18.03.2009
§ 3. Принятие (утверждение) нормативного акта
50. Нормативные акты принимаются (утверждаются) путем подписания соответствующего приказа, постановления или указания руководителем министерства или ведомства или лицом, исполняющим его обязанности. Подписи заверяются печатью соответствующего органа.
51. При принятии совместных приказов, постановлений подписи располагаются последовательно с учетом значимости регулируемого вопроса для каждого министерства и ведомства. В случае равнозначности регулируемого вопроса для нескольких министерств и ведомств подписи располагаются в алфавитном порядке наименования соответствующих органов.
52. Нормативные акты, принимаемые в форме положений, правил и инструкций, прилагаются к соответствующему приказу или постановлению, которым они утверждаются. При этом в правом верхнем углу положения, правил или инструкции ставится гриф утверждения, который состоит из слова ”Утверждено” (в соответствующем падеже), названия документа в именительном падеже, с указанием его даты и номера (приложение N 2 к настоящим Правилам).
53. Принятый нормативный акт должен иметь следующие реквизиты:
а) обозначение формы нормативного акта;
б) наименование нормативного акта;
в) номер, дату и место принятия нормативного акта;
г) подпись руководителя министерства или ведомства либо лица, исполняющего его обязанности, заверенная печатью данного органа, в том числе наименование должности и фамилия.
Нормативные акты, принятые совместно несколькими министерствами и ведомствами, должны иметь единую дату.
В случае если на руководителя министерства или ведомства возложено выполнение функций двух или более должностей, то в качестве реквизита указывается наименование той должности, которая дает ему право подписи от имени данного министерства или ведомства.
Возложение исполнения обязанностей руководителя министерства или ведомства в случае его временной нетрудоспособности, отпуска или отсутствия по другой причине должно быть предусмотрено распорядительным документом, подписанным (утвержденным) руководителем соответствующего министерства или ведомства.
54. Министерства и ведомства ведут отдельный журнал учета принимаемых (утверждаемых) ими нормативных актов, в который вносятся следующие сведения о нормативном акте:
а) форма и наименование;
б) дата и место принятия (утверждения);
в) органы, с которыми акт согласован (при наличии);
г) фамилия, инициалы и должность должностного лица, подписавшего акт;
д) наименование структурного подразделения, ответственного за подготовку акта, в том числе фамилия, инициалы и должность ответственного работника.
Нормативному акту присваивается номер, соответствующий его порядковому номеру в журнале учета нормативных актов.
55. Нормативный акт принимается в одном подлинном экземпляре. Совместные нормативные акты принимаются в количестве, соответствующем количеству органов, утвердивших акт.
ГЛАВА IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НОРМАТИВНОГО АКТА
§ 1. Направление нормативного акта в Министерство юстиции
Республики Узбекистан на государственную регистрацию
§ 2. Государственная регистрация нормативных актов
§ 3. Вступление в силу нормативных актов, зарегистрированных
Министерством юстиции
§ 1. Направление нормативного акта в Министерство юстиции Республики Узбекистан на государственную регистрацию
56. Нормативный акт в течение 10 дней со дня принятия направляется в Министерство юстиции для государственной регистрации. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, то срок представления на государственную регистрацию продлевается до первого следующего за ним рабочего дня.
Факт представления нормативного акта на государственную регистрацию в течение установленного срока фиксируется датой, проставленной канцелярией Министерства юстиции на сопроводительном письме, а в случае, если нормативный акт направлен по почте - датой приема корреспонденции отделением связи.
57. Представление на государственную регистрацию нормативного акта, принятого совместно несколькими министерствами и ведомствами, возлагается на орган, который в числе подписавших акт указан первым.
58. Нормативные акты представляются в Министерство юстиции руководителем (заместителем руководителя) министерства и ведомства в 3 экземплярах (подлинник и 2 копии). Нормативные акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия). В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке распространения нормативно-правовых актов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 августа 2000 года N 304, в Министерство юстиции представляются также электронные версии данных актов на электронных носителях (флоппи дисках, CD-ROM) либо они направляются в министерство через систему электронной почты.
При представлении на государственную регистрацию нормативного акта, принятого совместно несколькими министерствами и ведомствами, количество, подлинников, подлежащих представлению, увеличивается соответственно на количество органов утвердивших нормативный акт.
К нормативному акту прилагается справка (в одном экземпляре), подписанная руководителем юридической службы органа, представившего нормативный акт. В справке должны быть указаны фамилия, имя, отчество, должность, телефоны подписавшего лица.
В сопроводительном письме либо в справке необходимо указать фамилию, имя и отчество, контактные телефоны:
руководителя и работника структурного подразделения министерства или ведомства, ответственного за подготовку нормативного акта;
лиц, уполномоченных на получение зарегистрированного нормативного акта в Министерстве юстиции.
В случае, когда нормативный акт утвержден лицом, исполняющим обязанности руководителя министерства или ведомства, в справке должны быть указаны реквизиты соответствующего распорядительного документа, предусматривающего возложение исполнения обязанностей руководителя министерства или ведомства, а также срок выполнения данных полномочий.
59. В случае, если нормативный акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также, если он принят (издан) взамен акта, в регистрации которого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма (заключения) Министерства юстиции Республики Узбекистан об отказе в государственной регистрации либо возвращении нормативного акта без государственной регистрации.
60. Перевод нормативного акта должен быть завизирован подписью переводчика, а в случае осуществления перевода специализированной организацией подписью ее руководителя, скрепленной печатью данной организации.
61. Направлению на правовую экспертизу и государственную регистрацию подлежат следующие нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер:
а) затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы, законные интересы и обязанности граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, гарантии их осуществления, механизмы реализации указанных прав, свобод и обязанностей;
б) имеющие межведомственный характер;
в) имеющие обязательную силу для предприятий и организаций, не входящих в систему министерства или ведомства, утвердившего (двух или более ведомств, совместно утвердивших) нормативный акт. Предприятия и организации считаются входящими в систему министерства или ведомств, если они находятся в полном подчинении данного органа. Подчинение может быть прямым (по вертикали всем вышестоящим звеньям данной системы) или непосредственным (ближайшему вышестоящему органу). Предприятия и организации не считаются входящими в систему министерства или ведомства, если они подчинены им в каком-либо специальном отношении (например, по вопросам правил ведения учета, финансирования, методического руководства и т.д.), подконтрольны им либо министерство или ведомство осуществляет функции по координации их деятельности.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), а также характера содержащихся в них предписаний, в том числе сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера.
62. Не подлежат государственной регистрации:
а) индивидуальные правовые акты (акты, являющиеся по своему содержанию юридическими фактами, непосредственно порождающие, изменяющие или прекращающие конкретные правоотношения, действие которых исчерпывается однократным применением), в том числе персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.), оперативно-распорядительного характера (разовые поручения) и т.д.
б) акты, которыми решения вышестоящих органов государственного управления или исполнительной власти доводятся до сведения органов и организаций системы органа управления или исполнительной власти;
в) документы по стандартизации, регистрируемые в установленном порядке уполномоченными государственными органами (стандарты, правила и нормы по стандартизации, классификаторы технико-экономической информации);
г) технические правила и нормы, не относящиеся к нормативным документам по стандартизации. Отнесение нормативных актов к техническим правилам и нормам осуществляется по согласованию с Министерством юстиции, для чего они в обязательном порядке представляются министерствами и ведомствами в Министерство юстиции;
д) акты рекомендательного характера. Акты рекомендательного характера не подлежат утверждению;
е) разъяснения норм действующего законодательства по частным обращениям. Министерства и ведомства дают разъяснения норм действующего законодательства только в случаях, когда имеется обращение о даче разъяснений со стороны граждан, предприятий, организаций и учреждений. Право дачи разъяснения норм законодательства должно быть предоставлено законодательством. При этом принимаемые разъяснения должны отвечать требованиям пункта 75 настоящих Правил, а также адресованы обратившемуся лицу. Если в ходе подготовки разъяснения установлена необходимость нормативного регулирования отдельных вопросов применения норм законодательства, министерства и ведомства должны с учетом своей компетенции разработать и принять соответствующий нормативный акт либо внести в вышестоящие органы предложения по принятию нормативных актов. В случаях, если необходимость дачи разъяснения обусловлена практикой применения норм законодательства, министерства и ведомства должны принять соответствующий нормативный акт;
ж) другие документы, не имеющие общеобязательный характер.
63. В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов критериям, перечисленным в пункте 61 настоящих Правил, такие акты подлежат направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Узбекистан. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Министерство юстиции Республики Узбекистан после проведения правовой экспертизы.
Номер документа:
N 124
Дата принятия:
16.10.2000