Title
16.05.2015

Комментарий к указу Президента Республики Узбекистан

Комментарий к указу Президента Республики Узбекистан

«О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития»

За годы независимости в Республике Узбекистан осуществляется системная работа по либерализации экономики, внедрению рыночных принципов и механизмов управления, формированию благоприятного делового климата, устранению излишних бюрократических барьеров и препон на пути развития частной собственности и частного предпринимательства.

Только за период 2012-2014 годы принято более 15 законов Республики Узбекистан, направленных на повышение роли частной собственности и ее защиту, дальнейшее улучшение состояния деловой среды и условий ведения бизнеса, в том числе «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности (новая редакция)», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О конкуренции», «О семейном предпринимательстве» и другие.

В результате доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56 процентов в настоящее время, в этой сфере трудится более 77 процентов занятого населения.

Принятый Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» направлен на создание еще более благоприятных экономических и правовых условий и стимулов для кардинального повышения роли и места частной собственности в экономике, ликвидации имеющихся преград и ограничений в организации предпринимательской деятельности, последовательного роста доли частной собственности в валовом внутреннем продукте, в том числе с участием иностранного капитала.

Указом утверждена комплексная Программа мер, предусматривающая реализацию в основном в текущем году 33 конкретных мероприятий по четырем ключевым направлениям дальнейшего обеспечения надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятия преград для их ускоренного развития.

Особое внимание в Программе мер обращено на создание необходимых условий и возможностей для ускоренного развития частной собственности и частного предпринимательства, дальнейшее упрощение порядка их создания и организации деятельности, предоставление большей свободы для предпринимательства за счет либерализации административного и уголовного законодательства.

В частности, вводится порядок, в соответствии с которым уголовное дело не возбуждается и лицо освобождается от ответственности, если оно впервые совершило преступление, предусмотренное статьей 184 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей), и полностью возместило нанесенный государству ущерб, уплатило пени и другие виды финансовых санкций в течение 30 дней после обнаружения преступления.

Также намечено внести дополнения в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми не применяется наказание в виде лишения свободы при полном возмещении должностными лицами хозяйствующих субъектов нанесенного материального ущерба, предусмотренного за лжебанкротство и сокрытие банкротства.

Из уголовной юрисдикции в административную предусматривается перевести правонарушения, совершенные в сфере правил торговли, торговой и посреднической деятельности, за исключением правонарушений в особо крупном размере.

Определены меры по смягчению ответственности должностных лиц, осуществляющих административно-распределительные и административно-хозяйственные полномочия в предпринимательских структурах и других негосударственных организациях. Так, в Уголовный кодекс будут введены отдельные статьи, предусматривающие более мягкие меры наказания за незаконное получение материального вознаграждения (коммерческий подкуп), злоупотребление полномочием и другие правонарушения. При этом в случае полного возмещения причиненного материального ущерба в результате указанных правонарушений не применяется наказание в виде лишения свободы.

Программой мер предусматривается усиление роли судебных органов в защите интересов частных предпринимателей. Так, только по решению суда может осуществляться изъятие имущества субъектов предпринимательства в связи с нарушением ими налогового и таможенного законодательства, взыскание доначисленных таможенных платежей, по которым имеется возражение со стороны плательщика. Хозяйственным судам предоставляется право приостанавливать исполнение обжалуемого действия (решения) контролирующего органа, а срок вынесения хозяйственными судами определения о принятии искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству сокращен с 10 до 5 дней.

Вводится порядок, в соответствии с которым проверки правоохранительными органами деятельности хозяйствующих субъектов в связи с возбужденными уголовными делами осуществляются с участием привлеченных хозяйствующими субъектами адвокатов (за исключением случаев письменного отказа от данного права со стороны хозяйствующего субъекта).

Программой установлен широкий комплекс мер по упрощению всех видов регистрационных и разрешительных процедур, расширению доступа к получению различных видов государственных услуг. Так, для получения льгот и преференций, предусмотренных законом для субъектов предпринимательства, не нужно обращаться со всякого рода письменными заявлениями.

Упрощен порядок осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) первой необходимости у субъектов предпринимательства посредством электронных торгов через специальный информационный портал Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи.

Государственная регистрация и постановка на учет субъектов предпринимательства будет осуществляться круглосуточно через автоматизированную систему государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства в сети интернет, интегрированную в Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

Для снятия бюрократических преград, обеспечения открытости и прозрачности при получении государственных услуг, исключения прямых контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение об их предоставлении, на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) будут созданы Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» взамен существующих служб «одно окно» при различных ведомствах по оказанию отдельных видов государственных услуг.

Одновременно с этим, намечается дальнейшее упрощение процедур, связанных с предоставлением земельных участков субъектам предпринимательства и выдачей разрешений на строительство за счет внедрения уведомительного порядка регистрации территориальными инспекциями государственного архитектурно-строительного надзора объектов строительства и выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ с представлением субъектами предпринимательства необходимых документов, оптимизации процедур и сроков подготовки, согласования и утверждения материалов по выбору и отводу земельного участка.

Исключительно важное значение в утвержденной Указом Программе мер придается дальнейшему упорядочению порядка проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов и повышению ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, нарушение прав частных собственников.

В частности, с 1 июля 2015 года устанавливаются единые порядок и периодичность проведения плановых проверок, при которых все проверки деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств осуществляются в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других хозяйствующих субъектов – не чаще одного раза в три года, только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов Республики Узбекистан. При этом срок проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, сокращается с 30 до 10 календарных дней.

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства должны охватывать период только после последней плановой проверки. Субъектам предпринимательства предоставляется возможность исправить в ходе проверок допущенные ошибки, предотвращая тем самым приостановление их деятельности и фактическую ликвидацию.

Большое внимание уделено вопросам повышения эффективности проводимой со стороны контролирующих органов профилактической работы, направленной на повышение правовой грамотности субъектов предпринимательства и предупреждение правонарушений до назначения комплексных проверок их деятельности. Именно по этому критерию будет оцениваться работа контролирующих органов.

Введение этих мер предусматривает принятие в новой редакции Закона Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства».

В Указе поручено Генеральной прокуратуре, Министерству юстиции, Верховному суду Республики Узбекистан совместно с заинтересованными структурами выработать и принять конкретные меры по усилению ответственности должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

Так, намечается усилить меры административной ответственности за нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, нарушение порядка оказания государственных услуг, незаконное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и (или) операций по их банковским счетам, необоснованное истребование информации о наличии денежных средств на счетах хозяйствующих субъектов, принудительное привлечение хозяйствующих субъектов к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств и другие.

Предусматривается установить административную ответственность за снос зданий, иных строений, сооружений, принадлежащих субъектам предпринимательства, в случае неполного возмещения убытков по рыночной стоимости указанного имущества.

В отношении должностных лиц контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов, неоднократно нарушающих законодательство в сфере защиты свободы предпринимательской деятельности, будут применяться меры уголовной ответственности.

Наряду с этим предусматривается внедрение механизма возмещения вреда в полном объеме, включая упущенную выгоду, причиненного субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан или действий (бездействия) их должностных лиц.

Все эти изменения и дополнения должны найти отражение в административном и уголовном законодательстве. Так, в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности предполагается ввести отдельную Главу XVI1, предусматривающую административную ответственность за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность и другие правонарушения, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов. Соответствующие дополнения будут внесены и в Уголовный кодекс Республики Узбекистан.

Реализация принятого Указа Президента Республики Узбекистан позволит создать еще более благоприятные условия для ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, улучшения бизнес-среды, широкого привлечения в экономику Узбекистана отечественных и иностранных инвестиций, создания новых рабочих мест, что в целом будет способствовать росту благосостояния населения.

Источник: uza.uz


^ Наверх