Квалификационная характеристика на врачебную специальность – стоматология детская.
17.03.2009
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – стоматология детская.
В соответствии с требованиями специальности стоматология детская, врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
1.Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.
2.Общие вопросы организации стоматологической помощи детям, организацию работы скорой и неотложной помощи детскому населению.
3.Организацию работы стоматологических кабинетов, оборудование и оснащение.
4.Основные требования к стерилизации стоматологического оборудования.
5.Топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфотока, строение зубов, эмбриологию челюстно-лицевой области, основные нарушения эмбриогенеза.
6.Анатомо-физиологические особенности детского организма в различных возрастных группах.
7.Основные вопросы нормальной и патологической физиологии челюстно-лицевой области, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.
8.Биологическую связь и основные функции зубочелюстной системы, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды.
9.Роль гигиенического содержания полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта.
10.Принципы, приемы и методы обезболивания в детской стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации.
11.Этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний и пороков развития, их влияние на органы и системы организма человека.
12.Основы фармокотерапии в детской стоматологии.
13.Показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов обследования.
14.Основы иммунобиологии, роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний.
15.Клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у детей, их профилактику, диагностику и лечение.
16.Клинические проявления в полости рта системных болезней ребенка.
17.Клиническую симптоматику пограничных состояний в детской стоматологии.
18.Пределы консервативной терапии зубов в различных возрастных группах, показания к удалению зубов с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, методы ортопедического и ортодонтического лечения и показания к протезированию.
19.Применение факторов физиотерапии в детской стоматологии.
20.Основы рационального питания здорового ребенка, принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области.
21.Вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.
22.Формы и методы санитарно-просветительной работы.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1.Получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенности в случаях, треюующих неотложной помощи или интенсивной терапии. оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать их при травматическом и анафилактическом шоке, остром сосудистом коллапсе, острой кровпотере, острой сердечной и дыхательной недостаточности, гипертоническом синдроме (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка кровотечения, перевязка и тампонада раны, транспортная иммобилизация, промывание желудка при отравлении, срочная трахеотомия при асфиксии).
2.Провести обследование челюстно-лицевой области, включая: обследование мягких тканей лица, височнонижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы, зондирование зубов, патологических зубо-десневых карманов, свищей, перкуссию и термодиагностику зубов, электроодонтодиагностику, определение степени тяжести заболевания слизистой оболочки полости рта, а также определение факторов, способствующих развитию патологии пародонта и симптомы воспаления и деструкций тканей пародонта.
3.Определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др), дать интерпретацию их результатов. провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний у детей. обосновать клинический диагноз. обосновать схему, палн и тактику ведения больных.
4.Выпольнить местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание и определить показания к общему обезболиванию при стоматологических заболеваниях.
5.Распеределить детей на диспансерные группы, знать кратность осмотров в этих группах.
6.Составить индивидуальный план-график работы на участке. планировать диспансерную работу.
7.Проводить профилактику основных стоматологических заболеваний и зубочелюстных аномалий.
8.Организовать гигиеническое обучение и воспитание детей и родителей, педагогов, среднего медицинского персонала.