пилотной автоматизированной сети электронных историй болезней по различным специальностям медицины.
3.4.3. Составление Национальных регистров заболеваний и электронных карт пациентов по диспансерному и статистическому учету
На предварительном этапе диссертантами, преподавателями ВУЗов или исполнителями фундаментальных и прикладных грантов подготавливается описание принципов классификации и структуры, проводится сбор материала по регистрам регионального характера или базам данных по тематическим группам риска соответственно составленным картам пациентов по диспансерному либо статистическому учету.
Для унификации процесса формирования Национальных регистров заболеваний и карт диспансерного учета проекты, прошедшие конкурсный отбор по таким тематикам, объединяются в один инновационный грант, который возглавляет координатор из числа авторов наиболее полных и оптимально структурированных проектов.
Координатор совместно с каждым из авторов созданного ранее регионального регистра и тех.персоналом Центра подготавливают электронные формы документов и затем внедряют их в региональные лечебно-профилактические учреждения соответствующего профиля для формирования Национальных регистров заболеваний. Кроме того, в функции координатора входит и составление электронных карт пациентов по диспансерному и статистическому учету совместно с тех.персоналом Центра и авторами соответствующих проектов, в случае прохождения их через конкурсный отбор. В процессе работы такие карты должны быть модернизированы, апробированы и адаптированы к особенностям различных специальностей медицины во всех профильных референс-подразделениях. На основании получаемых результатов, а также в порядке подготовки электронных документов координатор обязан заполнять соответствующие базы данных (приложение по востребованности).
На заключительный отчет по инновационному гранту должны быть представлены электронные формы Национальных регистров и отчеты по заполнению их баз данных, а также составленные и испытанные пилотные модели автоматизированной сети карт пациентов по диспансерному учету.
На основании полученных результатов Отделом и соответствующими ГУ подготавливается Приказ МЗ об использовании электронных историй болезней, регистров заболеваний и баз данных в практике здравоохранения. В результате выполнения приказа МЗ должен быть осуществлен переход лечебно-диагностической практики здравоохранения на систему электронного документооборота, об итогах которого впоследствии будет доложено на Коллегии МЗ.
4. Схема финансирования инновационных грантов
Оптимизация системы финансирования инновационных грантов требует большой гибкости и должна быть основана на улучшении организации и регламентации труда, соблюдения принципов его оплаты в соответствии с качеством, количеством и эффективностью проведенной работы.
Для чего организация работы авторских коллективов должна быть построена по принципу временного творческого коллектива с оплатой, не зависящей от числа привлекаемых сотрудников, а в зависимости от объема запланированной работы.
Поскольку объем работы будет унифицироваться и регламентироваться соответственно своего характера и принадлежности гранта той или иной категории, он должен выражаться в форме академических часов необходимого для его выполнения рабочего времени.
Выполняемая в инновационных грантах 1 и 2 категории работа состоит из аналитических исследований параметров и нивелировании различий между свойствами лабораторной и производственной модели инновационного объекта. При этом испытание биологических и/или физико-химических свойств объекта, в основном, выполняется авторским коллективом с последующей рекомендацией оптимизации производственного цикла, сам же процесс которого должен осуществляться сотрудниками производственного предприятия.
Размеры штата сотрудников авторского коллектива зависят от объема и специфичности выполняемой работы и, согласно функциональным обязанностям, может включать специалистов различного профиля.
Статьи расходов авторского коллектива, помимо заработной платы, могут составлять: накладные расходы, приобретение расходных материалов и не дорогих измерительных приборов для выполнения аналитических процедур, по необходимости расходы на патентование и научно-техническую информацию, канц.товары и прочие расходы. Кроме того, в зависимости от принадлежности инновационного гранта к первой или второй категории в статьи расходов авторского коллектива могут быть включены: 1 категория – расходы на оплату обязательных выплат при сертификации объекта в Госстандарте, а также регистрации и проведении клинических испытаний в Комитете по новым медицинским приборам МЗ; 2 категория – командировочные расходы для сбора и закупки сырья. При этом вся собственность, приобретаемая за счет инновационных грантов, будет считаться собственностью учреждения, где работает авторский коллектив.
Долевое участие производственного предприятия в инновационном гранте должно заключаться в изготовлении за свой счет опытных моделей приборов, устройств, тест-наборов (инновационные гранты 1 категории) или опытных партий фарм.препаратов (инновационные гранты 2 категории) с использованием для этого необходимого сырья, комплектующих, расходных материалов, амортизации оборудования, оплаты энергии и транспортных расходов и т.п. Для инновационных грантов 2 категории фарм.предприятия должны оплачивать также обязательные выплаты при оформлении документации в Фармкомитете МЗ.
В связи с отсутствием в инновационных грантах 3 и 4 категории производственного цикла, схема финансирования грантов отличается от вышеописанного. В первую очередь различия обусловлены следующим:
- - научная продукция, внедряемая в систему здравоохранения, является не товаром, а медицинской услугой предоставляемая для населения Республики и регламентирована соответствующим законодательством;
- - научная продукция должна внедряться не в производственное предприятие, а в учреждения Министерства здравоохранения, в основном, являющихся бюджетными организациями, поэтому как бы они не были заинтересованы в использовании научной продукции, они не могут оплатить расходы, связанные с самим процессом внедрения;
- - учреждения Министерства здравоохранения при дальнейшем использовании внедренной в их систему научной продукции не могут получить коммерческой прибыли, а лишь смогут достичь экономии бюджетных средств, расходуемых системой здравоохранения на достижение уменьшения уровня смертности и заболеваемости, а также повышения качества жизни населения.
Исходя из этого, основной выполняемой работой в рамках инновационных грантов 3 и 4 категории является проведение ограниченного рандомизированного испытания научной продукции (способов диагностики, лечения и профилактики заболеваний, электронных форм организации и управления в системе здравоохранения) в целях подготовки условий для его расширенного внедрения в систему здравоохранения Республики в приказном порядке. При этом долевое участие в финансировании инновационных грантов может осуществляться самой системой здравоохранения Республики через Фонд ВФПИМ.
Поскольку сама система здравоохранения находится на бюджетном финансировании и возможности выделения средств на развитие инновационного процесса ограничены, то объем выполняемой работы авторским коллективом и референс-подразделениями должен быть регламентированным и утверждаться КЭС в период конкурсного отбора.
Смета расходов инновационного гранта 3 категории делится на две части: расходы по авторскому коллективу и по двум референс-подразделениям. По авторскому коллективу суммарная оплата штатных единиц может колебаться в зависимости от степени сложности внедряемой технологии, тогда как оплата труда штата сотрудников референс-подразделения регламентирована. Оплата труда сотрудников референс- подразделения производится на начальном этапе за счет средств, выделенных на выполнение инновационных грантов на договорной основе, а в последующем оплата будет производиться за счет средств Фонда ВФПИМ в рамках софинансирования инновационного гранта. В целом, расходы вне фонда заработной платы не должны превышать 25% от общей суммы выделяемой на выполнение инновационного гранта.
Поскольку проекты подаваемые на конкурсный отбор по 4 категории могут быть объединены на заседании КЭС, в качестве организации получающей грантовое финансирование будет рассматриваться та, которая указана в проекте координатора или суперкоординатора, считающегося руководителем инновационного гранта. Штат рабочего коллектива должен быть сформирован на заседании КЭС из числа авторов объединяемых проектов и специалистов по информатике из состава технического персонала Центра. Оплата труда сотрудников такого временного творческого коллектива должна зависеть от объема и качества выполняемой работы.
5. Структуры призванные осуществлять инновационные процессы в системе здравоохранения
Инновационные процессы невозможно осуществлять без структурного формирования и реорганизации. Такое формирование может проходить в различных формах, основными из которых являются: создание, поглощение, рыночная инновационная интеграция, выделение.
К созданию относится формирование новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осуществлять инновационную деятельность. Наиболее существенными элементами этих организационных форм служат: матричные структуры, научно-технические подразделения, научно-технические организации, осуществляющие деятельность по рыночным принципам; внутренние венчуры.
Матричные структуры представляют собой такие организационные формирования, которые создаются временно на срок разработки и внедрения новшеств, включают в себя специалистов различного профиля, административно подчиняющихся руководителям соответствующих постоянных подразделений, но временно направленных на работу во временную внедренческую структуру для проведения работ по определенной специализации. Такие временные подразделения позволяют объединить различных специалистов на срок разработки и внедрения нововведения. По окончании этого процесса матричное объединение расформировывается и его участники возвращаются в подразделения, в которых они работают на постоянной основе. Такой организационный инновационный механизм позволяет, во-первых, обеспечить выполнение работ в короткие сроки, во-вторых, сконцентрировать под единым руководством специалистов различных профилей, в-третьих, значительно удешевить процесс разработки и внедрения.
Одним из подходящих для развития инновационных процессов в системе здравоохранения организационных форм могут служить такие матричные структуры, как комплекс референс-подразделений.
5.1. Референс-подразделения
Целью создания референс подразделений является проведение ограниченных, контролируемых и независимых испытаний инновационного объекта по международным критериям доказательной медицины в рамках инновационных грантов для подготовки его расширенного внедрения в последующем во всей системе здравоохранения Республики.
Аналогичные структуры используются в практике работы Фармкомитета МЗ для проведения клинических испытаний лекарственных препаратов.
В качестве референс подразделений могут быть подразделения НИИ, НЦ, ВУЗов и крупных районных, областных и республиканских лечебно-профилактических учреждений, имеющих достаточный для проведения рандомизированных испытаний по международным критериям научно-технический потенциал. Такие подразделения отбираются КЭС путем конкурсного отбора, согласно выставляемым требованиям, и список референс подразделений утверждается приказом МЗ. В методическом плане референс подразделения должны быть подконтрольны Центру, который проводит постоянный мониторинг качества проводимых испытаний и собирает базы данных по их результатам. Оценка труда референс подразделения зависит от качества проводимых испытаний. Низкое качество исследований и необъективность является основанием для прекращения договоров.
Требования предъявляемые для референс подразделений
Референс подразделение должно:
- - иметь достаточную пропускную способность для обследования и лечения больных соответствующего профиля;
- - проводить обследование и лечение больных согласно разработанных стандартов МЗ;
- - быть оснащено современным клиническим и лабораторным оборудованием, не только для выполнения лечебно-диагностических стандартов, но и для проведения научных исследований;
- - быть в достаточном количестве оснащено компьютерной техникой для непосредственного использования в лечебно-диагностическом процессе;
- - быть способно вести финансовый учет стоимости проводимых обследований и лечения каждого больного либо профилактики определенных по своему профилю заболеваний среди контингента здоровых людей своего региона;
- - иметь специалистов хорошо осведомленных о правилах доказательной медицины.
Референс подразделения обязаны внедрять у себя информационно-программные системы автоматизированного контроля и проведения лечебно-диагностического процесса , поскольку только на этой основе будет организовано проведение испытаний по инновационным грантам.
В составе коллектива референс подразделения должны быть:
- - руководитель из числа администрации (зав.отделением либо зам.директора или зам.глав.врача), способный организовать проведение лечебно-диагностического процесса с использованием информационно-программных систем и обладающий ученой степенью;
- - специалистов-врачей, владеющих знаниями и возможностью работать с компьютерными сетями и программами;
- - экономиста, способного учитывать и рассчитывать расходы лечебно-диагностического процесса конкретных групп больных;
- - специалиста по лабораторной диагностике (при необходимости).
Коллектив референс подразделения в зависимости от объема нагрузки должен быть способен одновременно выполнять несколько испытаний по инновационным грантам, из которых по категории 3 исполняются на платной основе, а по категории 4 - бесплатной. Кроме того, референс подразделения могут непосредственно участвовать в выполнении инновационных грантов по категории 4 в качестве авторов, если они сами подготавливают для этого проекты и участвуют в конкурсе. В случае прохождения по конкурсу проекта, разработку медицинской части информационно-программной системы будет осуществлять данное референс подразделение, а испытание этой системы будет проводиться в других профильных референс подразделениях.
5.2. Центр анализа перспектив развития медицинской науки и инновационного процесса
Центр является консультативно-аналитическим органом, призванным содействовать планированию и оптимизации управления системой здравоохранения на научной основе путем анализа перспектив развития медицинской науки и инновационного процесса с предоставлением последующих консультаций.
Основными задачами Центра должны быть:
- - изучение международных и отечественных научных разработок, современного оборудования и технологий, с формированием на этой основе ежегодных и среднесрочных программ внедрения современных технологий в систему здравоохранения;
- - создание концепции развития медицинской науки с выявлением факторов, сдерживающих и препятствующих успешной передаче новых технологий в систему здравоохранения;
- - методическое руководство комплексом референс-подразделений по специальностям;
- - консультирование и оказание помощи в продвижении новых продуктов и услуг Минздрава;
- - проведение постоянной подготовки экспертов и контроля качества их экспертиз;
- - содействие развитию межлабораторных, межинститутских и межведомственных связей в сфере медицинской науки и инновационной деятельности;
- - разработка нормативного и методического обеспечения проведения полного научного и инновационного цикла;
- - систематизация и анализ данных об инновационном потенциале структурных подразделений Минздрава, выявление областей, не обеспеченных конкурентоспособными разработками;
- - создание и внедрение многоуровневой системы управления качеством инновационной деятельности.
Основными функциями Центра являются:
В области разработки перспектив развития медицинской науки создать и обеспечивать постоянное пополнение электронных баз данных:
- - по распространенности, а также используемым в Республике современным методам и стандартам диагностики, лечения и профилактики заболеваний;
- - по мировым научным достижениям в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний;
- - по новейшему оборудованию и методам исследования в медицинской науке;
- - по проводимым в нашей стране научным исследованиям в области биологии и медицины;
- - по уровню создания изобретений в области медицины и медицинской техники в Республике;
- - по отслеживанию движения кадров и их научной продуктивности, в том числе базы данных на экспертов.
На основе созданных баз данных осуществлять:
- - разработку критериев экспертной оценки, научной продуктивности и эффективности для грантовых проектов с составлением рекомендаций по заполнению научных проектов и отчетов;
- - оценку планирования научных исследований с подготовкой рекомендаций во избежание дубляжа исследований;
- - оценка перспектив развития научных центров и подразделений с подготовкой рекомендаций по модернизации их оснащения методиками и оборудованием;
- - содействие в проведении экспертизы грантовых проектов в виде подготовки и предоставления дополнительной научной информации экспертам по теме проекта;
- - разработку критериев мониторинга выполнения научных проектов и научной деятельности учреждений с составлением рейтинговой оценки их деятельности;
- - содействие в процессе перевода управления здравоохранения на научную основу с использованием электронного документооборота;
- - создание сайта по развитию медицинской науки в Портале МЗ, в котором можно будет принимать отчеты и проекты в электронном виде по специальным формам для ускорения процедуры их экспертизы;
- - создание электронного журнала для публикаций новостей (по данным зарубежной печати), обзорных и проблемных статей по проблемам развития каждого подраздела медицинской науки;
- - организация и проведение докладов, семинаров и тренинг-курсов по вопросам выполнения и планирования исследований, а также актуальным проблемам медицинской науки для экспертов и научного персонала Минздрава.
Непосредственное руководство деятельностью Центра осуществляет директор, назначаемый Министром здравоохранения и осуществляющий правомочия в соответствии с контрактом. Директор Центра организует его работу и несет ответственность за результаты деятельности Центра перед Министром и коллегией Минздрава РУз.
Финансирование Центра
Начальный этап (первые годы)
- Отчисление со всех НИР грантов
- Средства инновационных грантов категории 3 и 4
- Средства от хозрасчетных договоров
Принцип оплаты труда - базовая зарплата плюс доплата за количество
Перспективный этап
(при внедрении разработок по всей республике)
Уменьшение потребления средств инновационных грантов, за счет добавления оплаты Фонда ВФПИМ в виде определенного процента от эффективности внедренных инноваций в систему здравоохранения (переход на систему оплаты - базовая зарплата плюс вознаграждения за эффективность внедрений или плата за количество труда в настоящее время и доплата за качество ранее совершенного труда)
5.3. Венчурный фонд поддержки инноваций в медицине (Фонд ВФПИМ)
Фонд является финансовым органом, способствующим широкому внедрению инновационных технологий в практику здравоохранения и контролирующим этот процесс.
Основными задачами Фонда должны быть:
- - подготовка предложений и обеспечение финансовой поддержки перспективных инновационных разработок;
- - формирование системы мониторинга и оценки результативности расширенного внедрения инноваций в систему здравоохранения по окончании реализации инновационных грантовых проектов;
- - создание обновляемого банка данных по рассчитанной стоимости используемых в системе здравоохранения медицинских и лабораторных манипуляций и других услуг, а также экономической эффективности от внедрения инновационных технологий;
- - выполнение маркетинговых исследований, бизнес-планирования, поиск партнеров;
- - организация и проведение семинаров и тренинг-курсов по маркетингу и бизнес планированию для научного персонала Минздрава;
- - привлечение финансовых и материальных средств других организаций, компаний и венчурных фондов;
- - организация подготовки и участие в ежегодной Республиканской ярмарке инновационных идей, технологий и проектов.
- - организация экспертизы технико-экономических обоснований крупных научных проектов с точки зрения их инновационной привлекательности;
- - разработка механизма закрепления прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере медицинской науки.
Фонд выделяет льготные кредиты в качестве софинансирования инновационных проектов, если они направлены на организацию производства высоко востребованных лекарственных препаратов, медицинских приборов и устройств, а также издание печатных материалов, либо прямо, без выполнения инновационных проектов, крупным научным центрам для внедрения высокоэффективных технологий в медицинскую практику своих филиалов.
Льготные кредиты выделяются в размере не более 30 процентов от расчетной общей стоимости проекта на срок не более 3 лет на возвратной основе.
Софинансирование инновационных проектов 3 и 4 категории Фонд может осуществлять в качестве финансирования расходов референс-подразделений, но в размере не более 30 процентов от расчетной общей стоимости проекта.
Выделение средств Фонда осуществляется по представлению КЭС МЗ в рамках приоритетных направлений научно-технического развития системы здравоохранения.
Фонд выплачивает автору инновационной технологии и Центру (за содействие) вознаграждение в виде определенных процентов из суммы достигаемой экономии бюджетного финансирования в течении хотя бы 3-летнего периода расширенного внедрения разработанной им технологии в систему здравоохранения Республики.
Формирование средств Фонда осуществляется за счет:
- Единовременного выделения средств из Государственного бюджета в период формирования Фонда
- Ежегодные отчисления определенного процента от средств учреждений системы здравоохранения, поступающих в результате их хозрасчетной деятельности
- Отчисления определенного процента от сэкономленных бюджетных средств за счет внедрения инновационных технологий в учреждения системы здравоохранения
- Средства от иностранных и отечественных спонсоров
- Средства международных грантов
6. Ожидаемые результаты реализации концепции
Результатом реализации вышеизложенной концепции будет:
- - проведение структурной реорганизации инновационного процесса в системе здравоохранения, которая позволит придать ему непрерывность и этапность, более полно контролировать ход внедрения инновационного объекта не только во время выполнения инновационного гранта, но и в более отдаленный период;
- - повышение уровня оптимизации в системе управления здравоохранением и перевод его на научную основу путем проведения стандартизации и унификации диагностических, лечебных и профилактических процедур, применяемых в настоящее время в практике здравоохранения;
- - обеспечена направленность инновационных процессов на решение самых насущных проблем в системе здравоохранения на уровне мировых стандартов;
- - повышение эффективности и ускорение инновационного процесса за счет дифференцированного подхода к его организации в отношении производства медицинских продуктов и лекарственных веществ, внедрения способов лечения, диагностики и профилактики заболеваний, а также программно-информационных продуктов в систему здравоохранения;
- - увеличение степени социально-экономической эффективности способов лечения, диагностики и профилактики заболеваний, программно-информационных продуктов при расширенном их внедрении в систему здравоохранения, а также степени подготовки условий и объема производства медицинских приборов, устройств и фарм.препаратов на основе применения оценки результатов выполнения инновационных грантов по разработанным критериям;
- - повышение объективности в процессе отбора и подготовки инновационного объекта для расширенного его внедрения в систему здравоохранения Республики на этапе выполнения инновационных грантов в виде многоцентровых независимых сравнительных рандомизированных испытаний;
- - ускорение инновационного процесса для узко специфичных медицинских технологий, разработанных в головном учреждении Республиканских научных Центров, за счет прямого их внедрения в практику своих филиалов в приказном порядке, минуя этап испытаний, выполняемый посредством инновационного гранта;
- - избегание излишней и бесполезной работы в процессе выполнения инновационных грантов на основе стандартизации и централизации ряда выполняемых в настоящее время функций, регламентации выполняемой работы, а также укрупнения и объединения инновационных проектов в смежных областях;
- - достижение улучшения организации труда при выполнении инновационных грантов на основе оптимизации системы их финансирования с соблюдением принципов оплаты труда в зависимости от качества, количества и эффективности проведенной работы;
- - получение немедленной практической отдачи при использовании электронного документооборота;
- - обеспечение поддержки авторских прав и повышение материальной заинтересованности автора в конечном результате своего труда в результате уточнения взаимоотношений в цепочке предприятие (внедряемое учреждение) – автор – государство (бюджетные средства инновационного гранта) в отношении распределения обязанностей и финансирования инновационного процесса, а также выплат вознаграждений автору из достигаемой экономии выделенных для здравоохранения средств госбюджета;
- - усиление контроля результатов выполнения инновационных грантов на основании обсуждения на заседаниях Коллегии и Лечебного совета Министерства здравоохранения итогов выполнения соответствующих приказов Министерства здравоохранения и крупных научных центров по расширенному внедрению разработанных технологий в систему здравоохранения Республики и степени их социально-экономической эффективности.