Онлайн услуги
-
Опишите подробнее процедуру подписки на журнал
Подписка на журнал осуществляется через АК «Matbuot tarqatuvchi», ОАО “Узбекистон почтаси” и их филиалы, а та...
-
Можно ли скачать журнал в PDF формате?
Да, можно...
Чтобы высказать Ваши предложения, замечания или задать вопрос , пожалуйста, заполните приведенную ниже форму.Подробнее
В данном разделе Вы можете ознакомиться с текущими вакансиями и/или разместить своё резюмеПодробнее
CТАНДАРТ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (F 10 – F 19) В СИСТЕМЕ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Основные определения
Реабилитация в наркологии – совокупность медицинских (лечебных), психологических, социальных, образовательных, правовых, трудовых и других мер, направленных на восстановление физического и психического здоровья больного, развитие его социально приемлемых поведенческих, личностных и социальных качеств, способности к адаптации в окружающей среде, полноценного функционирования в обществе без употребления психоактивных веществ (ПАВ).
В наркологии реабилитация неотделима от медикаментозного воздействия, которое используется на всех этапах реабилитации, поэтому следует говорить о едином лечебно-реабилитационном процессе (ЛРП), максимально обеспечивающем эффективную помощь больным с зависимостью от ПАВ.
Реабилитационная среда – обеспечивается совокупностью организационных (реабилитационные стационар, амбулатория, общежитие) и функциональных (медицинских, трудовых, психолого-психотерапевтических, образовательных, воспитательных, микросредовых, семейных) факторов, объединенных программой реабилитации. Среда реализации лечебно-реабилитационных программ имеет основное значение в решении задач поэтапного восстановления и развития физического, психического и психологического здоровья больных и их ресоциализации.
Терапевтическое сообщество (община, «therapeutic community») – является одним из основных компонентов лечебно-реабилитационного процесса, представляет хорошо структурированную систему с реабилитационно-терапевтическим содержанием, трансформирующую патологическую личность в нормативную. Основные принципы терапевтического сообщества (ТС):
- реабилитационно-терапевтическая среда поддерживается в течение суток;
- воспитательный опыт осуществляется в общине себе подобных через
идентификацию с ролевыми моделями (сотрудники реабилитационной бригады, старшие резиденты);
- нормы и правила определяют поведение и образ жизни ТС для всех
членов общины (как профессионалов, так и реабилитантов);
- вводится система штрафных санкций и позитивных поощрений, причем
поощрения и привилегии имеют относительно большую терапевтическую ценность;
- переход пациента от одной иерархической ступени ТС к другой
соответствует его личностному и социальному росту;
- принцип самообслуживания функционирует через реализацию
деятельности всех подразделений;
- постоянная занятость (структурирование рабочего дня) обеспечивается
различными видами трудовой деятельности и активности;
- система контроля и самоконтроля определяется условиями контракта и
уставом ТС, функционирует по принципу немедленного реагирования на нарушение норм и правил ТС;
- принцип потенцирования позитивного потенциала каждого реабилитанта и формирования позитивного ядра ТС обеспечивает эффективность работы с отрицательными лидерами.
Социально-психологическая реабилитация в условиях общины (загородного поселения) – целью данного реабилитационного подхода является подготовка пациента к реинтеграции (возвращению) в большое общество через социализацию, трудовую деятельность, образование и духовность, совместное проживание и ведение хозяйства в условиях общины (микросоциума). Помимо психологической реабилитации и противорецидивной работы реализуются программы по профессиональному обучению, общему и специальному образованию, спортивно-оздоровительные, культурно-развлекательные программы и работа со значимыми другими лицами.
Психологически ориентированная терапия больных включает: суггестивные (в т.ч. плацеботерапию), поведенческие, групповые, игровые методы, гештальт-терапию, экзистенциальную терапию, синтетические и интегративные методы.
Социально ориентированное воздействие на больных предполагает: семейную терапию, терапевтические сообщества, группы само- и взаимопомощи, методы системной интервенции, социально-психологические тренинги.
Реабилитационный потенциал – прогностическая оценка потенциальных возможностей пациента к выздоровлению, возвращению в семью и общество.
2. Цель и задачи реабилитации
Целью медико-социальной реабилитации наркологических больных явл яется достижение стойкой ремиссии и успешная ресоциализация, обеспечивающая высокий уровень социального функционирования и качества жизни пациентов.
Реабилитация больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией включает поэтапную реализацию следующих задач:
· формирование мотивации на отказ от употребления ПАВ и участие в программе медико-социальной реабилитации в процессе:
- мотивационного интервью;
- мотивационного консультирования;
- мотивационной терапии;
- проживания и взаимодействия в условиях терапевтического
сообщества;
· купирование абстинентного синдрома и подавление патологического влечения к ПАВ с помощью фармакологических (определяемых стандартом наркологической помощи), психотерапевтических, физиотерапевтических и других мероприятий;
· актуализацию потенциала биологической и социальной адаптации за счет нивелирования соматических, астенических, аффективных, поведенческих, интеллектуально-мнестических расстройств и изменений личности, а также развитие навыков коммуникации, ассертивности, креативности и эффективного копинг-поведения;
· восстановление нормативных свойств личности и развитие навыков ответственного выбора образа жизни, исключающего употребление ПАВ, развитие ресурсов личности для сохранения достигнутых результатов;
· профилактику срывов и рецидивов заболевания в процессе:
- противорецидивной терапии;
- противорецидивных тренингов;
- работы групп само- и взаимопомощи;
· восстановление семейных отношений и преодоление созависимости в процессе:
- психотерапевтической работы (семейной, супружеской, групповой
психотерапии) со значимыми другими лицами;
- информационных семинаров, направленных на расширение знаний о
медицинских и социально- психологических последствиях зависимости;
- тренингов для значимых других лиц, обучающих навыкам оказания
психологической помощи и поддержки;
· социальную реинтеграцию в процессе:
- профессионального обучения;
- трудовой деятельности;
- общего и специального образования;
- реализации жилищных программ;
- индивидуальной социальной работы;
- оказания социально-психологической поддержки;
- работы групп само- и взаимопомощи;
- спортивно-оздоровительных мероприятий;
- культурно-досуговых программ;
· эффективное сотрудничество с заинтересованными службами, организациями , учреждениями по решению конкретных социальных проблем пациентов.
Область распространения стандарта реабилитации – специализированные наркологические учреждения и подразделения лечебно-профилактических учреждений, включая амбулаторное реабилитационное отделение, стационарное реабилитационное отделение (центр).
3.Основные мишени реабилитации больных с зависимостью от ПАВ
Лечебно-реабилитационный процесс в учреждениях наркологического профиля организуется в соответствии с принципами взаимодействия следующих компонентов: больные – персонал реабилитационного учреждения (реабилитационная бригада) – реабилитационная среда (терапевтическое сообщество) с условным выделением основных периодов (этапов) реабилитации.
Основными клинико-психологическими мишенями в лечебно-реабилитационном процессе являются:
- Мишень №1 – патологический соматический статус, который включает
как специфические проявления синдрома отмены и соматические осложнения хронической интоксикации, так и сопутствующие соматические и неврологические заболевания и их осложнения;
- Мишень №2 – патологическое влечение к ПАВ, астенические,
аффективные, вегетативные, диссомнические и поведенческие нарушения;
- Мишень №3 – патологический личностный статус с заострением
преморбидных личностных особенностей или деградацией личности, включающей интеллектуально-мнестические расстройства и морально-этическое снижение;
- Мишень №4 – нормативный личностный статус, определяемый
совокупностью сформированных и раскрытых значимыми другими лицами нормативных субличностей;
- Мишень №5 – социальный статус с дефицитом коммуникативных и
других поведенческих навыков социального функционирования, деформированными отношениями с ближайшим окружением;
- Мишень №6 – уровень мотивации на вхождение и полноценное
прохождение реабилитационной программы; воздержание от употребления ПАВ, достижение стойкой и длительной ремиссии; повышение уровня социального функционирования и качества жизни.
4. Этапы лечебно-реабилитационного процесса
В лечебно-реабилитационном процессе условно выделяют следующие
основные этапы: восстановительный (предреабилитационный), собственно реабилитационный, включающий адаптационный, интеграционный и стабилизационный этапы, и профилактический (постреабилитационный, или противорецидивный), осуществляемый в амбулаторно-поликлинических условиях.
Восстановительный (предреабилитационный) этап – преимущественно медицинский. Цель этапа – редукция и блокирование проявлений физической и психической зависимости, соматических осложнений и создание мотивации на вхождение в реабилитационную программу. Основные лечебно-реабилитационные мероприятия этапа:
· купирование абстинентного синдрома, соматических осложнений, проявлений патологического влечения к ПАВ;
· консультирование врачом–наркологом, психотерапевтом, психологом, по показаниям – врачом-терапевтом, невропатологом;
· формирование мотивации на вхождение и активное участие в реабилитационной программе в процессе мотивационного интервью, индивидуального и группового мотивационного консультирования, индивидуальной и групповой мотивационной терапии;
· определение уровня реабилитационного потенциала.
Основные психотерапевтические мероприятия этапа:
· установление контакта с нормативным личностным статусом;
· растождествление нормативного личностного статуса с патологическим личностным статусом;
· функционирование в нормативном личностном статусе.
Данные мероприятия реализуются через техники индивидуального консультирования и индивидуальной психотерапии, через техники предварительной, начальной и переходной стадии группового консультирования и групповой психотерапии, а также через адаптированные психотерапевтические методы мотивационной психотерапии, гештальт-терапии, трансактного анализа.
Осуществляется данный этап в отделениях медикаментозной коррекции центра (стационара), его продолжительность составляет от 1 до 3 недель, координатором является врач-нарколог.
Показатели эффективности: купирование проявлений физической и психической зависимости, соматических осложнений; гарантированное воздержание от употребления ПАВ на данном этапе; наличие сформированной установки на осуществление когнитивных и поведенческих изменений на дальнейших этапах ЛРП.
Адаптационный этап. Цель этапа – восстановление потенциала биологической и социальной адаптации пациента. Основные реабилитационные мероприятия этапа:
· мероприятия, направленные на адаптацию пациента к условиям, содержанию и графику работы реабилитационного отделения;
· блокирование астенических, аффективных, поведенческих, интеллектуально-мнестических расстройств и личностных изменений;
· мотивационное интервью и консультирование пациента и его ближайшего окружения, направленное на дальнейшее участие в реабилитационной программе и вовлечение значимых других лиц пациента в лечебно-реабилитационный процесс;
· составление и согласование индивидуального плана реабилитации.
Основные психотерапевтические мероприятия этапа:
- актуализация нормативного личностного статуса через раскрытие
нормативных субличностей;
- редукция патологических личностных изменений;
- развитие синергической модели поведения в условиях
терапевтического сообщества;
- блокирование патологического влечения к ПАВ;
- программа социально-психологических тренингов, направленных на
развитие навыков коммуникативности, сенситивности, ассертивности, креативности и эффективного копинг-поведения.
Данные мероприятия реализуются через программу социально-психологических тренингов, через техники переходной и рабочей стадии групповой психотерапии, а также через адаптированные психотерапевтические методы гештальт-терапии, трансактного анализа, телесно-ориентированной психотерапии, психодрамы. Продолжительность данного этапа составляет 1-2 недели в зависимости от реабилитационного потенциала больных. Кураторы этапа – врач-нарколог, психотерапевт.
На интеграционном этапе акцент делается на решении психологических (личностных) и социальных проблем пациента, развитии личностных свойств и способности к социальной адаптации. Основные реабилитационные мероприятия:
· мероприятия по реализации возможностей терапевтической реабилитационной среды (терапевтического сообщества);
· работа с семьей, со значимыми другими лицами;
· работа по профилактике срывов и рецидивов заболевания;
· программы по профессиональной ориентации;
· программы по юридическому консультированию;
· спортивно-оздоровительные программы;
· организация и проведение досуга.
Основные психотерапевтические мероприятия этапа:
- интегративные методы психотерапии;
- программа психологических тренингов по формированию
нормативных субличностей (Я-телесное, Я-ребенок, Я-взрослый, Я-родитель, Я-партнер, Я-профессионал) и развитию нормативных свойств личности;
- формирование нормативной системы ценностей;
- создание позитивного жизненного сценария;
- формирование механизмов устойчивости к срыву, рецидиву
заболевания в процессе противорецидивной психотерапии, тренингов;
- преодоление созависимости в процессе семейного консультирования
(семьи зависимых лиц), консультирования созависимых, семейной психотерапии с участием больного, групповой психотерапии созависимых или значимых других лиц.
Данные мероприятия реализуются через техники рабочей стадии групповой психотерапии, через адаптированные психотерапевтические методы гештальт-терапии, трансактного анализа, логотерапии, экзистенциальной терапии, а также через программу социально-психологических тренингов.
Продолжительность данного этапа 1-1,5 мес. для больных с высоким уровнем реабилитационного потенциала. Координаторы этапа – психотерапевт или клинический психолог.
Стабилизационный этап. На данном этапе акцент в реабилитационной работе делается на подготовке к нормативному функционированию в социальной среде. Основные реабилитационные мероприятия:
· работа по стабилизации адаптивных личностных и социальных свойств в условиях терапевтического сообщества;
· дальнейшая противорецидивная работа;
· дальнейшая работа с семьей, со значимыми другими лицами;
· индивидуальная социальная работа по конкретным заявленным социальным проблемам пациента;
· спортивно-оздоровительные программы;
· организация и проведение дорсуга.
Основные психотерапевтические мероприятия этапа:
- интегративные методы психотерапии;
- программа психологических тренингов по формированию
нормативных субличностей (Я-телесное, Я-ребенок, Я-взрослый, Я-родитель, Я-партнер, Я-профессионал);
- психотерапевтическая работа с созависимыми в процессе семейной
психотерапии с участием пациента;
- дальнейшее развитие механизмов устойчивости к срыву, рецидиву
заболевания.
Данные мероприятия реализуются через техники рабочей и заключительной стадии групповой психотерапии, а также через адаптированные психотерапевтические методы гештальт-терапии, трансактного анализа, логотерапии, экзистенциальной терапии.
Длительность данного этапа составляет 1,5-2 месяца при общей продолжительности реабилитационной программы 3-6 месяцев. Координаторы этапа – психотерапевт или психолог.
Собственно реабилитационный этап реализуется в закрытых (реабилитационный центр, реабилитационный стационар), полузакрытых (дневной стационар, община) и открытых (поликлиническое подразделение) реабилитационных средах.
Профилактический (противорецидивный) этап – это комплекс мероприятий, направленных на профилактику срыва и рецидива заболевания, на помощь в решении возникающих социальных и психологических проблем, поддержку нормативного функционирования в социуме (в сфере трудоустройства, поиска жилья, образования, юридической защиты и др.), на преодоление созависимости и развитие конструктивных семейных отношений. Данные реабилитационные мероприятия осуществляются в амбулаторно-поликлинических условиях. Основные реабилитационные мероприятия этапа:
· программы психолого-социальной поддержки;
· программы трудоустройства и занятости;
· программы правовой (юридической) защиты;
· работа групп анонимных наркоманов (АН), анонимных алкоголиков (АА);
· индивидуальная социальная работа по конкретным заявленным социальным проблемам пациента;
· установление продуктивного сотрудничества с заинтересованными государственными учреждениями и общественными организациями;
· спортивно-оздоровительные программы;
· программы организации и проведения досуга.
Основные психотерапевтические мероприятия этапа:
- интегративные методы психотерапии, групповая психотерапия;
- программа социально-психологических тренингов по формированию
нормативных субличностей (Я-телесное, Я-ребенок, Я-взрослый, Я-родитель, Я-партнер, Я-профессионал); ситуационно-ролевой тренинг;
- противорецидивная психотерапия;
- противорецидивные тренинги;
- семейное консультирование и психотерапия созависимых;
- семейная и супружеская психотерапия с участием пациента;
- повышение мотивации на личностный, социальный и
профессиональный рост;
- дальнейшее развитие механизмов самоуправления и саморазвития;
- дальнейшее развитие адаптационных механизмов;
- развитие навыков активности и инициативы в различных видах
деятельности;
- дальнейшее развитие конструктивных семейных, супружеских,
производственных отношений.
Данные мероприятия реализуются через техники индивидуального и группового консультирования, индивидуальной и групповой психотерапии в амбулаторных условиях, а также через адаптированные психотерапевтические методы гештальт-терапии, трансактного анализа, логотерапии, экзистенциальной терапии и программу социально-психологических тренингов.
Продолжительность данного этапа индивидуальна, определяется степенью ресоциализации реабилитанта и составляет не менее одного года. В рамках данного этапа 1-2 раза в неделю проводятся встречи групповой или индивидуальной поддержки. Затем частота амбулаторных реабилитационных мероприятий снижается до 1 раза в 2 недели и 1 раза в месяц. Кураторами этапа являются психотерапевт или клинический психолог.
На протяжении всех этапов реабилитационной работы специалисты мультидисциплинарной команды на регулярных общих собраниях должны проводить мониторинг степени разрешения психологических и социальных проблем пациента, уровня достижения заявленных целей терапии/помощи, степени удовлетворенности пациента и команды специалистов результатами реабилитации.
5. Критерии завершения процесса реабилитации и эффективности реабилитационной работы:
- устойчивая длительная ремиссия, в структуре которой срыв может
рассматриваться как естественный рабочий момент реабилитационной программы, требующий анализа и проработки;
- улучшение физического и психического здоровья;
- нормализация социально-психологического статуса пациента
(улучшение взаимоотношений с ближайшим окружением, восстановление старых и построение новых семейных связей, появление нового нормативного круга общения и интересов, стабилизация трудовой и/или образовательной деятельности, разрешение правовых (юридических) проблем;
- полная или значительная степень достижения целей терапии/помощи;
- высокая или значительная степень удовлетворенности пациента и
команды специалистов результатами реабилитации;
- катамнестические сведения, подтверждающие наличие ремиссии;
- реальное ослабление угрозы для общественной безопасности.
В случае срыва или рецидива заболевания, т.е. возобновления употребления ПАВ на одном из реабилитационных этапов, пациент направляется в наркологическое отделение (стационар) медикаментозной коррекции с целью купирования абстинентного синдрома, постабстинентного состояния, патологического влечения к ПАВ и проведения необходимого комплекса психологических, психотерапевтических мероприятий.
Все медицинские, психологические, психотерапевтические и социальные реабилитационные мероприятия должны быть отражены в истории болезни пациента.
На каждом реабилитационном этапе специалистами мультидисциплинарной команды и старшими резидентами ТС проводится аттестация (оценка) достижений пациента по следующим основным направлениям:
- этика поведения в реабилитационном отделении;
- критика пациента к своему заболеванию и поведению;
- навыки самообслуживания;
- уровень вовлеченности в жизнь терапевтического сообщества;
- качество индивидуальной работы по заданиям специалистов
реабилитационной бригады и старших резидентов ТС;
- степень активности в работе психотерапевтических групп;
- личное отношение к трудовой деятельности;
- приобретение и совершенствование профессиональных навыков;
- личное отношение к образованию, способность к обучению;
- степень ответственности (самоконтроля) за взятые на себя
обязательства;
- семейные взаимоотношения, степень преодоления созависимости;
- коммуникативные навыки;
- уровень ассертивности в межличностных отношениях;
- планирование позитивного жизненного сценария;
- планирование индивидуального процесса ресоциализации.
На противорецидивном этапе перед завершением реабилитационной программы проводится итоговое клинико-психологическое обследование, которое включает анализ соматического, психического и психологического состояния реабилитанта, а также тестирование в форме собеседования.
Итоговая аттестация организуется сотрудниками мультидисциплинарной команды и старшими резидентами терапевтического сообщества по следующим основным темам:
- адекватное понимание алкоголизма, наркомании, токсикомании как
болезни (медицинские, психологические, социальные аспекты);
- последствия злоупотребления ПАВ;
- проявления нормативного и патологического личностных статусов;
- признаки обострения заболевания, актуализации патологического
влечения к ПАВ;
- противорецидивные навыки срыва в ситуациях риска;
- планирование трудовой деятельности и образования в процессе
выздоровления;
- система ценностей реабилитанта;
- планирование позитивного жизненного сценария;
- планирование индивидуального процесса ресоциализации;
- феномен саморазвития в условиях социума.
Собеседование проводится в конструктивной, дружественной обстановке на общем собрании терапевтического сообщества. Реабилитант отвечает на вопросы участников терапевтического сообщества и членов реабилитационной бригады. Обязательным является рассказ о себе, истории заболевания и его последствиях, динамике выздоровления, негативных и позитивных результатах, о взаимоотношениях с другими пациентами, членами реабилитационной бригады, семейных отношениях, планах ресоциализации и ближайшего будущего. Итоговая аттестация с участием родственников пациента завершается добрыми напутствиями и пожеланиями реабилитанту.
6. Определение уровня реабилитационного потенциала (УРП)
Высокий уровень реабилитационного потенциала характеризуется:
· отсутствием наследственной отягощенности наркологическими и психическими заболеваниями;
· преимущественно нормативным психическим и физическим развитием;
· удовлетворительными условиями воспитания;
· отсутствием выраженных характерологических девиаций;
· преобладанием нормативных форм поведения до приобщения к ПАВ;
· относительно поздним началом употребления ПАВ;
· непродолжительностью заболевания (от 1 до 6 лет);
· моноупотреблением ПАВ;
· относительно благоприятным течением болезненного процесса;
· отсутствием суицидальных тенденций;
· достаточно благополучным и устойчивым социальным статусом;
· наличием относительно разносторонних интересов (искусство, спорт, хобби и пр.);
· отсутствием выраженных изменений личности и интеллектуально-мнестического снижения;
· наличием спонтанных или стойких терапевтических ремиссий в анамнезе.
У пациентов с высоким уровнем реабилитационного потенциала, как правило, критика к заболеванию сохранена, есть обоснованное желание избавиться от зависимости. Мотивация на участие в реабилитационном процессе носит добровольный характер с преобладанием установки на развитие (личностный рост, восходящая социальная динамика).
Средний уровень реабилитационного потенциала характеризуется:
· наличием наследственной отягощенности алкоголизмом и пограничными психическими расстройствами;
· воспитанием в неполной семье или наличием дефектов воспитания;
· задержкой физического или психического развития;
· наличием девиантных форм поведения до приобщения к ПАВ;
· продолжительностью алкоголизма 10-15 лет или развернутой стадией наркомании;
· непрерывно-прогредиентным течением патологического процесса;
· умеренно выраженными признаками морально-этической деградации;
· частичной социальной дезадаптацией;
· низким уровнем социальных интересов, утратой профессиональных навыков и «умений», безразлично-пассивным отношением к труду.
Мотивация на участие в реабилитационном процессе носит преимущественно добровольно-принудительный характер с преобладанием прагматических мотивов, характеризующихся желанием избавиться от болезненных проявлений абстинентного синдрома, получить поддержку, улучшить отношения с родителями или другими социально значимыми лицами, избежать наказания и пр.
Низкий уровень реабилитационного потенциала характеризуется:
· наличием наследственной отягощенности алкоголизмом, наркоманией, психозами и пограничными психическими расстройствами;
· наличием дефектов воспитания
· задержкой физического или психического развития;
· психическим инфантилизмом;
· наличием акцентуации характера или психопатии;
· тотальными отклонениями в поведении до приобщения к ПАВ;
· крайне ограниченным и неустойчивым кругом интересов;
· ранним началом употребления ПАВ;
· большой длительностью заболевания;
· злоупотреблением несколькими ПАВ;
· поздней стадией заболевания;
· непрерывно-прогредиентным течением патологического процесса;
· наличием асоциальных поступков и судимостей, связанных с употреблением ПАВ;
· крайне узким кругом социальных интересов;
· наличием выраженной морально-этической деградации и интеллектуально-мнестического снижения;
· полной социальной дезадаптацией.
Критика к поведению, асоциальным поступкам отсутствует. Мотивация на участие в реабилитационном процессе носит вынужденный характер и основана на прагматических намерениях: избежать преследования, наказания, получить «поддержку», выгоду.
7. Организация медико-социальной помощи больным с зависимостью от ПАВ
Медико-социальная помощь больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией осуществляется через комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий, реализуемых членами реабилитационной бригады, в которую кроме специалистов мультидисциплинарной команды (врач-нарколог, психотерапевт, психолог, социальный работник) входят медицинская сестра, инструктор по труду, спорту, старший резидент.
Основными критериями отбора врачей – специалистов реабилитационной бригады являются:
- стаж работы с зависимыми от ПАВ не менее 1-3 лет;
- специализация в области наркологии;
- владение знаниями по медико-социальной реабилитации;
- наличие опыта психотерапевтической работы с зависимыми от ПАВ;
- владение современными методами лечебно-диагностической и
реабилитационной работы;
- позитивное отношение к пациентам;
- творческая заинтересованность в работе;
- личностные качества специалиста: личностная зрелость, эмпатия,
принципиальность, гибкость, коммуникабельность.
Заведующий реабилитационным отделением должен обладать достаточно высоким уровнем компетентности в отношении основных компонентов ЛРП (лечебно-диагностического, реабилитационного, психотерапевтического, психологического, социального, противорецидивного, профилактического); хорошими организаторскими способностями, высоким авторитетом и заслуженным уважением со стороны персонала и пациентов; определенными личностными качествами – психотерапевтической интуицией, жизненным опытом, эмоциональной адекватностью, принципиальностью.
Особенности мультидисциплинарного (бригадного) подхода:
- с медицинской документацией (историей болезни) пациента работают
все специалисты мультидисциплинарной команды;
- составляется индивидуальный план терапии/помощи пациенту, и
группа специалистов мультидисциплинарной команды работает над проблемами пациента в различных зонах;
- мотивационной работой с пациентом занимается группа специалистов,
что позволяет повысить уровень мотивации в целом;
- индивидуальная программа (план) реабилитации прорабатывается с
пациентом с целью повышения ее психотерапевтического значения и ответственности больного за ее реализацию и результаты.
Индивидуальная программа реабилитации включает несколько блоков: медицинский, психотерапевтический (психологический), социальный. Реализацию поэтапных задач каждого из основных блоков программы курирует соответствующий специалист реабилитационной бригады: медицинского блока – врач-нарколог; психотерапевтического блока – психотерапевт, клинический психолог; социального блока – социальный работник.
Оказание медицинской помощи больным проводится врачом-наркологом, в компетенцию которого входит установление диагноза основного и сопутствующих заболеваний, наблюдение за больным, оценка динамики клинической симптоматики, проведение диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Программа реабилитации больных осуществляется в специально созданной реабилитационной среде. Инструментами реабилитационной среды являются: система норм и правил терапевтического сообщества, позитивных подкреплений (поощрений), штрафных санкций (порицаний), а также система взаимной ответственности, психологической помощи и социальной поддержки.
Необходимо создание условий для трудовой деятельности, занятий спортом, творческой активности, проведения культурно-досуговых мероприятий. Одним из основных принципов организации медико-социальной реабилитации является обеспечение постоянной занятостью.
8. Реабилитация в амбулаторно-поликлинических условиях
Показания к прохождению реабилитации в амбулаторно-поликлинических условиях:
· высокий или средний уровень реабилитационного потенциала, достаточный уровень мотивации на прохождение реабилитации в амбулаторных условиях;
· необходимость продолжить реабилитацию после частичного или полного завершения программы стационарной реабилитации;
· «срыв» после ранее проведенного курса реабилитации; наличие постоянного места жительства.
Особенностью реабилитации в амбулаторных условиях является клиентцентрированный подход, определяющий активное участие самого пациента в психосоциальной работе и принятие на себя ответственности за результаты реабилитации. Реабилитационные программы в амбулаториях и дневном стационаре реализуются через выполнение индивидуального плана терапии/помощи, проведение оценки достигнутых результатов и степени удовлетворенности ими.
Акцент на амбулаторном этапе делается также на социальной реабилитации. Конкретная социально-психологическая помощь реализуется социальным работником и состоит из следующих компонентов:
· коррекция поэтапной адаптации пациента к условиям реабилитационного учреждения;
· коррекция поведенческих расстройств и обучение самоконтролю за поведением;
· приобщение пациента к труду, учебе и творческой деятельности;
· практическая помощь в решении вопросов трудоустройства, профессиональной ориентации и специального обучения;
· консультативная работа с родственнниками пациента по вопросам созависимости и семейных отношений;
· помощь в восстановлении социальных связей, решении социально-бытовых проблем;
· помощь в организации консультирования по правовым (юридическим) вопросам;
· содействие при вхождении пациента в группы само- и взаимопомощи (АА, АН) и др.;
· практическая помощь в распределении собственного бюджета;
· совместное проведение культурно-досуговых, спортивных мероприятий;
· оказание эмоциональной поддержки в дальнейшем воздержании от употребления ПАВ;
· обеспечение пациентов и их родственников необходимой информацией, печатной продукцией, методическими материалами по антиалкогольной и антинаркотической тематике;
· установление продуктивного контакта с заинтересованными общественными организациями, социальными службами, религиозными конфессиями, занимающимися проблемами наркозависимости.
Продолжительность данных программ составляет от 6 до 12 месяцев, но при необходимости может быть увеличена до 2 лет.
Схема продолжительности реабилитационных этапов и примерный график работы с больными
Этап реабилитации |
Продолжительность этапа |
Частота посещений |
Количество посещений |
Адаптационный |
до 2 недель (при высоком УРП)
до 4 недель (при среднем и низком УРП) |
3 раза в неделю
3 раза в неделю |
6
12 |
Интеграционный |
1-1,5 месяца (при высоком УРП)
2-2,5 месяца (при среднем и низком УРП) |
2 раза в неделю
2 раза в неделю |
8-12
16-20 |
Стабилизационный |
3-4 месяца (при 6-месячной реабилитационной программе)
8-10 месяцев (при одногодичной реабилитационной программе)
14-15 месяцев (при полуторагодичной реабилитационной программе)
20-21 месяц (при двухгодичной реабилитационной программе) |
1-2 раза в неделю первые 2 месяца 1 раз в 2 недели в последующие 1-2 месяца 1-2 раза в неделю первые 4 месяца 1 раз в 2 недели 4-6 месяцев
1-2 раза в неделю первые 4 месяца 1 раз в 2 недели 4-6 месяцев 1 раз в месяц в течение 6 месяцев
1-2 раза в неделю первые 4 месяца 1 раз в 2 недели следующие 4-6 месяцев 1 раз в месяц в течение одного года |
8-16
2-4
16-32
8-12
16-32
8-12
6
16-32
8-12
12 |
9. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ
Порядок включения пациента в программу:
- добровольное согласие пациента на прохождение реабилитационной
программы;
- наличие данных необходимого медицинского обследования перед
госпитализацией о состоянии функций внутренних органов.
Информированное добровольное согласие пациент дает при вхождении в реабилитационную программу в письменном виде (заявление), которое лично подписывает с указанием даты.
Требования к реабилитационным мероприятиям в стационарных и амбулаторных условиях
№ |
Наименование мероприятий |
Кратность выполнения |
1 |
Осмотр (консультация) врача-нарколога первичный |
Согласно алгоритму |
2 |
Осмотр (консультация) врача-нарколога повторный |
Согласно алгоритму |
3 |
Консультация психотерапевта |
Согласно алгоритму |
4 |
Консультация психолога |
Согласно алгоритму |
5 |
Психотерапия (включая психологическое консультирование) |
Согласно алгоритму |
6 |
Социально-психологические тренинги |
Согласно алгоритму |
7 |
Мотивационная работа |
Согласно алгоритму |
8 |
Противорецидивная работа |
Согласно алгоритму |
9 |
Работа с семьей (ЗДЛ) |
Согласно алгоритму |
10 |
Индивидуальная социальная работа |
Согласно алгоритму |
11 |
Иглорефлексотерапия (акупунктура) |
По потребностям |
12 |
Физиотерапия |
По потребностям |
9.1 Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения немедикаментозной терапии
9.1.1 Прием (консультация) врача-нарколога первичный
Осмотр осуществляется при первом обращении в реабилитационное подразделение. Выясняются преморбидные особенности развития личности, клиника и динамика заболевания, личностный и социальный статус пациента, степень личностной и социальной дезадаптации, уровень мотивации на участие в реабилитационном процессе. С целью получения объективной и полной информации необходимо проведение интервью с родственниками пациента и другими значимыми лицами. Исследуется соматоневрологический статус больного: измеряется АД, частота пульса, исследуется область сердца, легких, живота (определяются границы печени). А также выявляются признаки:
· опьянения;
· абстинентного синдрома;
· постабстинентных расстройств;
· обострения патологического влечения к ПАВ;
· астенических расстройств;
· эмоциональных расстройств (депрессии, дисфории, дистимии);
· личностных изменений;
· интеллектуально-мнестических расстройств;
· поведенческих расстройств.
По результатам комплексной оценки данных анамнеза, жалоб, осмотра врач-нарколог определяет уровень реабилитационного потенциала больного и совместно со специалистами мультидисциплинарной команды (психотерапевтом, психологом, социальным работником) составляет индивидуальный план реабилитационной программы.
9.1.2 Прием (консультация) врача-нарколога повторный
Осуществляется не реже трех раз в неделю на адаптационном этапе, двух раз в неделю – на интеграционном этапе, одного-двух раз в неделю на стабилизационном этапе. В ходе наблюдения оценивается динамика состояния пациента.
Ежемесячно оцениваются степень достижения целей терапии/помощи и общая удовлетворенность результатами реабилитационной программы согласно индивидуальному плану.
9.1.3 Психотерапия (включая индивидуальное и групповое консультирование)
В течение рабочего дня групповая работа с определенным контингентом пациентов проводится разными специалистами: психотерапевтом – групповая психотерапия, клиническим психологом – групповое консультирование или социально-психологический тренинг, специалистом по социальной работе – социальный тренинг. Психотерапия (включая индивидуальное и групповое консультирование) проводится на всех этапах реабилитации.
Используются техники индивидуального консультирования и индивидуальной психотерапии, группового консультирования и групповой психотерапии, интегративные методы психотерапии, методы мотивационной психотерапии, гештальт-терапии, трансактного анализа, нейролингвистического программирования, когнитивно-поведенческой психотерапии, клиент-центрированной терапии, телесно-ориентированной психотерапии, психодрамы, логотерапии, экзистенциальной терапии, семейной психотерапии, противорецидивной и поддерживающей терапии.
Выбор и продолжительность психотерапевтических методик определяются особенностями личностного и социального статусов пациента, специфичностью клинических проявлений основного заболевания и квалификационными характеристиками специалистов. Осуществление одного или нескольких методов индивидуальной, групповой, семейной психотерапии является обязательным.
9.1.4 Социально-психологические тренинги
Социально-психологические тренинги направлены на развитие навыков сензитивности, коммуникативности, ассертивности, креативности, эффективного копинг-поведения и нормативных субличностей пациента (Я-телесное, Я-ребенок, Я-взрослый, Я-родитель, Я-партнер, Я-профессионал; ситуационно-ролевой тренинг).
9.1.5 Мотивационная работа в процессе мотивационного интервью, мотивационного консультирования, мотивационной терапии.
В процессе мотивационного консультирования и терапии необходимо достичь следующих задач:
· уменьшить привлекательность употребления ПАВ, исследуя преимущества и недостатки данного потребления;
· подчеркнуть личную ответственность пациента за возврат к употреблению ПАВ;
· стимулировать поиск альтернативного поведения;
· установить доверительные отношения и сотрудничество с пациентом;
· выражать поддержку пациенту через обратную связь в условиях принятия и эмпатии;
· предоставлять пациенту знания о последствиях злоупотребления ПАВ и возможностях преодоления зависимости.
9.1.6 Противорецидивная работа
Противорецидивная работа проводится как на стационарном, так и на амбулаторном этапах реабилитации и предусматривает:
- противорецидивное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
- семейное консультирование (включая консультирование созависимых);
- социальное консультирование (по конкретным социальным
проблемам пациента);
- предтестовое и послетестовое консультирование на ВИЧ;
- противорецидивный тренинг;
- тренинг со значимыми другими лицами (или созависимыми);
- социально-психологический тренинг;
- ситуационно-ролевой тренинг;
- тренинг социальной компетенции;
- интегративные методы психотерапии;
- противорецидивную психотерапию;
- групповую психотерапию со значимыми другими лицами (или
созависимыми);
- семейную психотерапию;
- супружескую терапию;
- когнитивно-поведенческую психотерапию;
- нейролингвистическое программирование;
- проблемно-ориентированную психотерапию;
- психодраму;
- гештальт-терапию;
- трансактный анализ;
- логотерапию;
- экзистенциальную терапию;
- духовно-ориентированную психотерапию;
- групповую дискуссионную психотерапию.
Технологии социальной помощи и поддержки зависимому от ПАВ:
- консультирование по социальным проблемам;
- предоставление рабочих мест, трудоустройство;
- волонтерское движение;
- работа групп само- и взаимопомощи (АА, АН, Ал-Анон, Ал-Атин);
- культурно-развлекательные программы;
- спортивно-оздоровительные программы;
- установление продуктивного сотрудничества с заинтересованными
государственными учреждениями, общественными организациями, социальными службами.
9.1.7 Технологии социальной помощи и поддержки значимым другим лицам (ЗДЛ):
- информационные тренинги, семинары, лекции по проблемам срыва и
рецидива заболевания;
- индивидуальные тематические консультации: особенности семейных
взаимодействий, механизмы формирования созависимости, механизмы срыва и рецидива заболевания;
- семейное консультирование с участием пациента, направленное на
сближение и улучшение взаимопонимания между членами семьи;
- «родительские группы», проводимые с целью обучения конкретным
навыкам по преодолению созависимости, выявлению и предупреждению срыва, рецидива заболевания;
- группы взаимопомощи для значимых других лиц.
Вспомогательные социально-трудовые технологии:
- производственные подразделения (например, столярные, слесарные,
швейные мастерские и пр.);
- сельскохозяйственные подразделения (теплицы, садовое хозяйство,
огородный участок и пр.);
- животноводческие подразделения;
- система самообеспечения и самообслуживания в условиях загородного
поселения.
9.1.8 Индивидуальная социальная работа с пациентом и значимыми другими лицами:
Индивидуальная социальная работа с пациентом начинается с проведения
интервью на темы:
- физическое здоровье;
- употребление ПАВ (алкоголя, наркотиков и пр.);
- образование, специальность, трудовая деятельность, доходы;
- закон и правонарушения;
- семья и взаимоотношения с ЗДЛ;
- жилье, вопросы быта;
- досуг, интересы и др.
Социальный работник в реабилитационной программе в большей степени выступает в роли наставника:
- обучает пациента построению реальных планов (на день, неделю и пр.);
- помогает пациенту контролировать график работы и отдыха;
- проводит индивидуальные и групповые занятия;
- организует продуктивное сотрудничество между всеми заинтересованными службами, организациями;
- участвует в поиске жилья (квартиры, комнаты);
- участвует в поиске работы;
- поддерживает контакт с администрацией, профсоюзным комитетом по
месту работы или учебы пациента;
- учит вести бюджет (распределять собственные средства);
- обучает ведению домашнего хозяйства;
- помогает обустроить жилье, быт;
- оказывает поддержску и помощь на этапах завершения стационарной
или амбулаторной реабилитационной программы (посещение пациента на дому, вовлечение в группы само- и взаимопомощи);
- помогает в организации досуга.
Социальный работник реализует психосоциальную помощь зависимому
от ПАВ по следующему плану:
- установление рабочих контактов с социальными службами,
оказывающими действенную социальную помощь в решении проблем конкретного пациента;
- выявление, анализ и детализация проблем каждого пациента,
обратившегося за помощью;
- ранжирование и определение приоритетности в решении
психосоциальных проблем пациента;
- непосредственное решение конкретной психосоциальной проблемы с
учетом имеющихся ресурсов (самого пациента, его ближайшего окружения, команды специалистов, сотрудников заинтересованных служб);
- совместная с пациентом оценка степени решения каждой
психосоциальной проблемы и степени удовлетворенности результатами проделанной работы.
Реабилитационная работа с ближайшим окружением пациента, проводимая социальным работником, включает следующие формы:
· информационные тренинги, семинары, лекции на темы о психосоциальных последствиях зависимости от ПАВ;
· индивидуальные тематические консультации: особенности семейных взаимодействий, механизмы формирования созависимости, повышение мотивации на участие значимых других лиц в программе реабилитации;
· семейное консультирование с участием пациента, направленное на сближение и улучшение взаимопонимания;
· «родительские группы», проводимые для значимых других лиц с целью обучения конкретным навыкам по преодолению созависимости, выявлению и предупреждению срыва, рецидива заболевания;
· участие в организации и проведении групп взаимопомощи для значимых других лиц.
9.2 Требования к режиму труда, отдыха и реабилитации
Оптимальная структура рабочего дня, режима труда и отдыха, обеспечивающая продуктивную занятость, создает условия для актуализации и развития нормативных личностных статусов, профилактики обострений патологического влечения к ПАВ и способствует рациональному распределению физических, умственных и эмоциональных нагрузок в зависимости от состояния пациента и этапа реабилитации, на котором он находится.
9.3 Требования к уходу за пациентами и вспомогательным процедурам
Требования по уходу за пациентами, предъявляемые к среднему и младшему медицинскому персоналу, включают:
· знания и практические умения по взаимодействию, наблюдению и уходу за пациентами, зависимыми от ПАВ;
· активное участие в реабилитационных мероприятиях отделения (контроль за выполнением условий контракта, режима отделения, устава ТС);
· знания и практические умения по разъяснению основных принципов организации лечебно-реабилитационного процесса пациентам и их родственникам;
· активное участие в создании реабилитационной среды (доброжелательная обстановка в отделении, гуманное отношение к пациентам, соблюдение правил деонтологии, контроль за соблюдением правил режима отделения со стороны пациентов и персонала, владение медицинскими лечебно-диагностическими манипуляциями);
· соблюдение санитарного режима отделения.
Медицинскими лечебно-диагностическими процедурами в работе с больными, зависимыми от ПАВ, являются: измерение частоты дыхания, сердцебиения, исследование пульса, артериального давления, термометрия, внутримышечное и внутривенное введение лекарственных препаратов, раздача медикаментов.
9.4 Дополнительная информация для пациента и членов его семьи
На каждом этапе реабилитации специалисты мультидисциплинарной команды (врач-нарколог, психотерапевт, психолог, социальный работник) регулярно (не реже 1 раза в месяц) проводят занятия с родственниками пациента по темам:
· медицинские и психосоциальные последствия зависимости от ПАВ;
· навыки общения с зависимым от ПАВ;
· создание реабилитационной среды в семье;
· диагностика состояния зависимого от ПАВ с целью предупреждения срыва, рецидива заболевания;
· навыки оказания психологической поддержки.
10. МОНИТОРИНГ
10.1 Критерии мониторинга и оценки эффективности медико-социальной реабилитации
Мониторинг включает:
· сбор информации о реабилитации больных с зависимостью от ПАВ от лечебно-профилактических учреждений всех уровней, включая специализированные наркологические реабилитационные учреждения (центры);
· анализ полученных данных;
· составление отчета о результатах проведенного анализа.
Исходными данными при мониторинге являются:
· уровень реабилитационного потенциала больных с зависимостью от ПАВ;
· план-схема одного дня реабилитационного учреждения (подразделения) в амбулаторно-поликлинических условиях, дневного стационара и круглосуточного стационара;
· схема продолжительности реабилитационных этапов и примерный график работы с зависимыми от ПАВ;
· анкета комплексных характеристик ремиссии (приложение 1).
При проведении мониторинга используются истории болезни, амбулаторные карты и иные документы, предусмотренные ЛПУ наркологического профиля.
В процессе регистрации (приложение 2) и анализа полученных результатов мониторинга учитываются:
· нозологическая принадлежность по основному и сопутствующему диагнозу;
· продолжительность стационарной и/или амбулаторной реабилитации (в месяцах);
· завершение этапов реабилитации (адаптационного, интеграционного, стабилизационного, противорецидивного);
· количество пациентов и причины досрочного выхода из стационарной программы;
· количество пациентов, включенных в амбулаторную реабилитацию, их удельный вес к общему количеству больных, состоящих на учете в регионе;
· количество пациентов и причины досрочного выхода из амбулаторной программы;
· перечни медицинских услуг обязательного и дополнительного ассортиментов;
· методы медикаментозной и немедикаментозной терапии;используемые направления и методы психотерапии;
· продолжительность и стойкость терапевтических ремиссий;
· уровень социального функционирования и качества жизни.
10.2 Порядок исключения пациента из мониторинга
Пациент считается включенным в мониторинг при заполнении карты на данного пациента (история болезни, амбулаторная карта и др.).
Исключение из мониторинга проводится в случае отсутствия возможности заполнения карты (например, в случае многократной неявки на амбулаторный прием).
10.3 Промежуточная оценка и внесение изменений в протокол
Оценка выполнения стандарта ведения больных по регионам проводится один раз в год наркологическими учреждениями. Отчет предоставляется в конце текущего календарного года главному специалисту (консультанту) по наркологии Министерства здравоохранения РУз.
Внесение изменений в стандарт ведения больных производится в случае получения достоверных результатов новых технологий (психотеравпевтических методик, лекарственных средств и пр.), значительно повышающих эффективность лечебно-реабилитационных программ.
Приложение 1
Анкета «Комплексные характеристики ремиссии»
(производится куратором этапа ЛРП, на котором находится больной)
I длительность ремиссии
- Продолжается ли ремиссия?
- если «да», то длительность ремиссии ……. месяцев;
- если «нет», то сколько длилась ремиссия ……месяцев
- Охарактеризуйте устойчивость ремиссии:
- устойчивая (не было употребления ПАВ);
- неустойчивая (однократное употребление ПАВ – «срыв»);
- рецидив (систематическое возобновление употребления ПАВ).
IIсоциальные характеристики ремиссии
(Высокий средний, низкий уровень социальной динамики)
- Есть ли изменения в сфере образования?
- положительная динамика (восстановился или поступил в учебное заведение; успешно закончил обучение);
- отсутствие динамики (учился и в настоящее время продолжает учиться; не учился и в настоящее время не обучается);
- отрицательная дикамика (прекратил учебу, не окончив курс обучения).
- Есть ли изменения в семейном положении (родительская или собственная семья)?
- положительная динамика (создал или воссоединился с семьей);
- отсутствие динамики (семьи не было и нет; продолжает проживать в семье);
- отрицательная динамика (потеря семьи).
- Есть ли изменения в профессии?
- положительная динамика (поступил или восстановился на работе);
- отсутствие динамики (работал и продолжает работать; не работал и в настоящее время не имеет работы);
- отрицательная динамика (потеря места работы).
Варианты оценки:
- Высокий уровень - в случае ответов по следующим позициям: три или
две верхние позиции “+” (положительная динамика).
- Низкий уровень – в случае ответов по следующим позициям: три или
две нижние позиции “-“ (отрицательная динамика).
- Средний уровень – остальные варианты ответов.
III психологические характеристики ремиссии:
(Высокий, средний, низкий уровень психологической динамики)
1. Преобладающее настроение?
- хорошее;
- ровный фон, без особых колебаний;
- плохое.
2. Доволен ли собой?
- да;
- затрудняюсь с ответом;
- нет.
3. Доволен ли жизнью?
- да;
- затрудняюсь с ответом;
- нет.
4. Появился ли интерес (перспективы, планы, цели) в жизни, не связанный с употреблением ПАВ?
- да;
- затрудняюсь с ответом;
- нет.
5. Физическое самочувствие?
- хорошее;
- удовлетворительное;
- плохое.
6. Психическое самочувствие?
- хорошее;
- удовлетворительное;
- плохое.
Варианты оценки:
- Высокий уровень – в случае ответов по следующим позициям: пять или
шесть верхних позиций «+».
- Низкий уровень – в случае ответов по следующим позициям: пять или
шесть нижних позиций «-».
- Средний уровень – остальные варианты ответов.
Приложение 2
Мониторинг стандарта ведения больных «Медико-социальная реабилитации больных с зависимостью от ПАВ»
Наименование ЛПУ:_________________________________________
Ф.И.О. пациента ____________________________________________
Пол м/ж ___________________________________________________
Возраст ___________________________________________________
Диагноз:
- основной _____________________________________________
- сопутствующий ________________________________________
Уровень реабилитационного потенциала:
- высокий __________________________________________________
- средний ___________________________________________________
- низкий ____________________________________________________
Продолжительность реабилитации (в месяцах):
- стационар _________________________________________________
- амбулатория _______________________________________________
Какие этапы реабилитации завершены:
- адаптационный _____________________________________________
- интеграционный ____________________________________________
- стабилизационный __________________________________________
- находится в постреабилитационном периоде с (дата): _____________
Перечень медицинских услуг: _________________________________
___________________________________________________________
Виды фармакотерапии: _____________________________________
Немедикаментозные методы терапии:
- физиотерапия ______________________________________________
- рефлексотерапия и пр. _______________________________________
Используемые направления и методы психотерапии :
- индивидуальные ____________________________________________
- групповые _________________________________________________
- семейные __________________________________________________
Используемые направления трудотерапии: _____________________
Используемые досуговые мероприятия: _________________________
Продолжительность ремиссии:
- до 3 месяцев ________________________________________________
- 4-6 месяцев _________________________________________________
- 7-9 месяцев _________________________________________________
- 10-12 месяцев_______________________________________________
- более 1 года _______________________________________________