МЕДИЦИНСКИЙ ПОРТАЛ УЗБЕКИСТАНА

Квалификационная характеристика на специальность медицинский лаборант

18.04.2010

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИЙ ЛАБОРАНТ

В соответствии с требованиями к специальности медицинский лаборант , специалист должен знать и уметь:

I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, основные приказы лабораторной службе;

- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях;

- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностических лабораториях;

- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностических лабораториях;

- правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала;

- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований;

- основные методы лабораторной диагностики;

- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;

- устав и правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции диагностических лабораторий;

- структура и функции органов кроветворения, нервных тканей, пищеварительной системы, мочевыделительной, половой и других систем;

- строение и функции клетки;

- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, лекарственных препаратов, медицинских процедур и др. на результаты исследований.

II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:

- взять биологический материал для лабораторного исследования;

-организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, и других лабораторных исследований;

-подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;

-провести стерилизацию лабораторной посуды, инструментария;

-провести дезинфекцию биоматериала;

-проводить прием, маркировку и регистрацию поступившего в лабораторию биоматериала, обеспечивать хранение;

-регистрировать проведенные исследования;

-вести учетно-отчетную документацию;

-пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;

-на основании результатов давать качественную и количественную оценку объекта исследований;

-дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторных исследований;

-готовить, фиксировать и окрашивать препараты для исследования клеточных элементов;

-отбирать материал для микроскопического исследования;

-владеть техникой микроскопирования;

-работать с контрольной сывороткой.

III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

1. По гематологическим исследованиям:

-понятие: эритропоэз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбопения;

-причины и лабораторные признаки гемолиза;

-произвести взятие крови на общий анализ;

-приготовление мазков крови, их фиксация и окраска;

-определение цветового показателя крови;

-определение СОЭ;

-приготовление и окраска мазков костного мозга;

-подсчет клеток крови в камере Горяева и на гематологическом счетчике:

-определение гемоглобина гемиглобинцианидным методом;

-приготовление рабочих растворов красителей.

2. По общеклиническим исследованиям:

-исследование физических, химических свойств мокроты, морфологическое и
бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов;

-способы получения и использования желудочного сока, дуоденального содержимого;

-копрологическое исследование, условия получения материала, физические и химические свойства кала, техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования;

-физические свойства мочи, химические исследования мочи, основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;

-ликвор и выпотные жидкости - физико-химические свойства;

- методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов;

-определение физических свойств мокроты, приготовление нативных препаратов и окраска препаратов по Романовскому, по Цилю-Нильсену, для определения микобактерий туберкулеза методом люминесцентной микроскопии;

-произвести микроскопическое и бактериоскопическое исследование мокроты;

-определить физические свойства мочи, химическое исследование мочи (определение белка, глюкозы, билирубина, уробилиногена, кетоновых тел);

-микроскопическое исследование мочи; определение плоского, полиморфного, почечного эпителия, эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров, элементов неорганизованного осадка;

-описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, общей кислотности желудочного сока;

-микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах; различить элементы застойной пищи и флоры;

-определить физические свойства дуоденального содержимого;

-микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли);

-обнаружение простейших, яиц гельминтов;

-провести анализ кала;

-определение физических свойств кала;

-описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи;

-определить физические и химические свойства спинномозговой жидкости;

-провести микроскопическое исследование ликвора, определить цитоз;

-приготовить препараты транссудатов и экссудатов на микроскопию и бактериоскопию, окрасить препараты;

-поставить пробу Ривальта, определить количество белка, микроскопировать нативные препараты;

-приготовить и окрасить препараты отделяемого половых органов для дифференциации гонореи, трихомониаза и других инфекций;

-провести микроскопическое и бактериологическое исследование отделяемого половых органов;

3. По цитологическим исследованиям:

-правила взятия и обработка материала для цитологических исследований;

-подготовить стекла, фиксаторы, красители, окрасить цитологические препараты;

-приготовление, окраска, фиксация препаратов для цитологического исследования (мокроты, транссудатов, экссудатов, отделяемого ран, свищей, соскобов с поверхности эрозий, язв; пунктатов, полученных из опухолей и опухолеподобных образований различной локализации, материала, полученного при эндоскопических исследованиях, гинекологических осмотрах и т.д.).

4. По биохимическим исследованиям:

-уметь работать на фотоэлектроколориметрах, биохимических и коагулогических анализаторах, аппарате для электрофореза, рН-метре;

-уметь применять дозаторы, автоматические пипетки и другую малую механизацию;

-уметь приготовить растворы (процентные, молярные, нормальные), химреактивы;

-уметь обрабатывать биохимическую посуду, инструментарий;

-определять показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, креатинин, С-реактивный белок и др.);

-определять показатели липидного обмена (общий холестерин);

-определять показатели углеводного обмена (глюкоза);

-определять показатели минерального обмена (натрий, калий, хлориды, кальций и др.);

-определять показатели кислотно-основного состояния (КОС) крови;

-определять активность ферментов в сыворотке (ACT, АЛТ,);

-определять показатели гемостаза (время кровотечения, время свертывания, фибриноген, степень ретракции кровяного сгустка).

5. По паразитологическим исследованиям:

-основные морфологические характеристики гельминтов;

-морфологические различия видов гельминтов и их яиц;

-паразиты малярии, виды, стадии развития;

-морфология малярийных паразитов;

-правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов;

-уметь приготовить препараты методом нативного мазка, методом обогащения, -приготовление толстой капли;

-различать в препаратах представителей класса членистоногих.

6. По иммунологическим исследованиям:

-учение об иммунитете, виды иммунитета;

-иммуноглобулины (антитела), классификация;

-иммунодефицитные состояния;

-определять группу крови по системе АВО;

-определять резус-фактор;

-прямая и непрямая пробы Кумбса;

-ставить реакцию агглютинации на стекле;

-развернутая агглютинация.

7. По кожно-венерологическим исследованиям:

-уметь взять материал и приготовить препараты для исследования грибковых заболеваний, на бледную трепаному, возбудителя мягкого шанкра, гонорею, трихомониаза, анаэробную инфекцию;

-умение различать в препаратах диплококки, трихомониазы и др.

IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):

-взятие крови на различные виды анализов, получить сыворотку, плазму крови;

-собрать мочу и другие биологические жидкости для лабораторного исследования;

-приготовить реактивы;

-обработать лабораторную посуду;

-построить калибровочные кривые;

-работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);

-подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии;

-производить необходимые расчеты;

-определение групповой принадлежности крови;

-исследовать биологический материал: кровь, ликвор, мокроту, мочу, желудочный сок, дуоденальное содержимое, отделяемое половых путей, кал;

-обрабатывать медицинскую аппаратуру, инструментарий, помещение.

Составители:

Л.Л. Ахунджанова (Старший научный сотрудник лаборатории биохимии НИИП МЗ РУз, к.б.н.)

Н.С. Назарова (Старший преподователь КДЛ Сабир-Рахимовского медколледжа)

Комиссия использовала:

1. Квалификационные характеристики прошлых лет.

2. Работы ученных России, Узбекистана.

3. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.

4. Гос. образовательный стандарт высшего медицинского образования.




Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2011 Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft